Просмотр содержимого документа
«С чего начинается Родина?»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Учхозская средняя общеобразовательная школа » Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
Исследовательская работа.
Номинация: «Архитектура и урбанистика края»
-религиозные здания и сооружения
Тема работы: «С чего начинается Родина?»
Выполнила: ученица 3 класса
Морозкина Анастасия
Руководитель: Грачёва.Г.А.
Введение
Тема моей исследовательской работы выбрана мною не случайно: меня заинтересовал вопрос возникновения моего родного посёлка. Учитель мне рассказал, что основателем нашего посёлка стал монах Дионисий, который поселился в здешних дремучих лесах и основал монастырь Спасская пустынь. Постепенно вокруг монастыря стали селиться жители.
Актуальность исследования
Я считаю, что каждый человек должен знать историю своей малой Родины.
Цель данной работы:
1. изучение истории возникновения и существования Спасо-Преображенского монастыря;
2. познакомить с собранной информацией учителя и ребят в классе.
Задачи исследования:
1. собрать необходимый материал по теме;
2. пробудить интерес к истории родного посёлка;
3. вызывать чувство гордости за родную землю.
Гипотеза исследования:
Могу предположить, что история возникновения моего посёлка напрямую связана с историей развития монастыря.
Объект исследования:
Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь
Предмет исследования:
история возникновения и развития Спасо-Преображенского монастыря
Методы исследования:
анализ источников информации;
наблюдение;
интервью;
личная беседа;
обработка полученных результатов
История
Краснослободский Преображенский мужской монастырь — православный мужской монастырь в республике Мордовия. Основан в 1655 году. После закрытия монастыря советской властью, которое состоялось в начале 20 века, окончательно передан Церкви в 2010 году.
Краснослободский Спасо-Преображенский (в честь Преображения Господня) мужской монастырь (до втор. пол. 18 в. Спасская пустынь) основан в 1655 г. по благословению патриарха Никона.
В 1656 г. в лесу, на противоположной от города стороне Мокши уже была срублена деревянная Спасо-Преображенская церковь с Казанским приделом. Землю под монастырь передал инокам богатый крестьянин Путилка Баженов.
Первые полтора столетия своего существования Спасская пустынь развивалась крайне медленно и выглядела скорее как скит, чем полноценный монастырь. На протяжении столетия пустынь упорно боролась за свое существование, много раз судилась с обидчиками за земли. Во многом община выстояла благодаря строгому уставу, введенному основателем монахом Дионисием и переработанному старцем Герасимом.
Обитатели пустыни всегда отличались стоическим характером и непритязательностью в быту, а община – строгой замкнутостью, поэтому она не обладала широкой известностью.
В 1764 штат монастыря насчитывал всего семь человек – игумена, четырех иеромонахов и двух монахов. Серьезные изменения в обители произошли после назначения на место настоятеля иеромонаха Саровской пустыни Геннадия. Прибыв в полуразвалившийся монастырь, он за собственный счет перестроил его полностью в камне.
К революции Спасо-Преображенский монастырь представлял из себя полностью законченный комплекс. Ансамбль был заключен в квадрат со сторонами ок. 100 м.;
Земельные владения монастыря составили около 1500 десятин пашни, леса, лугов и неудобья. Процветало огородничество и животноводство, финансовое положение обители позволяло братии содержать целый поселок, выросший возле стен, и несколько учебных заведений, в том числе духовную школу, готовившую кадры для приходов.
В 19 веке число насельников колебалось от 70 до 120 чел., не считая трудников и мирян, живших в поселке и занятых в монастырском хозяйстве. В 17 в. в Спасо-Преображенском монастыре подвизался выдающийся подвижник-аскет инок Герасим Краснослободский. По кончине инок Герасим, выполнявший в последние годы обязанности настоятеля, был погребен возле старого собора. Затем его нетленные останки покоились в склепе под новым собором. Сейчас мощи старца Герасима покоются в монастыре.
После разгона монастыря был снесен собор(на месте его был воздвигнут памятник Ленину) и кладбищенская церковь, больничная церковь обращена в клуб, а келейные корпуса вместили среднее сельское профессионально-техническое учебное заведение (учхоз). Многие здания пришли в плохое состояние, и прежде всего разруха отразилась на колокольне, требующей самого серьезного ремонта.
В настоящее время монахам возвращена Александро-Невская церковь и некоторые жилые помещения. Восстановление обители идет очень трудно. Александро-Невская церковь одновременно является приходской для верующих поселка «Учхоз».
В настоящее время монастырь действующий. В монастырском храме богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельников обители.
После беседы с отцом Иоанном, посещением церкви и пройдясь по территории монастыря, я поняла, что не зря строились и сейчас восстанавливают храмы и монастыри. В этих местах человека охватывает покой, умиротворённость, он становится чище, добрее. Слово «благодать» для меня здесь, в монастыре, в церкви, обрело ясный, понятный моей душе смысл – давать добро, благо душе человека. Я хочу, чтобы монастырь продолжал жить, чтобы его древняя история продолжалась, чтобы было, куда прийти по зову души и знать, что есть люди, послушники монастыря, которые молятся за всех нас, за спасение Руси.
Я узнала, что в церкви находится одна из святынь монастыря - чудотворная Казанская икона Божией Матери. После разгона монастыря её спасли и хранили у себя местные жительницы, а когда монастырь стал опять действующим, то икону вернули на своё законное место. И даже было чудо – икона мироточила. Около иконы всегда люди.
Приток паломников наблюдается в престольные праздники Преображения Господня и на Казанскую.
Заключение.
После беседы с отцом Иоанном, посещением церкви и пройдясь по территории монастыря, я поняла, что не зря строились и сейчас восстанавливают храмы и монастыри. В этих местах человека охватывает покой, умиротворённость, он становится чище, добрее. Слово «благодать» для меня здесь, в монастыре, в церкви, обрело ясный, понятный моей душе смысл – давать добро, благо душе человека. Я хочу, чтобы монастырь продолжал жить, чтобы его древняя история продолжалась, чтобы было, куда прийти по зову души и знать, что есть люди, послушники монастыря, которые молятся за всех нас, за спасение Руси.
Я ознакомила класс со своей работой и мы все решили в ближайшее время посетить монастырь, поговорить с насельниками монастыря, побольше узнать о старце Герасиме, увидеть чудотворную икону Казанской Божией Матери.
Используемая литература:
1.Беляев И. Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь (1883).
2.Беляев И. Старец Герасим, подвижник Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря (1875).
3.Сагакский Г. Н. Краснослободский Спасо-Преображенский общежительный мужской монастырь: историко-статистический очерк // Пензенские Епархиальные ведомости. — 1903.
4.Лютов А. Среди мещерских лесов затерялись. (Об исторической связи Краснослободского края и Саровской пустыни) // Красная Слобода. — 2003. — 15 мая, 22 мая, 13 июля, 4 июля, 11 июля, 18 июля.