Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
1. Осуществление контроля степени усвоения материала в объёме обязательного минимума содержания материала.
Развивать познавательный интерес учащихся, чувство любви к Родине, ее природе средствами изобразительного искусства.
2.Способствовать расширению природы знаний учащихся о нашей столице.
3.Воспитать чувство восхищения и гордости за столицу, за нашу Родину, формировать чувство казахстанского патриотизма.
4.Совершенствовать навыки самоконтроля, взаимоконтроля учащихся.
Задачи урока.
Создание на уроке необходимого поиска обучающихся дополнительной информации по данной теме.
Формирование навыка более осознанной работы с цветовой гаммой при выполнении пейзажа.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Техническое оборудование: интерактивная доска.
Музыкальное оформление: песня М. Бернеса, стихи.
Этапы урока.
Тема. Цели. Задачи. Мотивация.
Формирование новых знаний.
Практическая работа.
Итог урока. Рефлексия.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Встаньте ребята правильно около своих парт и внимательно посмотрите все ли готово к работе на уроке.
- С каким настроением вы сегодня пришли на урок?
Садитесь, внимательно слушайте и старайтесь все запомнить, чтобы потом повторить.
2. Мотивационное начало урока.
В классе жду я вас всегда.
Вы готовы в путь, друзья?
Все преграды мы пройдем,
Знанья новые найдем.
3. Формирование новых знаний.
Учитель: - Ребята, скажите, как называется страна в которой мы живем?
Ребенок: - Казахстан
Учитель: - (учитель на доске вывешивает название, заранее написанное на листке.)
Учитель: - Это наша большая Родина. Необъятные просторы её раскинулись с севера на юг, с запада на восток. ( слайд 2)
- Назовите главу нашего государства( Н.А.Назарбаев) ( слайд 3)
- А что для вас значит слово Родина? (Ответы детей)
Родина
Что значит «Родина моя?» - ты спросишь( слайд 4)
Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
от края и до края,
Всё это Родина твоя,
Земля твоя родная!
-А какая она наша Родина?
-Большая или маленькая наша РК? (показать на карте)
Объясни поговорку «Нет земли краше, чем Родина наша».( слайд 5)
Наша Родина – РК. Мы здесь с вами родились, казахстанская земля вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и все здесь для нас родное. Много есть на свете, кроме Казахстана, хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
И объехать её необъятные просторы за десять дней мы не сможем.
Скажите, как называется город, который мы называем сердцем нашей Родины ?
Ребенок: - Астана. ( слайд 6)
Учитель: - Астана ребята - это столица нашей Родины.
Чтение стихотворения.
Астана – фантастический город,
Он похож на роскошный цветник,
В летний зной иль в ноябрьский холод
Красотою своей многолик.
- Назовите тот город, в котором мы живем, где находится наша с вами школа?
Ребенок: - Шу.
Учитель: - Если наша большая Родина это Казахстан, то что же мы можем сказать о нашем городе Шу, стоящем на берегу реки Шу?
Ребенок: -Это наша малая Родина.
Учитель: - Послушайте песню в исполнении М. Бернеса, и ответе мне на такой вопрос: - С чего же начинается наша Родина?
(звучит песня в исполнении М.Бернеса «С чего начинается Родина?»)
Учитель: - С чего же начинается Родина? (дети отвечают на поставленный вопрос)
Учитель: - Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Дети: - С чего начинается Родина?
(слайд 7)
Учитель: - Какие поговорки о Родине вы знаете?
Дети: - Тепло Родины своей, огня немного горячей.
Дети: - Где-то золота много и все же, Родина без золота дороже.
Дети: - И собака хвост поднимет, если в своем ауле гуляет.
Дети: - Человек без родины своей, что без леса одинокий соловей.
Дети: - Как Родина дорога поймешь, когда на чужбину попадёшь.
Дети: - Земля родная - колыбель золотая.
Учитель: - Наша Родина начинается и с природы родного края. На прошлом уроке мы с вами начинали изображать природу родного края в карандаше. Давали полный анализ репродукциям картин, которые здесь представлены.
Все эти картины изображались художниками в красках, давайте поговорим подробнее о красках на картинах.
Посмотрите на этот лист и скажите: - Какие цвета считаются теплыми?
( слайд 8)
Дети: (красный, коричневый, желтый, оранжевый и их оттенки, бордовый, вишневый)
Учитель: - Какие цвета считаются холодными?
Дети: (синий, зеленый, голубой, сиреневый, фиолетовый и их оттенки)
Учитель: - Сегодня я вам открою тайну: белый, черный и их производные- это цвета которые не относятся ни к холодным ни к теплым цветам. Если в теплые и холодные краски добавить белый цвет, то картина получается светлая и легкая. ( слайд 9)
Учитель: - Посмотрите на эту картину. Но если в эти же краски добавить больше черной краски, то картина получается – тяжелой, сумрачной и тревожной. ( слайд 10)
Учитель: - Посмотрите на картину известного русского живописца, И.И. Шишкина «Березовая роща».( слайд 11)
- Какое время года изобразил художник на этой картине?
Дети: - Лето.
Учитель: - Какие цвета теплые или холодные взял художник для написания картины?
Дети: - Холодные.
Учитель: - Что же нам помогает увидеть то, что картина теплая и на улице прекрасное время года, лето?
Дети: - Пробиваются сквозь деревья лучи солнца.
Учитель: - Какое настроение передает эта картина?
Дети: - Яркие лучи солнца согревают всю картину, настроение теплое, радостное, хотя краски и холодные, очень много холодного зеленого цвета.
Учитель: - Давайте посмотрим на картину известного русского живописца Д.Я.Александрова «Зимняя сказка»
( слайд 12)
- Какое время года изобразил художник на этой картине? Дети: - Зима.
Учитель: - Какие цвета взял художник для написания этой картины?
Дети: - Много светло-голубого, эти цвета относятся к холодным цветам.
Учитель: - Что же делает эту картину теплее?
Дети: - На деревьях показано, что светит солнце и вся картина согрета его лучами.
Учитель: - Какое настроение передается в этой картине?
Дети: - У художника было спокойное состояние души, а настроение не совсем весёлое, немного тревожное.
Учитель: - давайте теперь посмотрим на картину казахстанского живописца, Гумара Макарова «Золотая осень».( слайд13)
- Какое время года изобразил художник на этой картине? Дети: - Осень.
Учитель: - Какие цвета холодные или теплые взял художник для написания этой картины?
Дети: - Все цвета теплые, веселые.
Учитель: - На картине буйство красок, кажется нет ни одного оттенка теплого цвета который бы не тронул художник своей кистью. Но посмотрите есть и холодные цвета.
Какое настроение передается на этой картине?
Дети: - Веселое.
Учитель: - А ведь на ней осень прощается с теплым летом. Но вы, можете услышать в шуме этих листьев не грусть, а наоборот веселье и счастье.
Учитель: - Можем ли мы сказать, что выбор цвета при написании картины зависит от нашего настроения?
Дети: - Да!
Учитель: - Ребята, я сейчас зачитаю вам стихи, а вы постарайтесь угадать к какому времени года относится эти стихотворения и покажите мне цифрами.
(Около каждой картины поставлены номерки.) (У каждого ребенка на парте лежат цифры.) ( слайд 14)
Учитель: (не называя названия стихотворения, зачитывает его.)
«Береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Учитель: - К какому пейзажу относится эта стихотворение?
- Покажите номерками, как вы думаете?
(дети показывают номерок с цифрой)
Учитель зачитывает следующее стихотворение, не говоря его названия.
«Осень».
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора,
Весь день, как бы хрустальны и лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял
И падал колос, простор везде.
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?
- Покажите номерками, как вы думаете?
*
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.
Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?
- Покажите номерками, как вы думаете?
*
Зреет рож над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?
- Покажите номерками, как вы думаете?
**
Высунуть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зелёный листочек.
**
Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?
- Покажите номерками, как вы думаете?
Учитель: - Ребята, природа нашей Родины разнообразна, но мы с вами не должны забывать о том, что если мы не будем ее оберегать и охранять. То никогда наше будущее поколение не увидеть больше этой красоты.
Что же мы должны делать для того, чтобы сохранить природу в ее первозданном виде?
(дети отвечают на вопрос, рассказывая правила поведения на природе)
Дети: - На отдыхе необходимо убирать за собой пакеты, банки, листки бумаги. Не разбрасывать фантики от конфет, не ломать ветки деревьев, подсаживать молодые насаждения. ( слайд 15,16)
Учитель: - Мы ребята устали, давайте с вами отдохнем. Встаньте из - за парт.
Физическая минутка.
( под музыку, под руководством учителя дети совершают небольшие физкультурные упражнения.)
Мы весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки, Скачем на носочках,
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесём к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Учитель: - Вы ребята, сегодня маленькие художники и любая кисть в ваших руках безликий рисунок превратит в красивый пейзаж. Возьмите в дорогу улыбку и попробуйте пройти этот отрезок времени в хорошем настроении, передав его красками.
Вспомните ребята, наша кисточка, всегда после работы должна, находится в своем домике. Покажите пальчиком, где ее домик? Нельзя шатать парту во время работы, чтобы не разлить воду.
Учитель: - Приступите к самостоятельной работе.
4.Самостоятельная работа детей.
(Во время самостоятельной работы учитель подходит и помогает детям в раскрашивании детских пейзажей.)
5.Итог.
Учитель: - Что нового вы узнали на этом уроке?
- Для чего нам необходимо знать теплые и холодные цвета красок?
- Где вы можете применить полученные на этом уроке знания?
6. Рефлексия
Круг « От сердца к сердцу»
Дети, выходят и произносят гордо такие слова:
« Я Гражданин Казахстана и горжусь тем, что в моей стране….»
А сейчас,ребята, давайте в нашем классе посадим дерево счастья. Если вам понравилось наше путешествие и вы все поняли, прикрепите к дереву зеленые листочки. Если вы считаете, что недостаточно много узнали, то прикрепите красные листочки. А если вам совсем было не интересно и нового вы ничего не узнали, то прикрепите желтые листочки.
- Спасибо за урок!