Тема: "С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА"
(обобщающий урок по теме «Родник земли родной»)
Провела : :Жетписбаева Г.Е.
Цели урока:
Показать, что Родина - это место, где мы родились, где все для нас родное и близкое, учить находить и придумывать сравнения, анализировать литературное произведения, делать раскадровку текста.
Развивать навыки выразительного чтения, работы в группах, творческое воображение, умение задавать вопросы
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к прекрасному
Оборудование: фотографии с видами Борового, пейзажные зарисовки степи, рисунки – раскадровки казахских легенд
Ход урока.
Звучит музыка.
- (Учитель читает сказку В.А.Сухомлинского "Ведь за морем - чужбина".)
У Хозяина-Хлебороба - большая плодородная нива. Каждый год сеял он на ней пшеницу. Созреет пшеница, скосит ее Хлебороб, и прилетает на жнивье Журавль - колоски собирает. Говорит "спасибо" Журавль Хлеборобу за вкусные пшеничные колоски.
Но вот наступил тяжелый год. Целое лето не было дождя. Едва выбросив колос, засохла пшеница.
Прилетает Журавль к ниве, а Хлебороб сидит над засохшими стеблями.
- Что ж ты теперь будешь делать, Хлебороб? - спрашивает Журавль.
- Буду пахать и пшеницу сеять, - ответил Хлебороб. Журавль не верит. А человек в самом деле ниву пашет, пшеницу сеет.
Прошла зима, наступила весна. Зазеленела нива. И снова случилось у Хлебороба большое горе. Опять за целое лето не упала на землю ни одна капля дождя. Едва выбросив колос, засохла пшеница.
Прилетает Журавль к ниве, а Хлебороб сидит над сухими стеблями. - Что же ты теперь будешь делать, Хлебороб? - спрашивает Журавль, как и в прошлом году.
- Буду пахать ниву и пшеницу сеять, - ответил Хлебороб.
- Зачем ты силы тратишь и зерно губишь? - говорит Журавль.
- Испеките из пшеницы хлеб и ешьте, а то помрете от голода. И идите со мной за море, там и земля плодородная, и засухи нет.
- Не пойдем мы никуда, - сказал Хлебороб.
- Не пойдем мы никуда, - сказали дети.
- Не пойдем мы никуда, - сказала мать.
- Почему не пойдете? Ведь у вас уже два года засуха.
- Ведь за морем - чужбина, - сказал Хлебороб.
- За морем - чужбина, - сказала мать.
- Не хотим на чужбину! - плача, сказали дети.
-Как вы думаете, о чем мне хотелось бы у вас спросить после чтения сказки?
-Прогнозные вопросы детей.
Почему Хлебороб не захотел на чужбину?
-Журавль звал Хлебороба за море, где тепло и сытно. Каждую осень снова и снова воздух наполнялся криками улетающих птиц. -Какие чувства угадываем в этих криках?
( «Степной пейзаж» М.Ауэзов) О чем думают журавли?
-Почему же грустят птицы?
Предположение детей.
Да, у птиц, как и у человека, есть Родина, с которой очень нелегко расставаться.
Что такое Родина? С чего она начинается?
(На доске открывается тема урока.)
На 2-ой доске написано: "Когда я слышу слово "Родина", мне представляется.")
-Закройте глаза, подумайте, что вам вспоминается, представляется, когда вы слышите слово "Родина".
(Звучит "Увертюра" М.Дунаевского из телефильма "Мери Поппинс до свидания".)
Ответы детей учитель записывает на доске.
-Почему у многих представления похожи?
-Как представляется Родина казахским поэтам?
Чтение наизусть стихов о Родине «Моя Республика » Т. Айбергенов
Работа над понятием
Она широка, как народа душа (Придумайте свои сравнения )
Прием « вход в картину. Дается опора
Вижу
Слышу
Чувствую
Пейзаж «Степь».Найдите в текстах (задание по группам) строки, подтверждающие ваше видение
- Родина - все, что нам дорого, что является для нас родным и близким.
Любить родину – знать ее историю
Путешествие по фотовыставке
Свободные высказывания детей о отдыхе в Боровом, запись в тетрадь имен собственных, определение лексического значения. Рассказывание легенд
-Cделайте раскадровку одной из легенд
Рассказ по индивидуальным раскадровкам, создание коллективного диафильма
Разминка "Веревочка".
А сейчас давайте встанем в круг. Сделайте, пожалуйста, шаг вперед те, чье имя начинается на букву "А" (учитель объединяет эту группу детей красивой длиной веревочкой, дети могут просто браться за нее). Вы теперь объединены одной веревочкой.
А сейчас увеличим круг. Кто получил сегодня пятерку? (Учитель соединяет и этих детей).
А теперь поднимите руку те, кто живет в Астане (учитель соединяет всех и себя тоже).
-Посмотрите-ка! Хотя мы все такие разные, но у нас, оказывается, есть много общего.
-Что нас всех объединяет? -Родина на всех одна.
Что мы должны делать для того, чтобы она становилась краше день ото дня?
Творческая работа.
-Нарисуем то, от чего теплеет душа и замирает сердце.
Кто-то нарисует островки красоты родной природы.
Кто-то - милые сердцу лица: папы, мамы, бабушки, своих близких и друзей.
Можно нарисовать родной город, улицу и многое другое - то, с чего для вас начинается Родина.
Чтобы всем, кто прикоснется к вашим работам, досталась частичка тепла.
Помним, что рисуем крупно, главное - на переднем плане, ближе к середине. Точнее подбираем цветовую гамму. Для выражения бурной радости лучше подойдет сочетание ярких красок, для выражения нежных чувств - светлая гамма. Каждый будет работать в такой гамме, которую подскажет сердце.
Рисуем акварельными красками. На бумажной палитре тщательно подбираем цвет. На доске-помощнице вы найдете таблицу с высокой и низкой линиями горизонта, таблицу с разметкой частей человеческого лица.
Пожалуйста, начинайте. Будьте счастливы! Удачи в работе!
(Во время работы детей звучат песни о Родине. По мере завершения работ ребята сдают их учителю на общую выставку, которая организуется сразу же.)
На ваших работах маленькие островки нашей Родины. От них исходят тепло и любовь, которые согревают всех нас.
(Звучит песня "Родная земля".)
ИТОГ УРОКА
СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО КОЛЛАЖА С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА