Просмотр содержимого документа
«Русский язык 4 класс "Части речи. Обобщение"»
Русский язык 4 класс
Тема: Части речи и их признаки.
Цели:
Образовательная: Повторение и систематизация знаний учащихся о частях речи и их морфологических признаках.
Развивающая: Развитие умения различать части речи, определять их признаки и роль в предложении.
Воспитательная: Формирование уважительного отношения к русскому языку, повышение мотивации к обучению через игровые формы работы.
Задачи:
Закрепление теоретических знаний о самостоятельных и служебных частях речи.
Отработка практических навыков определения частей речи в тексте.
Совершенствование умения находить грамматическую основу предложений.
Актуализация знаний о разрядах имен существительных (одушевленность-неодушевленность, собственное-нарицательное), категориях рода, числа, падежа, времени, лица.
Практикум по разбору слов по составу.
Метапредметные задачи:
Регулятивные УУД:
Учить самостоятельно организовывать свое рабочее пространство.
Способствовать формированию самоконтроля и самооценки учебной деятельности.
Развивать способность оценивать правильность выполнения заданий.
Познавательные УУД:
Продолжать развивать умение извлекать необходимую информацию из текста, таблиц и наглядных материалов.
Стимулировать логическое мышление посредством анализа языкового материала.
Активизировать мыслительные операции сравнения, классификации, обобщения.
Коммуникативные УУД:
Создавать условия для развития умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Поддерживать готовность слушать собеседника и вести диалог.
Поощрять сотрудничество и взаимопомощь при работе в парах и малых группах.
Личностные задачи:
Воспитание позитивного отношения к учебе и стремления достигать успеха.
Формирование понимания значимости изучения родного языка для успешной коммуникации и саморазвития.
Создание условий для осознания себя частью коллектива, способного совместно решать учебные задачи.
Ход урока
Вступительная часть.
- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на уроке гости. Давайте поздороваемся с ними кивком головы.
Начинаем наш урок.
-Марсель Ашар – французский сценарист и драматург говорил: «Считают, что успех приходит к тем, кто рано встаёт. Нет…Успех приходит к тем, кто встаёт в хорошем настроении.»
Я надеюсь, у вас сегодня хорошее настроение и вы будете успешно работать.
– Как вы думаете, нужно ли изучать русский язык? Если нужно, то для чего?
( У доски двое детей (зайцы). Учащиеся – охотники «стреляют» по зайцам изученными словарными словами. Дети – зайцы одновременно записывают слова на доске. Выполняется проверка. Остальные – записывают слова в тетрадь.)
1 ошибка – заяц ранен.
2 ошибки – заяц смертельно ранен.
3 ошибки – заяц убит.
И так, начинаем.
Проверка домашнего задания. (с.66, упр.109, записать слова, выполнить звуко – буквенный анализ) Ответственный ребёнок сообщает о выполнении.
- Может кто – то заметил в этих буквосочетаниях слова? Прочитайте их.
- Как можно назвать эти слова? Какая же тема урока?
Правильно, сегодня мы повторим части речи и их признаки. Будем учиться распознавать изученные части речи.
Работа над темой урока.
- Когда в доме беспорядок, что мы делаем? У меня тоже на столе беспорядок. Рассыпались карточки. Их нужно распределить по полочкам. На одну полку будем складывать самостоятельные части речи, на другую – служебные.
Повторение правил о частях речи. (Что такое имя существительное? Имя прилагательное? Глагол? Местоимение? и т.д.)
Самостоятельные
имя существительное
глагол имя прилагательное
местоимение
имя числительное
Служебные
предлог
союз
частица
Работа в тетрадях.(дети записывают в тетради, вызванные - на доске).
Кроет лист золотой влажную землю в лесу. Я топчу ногой вешнюю леса красу.
Объяснить правописание орфограмм. Найти грамматическую основу. Надписать части речи над словами.
Физминутка (видео) «Ёлочка»
Работа с учебником ( с.69, таблица)
- Слова какой части речи могут относится к разряду одушевлённые и неодушевлённые? Собственные и нарицательные?
- Какие части речи могут иметь род, число, падеж, время, лицо?
- Каким членом предложения может быть каждая из частей?
- Мы повторили части речи, их признаки. А сейчас работа с карточкой.
(Самостоятельная работа)
Распределить слова по частям речи.(имя существительное, имя прилагательное, глагол)
- Кто справился с этим заданием, разбирает слова по составу. ( Грибочки, грустная, прохлада)
Итог урока.
Заполнить «паспорт» частей речи. ( работа в группах)
Паспорт(образец)
ИМЯ
Имя существительное
ФАМИЛИЯ
Самостоятельная часть речи
РАБОТА
Обозначает предметы
ОСОБЫЕ
ПРИМЕТЫ
(морфологические признаки)
Кто? Что? (в начальной форме); бывают одушевленные и неодушевленные; постоянные признаки: род (ж., м., ср.) и склонение (1, 2, 3). Непостоянные признаки: изменяется по падежам и числам. Бывают несклоняемые имена существительные.
РОЛЬ В
ПРЕДЛОЖЕ-НИИ
Главный член- подлежащее, второстепенные члены- дополнение и обстоятельство.
Рефлексия «5 пальцев»
Д/з Надписать части речи, с.68,упр114; читать таблицы, с.68 – 69