Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Части речи. Обобщение"
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Части речи. Обобщение"
Конспект урока по русскому языку для 3 класса «Части речи. Обобщение». Одна из задач обучения в области грамматики - научить детей ориентироваться в словах, которые они постоянно используют в своей речевой практике. Одни слова обозначают предметы, другие – признаки, третьи-действия. Одно это уже упорядочивает представления о них. Без знания частей речи детям трудно будет разобраться в правописании слов, потому что многочисленные и разнообразные окончания слов, которые меняются в процессе речи, подчиняются определённым правилам, опирающимся на свойства частей речи и их грамматических форм.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Сегодня мы с вами отправимся в большое интересное путешествие. Но прежде, чем мы двинемся в путь, нам нужно выполнить задание.
- У вас на столах лежат карточки с частями слов. Ваша задача собрать их в слова.
СОРО БЯТА КА БЕ
ШИЙ РЕ ЖАТЬ ХОРО
(по мере составления учитель пишет слова на доске, а ученики пишут в тетради)
- Теперь внимательно прочитайте слова и найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее? Подчеркните орфограммы (опасные места)
3. Объявление темы урока
Слайд №1 (паровозик подъезжает)
Слайд №2
-Как вы думаете, кто поедет в первом вагоне? Почему так думаете? (на вагончике вместо вопроса появляется имя существительное)
-Из слов, которые вы записали, выберите имена существительные (слова завод, ребята падают в первый вагон, исчезая).
-А кто поедет во втором? (на втором вагончике появляется надпись прилагательное вместо вопроса, слово хороший падает во второй вагончик).
-А – в третьем? (на третьем – глагол, слово бежать падает в третий).
-Как назвать их одним словом? (части речи)
-Так куда же мы с вами отправимся путешествовать? (в страну Части речи)
Какие еще части речи вы знаете?
4. Слайд № 3
-Внимание, внимание! Мы подъезжаем к первой станции. Вот карта этого города. Посмотрите внимательно на нее и скажите все, что вы знаете об имени существительном.
а) -В этом городе нас ждут интересные задания. Вот одно из них.
-У каждого из вас на столах лежат шифрограммы. Среди множества букв спрятались слова. Найдите их и подчеркните.
(у детей на партах карточки двух вариантов без подчеркивания)
Вариант 1
л и с а ж д е н о л о к а н д и к е н г у р у ж д а б а р с у к а н д а
Вариант 2
л о с ь е н а к л и т у н д р о с л о н у ш к н и к м о м е д в е д ь я н и м к а
- Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
- Прочитайте слова, которые нашли. Что вы можете сказать? – это названия животных. Это существительные. Отвечают на вопрос кто?
- Можно ли к этим словам поставить вопрос что? – нет.
- Почему? Докажите. – они обозначают живые предметы, поэтому ставим вопрос кто?, а не что? Т.е. это одушевленные существительные.
б) Слайд № 4. А сейчас вы видите на слайде слова. Запишите эти слова в 2 столбика.
Еще какие слова пишем с большой буквы? А остальные слова как называются?
Найдите слова во множественном числе. В единственном.
Найдите слова мужского рода, женского рода, среднего рода.
- Допишите в каждый столбик по 1 слову (проверка 4-5 учащихся, какие слова дописали).
- А теперь дайте характеристику этим словам как части речи.
5. Давайте попрощаемся с этой частью речи и поедем дальше. А пока мы едем, дадим глазкам отдохнуть. Следим за солнцем, не отрывая глаз.
Слайд № 5, 6. Физминутка «Солнышко»
Слайд № 7 - паровозик
слайд № 8
- Внимание! Внимание! Снова станция у нас на пути. Перед нами карта города Прилагательное.
Повторим все, что знаем об этой части речи.
а) Выборочное письмо.
Слайд № 9 Читаю текст:
Я люблю родной край. Наступает ранняя весна. Солнце льет на землю теплые лучи. Появились прекрасные весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год все меньше цветов поднимают свои пышные головки. Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны.
- Как вы думаете, о каких цветах идет речь? Почему нужно их сохранять?
- Вам нужно выписать из этого текста имена прилагательные вместе с существительными, с которыми они связаны.
б) Запишите рассказ, выбирая одно имя прилагательное (рассказ на карточке)
Мы идем по (узк.., широк.., лесн..) тропинке к крепости.
- Какие у вас получились рассказы? (спросить 3 уч-ся)
7. Отправляемся на следующую станцию. А по пути поиграем в игру «Цветик-семицветик». Срывайте лепесток, читайте слово и называйте к нему антоним (белеет, кричит, строит, смеется, теряет, встречает, падает).
- Как вы думаете, как называется станция, на которую мы прибываем?
Слайд № 10 – паровозик
Слайд № 11
Внимание! Внимание! Мы прибыли на станцию «Глагол». И теперь по карте вспомним все о глаголе.
а) Слайд № 12 Замените фразеологизмы глаголом в неопределенной форме (устно)
повесить нос – опечалиться, загрустить
клевать носом – дремать
задрать нос – зазнаться, заважничать
зарубить на носу – запомнить
водить за нос – обманывать
высунуть нос – выглянуть
8. Слайд № 13 Образуйте от имен существительных однокоренные прилагательные и глаголы.
Зелень – зеленеет, зеленый.
Дружба – дружит, дружный.
Крик – кричит, крикливый.
9. Итоги урока. Рефлексия.
Итак, наше путешествие закончилось. Понравилось ли вам путешествовать? Ребята, а что мы закрепили сегодня на уроке?
А теперь каждый выйдет и закрепит свой лучик к солнышку, которое вы выберете. Кому было интересно на уроке, легко выполнять задания – прикрепляет лучики к этому солнышку.
Кто немного затруднялся в выполнении заданий – прикрепляет лучики к этому солнышку.
Кому было неинтересно, трудно выполнять задания – прикрепляет лучики к этому солнышку.