kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык 2 класс Тема: «Правописание слов с разделительным мягким и разделительным твёрдым знаками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок во 2 - ом класссе по теме Письмо слов с разделительным мягким и твердым знаком.

?Говорение слов (семя и семья; обедал и объедал; Коля и колья). Цель этой работы в первом классе.

?Разделительный мягкий и разделительный твердый знаки. Общие функции букв   и их значение в письменной речи.

?Схема.

?

?Согласные и  гласные буквы. Модели (красный и синий) этих букв.

?

?Однокоренные слова.

?Корень слова, модель корня.

?Состав слова.

?Приставка в слове, модель приставки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 2 класс Тема: «Правописание слов с разделительным мягким и разделительным твёрдым знаками» »

Русский язык  2 класс  Тема: «Правописание слов с разделительным мягким и разделительным твёрдым знаками»  Подготовила: учитель начальных классов: Кузнецова Т.В.  ст. Каневская, Краснодарский край.

Русский язык 2 класс Тема: «Правописание слов с разделительным мягким и разделительным твёрдым знаками» Подготовила: учитель начальных классов: Кузнецова Т.В. ст. Каневская, Краснодарский край.

Технологическая карта Говорение слов (семя и семья; обедал и объедал; Коля и колья). Цель этой работы в первом классе. Разделительный мягкий и разделительный твердый знаки. Общие функции букв и их значение в письменной речи. Схема.  Согласные и гласные буквы. Модели (красный и синий) этих букв.

Технологическая карта

  • Говорение слов (семя и семья; обедал и объедал; Коля и колья). Цель этой работы в первом классе.
  • Разделительный мягкий и разделительный твердый знаки. Общие функции букв и их значение в письменной речи.
  • Схема.

  • Согласные и гласные буквы. Модели (красный и синий) этих букв.

  • Однокоренные слова.
  • Корень слова, модель корня.
  • Состав слова.
  • Приставка в слове, модель приставки.
Цель урока: Научить писать слова с разделительными мягким(ь) и твёрдым (ъ) знаками.

Цель урока:

Научить писать слова с разделительными мягким(ь) и твёрдым (ъ) знаками.

Задачи урока 1) Воспитательная Планируемые результаты Уметь работать по правилам работы в группе, паре; Стремиться к выполнению ролевых правил; Учиться адекватно относиться к высказываниям партнера .

Задачи урока

1) Воспитательная

Планируемые результаты

  • Уметь работать по правилам работы в группе, паре;
  • Стремиться к выполнению ролевых правил;
  • Учиться адекватно относиться к высказываниям партнера .

  • Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД.
  • Оценка планируемых результатов:
  • знание правил работы в группе по памяти, набор правил, готовая памятка.
  • Оценочный лист в этапе урока.
Планируемые результаты Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные и предметные УУД. Оценка планир.результов. - правило в учебнике; Доказательство орфограмм разными способами(правило, схема, словарь) -оценочный лист Памятки для работы группы 2) Развивающая задача. Составить алгоритм право- писания слов с ь,ъ.

Планируемые результаты

  • Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные и предметные УУД.
  • Оценка планир.результов.
  • - правило в учебнике;
  • Доказательство орфограмм разными способами(правило, схема, словарь)
  • -оценочный лист
  • Памятки для работы группы
  • 2) Развивающая задача.

Составить алгоритм право-

писания слов с ь,ъ.

Планируемые результаты Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные и предметные УУД. Оценка планир.результатов. Уметь доказывать орфограммы разными способами; уметь озвучить цель задания, пользоваться самостоятельно источниками информацией. Умеют/учатся договариваться в группе при решении учебной задачи, прогнозировать результат, контролировать и проверять себя.  3) Обучающая

Планируемые результаты

  • Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные и предметные УУД.
  • Оценка планир.результатов.
  • Уметь доказывать орфограммы разными способами; уметь озвучить цель задания, пользоваться самостоятельно источниками информацией.
  • Умеют/учатся договариваться в группе при решении учебной задачи, прогнозировать результат, контролировать и проверять себя.

3) Обучающая

  • Уметь пользоваться алгоритмом для правописания слов с разделительными ь,ъ;
  • Уметь соотносить разные алгоритмы к соответствующим орфограммам в словах
Тип урока: урок «открытия» нового знания. (По СДМО.Автор Л.Г.Петерсон)

Тип урока:

урок «открытия» нового знания.

(По СДМО.Автор Л.Г.Петерсон)

I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности . Цель: организовать самоопределение  учебной деятельности (надо, могу, хочу)

I этап.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности .

Цель:

организовать

самоопределение

учебной деятельности (надо, могу, хочу)

Догадка хороша, а знание лучше.

Догадка хороша, а знание лучше.

  • Прочитайте пословицу
  • Какое слово непонятно? Способы узнать?
  • Проверьте свое высказывание по словарю.
  • Чему учит нас эта пословица? ( смотрю в воспитательную задачу, планируемые результаты и их оценку)
Давайте вспомним  правила работы в группах: Распределяем роли и повторяем правила работы в группе. Уважаем мнение товарищей. Капитан выбирает выступающего. Стараемся не обижать и не обижаться.

Давайте вспомним

правила работы в группах:

  • Распределяем роли и повторяем правила работы в группе.
  • Уважаем мнение товарищей.
  • Капитан выбирает выступающего.
  • Стараемся не обижать и не обижаться.

II этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.   ЦЕЛЬ: организовать самоопределение  учебной деятельности (надо, могу, хочу)

II этап.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

ЦЕЛЬ: организовать

самоопределение

учебной деятельности (надо, могу, хочу)

Мы изучали правила. Записываем слова и доказываем орфограмму, подчеркиваем вписанную букву.  …зёра, ду…, з…мля, зага…ка, п…льто.   Сгруппируйте буквы по общим признакам.   о е а –буквы; обозначают гласный звук;   б д - буквы;обозначают согласный звук;   ь знак - буква; не обозначает звук

Мы изучали правила. Записываем слова и доказываем орфограмму, подчеркиваем вписанную букву. …зёра, ду…, з…мля, зага…ка, п…льто. Сгруппируйте буквы по общим признакам. о е а –буквы; обозначают гласный звук; б д - буквы;обозначают согласный звук; ь знак - буква; не обозначает звук

Какая еще буква не обозначает звук?  Что общего у этих знаков? Это буквы - не обозначают звука -в письменной речи разделяют гласную букву от согласной буквы. - эти буквы в письменной речи обозначают паузу, которая наблюдается при говорении некоторых слов, например, семя/семья, обедал/объедал, полю/полью. (Наблюдали в 1классе и 2-3 предыдущих уроков во 2 классе) Вывод: какую роль в письменной речи выполняют эти две буквы? Почему?

Какая еще буква не обозначает звук?

Что общего у этих знаков?

  • Это буквы
  • - не обозначают звука
  • -в письменной речи разделяют гласную букву от согласной буквы.
  • - эти буквы в письменной речи обозначают паузу, которая наблюдается при говорении некоторых слов, например, семя/семья, обедал/объедал, полю/полью. (Наблюдали в 1классе и 2-3 предыдущих уроков во 2 классе)

Вывод: какую роль в письменной речи выполняют эти две буквы?

  • Почему?

ВЫВОД: Мы выполняли одинаковые задания и получили одинаковые ответы, потому что знаем , что доказывать и как доказывать.  Следующее задание начнем с проговаривания слов, в записи которых участвуют буквы, не обозначающие звуки.

ВЫВОД:

Мы выполняли одинаковые задания и получили одинаковые ответы, потому что знаем , что доказывать и как доказывать.

Следующее задание начнем с проговаривания слов, в записи которых участвуют буквы, не обозначающие звуки.

Ввод нового знания. Напишите слова под диктовку: деревья съехал  воробьи объявил  - Сравним полученные результаты .Слова вы написали по-разному.  -Почему?  У нас получились разные ответы, потому что мы не знаем как доказать выбор Ъ или Ь.

Ввод нового знания.

  • Напишите слова под диктовку:
  • деревья съехал

воробьи объявил

- Сравним полученные результаты .Слова вы написали по-разному.

-Почему?

У нас получились разные ответы, потому что мы не знаем как доказать выбор Ъ или Ь.

III этап  Выявление места и причины затруднения.  Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения Чему мы будем учиться на уроке? Какова цель урока? Какая тема?

III этап Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения

Чему мы будем учиться на уроке?

Какова цель урока?

Какая тема?

IV этап    Построение проекта выхода из затруднения.   Цель: построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задач.

IV этап Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задач.

На доске записаны слова:  семья подъезд соловьи объяснил   Чтение учителем слов с чёткой паузой между согласным и гласным. Чтение уч-ся и наблюдение над произношением слов. В чём особенность произношения этих слов? - Какими знаками в словах обозначена пауза?

На доске записаны слова:

семья подъезд

соловьи объяснил

Чтение учителем слов с чёткой паузой между согласным и гласным.

Чтение уч-ся и наблюдение над произношением слов.

  • В чём особенность произношения этих слов?

- Какими знаками в словах обозначена пауза?

Запишите эти слова, выделите графически эти знаки. сем ь я под ъ езд солов ь и об ъ яснил Между какими буквами написали разделительный мягкий знак? Подчеркните их . се мья по дъе зд соло вьи о бъя
  • Запишите эти слова, выделите графически эти знаки.

сем ь я под ъ езд

солов ь и об ъ яснил

  • Между какими буквами написали разделительный мягкий знак? Подчеркните их .

се мья по дъе зд

соло вьи о бъя снил

Составим схему расположения разделительного Ь в словах первого столбика.. ь Анализ второго столбика слов по аналогии. Подобная работа проводится со словами второго столбика. Составим схему расположения разделительного ъ в словах второго столбика. ъ - Чем похожи эти схемы? -Тогда почему мы пишем в одном случае разделительный ь, а в другом разделительный ъ?

Составим схему расположения разделительного Ь в словах первого столбика..

ь

Анализ второго столбика слов по аналогии.

Подобная работа проводится со словами второго столбика.

Составим схему расположения разделительного ъ в словах второго столбика.

ъ

- Чем похожи эти схемы?

-Тогда почему мы пишем в одном случае разделительный ь, а в другом разделительный ъ?

Начтём исследование.  Подберите однокоренные слова к слову семья - Какая общая часть в этих словах? Выделите корень.
  • Начтём исследование.
  • Подберите однокоренные слова к слову семья
  • - Какая общая часть в этих словах? Выделите корень.

В каких случаях пишется разделительный ь?

Формулирование вывода:

При произношении слова « семья» пауза в корне слова перед буквами «е» или «я». Пишу разделительный мягкий знак в слове.

Ь я , и

Работа со словами второго ст олбика проводится аналогично.

При произношении слова « подъезд», «объяснил» пауза после приставки, оканчивающейся на согласную букву.

Если приставка оканчивается на согласную букву, а корень начинается с гласных е, я, то пишется разделительный ъ.

ъ е , я

-Своё новое знание проверим эталоном – правилом в учебнике. Сравните своё новоё знание с правилом в учебнике. Что заметили? Не все буквы прописаны в схеме. Дополняем схемы.

-Своё новое знание проверим эталоном – правилом в учебнике.

Сравните своё новоё знание с правилом в учебнике.

Что заметили?

Не все буквы прописаны в схеме.

Дополняем схемы.

V. Реализация построенного проекта. Цель: реализовать полученные знания.

V. Реализация построенного проекта.

Цель: реализовать полученные знания.

Работа в парах.

Работа в парах.

Проверка самостоятельной работы №1 Каждый участник группы проговаривает вслух доказательство выбранный буквы в словах по ранее составленному алгоритму:  деревья съехал  воробьи объявил

Проверка самостоятельной работы №1

  • Каждый участник группы проговаривает вслух доказательство выбранный буквы в словах по ранее составленному алгоритму:
  • деревья съехал

воробьи объявил

  • и сравнивает с эталоном ( правилом в учебнике, пособии, словаре)
Работа с текстом №2  В автомобиле река раз.езжает,  Радужной пыл.ю асфальт поливает.  Под.ехал к стройке кран под.ёмный,  Под.ёмный кран силач огромный.  В.юга хлещет так и сяк,  Бьёт в лицо крупой колючей. Каждый участник группы или пары проговаривает вслух доказательство выбранный буквы в словах по ранее составленному алгоритму.

Работа с текстом №2

В автомобиле река раз.езжает,

Радужной пыл.ю асфальт поливает.

Под.ехал к стройке кран под.ёмный,

Под.ёмный кран силач огромный.

В.юга хлещет так и сяк,

Бьёт в лицо крупой колючей.

Каждый участник группы или пары проговаривает вслух доказательство выбранный буквы в словах по ранее составленному алгоритму.

Работа с текстом №3  В.юга замела лес. Суч.я деревьев покрылись снегом. Вз.ерошенные вороб.и сидят на ветках, а зайка с.ёжился под елью. Каждый ученик самостоятельно проговаривает вслух доказательство выбранный буквы в словах по ранее составленному алгоритму.

Работа с текстом №3

В.юга замела лес. Суч.я деревьев покрылись снегом. Вз.ерошенные вороб.и сидят на ветках, а зайка с.ёжился под елью.

Каждый ученик самостоятельно проговаривает вслух доказательство выбранный буквы в словах по ранее составленному алгоритму.

Проверка работы в парах.

Проверка работы в парах.

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  • Цель: организовать усвоение новых знаний при помощи тренировочных упражнений с проговариванием во внешней речи.
Работа в рабочей тетради Упражнение 2 лист.я раз.езд в.ехал п.ют кол.я об.явление вороб.иха под.ём Ъ Ь

Работа в рабочей тетради

Упражнение 2

лист.я

раз.езд

в.ехал

п.ют

кол.я

об.явление

вороб.иха

под.ём Ъ Ь

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель : организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новые знания

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель : организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новые знания

В каких словах пишется   Ъ?    Укажите номер под словами.  Учащиеся выполняют самостоятельную работу на планшетах. Проверка организуется по образцу с проговариванием во внешней речи.

В каких словах пишется   Ъ?   Укажите номер под словами. Учащиеся выполняют самостоятельную работу на планшетах. Проверка организуется по образцу с проговариванием во внешней речи.

Кто из вас ошибся? В каком случае? (Ребята называют, в каких словах ошиблись) Зная значение слова, называют правило или алгоритм доказательства выбранной буквы. Сделайте вывод о способах самопроверки.
  • Кто из вас ошибся?
  • В каком случае? (Ребята называют, в каких словах ошиблись)
  • Зная значение слова, называют правило или алгоритм доказательства выбранной буквы.
  • Сделайте вывод о способах самопроверки.

VIII. Включение в систему знаний и повторение Цель : выявить границы применимости нового знания ;повторить содержание изученного знания.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Цель : выявить границы применимости нового знания ;повторить содержание изученного знания.

ь Ъ ? е е ё ё Ъ ь и ю ю я я

ь

Ъ

?

е

е

ё

ё

Ъ

ь

и

ю

ю

я

я

IX.  Рефлексия учебной деятельности Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности

IX. Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности

Какую цель ставим перед собой? Достигли мы цели? Почему?
  • Какую цель ставим перед собой?
  • Достигли мы цели?
  • Почему?

Анализируем с детьми, опираясь на содержание задач: воспитательной, развивающей, обучающей.

Где нам пригодятся умения работать группой?  Какая цель урока новой темы? Что было трудно в 1 пробном действии? Как можно справиться с затруднением на уроке? В жизненных ситуациях? Что нам помогло научиться писать слова с разделительными Ъ и Ь ?(работа в паре, группе, составили план(алгоритм) действий. С каким алгоритмом познакомились сегодня? Какие алгоритмы правописания безударных проверяемых в корне, парных согласных в корне вы знаете? Почему надо работать по плану? Какого ученика считают самостоятельным?
  • Где нам пригодятся умения работать группой?

Какая цель урока новой темы?

  • Что было трудно в 1 пробном действии?
  • Как можно справиться с затруднением на уроке? В жизненных ситуациях?
  • Что нам помогло научиться писать слова с разделительными Ъ и Ь ?(работа в паре, группе, составили план(алгоритм) действий.
  • С каким алгоритмом познакомились сегодня?
  • Какие алгоритмы правописания безударных проверяемых в корне, парных согласных в корне вы знаете?
  • Почему надо работать по плану?
  • Какого ученика считают самостоятельным?
Домашнее задание:   Выполните упражнение в учебнике (с.76, упр. 355).  Найдите в словаре слова с Ъ или Ь.  Составьте предложения, или текст с использованием этих слов.  Составьте сказку про ъ и ь разделительные знаки.  Составьте оценочный лист на следующий урок. Урок окончен. Спасибо за работу!

Домашнее задание:

  • Выполните упражнение в учебнике (с.76, упр. 355).
  • Найдите в словаре слова с Ъ или Ь.
  • Составьте предложения, или текст с использованием этих слов.
  • Составьте сказку про ъ и ь разделительные знаки.
  • Составьте оценочный лист на следующий урок.

Урок окончен.

Спасибо за работу!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузнецова Татьяна Викторовна

Дата: 16.10.2015

Номер свидетельства: 240300

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок по русскому языку по теме "Разделительный твёрдый знак" в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(85) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-razdielitiel-nyi-tviordyi-znak-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "122100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414152463"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока на тему "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-tviordym-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "101259"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402412028"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему "Разделительный твёрдый знак". "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-razdielitiel-nyi-tviordyi-znak-1"
    ["file_id"] => string(6) "101287"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402412637"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком "
    ["seo_title"] => string(53) "pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-tviordym-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "149589"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420233457"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок по русскому языку "Правописание слов с буквами Ь и Ъ" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(61) "urok_po_russkomu_iazyku_pravopisanie_slov_s_bukvami_i_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "629230"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1681021256"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства