Просмотр содержимого документа
«Русский язык2 классТема: «Правописание слов с разделительным мягким и разделительным твёрдым знаками» »
Русский язык2 классТема: «Правописание слов с разделительным мягким и разделительным твёрдым знаками»Подготовила: учитель начальных классов: Кузнецова Т.В.ст. Каневская, Краснодарский край.
Технологическая карта
Говорение слов (семя и семья; обедал и объедал; Коля и колья). Цель этой работы в первом классе.
Разделительный мягкий и разделительный твердый знаки. Общие функции букв и их значение в письменной речи.
Схема.
Согласные и гласные буквы. Модели (красный и синий) этих букв.
Однокоренные слова.
Корень слова, модель корня.
Состав слова.
Приставка в слове, модель приставки.
Цель урока:
Научить писать слова с разделительными мягким(ь) и твёрдым (ъ) знаками.
Задачи урока
1) Воспитательная
Планируемые результаты
Уметь работать по правилам работы в группе, паре;
Стремиться к выполнению ролевых правил;
Учиться адекватно относиться к высказываниям партнера .
Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД.
Оценка планируемых результатов:
знание правил работы в группе по памяти, набор правил, готовая памятка.
Оценочный лист в этапе урока.
Планируемые результаты
Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные и предметные УУД.
Оценка планир.результов.
- правило в учебнике;
Доказательство орфограмм разными способами(правило, схема, словарь)
-оценочный лист
Памятки для работы группы
2) Развивающая задача.
Составить алгоритм право-
писания слов с ь,ъ.
Планируемые результаты
Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные и предметные УУД.
Оценка планир.результатов.
Уметь доказывать орфограммы разными способами; уметь озвучить цель задания, пользоваться самостоятельно источниками информацией.
Умеют/учатся договариваться в группе при решении учебной задачи, прогнозировать результат, контролировать и проверять себя.
3) Обучающая
Уметь пользоваться алгоритмом для правописания слов с разделительными ь,ъ;
Уметь соотносить разные алгоритмы к соответствующим орфограммам в словах
Тип урока:
урок «открытия» нового знания.
(По СДМО.Автор Л.Г.Петерсон)
I этап.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель:
организовать
самоопределение
учебной деятельности (надо, могу, хочу)
Догадка хороша, а знание лучше.
Прочитайте пословицу
Какое слово непонятно? Способы узнать?
Проверьте свое высказывание по словарю.
Чему учит нас эта пословица? ( смотрю в воспитательную задачу, планируемые результаты и их оценку)
Давайте вспомним
правила работы в группах:
Распределяем роли и повторяем правила работы в группе.
Уважаем мнение товарищей.
Капитан выбирает выступающего.
Стараемся не обижать и не обижаться.
II этап.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
ЦЕЛЬ: организовать
самоопределение
учебной деятельности (надо, могу, хочу)
Мы изучали правила. Записываем слова и доказываем орфограмму, подчеркиваем вписанную букву. …зёра, ду…, з…мля, зага…ка, п…льто. Сгруппируйте буквы по общим признакам. о е а –буквы; обозначают гласный звук; б д - буквы;обозначают согласный звук; ь знак - буква; не обозначает звук
Какая еще буква не обозначает звук?
Что общего у этих знаков?
Это буквы
- не обозначают звука
-в письменной речи разделяют гласную букву от согласной буквы.
- эти буквы в письменной речи обозначают паузу, которая наблюдается при говорении некоторых слов, например, семя/семья, обедал/объедал, полю/полью. (Наблюдали в 1классе и 2-3 предыдущих уроков во 2 классе)
Вывод: какую роль в письменной речи выполняют эти две буквы?
Почему?
ВЫВОД:
Мы выполняли одинаковые задания и получили одинаковые ответы, потому чтознаем,что доказывать и как доказывать.
Следующее задание начнем с проговаривания слов, в записи которых участвуют буквы, не обозначающие звуки.
Ввод нового знания.
Напишите слова под диктовку:
деревья съехал
воробьи объявил
- Сравним полученные результаты .Слова вы написали по-разному.
-Почему?
У нас получились разные ответы, потому что мы не знаем как доказать выбор Ъ или Ь.
III этап Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения
Чему мы будем учиться на уроке?
Какова цель урока?
Какая тема?
IV этапПостроение проекта выхода из затруднения.Цель: построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задач.
На доске записаны слова:
семья подъезд
соловьи объяснил
Чтение учителем слов с чёткой паузой между согласным и гласным.
Чтение уч-ся и наблюдение над произношением слов.
В чём особенность произношения этих слов?
- Какими знаками в словах обозначена пауза?
Запишите эти слова, выделите графически эти знаки.
сем ь я под ъ езд
солов ь и об ъ яснил
Между какими буквами написали разделительный мягкий знак? Подчеркните их .
се мья по дъе зд
соло вьи о бъя снил
Составим схему расположения разделительного Ь в словах первого столбика..
ь
Анализ второго столбика слов по аналогии.
Подобная работа проводится со словами второго столбика.
Составим схему расположения разделительного ъ в словах второго столбика.
ъ
- Чем похожи эти схемы?
-Тогда почему мы пишем в одном случае разделительный ь, а в другом разделительный ъ?
Начтём исследование.
Подберите однокоренные слова к слову семья
- Какая общая часть в этих словах? Выделите корень.
В каких случаях пишется разделительный ь?
Формулирование вывода:
При произношении слова « семья» пауза в корне слова перед буквами «е» или «я». Пишу разделительный мягкий знак в слове.
Ья,и
Работа со словами второго столбика проводится аналогично.
При произношении слова « подъезд», «объяснил» пауза после приставки, оканчивающейся на согласную букву.
Если приставка оканчивается на согласную букву, а корень начинается с гласных е, я, то пишется разделительный ъ.
ъе,я
-Своё новое знание проверим эталоном – правилом в учебнике.
Сравните своё новоё знание с правилом в учебнике.
Что заметили?
Не все буквы прописаны в схеме.
Дополняем схемы.
V. Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать полученные знания.
Работа в парах.
Проверка самостоятельной работы №1
Каждый участник группы проговаривает вслух доказательство выбранный буквы в словах по ранее составленному алгоритму:
деревья съехал
воробьи объявил
и сравнивает с эталоном ( правилом в учебнике, пособии, словаре)
Работа с текстом №2
В автомобиле река раз.езжает,
Радужной пыл.ю асфальт поливает.
Под.ехал к стройке кран под.ёмный,
Под.ёмный кран силач огромный.
В.юга хлещет так и сяк,
Бьёт в лицо крупой колючей.
Каждый участник группы или пары проговаривает вслух доказательство выбранный буквы в словах по ранее составленному алгоритму.
Работа с текстом №3
В.юга замела лес. Суч.я деревьев покрылись снегом. Вз.ерошенные вороб.и сидят на ветках, а зайка с.ёжился под елью.
Каждый ученик самостоятельно проговаривает вслух доказательство выбранный буквы в словах по ранее составленному алгоритму.
Проверка работы в парах.
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:организовать усвоение новых знаний при помощи тренировочных упражнений с проговариванием во внешней речи.
Работа в рабочей тетради
Упражнение 2
лист.я
раз.езд
в.ехал
п.ют
кол.я
об.явление
вороб.иха
под.ём Ъ Ь
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель : организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новые знания
В каких словах пишется Ъ? Укажите номер под словами.Учащиеся выполняют самостоятельную работу на планшетах. Проверка организуется по образцус проговариванием во внешней речи.
Кто из вас ошибся?
В каком случае? (Ребята называют, в каких словах ошиблись)
Зная значение слова, называют правило или алгоритм доказательства выбранной буквы.
Сделайте вывод о способах самопроверки.
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Цель : выявить границы применимости нового знания ;повторить содержание изученного знания.
ь
Ъ
?
е
е
ё
ё
Ъ
ь
и
ю
ю
я
я
IX.Рефлексия учебной деятельности
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности
Какую цель ставим перед собой?
Достигли мы цели?
Почему?
Анализируем с детьми, опираясь на содержание задач: воспитательной, развивающей, обучающей.
Где нам пригодятся умения работать группой?
Какая цель урока новой темы?
Что было трудно в 1 пробном действии?
Как можно справиться с затруднением на уроке? В жизненных ситуациях?
Что нам помогло научиться писать слова с разделительными Ъ и Ь ?(работа в паре, группе, составили план(алгоритм) действий.
С каким алгоритмом познакомились сегодня?
Какие алгоритмы правописания безударных проверяемых в корне, парных согласных в корне вы знаете?
Почему надо работать по плану?
Какого ученика считают самостоятельным?
Домашнее задание:
Выполните упражнение в учебнике (с.76, упр. 355).
Найдите в словаре слова с Ъ или Ь.
Составьте предложения, или текст с использованием этих слов.