"Роль предмета самопознания в формировании духовных ценностей младших школьников"
"Роль предмета самопознания в формировании духовных ценностей младших школьников"
Предмет «Самопознание» - удивительный предмет, где каждый ребенок учится слушать свое сердце и делать только то хорошее, доброе, что оно подсказывает. Только через этот путь каждый из них может найти свое место в жизни. Только пройдя этот путь красоты и познания жизненных ценностей, каждый ребенок, может выполнить миссию Человека на Земле. Ведь чем больше в человеке духовности, нравственности, тем больше в нём Человека. И каждый из них будет отзывчивее, теплее, добрее, чувственнее в общении с
окружающим миром.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Роль предмета самопознания в формировании духовных ценностей младших школьников"»
КГУ «Средняя школа №26»
Вебинар по теме:
«Эффективная реализация на практике полученных знаний в ходе курсовой переподготовки в 2020 году, направленной на повышение качества образовательного процесса по самопознанию»
Учитель самопознания: Морозова М.Б.
г. Усть-Каменогорск (28.04.2021)
Вебинар (28.04.2021) по теме
Эффективная реализация на практике полученных знаний в ходе курсовой переподготовки в 2020 году, направленной на повышение качества образовательного процесса по самопознанию
Призыв Абая «Адам бол!» («Будь человеком!») требует подчинения всей жизни человека духовному началу, чтобы в нравственных отношениях он руководствовался голосом разума и совести. Потому все его рассуждения проецированы не на внешний мир, а на постижение внутреннего мира. Важнейшим проявлением сущности человека является самосознание и самопознание, стремление понять свои собственные переживания и мысли.
А Достоевский утверждал, что красота спасет мир. Человек должен жить т в окружении мира, в атмосфере духовной культуры.
С 2010 года в типовые учебные планы организаций образования РК внесен предмет самопознание.
Цель преподавания предмета самопознания – становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно- духовных ценностей, живущих в единстве мысли, слова и дела.
Для успешного преподавания предмета «Самопознание» необходимо соблюдать три основных условия:
Создание атмосферы любви, доверия, вдохновлённого творчества, создание условий для самосовершенствования и интуитивного постижения себя.
Интеграция нравственно-духовного образования в целостный педагогический процесс.
Использование только позитивных и гуманных методов в процессе нравственно-духовного образования.
Курсовую подготовку к урокам самопознания я проходила в 2010, 2016, 2020 годах. Курсы 2016 и 2020 года абсолютно одинаковые, разница ---очные и дистанционные. Дополнений за 4 года не добавилось.
С 2016 года структура урока самопознания выглядит следующим образом.
Все структурные компоненты урока направлены на достижение цели урока.
В цели урока должна быть отражена общечеловеческая ценность, связанная с темой урока.
В задачах урока (обучающая, развивающая, воспитательная) должны быть отражены качества.
Содержание курса разделено на 4 раздела и затрагивают самые важные стороны жизни человека: внутренние качества человека, семейные ценности, гражданскую позицию и бережное отношение к природе.
Воспитательная направленность уроков очень высока. Темы уроков зачастую созвучны с темами классных часов. Каждый урок несёт огромную воспитательную силу. Все этапы урока подчинены целям и задачам урока и обязательно должны выходить на определённые качества. Такая систематическая целенаправленная работа не может не сказываться на воспитании и формировании личности школьника младших классов.
Анализируя уровни воспитанности с 2013 по 2021 годы учащихся 3 классов можно составить следующую диаграмму. На которой видно, что количество учащихся с низким уровнем воспитанности постоянно уменьшается.
Учащихся 2010- 2014 года нельзя было оставить на 5 минут перемены одних в классе (в те годы очень частые были совещания пятиминутки на переменах) – Нужно было разнимать кучу малу, в которой были , оторванные рукава пиджаков, клоки волос, разбитые носы. Постоянные разборки ситуаций, беседы с инспектором, частые походы в воспитательный отдел на беседы и устрашение то одних, то других. Смолинская Ольга обещала завести на особо буйных дела. Надо заметить дети пришли в 2010 году в первый класс, это время совпало с началом введения уроков самопознания, в дошкольном учреждении таких занятий у этих учащихся не было. (Уроки самопознания у этих ребят начались только в 2010г. На слайдах групповая работа. Ребят составляют план добрых дел. А это только частичка огромной разноплановой работы.)
Сейчас не хотелось бы сглазить, но такой картины нет, ситуация намного благоприятней. С организацией класса справляются командиры и учащиеся их слушают. Общая картина: дети более послушны, ответственны и добрее. Запомнился случай: февраль дежурные классы. Дежурные мыли доску Разбойникова Маша задела 4л ведёрко, вся вода разлилась перед доской. Учитель не успела ничего сказать все 15 человек дежурного класса взяли рулон полотенец и вытирали молча, воду собрали до капли. Вместо того чтобы ругать, упрекать в неаккуратности, учителю пришлось хвалить за помощь выручку.
Это небольшие достижения и победы можно и нужно отнести на счёт огромной воспитательной роли уроков самопознания. На них проводится огромное количество бесед, постоянно разбираются и анализируются различные ситуации, творческие работы, тесты. Этот огромный массив целенаправленной работы обеспечивает воспитание общечеловеческих ценностей.
На слайдах фрагменты занятий по темам самопознания в условиях карантина.
Неделя самопознания , открытый урок)
Ещё одна важная вещь – развитие коммуникативных способностей. Здесь имеет важное значение уроки самопознания.
Для усвоения тем прорабатывается большое количество различных упражнений: рисунки, тесты, минисочинения, пословицы, стихи. Всё это способствует обогащению словарного запаса, грамотной речи и развитию коммуникативных способностей учащихся. Для ребят нет затруднений в следующих ситуациях: 1) познакомиться 2) предложить помощь 3) поздравить с днём рождения . Все хотят участвовать и у многих это получается вполне успешно.
Предмет «Самопознание» - удивительный предмет, где каждый ребенок учится слушать свое сердце и делать только то хорошее, доброе, что оно подсказывает. Только через этот путь каждый из них может найти свое место в жизни. Только пройдя этот путь красоты и познания жизненных ценностей, каждый ребенок, может выполнить миссию Человека на Земле. Ведь чем больше в человеке духовности, нравственности, тем больше в нём Человека. И каждый из них будет отзывчивее, теплее, добрее, чувственнее в общении с