kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация задач нравственно – духовного воспитания на уроках «Самопознания» через притчу, как основного методического приёма обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на  августовской конференции учителей

«Роль и место предмета Самопознания в учебно-воспитательном процессе организаций образования Республики Казахстан»

 

Жакупова М.И., педагог – психолог ОСШ №3

«Если вы заглядываете в будущее на год вперед – сажайте рис, на десять лет – сажайте деревья. Если вы заглядываете на всю жизнь – воспитывайте человека»

Народная мудрость.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Республики Казахстан, о ее молодежи.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема нравственно – духовного воспитания очень актуальна.

Перед дошкольными организациями и общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Формирование нравственности происходит в школе на всех занятиях, во всех режимных моментах, в игровой и трудовой деятельности. Но основная работа по этому вопросу происходит на занятиях по предмету «Самопознание». На этих занятиях идет возрождение духовности человека, акцентирование на личность ребенка, вырабатываются позитивные взгляды, мышление, убеждения на ту или иную проблему.

Чтобы закрепить в сознании ученика определенные духовные ценности, о которых он узнал на занятиях по «Самопознанию», помочь прожить определенное эмоциональное состояние, помочь объяснить, что оно означает, необходимо акцентировать межпредметную связь уроков «Самопознания» и занятий по развитию языковой среды. Здесь очень хорошо помогает такой методический приём, как «Чтение», который направлен на расширение знаний и представлений школьника о ценностях и нравственных качествах человека через осознание поступков литературных героев, их взаимоотношений, размышлений о себе. Небольшие рассказы, сказки, притчи, стихотворения, представленные в данной рубрике – это своеобразное отношение персонажей к изображаемым событиям с проекцией на жизненный опыт ребёнка.

Одним из таких приёмов – чтение притч, в которой заложена какая-то определенная нравственная истина, какой-то определенный урок,  маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.

 

                        «НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПРИТЧИ»

 

Цель: выявление нравственных уроков притч

Задачи урока:

  1. Знакомство с  понятием  притчи.
  2. Узнать об особенностях притчи
  3.  Познакомиться с текстом притчи
  4. Учиться понимать смысл притчи
  5. Развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;
  6. Расширить знания о нравственных  понятиях добра и зла;
  7. Воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков.

 

Ход урока:

(слайд №4-5)

1. Введение

    Притчи –  это не просто тексты, не просто рассказы. 

Каждая притча может что-то нам дать, чему-то научить. В ней заложена какая-то определенная нравственная истина, какой-то определенный урок,  маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.

Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объемного мира. Причем этот доступ – облегченный, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику  путешествовать по Миру осознанно и радостно.

2. Определение притчи (слайд № 6 -7)

ПРИТЧА — это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

 ПРИТЧА – это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме. 

ПРИТЧА - короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью.

ПРИТЧА    –   «поучение в примере» (В.И. Даль).

Притча      -    небольшой _______(1),   содержащий     ___________  (2)   в

 ___________________  (3)  форме.

1 -  рассказ

2 – поучения

3 – иносказательной

3. Особенности притчи (слайд №8)

                                          Особенности притчи:

 

  1. в притче, как правило, нет характеров. Персонажи обычно безымянны, схематичны;
  2. время, часто и место действия неконкретны;
  3. притча не изображает, а сообщает;
  4. в притчах нет прямого поучения ;
  5. свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни;
  6. ответ над поставленным вопросом каждый должен дать сам;
  7. в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель;
  8. нет показа событий в развитии;

4. Чтение (показ) «Притча о двух волках» (слайд №9-12)

5. Обсуждение (слайд №10)

Что олицетворяли в притче белый  и черный волк?

6. Словарная работа (слайд №14-15)

У нас 2 группы: сейчас с помощью жетонов мы определим то понятие, над которым вы будете работать. (жетоны: черные и белые полоски)

Работают  со словарями Ожегова: первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло.

  • Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь  С.И. Ожегова.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

  • С.И.Ожегов:  «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
  1. Мозговой штурм «В чём смысл притчи» (слайд №16)

Как вы поняли слова притчи - «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?(Обсуждение ,высказывание своего мнения, рассуждение)

  1. Расширение знания о нравственных  понятиях добра и зла

( слайд № 17)

Какие из следующих поступков являются добрыми делами,  а какие – злыми?   Объясните ваше мнение.

  1. Играть в футбол на газонах;

2.  Рисовать на стенах в школе;

3. Посадить растения возле школы;

4. Метко плюнуть жвачкой в товарища;

5. Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин;

     6. Отобрать у друзей  мяч;

     7. Помочь пожилому человеку перейти улицу;

     8. Уступить место в автобусе.

  1. Игра «Топаем,хлопаем» (слайд № 18-25)

Игра  «Топаем – хлопаем» Если поступок, изображённый  на картинке добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.

11. Основная мысль притчи (слайд № 26-28)

  1. Присутствие зла и добра в человеке зависит  от его поступков.
  2. Всё зависит от __________________ .

-Каким он ______________ стать, таким и станет.

     -Будет делать зло – станет _________.

     -Будет нести добро – станет ________ .

     -Человека

                     захочет

                                        злым

                                                     добрым

  1. Закрепление. Упражнение. (слайд №29-35)

Итак, ребята, сегодня мы говорим о том, что притчи содержат поучение, мораль, урок  на примере притчи о двух волках. 

Попробуйте сформулируйте нравственные уроки притч, вставляя пропущенные слова в предложении.

Учат видеть в себе движение к _________ и ________ и различать их.

Воспитывает желание делать выбор в пользу ______.

Следовать за ________ влечениями сердца и совести.

Добру     

                       злу      

  добра  

                                           добрыми

 

12. Рефлексия (слайд №36)

А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.

Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет.

13.Домашнее задание (слайд №37)

Задание на дом:

Подготовить мини-проект «Притча о добре и зле», определить какой нравственный урок  содержит притча.

14. ВСЕМ СПАСИБО!!!

 

 

Просмотр содержимого документа
«Реализация задач нравственно – духовного воспитания на уроках «Самопознания» через притчу, как основного методического приёма обучения. »

Реализация задач нравственно – духовного воспитания

на уроках «Самопознания» через притчу, как основного

методического приёма обучения.


Выступление на августовской конференции учителей

«Роль и место предмета Самопознания в учебно-воспитательном процессе организаций образования Республики Казахстан»


Жакупова М.И., педагог – психолог ОСШ №3

«Если вы заглядываете в будущее на год вперед – сажайте рис, на десять лет – сажайте деревья. Если вы заглядываете на всю жизнь – воспитывайте человека»

Народная мудрость.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Республики Казахстан, о ее молодежи.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема нравственно – духовного воспитания очень актуальна.

Перед дошкольными организациями и общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Формирование нравственности происходит в школе на всех занятиях, во всех режимных моментах, в игровой и трудовой деятельности. Но основная работа по этому вопросу происходит на занятиях по предмету «Самопознание». На этих занятиях идет возрождение духовности человека, акцентирование на личность ребенка, вырабатываются позитивные взгляды, мышление, убеждения на ту или иную проблему.

Чтобы закрепить в сознании ученика определенные духовные ценности, о которых он узнал на занятиях по «Самопознанию», помочь прожить определенное эмоциональное состояние, помочь объяснить, что оно означает, необходимо акцентировать межпредметную связь уроков «Самопознания» и занятий по развитию языковой среды. Здесь очень хорошо помогает такой методический приём, как «Чтение», который направлен на расширение знаний и представлений школьника о ценностях и нравственных качествах человека через осознание поступков литературных героев, их взаимоотношений, размышлений о себе. Небольшие рассказы, сказки, притчи, стихотворения, представленные в данной рубрике – это своеобразное отношение персонажей к изображаемым событиям с проекцией на жизненный опыт ребёнка.

Одним из таких приёмов – чтение притч, в которой заложена какая-то определенная нравственная истина, какой-то определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.


«НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПРИТЧИ»


Цель: выявление нравственных уроков притч

Задачи урока:

  1. Знакомство с понятием притчи.

  2. Узнать об особенностях притчи

  3. Познакомиться с текстом притчи

  4. Учиться понимать смысл притчи

  5. Развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;

  6. Расширить знания о нравственных понятиях добра и зла;

  7. Воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков.


Ход урока:

(слайд №4-5)

1. Введение

Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы.

Каждая притча может что-то нам дать, чему-то научить. В ней заложена какая-то определенная нравственная истина, какой-то определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.

Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объемного мира. Причем этот доступ – облегченный, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.


2. Определение притчи (слайд № 6 -7)


ПРИТЧА — это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

ПРИТЧА – это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме.

ПРИТЧА - короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью.

ПРИТЧА – «поучение в примере» (В.И. Даль).

Притча - небольшой _______(1), содержащий ___________ (2) в

___________________ (3) форме.


1 - рассказ

2 – поучения

3 – иносказательной


3. Особенности притчи (слайд №8)





Особенности притчи:


  1. в притче, как правило, нет характеров. Персонажи обычно безымянны, схематичны;

  2. время, часто и место действия неконкретны;

  3. притча не изображает, а сообщает;

  4. в притчах нет прямого поучения ;

  5. свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни;

  6. ответ над поставленным вопросом каждый должен дать сам;

  7. в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель;

  8. нет показа событий в развитии;


4. Чтение (показ) «Притча о двух волках» (слайд №9-12)



5. Обсуждение (слайд №10)

Что олицетворяли в притче белый и черный волк?


6. Словарная работа (слайд №14-15)

У нас 2 группы: сейчас с помощью жетонов мы определим то понятие, над которым вы будете работать. (жетоны: черные и белые полоски)

Работают со словарями Ожегова: первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло.



  • Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

  • С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».


  1. Мозговой штурм «В чём смысл притчи» (слайд №16)


Как вы поняли слова притчи - «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?(Обсуждение ,высказывание своего мнения, рассуждение)


  1. Расширение знания о нравственных понятиях добра и зла

( слайд № 17)

Какие из следующих поступков являются добрыми делами, а какие – злыми? Объясните ваше мнение.

  1. Играть в футбол на газонах;

2. Рисовать на стенах в школе;

3. Посадить растения возле школы;

4. Метко плюнуть жвачкой в товарища;

5. Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин;

6. Отобрать у друзей мяч;

7. Помочь пожилому человеку перейти улицу;

8. Уступить место в автобусе.


  1. Игра «Топаем,хлопаем» (слайд № 18-25)


Игра «Топаем – хлопаем» Если поступок, изображённый на картинке добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.


11. Основная мысль притчи (слайд № 26-28)

  1. Присутствие зла и добра в человеке зависит от его поступков.


  1. Всё зависит от __________________ .

-Каким он ______________ стать, таким и станет.

-Будет делать зло – станет _________.

-Будет нести добро – станет ________ .

-Человека

захочет

злым

добрым

  1. Закрепление. Упражнение. (слайд №29-35)


Итак, ребята, сегодня мы говорим о том, что притчи содержат поучение, мораль, урок на примере притчи о двух волках.

Попробуйте сформулируйте нравственные уроки притч, вставляя пропущенные слова в предложении.


Учат видеть в себе движение к _________ и ________ и различать их.

Воспитывает желание делать выбор в пользу ______.

Следовать за ________ влечениями сердца и совести.

Добру

злу

добра

добрыми


12. Рефлексия (слайд №36)

А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.

Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет.
















13.Домашнее задание (слайд №37)


Задание на дом:

Подготовить мини-проект «Притча о добре и зле», определить какой нравственный урок содержит притча.


14. ВСЕМ СПАСИБО!!!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Жакупова Марина Ивановна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163248

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства