Для образовательных нужд в начальных классах при подготовке к чтению разумно проводить речевую разминку по схеме, предложенной Табунщик Ольгой в презентации «Разминка на уроках чтения». Целевая аудитория презентации – ученики начальных классов. При этом содержание материала целесообразно демонстрировать в самом начале занятия для улучшения произношения и тренировки членораздельной речи.
Цель презентации соответствует ее названию, а потому она предназначена для разминки перед уроками устного чтения. Этот процесс является необходимым для большого количества детей, пока еще не достигших высокой скорости чтения. Потому презентация способна помочь детям ускорить получение всех навыков устной речи и правильного произношения.
Презентация оказывает реальную помощь детям, у которых еще не сформировались структуры, отвечающие за внятную речь. Тренировка и разминка, проводимая по данному плану систематически, позволит быстрее устранить дефект произношения многих звуков, которые у детей вызывают затруднения. При этом регулярная практика и тренировка позволит также ускорить технику чтения, изучить сложные словосочетания и произносить их без ошибок
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Читай чистоговорку медленно, чуть быстрее, быстро.
Прочитай чистоговорку, четко произноси слова. Какая буква часто встречается?
Чистоговорки
Ва-ва-ва- в лесу выросла трава,
Ве-ве-ве- сидит Вова на траве.
Са-са-са- у меня лиса,
Су-су-су- даю Саше я лису.
Са-са-са- у кого лиса?
Са-са-са- прилетела оса.
Су-су-су- мы прогоним осу.
Чистоговорки
Ра-ра-ра- начинается игра.
Ро-ро-ро- у мальчика ведро.
Ру-ру-ру- продолжаем мы игру.
Ры-ры-ры- подарили нам шары.
Ре-ре-ре- стоит дом на горе.
Ри-ри-ри- на ветках снегири.
Ра-ра-ра- у мышонка есть нора.
Ре-ре-ре- носили воду мы в ведре.
Чистоговорки
Ар-ар-ар- кипит наш самовар.
Арь-арь-арь- на стене висит фонарь.
Ра-ра-ра- у мышонка есть нора.
Ре-ре-ре- носили воду мы в ведре.
Зу-зу-зу- мы поймали стрекозу.
Со-со-со- нам сменили колесо.
Цо-цо-цо- снесла курица яйцо.
Чистоговорки
Ча-ча-ча- была Таня у врача.
Ща-ща-ща- поймал Вова леща.
Ша-ша-ша- мы любим малыша.
Ша-ша-ша- я сижу у шалаша.
Чистоговорки
За-за-за- приближается гроза.
Жа-жа-жа- заблестели два чижа.
Ся-ся-ся- Костя ловит карася.
Чистоговорки
Ща-ща-ща- Саша ходит без плаща.
Чу-чу-чу- стоять не хочу, стоять не хочу.
Ач-ач-ач- испекли калач.
Оч-оч-оч- наступила ночь.
Чок-чок-чок- каблучок.
Работа со скороговорками
1. Прочитай скороговорку «про себя».
2.Прочитай медленно и чётко вслух.
3. Читай скороговорку чётко и быстро.
Нерифмованные:
От топота копыт пыль по полю летит.
Бык, бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вёз воду из водопровода.
Дробью по перепелам да по тетеревам.
Ткач ткёт ткани на платье Тане.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
Нерифмованные:
Сшит колпак не по-колпаковски.
Вылит колокол не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать-переколпаковать.
Надо колокол переколоколовать.
Нерифмованные:
Мамаша Ромаше дала сыворотку
из-под простокваши.
У нас на дворе- подворье.
Погода размокропогодилась.
Сюжетные:
Свинья тупорыла
Весь двор перерыла,
Вырыла полрыла,
До норы не дорыла.
Возле леса на пригорке стоят тридцать три Егорки.
Из-за леса, из-за гор едет к ним ещё Егор .
С повторами:
Шли три попа,
Три Прокопья попа,
Три Прокопьевича,
Говорили про попа,
Про Прокопья попа,
Про Прокопьевича.
На одном звуке:
Брат Аркадий зарезал буру корову
на горах Араратских.
«Р» и «Л»
Карл у Клары
Украл кораллы,
А Клара у Карла
Украла кларнет.
Корили Кирилла:
"Не дразни гориллу!"
Корили гориллу:
"Не дразни Кирилла!"
То ли Боря приобрёл
Для Толи
Рулон толя,
То ли Толя приобрёл
Для Бори
Рулон толя.
Звук «Р»
Георгий Георгиевич говорит
Григорию Григорьевичу
О Григории Георгиевиче,
А Григорий Григорьевич говорит
Георгию Георгиевичу
О Георгии Григорьевиче.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"
Веня и Иван не виноваты.
Видите: на диване у Вани два удава.
Внимание: в водоёме водяной.
Воинов у воеводы видимо-невидимо.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"
Диван не виден.
На подводе воевода.
У Вики пуховик.
У Вовы овод.
У водопада водопой.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"
У воды удавы.
У Якова под Киевом внуки.
Увидим Вадима и удивим.
В вагоне - Вова и Матвей,
Викентий, Витя и Авдей.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"
В дневнике у Авдея - две двойки,
В дневнике у Вадика - девять двоек.
Вадик, не подведи, -
Подведи Давыдова к подводе.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"
Вова водит,
А Ваня Вову доводит.
Медведь не медведка,
Медведка не медведь.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"
Поведём Вениамина
к медведям и пингвинам.
У Вити и Вениамина -
Витамины.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"
У водопада девять Авдеев
И два Матвея.
У новенького -
Новенький дневник.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "Ф"
На фото - фата.
У Федота фагот.
У феи эфа.
У Фени фен.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "Ф"
У Фимы мифы.
У финна фен и финики.
Конфеты - фее,
Конфетти - Тимофею.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "Ф"
У Фаины дельфины.
Филимон на футболе в футболке.
Кафель не кефаль,
а кефаль не кафель.
У Фили филе,
у Фени фен.
Чтение слов и предложений разно великим шрифтом.
СГребали
взДУРилась
ТетеРЕвоЧЕК
УЧеньЕ
ВыУчИлся
Чтение слов и предложений разновеликим шрифтом.
ВыУчИлся
ОшиБАТься
ПОДспорЬе
УЧиЛСя чИТать дА Писать,
а ВыУЧился петь да ПляСАть.
Не ДавшИ СлоВа-КРЕпись,
а ДАвшИ-ДеРЖисЬ.
Упражнения на развитие выразительного чтения
-Братцы, я медведя поймал!
-Так веди его сюда!
-Да он не идёт.
-Ну, так сам иди.
-Да он держит меня. Ай!
Диалоги
-Тит, иди молотить!
-Живот болит.
-Тит, иди щи хлебать!
-А где моя большая ложка?
Диалоги
-Федул, что губы надул?
-Кафтан прожёг.
-Можно зашить!
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра-то?
-Один ворот остался.
Упражнения на развитие речевого слуха.
1 логическое ударение.
Дети завтра пойдут в цирк?
(Ответьте на вопрос, выделяя голосом то слово, имеющее большее значение при ответе.)
Прочитай выразительно примеры.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Родина – мать, а за мать не жалей и жизнь отдать.
Нет ничего на свете краше , чем Родина наша
Жить – Родине служить.
Прочитай выразительно примеры.
Тот герой, кто за Родину стоит горой.
Труд - дело чести ; будь всегда на первом месте.
Честный труд – наше богатство.
Больше дела – меньше слов.
Упустишь минуту - потеряешь часы.
Речевая пауза- это остановка, членящая звуковой поток на отдельные части.
Как удивили / его слова/ брата!
Как удивили его слова/ брата!
Как обрадовали/ его успехи /отца!
Как обрадовали его/ успехи отца!
Литературные термины
Автор – писатель, создавший одно или ряд произведений.
Аллегория – иносказание, изображение какой - нибудь, отвлеченной идеи в конкретном, отчетливом представляемом образе. Например, в басне «Стрекоза и муравей» стрекоза – это аллегория легкомыслия, а муравей – предусмотрительности.
Антитеза – художественное противопоставление характера образов понятий и прочее, создающее эффект резкого контраста.
Литературные термины
Архаизм – слова и обороты, которые употреблялись в прошлом для обозначения каких-либо предметов, явлений или понятий, но вытесненные другими словами и оборотами, которые используются в современной речи.
Афиша – перечень действующих лиц в пьесе.
Баллада – небольшое стихотворение с историческим или фантастическим сюжетом.
Басня – краткий аллегорический рассказ сатирического содержания с моралью.
Литературные термины
Белый стих – стихотворное произведение без рифм.
Былина – жанр русского фольклора; песнь, которая рассказывает о подвигах богатырей и отражает жизнь средневековой Руси
Гипербола – художественное преувеличение, усиление качеств или результатов поступков.
Диалог- разговор двух или боле лиц.
Завязка – начальный момент развития событий, изображенных в художественном произведении.
Литературные термины
Идея - основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения. Идея может быть сформулирована автором в тексте в виде ясного вывода (например, мораль в басне), а может логически вытекать из всего произведения.
Кульминация – высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.
Лирика- род литературных произведений, изображающий духовный мир человека, его чувства, настроение, переживания.
Литературные термины
Метафора – скрытое сравнение, в котором отсутствуют слова: как, словно, будто (например, «изумрудная трава»)
Миф – предание, возникшее в глубокой древности в котором объяснялись явления природы, происхождение мира и человека с помощью художественной фантазии.
Монолог – развернутое высказывание одного действующего лица или автора произведения.
Литературные термины
Мораль – поучительный вывод в художественном произведении обычно в басне.
Олицетворение – наделение явлений или предметов неживой природы качествами человека ,(речью, смехом, мыслями, переживаниями.
Повтор – повторение одной фразы, слова или словосочетания на протяжение некоторого отрезка текста, Используется для ритмичности , а также для выделения особо значимых мыслей чувств, образов.
Литературные термины
Пролог – элемент композиции, которая предшествует развязки.
Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведения.
Сравнение - сопоставление людей, предметов, явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам, например, ачар – как грозный часовой
Сюжет – цепь событий, которая развивается в произведении.
Литературные термины
Тема – круг проблем жизненных явлений, на которых сосредоточил свое внимание автор литературного произведения.
Фрагмент – отрывок, часть произведения.
Эпиграф – краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая его главную мысль или отношение автора к событиям.
Эпитет – художественное определение, например «Белеет пару одинокий.»
МБОУ « СОШ № 42» Почетная грамота
выдана
Учени класса
________________________________________________
За отличную работу и большой вклад в развитие навыка полноценного чтения