Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 города Борисова »
«Не насильственно преподавай детям науки, милейший, а в процессе игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен».
Сократ
«Использование речевых разминок для формирования выразительности речи младших школьников
на уроках литературного чтения»
Фомина Т.М.
учитель начальных классов
Оборудование
1. Перед каждым участником лежит конверт с индивидуальным материалом: силуэт бабочки, вырезанный из бумажных салфеток, шарик из ваты, карточки со стихами для драматизации, разноцветные кружки для рефлексии. На рабочих местах стоят стаканы с водой и соломкой для коктейля.
2. На отдельных столах разложены «волшебные очки» настроения, разноцветные шапочки Радуги, куклы из школьного театра для драматизации.
3.У учителя:
а) презентация о сущности опыта, включая литературный материал для тренинга;
б) таблица учебно-методического пособия «Азбука от А до Я» с рисунком на одну букву;
в) полоски со скороговорками для игр;
г) таблица гласных для упражнения «Бинокль»;
д) рисунки шмеля и жука, таблица для чтения слогов;
е) рисунки для интонирования «весёлый и грустный Гномы», кружки-солнышки для чтения с разной постановкой логического ударения;
ё) предметные рисунки с изображением животных для интонирования;
ж) шуточное изображение кастрюли для рефлексии;
з) тексты – полоски с афоризмами для рефлексивной деятельности.
«Закон интереса» гласит: чтобы переварить
знания, надо поглощать их с аппетитом
Анатоль Франс
Мотивация
НАСТРОЕНИЕ
Сегодня мы будем варить настроенье.
Положим чуть-чуть озорного веселья,
100 грамм баловства,
200 грамм доброй шутки
И станем все это варить по минуткам.
Заглянем под крышку.
А там ….
А что в котелке, мы увидим в конце занятия, это будет результатом нашего общего труда.
Речь человека является его визитной карточкой. Общая культура речи, внятная дикция, красивый голос положительно характеризуют каждого человека.
Опыт показывает: обучение умениям «слышать» собеседника, выражать свои мысли, рассказывать о переживаниях, передавать эмоции, настроение, тесно связано с работой над техникой речи. Среди учебных предметов в начальной школе нет «театрального мастерства», но большие возможности предоставляют уроки литературного чтения, учебная программа по которому выделяет выразительность, как один из образовательных компонентов.
Сущность педагогического опыта
В традиционной системе проведения уроков учитель формирует навыки выразительного чтения в процессе работы над художественным произведением, а можно и, по моему убеждению, нужно работать над выразительными средствами речи уже на этапе речевой разминки.
Выразительные средства, используемые в искусстве художественного чтения:
- интонация (совокупность рече - голосовых приспособлений: тихо - громко, низко - высоко, медленно - быстро, напевно - отрывисто)
- психологическая пауза
- темп (скорость, с которой проговариваются слова)
- ритм (закономерное повторение взлётов и спадов словесного действия, главное свойство стихотворной речи)
- пластическая выразительность (мимика – движение, психо - жест - выразительность тела)
Важные составляющие техники речи:
- дикция (чёткое и ясное произнесение звуков речи, тренируется в процессе артикуляционной гимнастики)
- правильное речевое дыхание (умение экономно распределять и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи)
Чтение вслух, говорение предназначено для слушателей, а, значит, нужно уметь передать голосом тот образ, который мы себе нарисовали в воображении.
Отмечу важные, с моей точки зрения, моменты, которые нужно учитывать при проведении речевых разминок.
1. Упражнения провожу в определённой последовательности: артикуляционная гимнастика, дыхание, работа над интонацией.
2. Ведущим видом деятельности младших школьников всё ещё остаётся игра. Поэтому в любое задание стараюсь ввести игровое действие.
3. Поскольку ручная и речевая моторики находятся в тесном взаимодействии, в речевые разминки обязательно включаю движения, различные игры с предметами.
4. В ходе занятий коллективно составляется, пополняется словарь эмоций.
5. Очень помогают в выработке интонации: портреты настроения (смайлики, шарики, сказочные персонажи, изображения животных), маски – очки и шапочки. Эти атрибуты собираются в театральной «гримёрной» в классе.
Практикум
Для разогрева голосовых связок можно предложить так называемые распевные упражнения.
I. Артикуляция
1. «Давайте познакомимся»
Напишите в воздухе глазами своё имя. Произнесите своё имя, плотно сжав зубы и губы.
2. «Бинокль» (таблица гласных АОЭУЫИ)
Делаем «бинокль" из пальцев. Произнести звуки:
а) раздельно, протяжно, как бы рассматривая их;
б) с удивлением;
в) огорчённо, с разочарованием: далеко;
г) с радостью, надеясь на встречу.
3. «Разговор Шмеля с Жуком»
Шмель (какой?) – толстый, добрый, медлительный; Жук (какой?) – интеллигентный, чопорный, учёный, высокомерный.
ш-ж, ш-ж, ш-ж (каждый участник)
ж-щ, ж-ш
ша,шэ. шо..
жа,жэ, жо..
шажжа, шэжжэ,.. (разговор в парах)
жашша, жэшшшэ…
Работаем над силой голоса (повышение-понижение с плавным переходом без паузы, разными оттенками).
4. Рисуем ломаные линии на столе. Параллельно учимся правильному дыханию.
ка-ко-ку-кэ-кы-ки, ак-ок-ук-эк-ык-ик (вполголоса хором, на одном выдохе): ка ко ку кэ кы ки ок ак ук эк ык ик
5. «Расскажи стихи руками» (слова с движением по сигналу ведущего)
Мастерская
- Зум-зум-зум, - визжит пила,
У неё всегда дела.
Молоток стучит: - Тук-тук,-
Он рукам умелым друг.
И рубанок: - Вжик-вжик-вжик,-
Не смолкает ни на миг.
Н.Шаманадзе
II. Дыхание
Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания:
— вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи - через рот;
— вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).
"Футбол"
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Дуя на шарик, загнать его в ворота.
"Бабочка"
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы участники сделали длительный плавный выдох).
"Шторм в стакане"
Подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижными).
Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, на каждом уроке, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз.
III. Работа над интонированием
* Опыт подтверждает эффективность использования упражнений «Большие и маленькие», при выполнении которых учащиеся с лёгкостью управляют голосом. Поговорим.
«Часы и часики». Настенные, большие часы тикают громко: «Тик? -Так! Тик? - Так!» (хлопки в ладоши), будильник — умеренно (щелчки пальцами),
наручные часы — тихо (удары пальцем по столу). Вопросительная и утвердительная интонации (использование шапочек «Почемучек»)
* Скороговорки
Работа над интонированием – это творческий процесс. Здесь нет шаблонов и точных указаний. Я использую возможности скороговорок. На их материале второклассники не только тренируются в произношении звуков, отрабатывают дикцию, но и увлечённо импровизируют.
Слово, жест, мимика – средства выразительности речи. Интонация при чтении возникает после осмысливания, прочитанного.
Как считал К. С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», т. е. с предлагаемых обстоятельств. В игровой ситуации дети легко принимают эти условия и начинают действовать в вымышленной ситуации.
- Что было бы, если бы…
а)
Плавниками трепеща, и зубаста и тоща, пищи на обед ища, ходит щука вкруг леща.
Прочитать с разной интонацией: тихо, с испугом (рыбы в воде), по секрету соседу на ушко; громко, угрожая; подшучивая, с иронией).
Выбираем себе «волшебные очки» (разные по форме, размеру, цвету, в зависимости от настроения).
б). Игры со скороговорками
* «Паровозик»: на каждого участника ведущий игры распределяет по одному слову из выбранной скороговорки. После этого вся группа должна постараться, последовательно называя каждый свое слово, как можно быстрее произнести всю скороговорку целиком. После чего каждый участник должен попытаться произнести всю скороговорку самостоятельно.
Повар варит и приговаривает: «Варю Вере, варю Варе, варю Валере и Варваре»
* «Поле чудес»: на доске из выбранной скороговорки выписываются только служебные части речи (предлоги, союзы и т.д.). Вместо знаменательных частей ставятся пропуски. Участникам игры необходимо восстановить зашифрованную скороговорку и произнести её вслух быстро и без ошибок.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
* Процесс создания собственных скороговорок, рассказа из скороговорок превращается в увлекательную и в то же время полезную игру, поскольку перед учащимися можно, например, поставить задачу использовать как можно больше слов с отрабатываемым звуком (соединить скороговорки в рассказ). Например, «Улов у Поликарпа – три карася, три карпа; щуки нет; плавниками трепеща, и зубаста и тоща, пищи на обед ища, ходит щука вкруг леща, а у Сени и Сани в сетях сом с усами. Хорош улов; повар варит, варит и приговаривает: «Варю Вере, Варю Варе, Варю Валере и Варваре!»
* Чтение с элементами драматизации
а) Докучные сказки. Про сову (с разной интонацией, создание образа животных по рисункам, вывешенным на доске)
Летела сова-
Весёлая голова.
На берёзку села, (на осинку, рябинку, дубочек, ёлочку)
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…. (повторяем сначала)
б) Красавица
-Как зовут тебя, ворона?
- Карр-повна!
- Что ты делаешь, ворона?
- Карр-каю!
- Что ж кричишь, как на пожаре?
- Нрр- равится!
- Карр-роша я!
Карр-роша!
Карр-расавица!
в). Пересказ сказки (с помощью кукол для школьного театра)
Друзья
Прискакала лягушка к лесному домику, заквакала под окном: «Ква-ква-ква, я к вам в гости пришла». Прибежала мышка, запищала: «П-пи-пи, пироги у вас вкусны». Курочка пришла, закудахтала: «Ко-ко-ко, корочки, говорят, у вас рассыпчатые». Уточка приковыляла, крякает: «Кря-кря-кря, нарядная пришла. Кря-кря-кря ». Кошка заглянула: «Мяу-мяу, мяконькая постелька!». Свинка захрюкала: «Хрю-хрю-хрю! В гости так ходить люблю…». Тут лошадка прискакала, громко заржала: «Иго-гоооо! Заходите, гооости дорогие!».
* Цвет настроения
Цвет, с которым ассоциируется персонаж.
Разноцветные шапочки Радуги помогают актёрам передать при чтении созданные в воображении образы.
РАЗГОВОР ПТИЦ ВЕСНОЙ (коллективная драматизация)
Сова-сплюшка Терентий – Тетерев Синички
Журавли Соловей Дрозд
Заряночка Филин
Маленькая сова-сплюшка из дупла: — Сплю! Сплю! Солнца нет, а свет — не люблю! Всё сплю, сплю...
С большого мха, за лесом, объявляют журавли трубными голосами: — Ут-рро! Ут-рро!
Красногрудая заряночка Терентию-Тетереву, заснувшему под кустом:
— Терентий! Терентий!
Проснись! Проснись!
Соловей:
- Пёк, пёк, пёк!
—Тррр!
Гор-рячо!
Терентий-Тетерев:
— Чу-шшь! Чушь! От охххо-тника удррррал!
Синица: —Неба синь, неба синь!
А филин из тёмного леса:
—Угуу-у!
Терентий-Тетерев:
— Чу-шшь! Чушь!
Соловей:
Филин: —Угу-у!
Синица: —Неба синь, неба синь!
Певчий дрозд с вершины ели:
—Всем, всем, всем!
Ликуй, ликуй, ликуй!
А сплюшка из дупла:
— Сплю! Сплю!
Когда же ночь?
Когда же мышей-то ловить?
Тьмы нет. Всё свет!
Сплю! Сплю!
г). Составление в группах рассказа на одну букву (трудноговорки) по таблицам для обучения чтению в 1 классе (работа в группах)
Образец рассказов, придуманных учащимися на уроке.
Крошка Енот еле-еле добрёл с полной корзиной до ели, чтобы под елью присесть и ежевики поесть.
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Гусь Гога играл на гармошке немного.
Дом - у речки, дуб – у крылечка, в доме –печка, дым из трубы. Кто будешь ты?
Черепаха в чепчике чинно чаёвничала: чересчур горячего чая из чайника наливала чуть-чуть в чашечку. На часах четверть четвёртого – час чудес.
Петух Пётр Поликарпович –превосходный певец, педагог для петушков-первоклассников, первым прекрасно поёт песни на плетне в палисаднике. Пчела Полина в полосатом платье пролетала, да передумала, погудела, на подсолнух плавно присела, познакомилась, песни послушала, приятно пообщалась, переговорила, полюбопытствовала: пёрышки у Пети пересчитала, покружилась, попрощалась, приятелей покинула, под прозрачным парашютом к перепёлке полетела. В полдень позавчера по полевой почте письмо от птички получила, полностью прочитала, в понедельник прилететь погостить пообещала, порадовать подружку, передать привет от папы и поздравления с праздником первого полёта птенцов.В подарок приготовила пакетик полезного пшена и портрет перепелят. (73 слова)
IV. Подведение итогов
Во время эмоционально насыщенных речевых разминок учащиеся не могут быть просто слушателями или зрителями, они – исполнители, каждый – индивидуальность.
Стеснительные, замкнутые, плохо читающие дети, работая в коллективе, учатся у других, подражают положительным примерам, а потом и сами заражаются творчеством.
КРАСНОРЕЧИЕ - так в старину называли красивую, убедительную речь. Чтобы стать её обладателем, нужно хорошо потрудиться. Я помогаю в этом своим ученикам на уроках литературного чтения.
V. Рефлексия
1). Рефлексия деятельности
Выбор афоризма.
* Не на готовое кушанье приглашает учитель, но он знает места в лесу, где растут ягоды.
из философского чтения
* Воображение намного важнее знания. А. Эйнштейн
*Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность. Б. Шоу
*Час работы научит больше, чем день объяснения.
Жан-Жак Руссо
2). Рефлексия настроения и эмоционального состояния ( заполняем «котелок настроения»)
Разноцветный (синий, жёлтый, красный, зелёный) кружок – дело прошло полезно, плодотворно.
Серый - «чахлый», пропащий день.