Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
В зимний холод всякий молод.
Нужно быстро двигаться, несмотря на возраст.
Зима без трёх подзимников не становится.
У зимы три стадии: заморозки, первый снег, морозы.
Зимой дороги не уравняешь – метель своё возьмёт.
Как не старайся чистить дорогу, метель всё заметёт.
Прочитайте , передав смысл, выделяя голосом нужные слова.
Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях:
И шёпотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, ни чувствуя ни ног , ни головы.
Прочитайте. Что вы узнали из этих строк?
Прочитайте медленно.
Прочитайте шепотом.
Прочитайте выразительно.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Прочитайте медленно.
Откуда эти строки?
Прочитайте с ускорением.
Прочитайте быстро, замедляя темп.
Прочитайте скороговоркой.
Прочитайте выразительно.
Осип орёт, Архип не отстаёт.
Кто кого переорёт?
Осип охрип. Архип осип.
Прочитайте медленно.
Что это?
Прочитайте орфографически.
Прочитаем орфоэпически(как произносим)
Прочитайте медленно, затем с ускорением.
Потренируйтесь в скорочтении.
Что высмеивается этой скороговоркой?
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово чётко.
Прохлопайте ритм.
О чём эта скороговорка?
Какие слова надо выделить?
Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.
Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
Прочитайте «жужжащим чтением».
Как вы думаете, что это?
Найдите в тексте глаголы. Прочитайте, выделяя их голосом.
Прочитайте ,выделяя голосом последнее слово в каждой строке.
Прочитайте выразительно.
Тайна.
Я тебе открою тайну,
Никому не говори…
Если рано ты проснешься,
Если встанешь до зари,
Если тихо выпьешь чаю,
Если выйдешь из дверей,
Ели ты пойдешь на право,
А потом чуть-чуть левей,
Обогнешь большой колодец,
Обойдешь засохший пруд..
Там у старой водокачки,
Под забором две собачки
Громко косточку грызут!
Прочитайте «птичьим базаром».
Прочитайте медленно, затем с ускорением.
Прочитайте, начиная быстро, затем замедляя темп.
Прочитайте скороговоркой.
Прочитайте выразительно.
На осинке росинки Засверкали утром перламутром.
Прочитайте про себя. Что это?
Прочитайте вслух, не спеша. Прохлопайте ритм.
Прочитайте 3 раза подряд, увеличивая темп.
Прочитайте тихо, шепотом.
Фотограф.
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
« Уколю, - грозится ёж,-
Если снимок не пришлешь».
В. Берестов
Выразительное чтение стихотворения в движении.
Чтение по ролям
Почитайте пословицы «птичьим базаром».
Добра себе желаешь – делай добро.
Тоску да горе и за кованной дверью не спрячешь.
Прочитайте выразительно.
Объясните их смыл.
Утка моя, селезнюха моя,
Не летай за реку,
Не клюй песку, не тупи носку!. .
Прочитайте «птичьим базаром».
Найдите имена существительные.
Прочитайте, выделяя эти слова вопросительной интонацией.
Прочитайте, выделяя эти слова утвердительной интонацией.
Прочитайте быстро скороговоркой.
У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
Какое интересное слово встретилось в скороговорке? Что оно обозначает?
Чтение с орфографическим проговором.
Прочитайте начиная медленно, затем увеличьте темп.
Прочитайте начиная быстро, затем замедляя темп.
Прочитайте скороговорку три раза подряд.
Как он может жить на свете
Без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы
Раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас –
Весьма во многом.
Не родня ли это чудо
Безобразным осьминогам?
Прочитайте «птичьим базаром».
Прочитайте орфографически.
Чтение с ускорением.
Прочитайте сердито.
Прочитайте весело.
Прочитайте медленно.
Прочитайте выразительно.
На лесной опушке
Выросли волнушки,
Оглянулись и сказали:
- Здравствуйте!
А вы нас ждали?
(Л.Тетивкин)
Прочитайте стихотворение.
Что такое волнушки? Почему их так называют?
Прочитайте вслух, не спеша прохлопайте ритм.
Прочитайте, делая остановки в конце каждой стихотворной строчки.
Прочитайте, выделяя голосом слова.
Прочитайте последнее предложение, повышая голос к концу.
Под ногами в листопад
Листья жёлтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребёнок.
В. Голяховский
Прочитайте стихотворение просебя.
Прочитайте медленно шепотом.
Какие слова выдумал автор?
Как нужно произносить эти слова?
Что они помогают нам услышать?
Какой звук отчетливо выделяется?
Прочитайте стихотворение с ускорением.
Прочитайте выразительно.
Берегите эти воды, эти земли,
Даже каждую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Как вы понимаете эти строки?
О каких зверях внутри говорит автор?
К чему призывает автор?
Прочитайте выразительно.
Стой, ворона.
Не кричи.
Не кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь
Без обмана:
У тебя ведь нет кармана!
Как! –
Подпрыгнула ворона
И моргнула удивлённо.
Что ж вы раньше
Не сказали?
Кар – р – р – раул!
Кар – р – ман
Укр – р – рали!
Кра!-
Кра!-
Кричит ворона.-
Кража!
Караул!
Грабёж!
Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Грош украл он
Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!
Какие части этого стихотворения ты, подражая вороне, будешь читать громко?
Какой звук ты при этом выделяешь?
Прочитайте стихотворение по ролям.
Прочитайте загадки, о ком или о чём идёт речь?
Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его не корми, он всё в лес смотрит.
Его ноги кормят.
Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведёт.
Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт.
За двуми ими погонишься, ни одного не поймаешь.
А теперь прочитайте загадки, вставив нужное слово, скороговоркой.
Прочитайте загадки. Отгадайте их.
Окраской -сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это…..
Птица черная кружится,
Не боится – к нам садится
Поклевать мою еду:
Вдруг не хватит макарон
На прожорливых ….
По каким признакам вы узнали, что речь идёт о вороне?
Прочитайте первую загадку медленно, по слогам.
С ускорением.
Выразительно.
Прочитайте вторую загадку орфографически.
Быстро.
Перепел перепёлку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.
Прочитайте медленно, затем с ускорением.
С вопросительной интонацией.
С утвердительной.
С восклицательной.
С сердитой.
С веселой.
А сейчас быстро, очень быстро.
Прочитайте пословицу.
Никакое искусство не достигает природы.
Как вы её понимаете?
Прочитайте по слогам.
Прочитайте с ускорением.
Прочитайте с вопросительной интонацией.
Прочитайте с утвердительной.
Прочитайте с весёлой.
Прочитайте выразительно.
Кричал Архип. Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
Прочитайте «птичьим базаром».
Прочитайте медленно.
Прочитайте с ускорением.
Прочитайте, замедляя темп.
Прочитайте шепотом.
Прочитайте громко.
Прочитайте весело.
Прочитайте грустно.
Прочитайте выразительно.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Грош – старинная русская монета в 2 копейки.
Прочитайте скороговорку медленно.
Прочитайте , разделяя слова на слоги.
Прочитайте грустно.
Прочитайте весело.
Прочитайте с удивлением.
Прочитайте с восхищением.
Прочитайте громко, тихо.
Прочитайте очень быстро.
Прочитайте стихотворение.
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Пёсик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
-Вот что значит
Запятая!
Всё ли понятно в этом стихотворении?
Поставьте запятые правильно.
Прочитайте стихотворение выразительно.
Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой. Объясните их значение.
Держать ухо востро. Держать язык за зубами.
Сидеть сложа руки. Воды в рот набрать.
От рук отбился. Ворон считать.
Во всю Ивановскую (кричать). В руки взять.
На чужой шее сидеть. Своим горбом жить.
Лясы точить. Не покладая рук.
На сосне и на берёзе – бахрома:
Белой пряжей их закутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на берёзе и сосне.
В. Орлов
Прочитайте «птичьи базаром».
Как можно назвать это четверостишие?
Прочитайте с интонацией удивления.
Прочитайте с интонацией восхищения.
Прочитайте с сердитой интонацией.
С весёлой интонацией.
Прочитайте скороговоркой.
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла,
До норы не дорыла.
На то хавронье и рыло,
Чтоб она рыла.
Прочитайте скороговорку «жужжащим» чтением.
Как названа здесь свинья? Прочитайте только эти слова.
Прочитайте только глаголы.
Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией., выделяя голосом глаголы.
А сейчас также, но с утвердительной интонацией.
Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп.
Прочитайте с ускорением.
Прочитайте быстро.
Не смейся надо мной,
Не пересмехотствуйся,
Я сам себя пересмехотствую
И высмехотствую.
Прочитайте скороговорку про себя, тихо. Какие трудные слова встретили?
Научитесь их отдельно произносить по слогам, затем целыми словами.
Пе-ре-сме-хотст-вуй-ся, пе-ре-сме-хотст-ву-ю,
выс-ме-хотст-ву-ю.
Прочитайте медленно, увеличиваю темп.
Прочитайте отрывки из стихотворений. Узнайте, кто их автор.
Вдруг
Какой – то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог…
Кто же это?...
«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко»:
Перо цепляется за «ко»,
И клякса, чёрная , как жук.
С конца пера сползает вдруг…
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал…
Прочитайте отрывки выразительно.
Ребята, кто автор этих произведений?
Чему с молоду не научился, того и под старость не будешь знать.
Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.
Прочитайте орфографически.
Прочитайте с ускорением, с замедлением.
Прочитайте с грустью.
Прочитайте выразительно.
Прочитайте отрывок из стихотворения А.Шибаева
Слова, слова, слова.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно.
А безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз –
Над ними и под нами, -
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо…
Подберите название к стихотворению.
Как вы понимаете слово безымянный?
Прочитайте с ускорением.
Прочитайте, весело, сердито, грустно.
Прочитайте выразительно.
Я – весёлый воробьишка,
Серый маленький воришка.
Я беспечен и болтлив,
И пуглив,
Чив, чив.
Мне едою служат мошки,
Мне едою служат крошки,
Я хитёр и шаловлив,
Суетлив,
Чив, чив.
Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».
Прочитайте, выделяя голосом выделенные слова.
Чтение с ускорением.
Медленное чтение.
Прочитайте выразительно.
Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом,
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит…..
Прочитайте загадку, отгадайте её.
Прочитайте, разделив слова на слоги.
Прочитайте, орфографически.
Прочитайте с вопросительной интонацией.
Прочитайте с утвердительной интонацией.
Прочитайте с интонацией восхищения.
Прочитайте сердито.
Прочитайте весело.
Павка на лавке
Плетёт лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.
Прочитайте по слогам.
Прочитайте с ускорением.
Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп.
Прочитайте скороговоркой.
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
Прочитайте медленно.
Подберите родственные слова к слову бобры.
Прочитайте с вопросительной интонацией.
Прочитайте с утвердительной интонацией.
Прочитайте сердито.
Прочитайте весело.
Прочитайте с ускорением.
Прочитайте очень быстро.
Воронёнку гнездо – родимая хата.
Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.
Прочитайте пословицы.
Объясните их смысл.
Прочитайте орфографически.
Прочитайте шепотом.
Прочитайте громко.
Хоть мама еще
не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Её думы-заботы:
«Вернусь –
Хорошо бы пошить, почитать,
Да надо
С уборкой возиться опять»
…………… ..
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанья другого –
Одно удовольствие, честное слово!
Прочитайте медленно.
Прочитайте выразительно.
Сдесь пропущен отрывок. Как вы думаете о чем должна быть пропущенная часть?
Бываете ли вы добрыми волшебниками.
Около кола вьюн и хмель вьются на плетень,
Вьются, плетутся, заплетаются, разперезавеваются.
Прочитайте скороговорку самостоятельно.
Найдите глаголя. Прочитайте их плавно по слогам, затем с ускорением.