Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос».
Программное обеспечение
1. Power Point из Microsoft Office 2003
2. Интерактивная доска
Устройства
1. Компьютер
2. Проектор, экран для проектора.
3.Аккустические колонки.
Цели:
сформировать представления учащихся о жизни страны в послевоенное время;
учить анализировать, делать выводы;
воспитывать в детях чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину; бережное отношение к истории своей страны.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать.
II. Проверка домашнего задания
1. Проверка заданий на стр. 146.
2. Индивидуальная работа:
Карточка 1. Какие героические страницы Великой Отечественной войны тебе известны?
Карточка 2. Какие российские города получили звание «город-герой»?
3. Игра «Домино»
Вторая мировая война | 1939г. | Нападение Германии на Советский Союз | 22 июня 1941г. |
Блокада Ленинграда | 900 дней | Сражение под Курском | Лето 1943г. |
Освобождение территории Советского Союза | Апрель 1944г. | Штурм Берлина | Г.К. Жуков |
День Победы | 9 мая | Свыше 27 миллионов человек | Маршал |
III. Работа над новой темой
- Внимание на слайд.
- Ребята, какой праздник отмечает Россия 12 апреля?
– Кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин.)
– Когда Гагарин совершил свой первый полет? (12 апреля 1961 г.)
Слово учителя (речь учителя сопровождается презентацией – Приложение 2)
Широко известны достижения американцев в космосе. И все же первым шагнул в просторы Вселенной Советский Союз. Было это в 50-е годы, когда наша страна еще не успела залечить раны, нанесенные войной с фашизмом: восстановить города и села, наладить достаточное производство продуктов питания и других товаров. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы никак не предполагали, что Советский Союз способен хоть в чем-то их обогнать.
Однако 4 октября 1957 года в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Вслед за первым спутником были запущены второй с собакой лайкой, потом третий – с разными приборами для изучения атмосферы Земли и солнечного излучения. В настоящее время трудно даже сосчитать, сколько спутников запущено в разных странах. Каждый запуск преследует какую-то цель: есть спутники для изучения погоды, для радиосвязи, для телевизионных передач, спутники-разведчики.
- Ребята, а вы знаете, что такое спутник? (работа с орфографическими словарями).
Спутник – это небесное тело, обращающееся по определённой траектории (орбите) вокруг другого объекта (например, планеты).
А 12 апреля 1961 года весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Им был Юрий Гагарин. Другим первооткрывателем-космонавтом стал также наш соотечественник Алексей Леонов – первый человек, вышедший в открытый космос. Все эти успехи в космосе связаны с именем талантливого конструктора Сергея Королева.
Интересные факты о жизни Гагарина.
- Какие изменения произошли в стране к 70 годам 20 века?
- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте текст в учебнике на стр. 147 – 149.
Сейчас в космосе проводятся уникальные астрономические и астрофизические наблюдения. Находящиеся на орбите спутники, космические станции и аппараты требуют специального обслуживания и ремонта, а некоторые спутники необходимо ликвидировать или возвращать на Землю. Орбитальные станции используются в качестве космических баз. С февраля 1986 года на околоземной орбите находилась станция «Мир». Вместе с нашими космонавтами на орбите жили и работали космонавты из многих стран мира. 22 марта 2001 года эта станция была затоплена в океане.
В 70-80-е годы Советский Союз стал все больше и больше отставать в своем развитии от многих государств, и особенно от Японии и США. Условия жизни людей в нашей стране оказались гораздо хуже, чем у ряда других народов мира. Но, несмотря на это, газеты и журналы были заполнены сообщениями о новых трудовых победах.
Начиная с 1985 года прилагаются усилия исправить допущенные ошибки. Открыто, на весь мир, было сказано о нашем тяжелом положении. В большинстве стран к нашим переменам отнеслись с сочувствием и пониманием. Однако жизнь народов нашей страны не улучшалась, а постоянно ухудшалась. Советский Союз распался на суверенные государства, между ними возникли разногласия. В 1991 году Советский Союз прекратил свое существование.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного
1. Брейн-ринг
– Под каким знаком шла послевоенная история? (Борьбы за мир.)
– Какое событие произошло в 1957 году? (На орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли.)
– Кто и когда первым побывал в космосе? (12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин.)
– Как назывался его космический корабль? (Восток.)
– Какие события произошли к 70-м годам? (Тысячи семей смогли переехать из коммуналок в отдельные квартиры.)
– Что стало особенно цениться? (Образование.)
– Назовите новые постройки. (На сибирских реках были возведены мощные электростанции: Братская, Красноярская и Саяно-Шушенская.)
– Какие велись разработки природных ископаемых? (Добыча нефти и газа в Западной Сибири.)
– Из-за чего возникла неблагоприятная экологическая обстановка? (Вырубались леса, заводы и фабрики загрязняли атмосферу и воду.)
– С какими трудностями столкнулась экономика? (В магазинах пропадали самые необходимые вещи, привычными стали длинные очереди.)
– Что произошло в 1991 году? (Советский Союз прекратил свое существование. Республики, входившие в состав СССР, стали независимыми государствами.)
– Какое государство является самым большим на территории бывшего СССР? (Россия.)
VI. Рефлексия.
Просмотр видеофрагмента «Вид Земли из космоса».
Оценивание
Рисунок
VI. Домашнее задание