kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока окружающего мира "Общественные насекомые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока окружающего мира "Общественные насекомые" для 1 класса (по УМК "Школа России"). Урок соответствует требованиям ФГОС.  Занятие направлено на знакомство с понятием                         "общественные   насекомые»;расширение и систематизацию знаний детей об общественных насекомых, формирование некоторых исследовательских умений:  развитие умения выделять главное, делать выводы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающего мира "Общественные насекомые" »

Тема: «Общественные насекомые»

Цели урока:

познакомить с понятием «общественные насекомые»;

- расширить и систематизировать знания детей об общественных насекомых;

- сформировать некоторые исследовательские умения: развитие умения выделять главное, делать выводы.

Задачи:

- Образовательные: формирование у учащихся понятия об общественных насекомых; знаний о видах общественных насекомых, особенностях их жизни; знаний о пользе и вреде общественных насекомых для человека.

- Развивающие: развитие коммуникативных навыков и способностей учащихся посредством групповой и коллективной форм работы на уроке; развитие мышления; интеллектуальное развитие; развитие творческих способностей; развитие умения применять изученный материал в повседневной жизни.

-Воспитательные: воспитание любознательности, эстетических чувств, воспитание бережного и экологически правильного отношения к насекомым.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: беседа, диалог, эвристическая беседа, исследовательский метод.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, удлинитель.

Внешний вид доски:






Используемые учебники, учебные пособия, ЦОР:

1. Учебник « Окружающий мир», автор О.Т. Поглазова, 1 класс.

2. Раздаточные индивидуальные карточки, индивидуальные карточки по рефлексии.

3. Презентация.

Структура:

1. Организационный момент (1 мин)

2. Знакомство с новым материалом (25 мин)

3. Коллективная работа (4 минуты)

4.Групповая работа (7 мин)

5. Итог урока (3 мин)


Ход урока

1. Организационное начало урока.

- Прозвенел звонок знакомый,

Собрались мы с вами в класс.

Тихо встали, подровнялись

И начнём урок сейчас.

- Сегодня мы будем говорить об удивительном творении природы. А кто это, вы скажите мне сами. Отгадайте загадку:

-Три части тела: голова, брюшко, грудь; три пары ног. Кто это?

( Насекомые.)

2.Знакомство с новым материалом

- Сегодня мы продолжим знакомство с насекомыми. А знакомиться мы будем с общественными насекомыми. СЛАЙД 1. Как вы понимаете слово общественные?

( ответы детей)

- Общество - круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов. ( Словарь С.И. Ожегова) В нашем случае речь идёт о насекомых.
- Чтобы узнать, о каких насекомых мы поговорим на уроке, надо отгадать загадки:

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.
( Пчела.)

- А кто знает родственницу пчелы?

(Оса.)

-Дом в лесу многоэтажный,
На тропе жилец отважный
Тащит ветку на спине,
Самого не видно мне.
( Муравей.) СЛАЙД 2
(На доске появляются табличка общественные насекомые и картинки с изображением пчелы, осы, муравья).

-Сегодня мы подробнее будем знакомиться с пчёлами, осами и муравьями. Именно этих насекомых чаще других вы наблюдали, но об их удивительной жизни не все знаете. Удивиться мудрости этих насекомых, проникнуться уважением к нашим маленьким помощникам, научиться беречь этих полезных насекомых - вот несколько задач этого урока.
-Давайте откроем учебники на странице 46 и рассмотрим картинки.

-Кто изображен на первых двух картинках?

-Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями? Что можете рассказать о них?

-Рассмотрите оставшиеся картинки. Кто на них изображен?

-Что вы знаете о пчелах и осах? Приносят ли они какую-либо помощь человеку?

-Все насекомые, которых мы только что рассмотрели называются общественными. Они так называются, потому что живут одной большой семьей, в одном жилище, которое строят сообща. Между членами одной семьи распределяются обязанности: одни- заботятся о потомстве, другие- о еде, а третьи защищают семью от врагов. И, нужно отметить, что, если приходит беда, то справляются с ней все вместе.

-Расскажите, почему пчел, ос и муравьев называют общественными насекомыми?

-Как распределяются обязанности между общественными насекомыми?

-А сейчас мы поближе познакомимся с каждым из общественных насекомых и узнаем много интересного из их жизни.

-Сейчас я загадаю вам загадку, ответ на нее- первое насекомое, о котором мы поговорим:

Что за домик, мне скажите,

В нём летает каждый житель.

Кто в том домике живёт,

Запасая сладкий мёд?

( Пчёлы, улей.)

-Итак, поговорим о пчёлах.

-Сейчас мы с вами попадем в теплый летний денек и послушаем разговор бабочки, кузнечика и пчелки. (ФИЛЬМ О ПЧЕЛАХ)

-Итак, мы узнали о пчелах много интересного. Сколько же живут пчелы?

-Какими профессиями овладевают пчелы за всю свою жизнь?

-Чем кормят пчелы своих личинок?

-Для чего пчелам нужны «корзиночки» и «особые щеточки на ногах»? (для сбора пыльцы)

-Какие домики бывают у пчел?

-Ребята, а как вы думаете, опасен ли пчелиный яд? (да)

-Да, пчелиный яд опасен. Но в некоторых случаях он приносит пользу человеку и помогает справиться с некоторыми болезнями.

- А сейчас мы послушаем, как же жужжат пчелы.

- Давайте сейчас обратимся к карточке, которую вы все сейчас видите на экране. Она поможет нам узнать о значении пчел. СЛАЙД 3.



РАБОТА с карточкой

(Ученики комментируют каждый рисунок и поясняют, чем полезна пчела.)
- Пчелиный мед и пчелиный яд обладают ценными целебными свойствами.
Пчела полезна не только человеку, но и цветам, которые она опыляет. Медом пчел питаются некоторые животные. Но существует и опасность - пчела может укусить.

- Ребята, как нужно вести себя, если рядом оказалась пчела?

(Ответы детей) 

- А сейчас, я предлагаю вам превратиться ненадолго в добрых пчёлок и полетать.

 Физкультминутка

-Раз-два полетела,
Три-четыре на цветок присела,
Пять-шесть нектар здесь есть,
Семь-восемь пыльцу в карманчик сбросим,
Девять-десять в улей летим вместе. ( Дети выполняют движения)

-Сейчас откроем учебники на стр.47 и прочитаем рассказ Эдуарда Шима, который называется «Сколько живет пчела» (чтение по ролям).

-Итак, что нового вы узнали о пчелах?

-Как нужно вести себя при встрече с ними?

-А ещё на поляне можно встретить родственницу пчелы. Кто это?

(Оса.)

- Это дикое насекомое. Осы, как и пчёлы, питаются нектаром цветков и собирают пыльцу. Они строят свои жилища все вместе и живут большими семьями. В их семьях, как и в семьях пчёл, есть матки и рабочие осы. А вот чем они похожи, определите сами.
(ФИЛЬМ ПРО ОС (03.33).

-Так чем же похожи пчела и оса?

(ответы детей)
-Пчела может ужалить один раз и умирает, а оса может несколько раз ужалить и улететь, жало не оставляет. Для человека оса более опасна. И поэтому встречи с осами лучше избегать. Но если это случилось, то укус надо смазать соком одуванчика или обратиться к врачу. СЛАЙД 4.

-Посмотрите на экран. О каком насекомом мы ещё не говорили?

( О муравьях.)
 - А что вы знаете о муравьях?

( ответы детей)

- Оказывается, муравьи строят свой муравейник из хвоинок, которые спасают их от холода и дождя. 

-А как это происходит, мы увидим в небольшом фильме.

(Презентация о жизни муравьев): Слайд 5.«Муравьи»

Слайд 6: Сейчас мы с вами пойдем в гости в муравьиный дом. Вы, наверное, не раз видели этом дом, когда летом гуляли по лесу?!

Слайд 7: Под ветками деревьев стоит высокий холмик из веточек и сосновых иголок, высота которого порой достигает 1 метра, а из него во все стороны деловито выбегают маленькие юркие обитатели, а другие возвращаются, неся на себе тяжелую добычу… Угадали, что это за дом? Ну, конечно же, это муравейник!

Слайд 8: А живут в нем трудолюбивые и дружные крошки-муравьи.

Слайд 9: А что это за маленькие белые комочки спрятаны в укромных уголках большого муравейника? Думаете, это запасы еды? А вот и нет! Это яйца, из которых вылупятся маленькие муравьишки. Если муравейнику угрожает опасность, взрослые муравьи в первую очередь спасают яйца.

Слайд 10: А откладывает яйца и выводит деток МУРАВЬИНАЯ ЦАРИЦА. Поэтому она в муравейнике самая главная.

Слайд 11: Ну, а остальные муравьи заботятся, чтобы у их царицы и маленьких муравьишек всегда была еда, чтобы им было тепло и уютно.

Слайд 12: РАБОЧИЕ МУРАВЬИ отправляются далеко в лес и собирают добычу: мертвых жуков и гусениц, зеленые листочки, травинки и веточки для строительства.

Слайд 13: А знаете ли вы, что муравьи всегда находят дорогу домой, даже, если очень-очень далеко уйдут от родного дома. Как им это удается? Очень просто: уходя, они разбрызгивают специальную пахучую жидкость и находят обратную дорогу по запаху.

Слайд 14: А как вы думаете, муравьи сильные? Вам кажется, что слабые? Ведь они такие малюсенькие.. А вот и нет! Ведь крохотный муравьишка может тащить груз, который весит намного больше, чем он сам.

Слайд 15: А это- особые муравьи, которые запасают у себя в животе сладкий цветочный сок и, когда припасы еды в кладовых подходят к концу, они выпускают этот сок и кормят своих сородичей.

Слайд 16: А что будут делать муравьи, если на них нападут враги? Не волнуйтесь, их есть кому защитить! Ведь в муравейнике есть храбрые МУРАВЬИ-СОЛДАТЫ, которые охраняют входы в муравейник от непрошенных гостей и при любой опасности готовы ринуться в бой с врагами!

Слайд 17: В муравейнике есть немало других удивительных обитателей: здесь есть муравьи-фермеры, которые выращивают полезные растения и муравьи-пастухи, следящие за стадами особых жучков, молочко которых любят пить муравьи.

-Ребята, что же интересного из жизни муравьев вы узнали?

-О муравьях сложено много сказок и стихотворений. Вот послушайте одно из них.

В лесу мурашки – муравьи

Живут своим трудом.

У них обычаи свои

И муравейник – дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки – в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой.

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.

-А помещал ли кто-нибудь из вас в муравейник прутик? Что делают муравьи?

(ответы детей)

- Муравьи сразу выделяют муравьиную кислоту, спасая своё жилище. Нарушать покой муравьёв нельзя. Одни гибнут, другие уходят искать новое место для муравейника.

- Что бы ты посоветовал ребятам, которые нарушают покой муравьёв?

(ответы детей)

3. Коллективная работа.

- Никто не заметил, а у нас сегодня гость. Это медвежонок. А почему именно медвежонок?

( Он любит мёд.)

- Правильно. Ведь слово медведь означает мёд ведающий. Медвежонок внимательно смотрел, как вы работаете на уроке. Он шёл к вам и нёс интересные пословицы. Но, к сожалению, они рассыпались. Давайте поможем их собрать.

( На доске : как Работает пчела

невелик а Муравей копает горы)

(составляют пословицы): Работает, как пчела. Муравей невелик, а горы копает.

- Как вы понимаете эти пословицы?

(ответы детей)

У. Какие качества пчел и муравьев стоит перенять многим школьникам?

( На доске вывешены слова: трусость, лень, трудолюбие, терпение, выносливость)
Выслушиваются ответы детей ( дети выбирают слова)

- А давайте покажем медвежонку, как мы с вами умеем трудиться.

4.Работа по группам:

-Сейчас мы разделимся на группы по рядам, вы получите карточки со словами, прочитав которые, скажете мне, о каком общественном насекомом идет речь и почему вы так решили?

Карточки: 1) нектар и пыльца, опыляют цветущие растения, жало, яркие полосатые, мёд

2)родственница пчелы, жало не оставляют, бумажное гнездо, нектар и пыльца, не умирают после укуса

3) высота до 1 метра, лесные санитары, царица, холмик из веточек и сосновых иголок, пахучая жидкость

5. Итог урока. Рефлексия.

-С какими насекомыми мы познакомились сегодня на уроке? СЛАЙД 18.

-Как их называют? Почему?

-Спасибо. Вы, ребята, проделали большую работу. Нам было интересно выслушать каждую группу. Сегодня на уроке мы смогли прикоснуться к таинственному, красивому, но такому ранимому миру природы.

-А как вы оцените свою работу на уроке?

-У каждого из вас есть два рисунка: солнышко и тучка. Если вы считаете, что вы работали сегодня хорошо и урок вам понравился, поднимите солнышко. А если вам было не интересно на уроке – поднимите тучку (рисунки).

- Всем спасибо за урок. Урок окончен.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока окружающего мира "Общественные насекомые"

Автор: Андрейчева Светлана Александровна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190210

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424070515"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства