Методическая разработка урока окружающего мира по программе «Школа России» (ФГОС)
Класс: 2
Тема: Формы земной поверхности
Цель: Формировать представление у обучающихся о форме земной поверхности.
Типурока: Комбинированный
Задачиурока: 1. Образовательные.
Познакомить обучающихся с основными формами земной поверхности, со строением холмов и гор.
2. Развивающие.
Развивать познавательную активность обучающихся, умение выражать свои мысли, рассуждать; умение анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания; расширять кругозор обучающихся.
3. Воспитательные.
Воспитывать экологическую культуру обучающихся; любовь и бережное отношение к природе родного края «Умение слушать учителя и партнера, вести себя на уроке».
Планируемые результаты.
• Предметные: обучающиеся научатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы. Получат возможность научиться работать со схемой.
• Метапредметные:
- ЛичностныеУУД: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
- Познавательные УУД: использовать знаково – символичные средства; проводить сравнение.
- Коммуникативные УУД: строить понятные для партнера высказывания; осуществлять взаимный контроль.
Деятельность обучающихся: сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнины и гор на глобусе; сравнивать по схеме холм и гору; характеризовать поверхность своего края.
Оборудование: картинки, фотографии с изображением гор и равнин, презентация «Горы и равнины, у обучающихся – цветовые карандаши, у учителя – персональный компьютер, мультимедийный проектор, интенсивная доска; учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» часть 2, рабочая тетрадь по учебнику
Ход урока: I Организационный момент
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
II Актуализация знаний
- Для чего предназначен компас?
- Как работают с компасом?
- Какие еще признаки ориентирования вам известны?
III Самоопределение к деятельности
- Мой край – моя земля,
Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы.
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
- Перед вами карта. Как она называется? (Физическая карта России) (Показ физической карты)
- Что вы можете рассказать об этой карте? (На карте синим цветом показать океаны, моря, реки, озера; зеленым – равнины; коричневым - горы).
- Что на физической карте обозначено коричневым и зеленым цветом? (Горы, равнины).
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
- Прочитайте тему урока на с.7 учебника (Формы земной поверхности).
- Какие учебные задачи мы поставили перед собой?
- Какие задачи предлагает нам выполнять Муравьишка?
IV Работа по теме урока
1. Показ презентации «Горы и равнины (Слайд 1-5)
2. Работа по учебнику
Равнины – ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте. Равнины бывают плоские и холмистые.
- Что вы видите на первой картинке? (Холмистая равнина)
- На второй? (Плоская равнина)
- Почему равнины получили такие названия? (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине имеет ровную поверхность.На холмистой равнине есть возвышения).
- Рассмотрите фотографии на с.78 учебника.
- Сформуйте вопросы к выделенным словам, задайте их классу.
V. Физкультминутка
Вверх на солнце посмотрели,
И нас лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
VI Продолжение работы по теме урока
1. Показ презентации «Горы и равнины» (Слайд 6)
- Давайте посмотрим, чем отличается холм от горы.
2. Выполнение зданий в рабочей тетради
Самостоятельная работа
- Подпишите части холма (Самопроверка) №1-2, с.32.
- Мы говорили о возвышении на равнинах – холмы. Но, кроме того, на равнинах имеются углубление с крутыми склонами – это овраги. Что же называют оврагом? (Выступление одного обучающегося с сообщением об овраге. (Показ слайда 3)
- Как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой? (Возвышение)
- На вершинах гор очень холодно и летит снег.
- Какие горы вы нашли на карте? (Уральские и Кавказские)
- Основная горная область Кавказа. Большой Кавказ – грандиозное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. (Показ слайда 7-8). Он тянется с северо-запада на юго-восток. Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, еще за 200 километров видишь на южной стороне горизонта очертания Эльбруса, который белеет в ясное утро над равниной. Высота Эльбруса 8848 метров. Это самая высокая гора.
Уральские горы издавна считались естественной границей, разделяющей две части света – Европу и Азию. Эти горы не высоки, лишь несколько вершин достигают полутора тысяч метров над уровнем воды.
V Рефлексия
(Обучающиеся читают вопросы учебника на с.81 и задают друг другу.Работа в парах)
- Оцените свои достижения на уроке
(Обучающиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор)
Красный – отлично
Зеленый – хорошо
Желтый – старайся
VI Подведение итогов урока
- Что нового узнали на уроке?
- Комфортно вам было на уроке?
- Вспомните, какие задачи поставили перед нами Муравьишка в начале урока. Все ли мы выполнили?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 78-79.
2. Рабочая тетрадь: №3-4, с.33.