kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Почва. Методическая разработка урока окружающий мир для 4 кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока  окружающий мир для 4 кл по теме : "Почва". УМК " Школа России". Урок разработан в соответствии ФГОС . На данном уроке рассматривается понятие - "Почва", виды и структура почв. Особое внимание уделяется почвам региона проживания, анализируется взаимосвязь почвы с человеком, растениями, животными, микроорганизмами.  Проходит беседа о значении  охраны почв. Проходит интеграция с литературным чтением и математикой - анализируются литературные произведения, посвящённые почве, решаются задачи.

Просмотр содержимого документа
«Почва. Методическая разработка урока окружающий мир для 4 кл. »

Методическая разработка интегрированного урока по теме: «Почва», подготовленная учителем начальных классов МБОУ «СОШ №51»



Главная особенность интегрированных уроков заключается в том, что такой урок строится на основе одного предмета, который является главным. Остальные предметы помогают шире изучить его, увидеть взаимосвязи между изучаемыми предметами, а также с реальной жизнью.

Используя интегрированные уроки учитель органично сокращает временные затраты на изучение созвучных тем по разным предметам, не происходит дублирование материала, при этом оставшееся время можно использовать на повторение и отработку необходимых умений и навыков или на выполнение творческих заданий.

Предварительное задание классу: написать мини-сочинение на тему: «Почва — это ...»; нарисовать в любой технике тему «Почва для человека — это … ».

Тема: «Почва» .

Класс4.

Тип урокаинтегрированный.

УМК «Школа России».

Используемые методы и приёмы учебной деятельности: форма — урок с элементами практического занятия, и элементами урока-дискуссии; методы — создания ситуации поиска, проблемное изложение материала; приёмы обучения — поиск информации, обработка информации, работа с материалом из учебника и дополнительными источниками, выступления учащихся по результатам работы.

Система оценивания на уроке:

Оцениваются количественно результаты: предварительной работы — предметы «Русский язык», «Изобразительное искусство»; работа на уроке по анализу литературных произведений — предмет «Литературное чтение»; и собственно работа по вопросам и заданиям непосредственно связанная с предметом «Окружающий мир». Качественно оцениваются все учащиеся.

Учебные предметы: «Окружающий мир», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Математика».

Целевые установки на достижение результатов

  1. Личностных: оценивать себя, формировать любознательность, аккуратность, взаимодействие с учителем и одноклассниками, готовность к уроку, сохранять мотивацию к учебе.

  2. Предметных: Знакомство с типами почв, её составом, свойствами, акцентировать внимание на основных типах почв и типах характерных для Астраханской области; анализ взаимосвязи почвы с человеком, растениями, животными и микроорганизмами, охрана почв.

Метапредметных: Развитие регулятивных УУД - работать по учебнику и ориентироваться в учебнике, тетради , выполнение заданий под руководством учителя, проанализировать литературные произведения, посвященные почве, решить задачи математические и геометрические.

  1. создавать условия для овладения учащимися умения принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенному плану.

  2. Развитие коммуникативных УУД - взаимодействие с учителем и одноклассниками, внимательно слушать учителя, высказывать свое мнение.

  3. Познавательных УУД – делать выводы, ориентироваться в учебнике, тетради, находить ответы в иллюстрациях, схемах, проводить анализ учебного материала



Основные понятия (словарь урока) — почва, типы почв, защита почв на полях, в городе, в селе, при добычи полезных ископаемых.

Вопросы урока:

      1. Что такое почва?

      2. Каково её происхождение?

      3. Из чего состоит почва? Как растёт и образуется? Живая ли почва?

      4. Одинакова ли почва в мировом пространстве.

      5. Каково значение для человека?

Оборудование и материалы: раздаточный материал: типы почв (образцы и изображения), гербарии, оборудование необходимое для проведения опытов: прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, держатель, воронки, фильтры.

Дополнительная литература:

Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: кн.для учащихся нач.кл. / А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010 г. - 160 с.

Ожидаемые результаты:

Процессуальные: в ходе урока обучающиеся узнают о том, что такое «почва», расширят свои представления о типах почв; закрепят свои знания о местных видах почв, поучаствуют в дискуссии по вопросам охраны почвенного покрова, особенностям отношения к земле человека в различных литературных произведениях; научатся отстаивать свою точку зрения, делать выводы после проведения опытов, обосновывать полученные результаты.

Итоговые результаты: усовершенствовали опыт коллективной работы повысили уровень знаний теоретических и практических по теме, расширили кругозор.

Ход урока:

I. Мотивационная часть

Наш урок мне бы хотелось начать с интересного отрывка из рассказа «Чудесная кладовая» авторы М. Ильин, Е. Сегал. «Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью смотришь — вместо одного мешка уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редисок, помидоров, морковок. Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него — оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит — глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что не обхватишь. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть догадался, как она называется. Она называется земля.» [1. С 169-173].

Вы правы Чудесная кладовая — это наша Земля.

Учитель: Прежде чем мы приступим к изучению темы посмотрите на раздаточный материал. Перед вами в коробочках находятся песок, глина, земля. Каким одним словом мы можем их назвать. Всё это почва. Сегодня на уроке нам предстоит изучить состав, свойства почвы, особенности использования её человеком, а также современные способы охраны почвы.

Понятие о почве неразрывно связано с земледелием. Сначала почву отождествляли с понятием «земля» - участком поверхности, на которой проживает человек. В 19 веке его преимущественно рассматривали, как пахотный слой, на котором укореняются растения, а также геологическое образование. Первое научное определение «почвы» дал В.В. Докучаев. «Почвой надо называть — внешние горизонты горных пород естественно изменённых совместным действием воды, воздуха и разного рода организмов, живых и мёртвых». [www/tyiya.ru/ponyatie-o-pochve-dokuchaev/]

Есть такая пословица: «Земля кормит людей, как мать детей». Если говорят о земле, из которой растения поглощают воду с растворенными в ней питательными веществами, то правильнее её называть почвой. Но не всякую землю можно назвать почвой. [8. С. 30]

Сегодня на уроке мы с Вами ответим на основной вопрос: «Что такое почва?». И узнаем о её составе, свойствах и значении для человека.

Почва самая интересная составляющая биосферы 1 см почвы образуется за 300 лет; 20 см — за 5-6 тыс. лет. Эти цифры говорят об уникальности почвенных ресурсов и о том, что человек должен очень бережно к ним относиться.

II. Содержательная часть

Самое главное в работе с новыми объектами — это изучение состава чего-либо. На уроке мы проведём опыты, которые позволят нам проникнуть внутрь почвы и выяснить из чего же она состоит и какими свойствами обладает. В одной из естественных наук о природе — химии есть интересный треугольник, который привлекает внимание учёных и простых людей этот треугольник объединяет в себе три «С». Состав → строение → свойства. Сегодня на уроке мы тоже будем заниматься изучением состава, строения и свойств великого дара природы человеку — почвы.

Проведём опыты, которые дают наглядное представление о почве.

Опыт 1. Определение содержания воздух в почве.

Нам понадобится кусочек сухой почвы и стакан с водой. В стакан с водой поместим кусочек сухой земли. Что наблюдаем? Наблюдаем: выделение пузырьков воздуха, значит почва содержит воздух.

Опыт 2. Определение содержания воды в почве.

Нам понадобится кусочек почвы, спиртовка, стекло. Нагреем почву, а затем поднесём к ней стекло. Наблюдаем: на стекле, образуются капельки воды, значит в почве есть вода.

Опыт 3. Прокаливание почвы.

Нам понадобится почва, спиртовка, выпарительная чашка. Нагреваем почву и наблюдаем появление запаха и небольшого количества дыма.

Какие можно сделать выводы: образец почвы содержит воздух, воду и перегной всё это необходимо для жизни организмов живущих в почве, а также растений.

Перегной очень важная составляющая почвы, чем его больше, тем почва плодороднее. О его значении мы побеседуем позже.

Растение всасывает из земли корнями воду с растворёнными солями от этого почва истощается. Для того, что бы почва не истощалась человек возвращает питательные вещества взятые растениями. Для этого почву удобряют. Лучшее удобрение — навоз: он содержит все питательные вещества, необходимые растениям. От навоза почва становится более рыхлой, лучше пропускает к корням воду и воздух, хорошо прогревается солнцем. В почву также вносят минеральные удобрения. [3. С. 204]

Опыт 4. Из чего состоит почва?

Прокалённую почву помещаем в стакан с водой, происходит её расслоение. Мы видим слой песка и глины. Вывод: почва состоит из песка и глины, кроме этого в состав почвы входят органические и минеральные вещества, вода, воздух.

Опыт 5. Выяснение того, как составные части почвы относятся к воде и как следствие в каком случае растению будет лучше.

Нам понадобятся три стаканчика, три воронки с фильтром. Растворяем почву, песок. глину в воде и фильтруем. Сравниваем, проходимость раствора и что остаётся на фильтре. Вывод: при прохождении воды через почву, на фильтре остались влажные комочки почвы, а в растворе оказались частички составных компонентов почвы, песок полностью остался на фильтре, а в стаканчике появилась чистая вода, глина воду не пропустила, поэтому всё содержимое стаканчика осталось на фильтре. Это говорит о том, что только в почве сумеют жить растения и животные, так почва задерживает влагу. Песок и глина не пригодны для жизни. Песок не задерживает воду, а глина наоборот задерживает, что приводит при отсутствии воздуха к процессу гниения.

Проблемный блок

Что же такое почва и какое у неё самое главное свойство?

Почвой — называют верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения [3. С. 202]. Вы знаете, что растениям для жизни необходима вода. Мы проведём опыт [3. С. 203], показывающий как вода передвигается в почве.

Опыт 6. Передвижение воды в почве.

Насыпаем сухой земли в цветочный горшок (для наглядности лучше взять прозрачную емкость с отверстиями в дне) поставим горшок на тарелку с водой. Наблюдаем: вода смочила всю землю, причём вода в почве передвигается не только вниз и стороны, но и снизу вверх. Вода поднимается по мельчайшим промежуткам между частицами почвы, которые называются капиллярами. Вода прилипает к стенкам капилляров и как бы ползёт вверх. Чем тоньше капилляры почвы, тем выше по ним может подняться вода.

При отсутствии воды, растения живут за счёт той воды, которая по ним и испаряется в воздух. Такая почва быстро высыхает. Для того, чтобы не происходило высушивание почвы человек разрыхляет почву, при этом разрушаются капилляры и вода не может свободно подниматься вверх. Рыхление уменьшает испарение воды из почвы. В рыхлую почву лучше проникает воздух, который необходим растениям. Процесс высушивания можно наблюдать и в случае когда после сильного дождя или полива на почве образуется корка. В корке очень много капилляров. Почва покрытая коркой быстро высыхает. Чтобы сохранить почву её надо поскорее разрыхлить. Рыхлый верхний слой почвы защищает нижние слои от испарения. Недаром говорят, что одно рыхление заменяет несколько поливок. (Рыхление — это сухой полив).

Одно из главных понятий темы — «плодородие». Давайте разберём это слово по составу и узнаем, что оно означает. Плоды родятся. Выделим корни этих слов плоды — плод; родятся — род. Используя соединительную гласную получаем слово плодородие. В народе много пословиц и поговорок, сказок, примет, связанных с этим словом:

Ученики: Приводят пример сказки, посвященной обработке земли: белорусская сказка «Лёгкий хлеб», в обработке Е.А. Благиной [6. С. 89-92] и пословицы, загадки и приметы.

Пословицы [5. С. 5]

      1. Без хозяина земля — круглая сирота.

      2. Земля — тарелка, что положишь, то и возьмёшь.

      3. Глубже пахать — больше хлеба жевать. [5. С. 6]

Загадка

Железный нос в землю врос,

Роет, копает, землю разрыхляет. (плуг) [7. С. 12]

Приметы

1. Снег глубок — и хлеб хорош. [7. С. 7]Почему так говорят?

Ответ на этот вопрос мы можем найти прочитав материал учебника [4] С. 173.

Плодородие почв зависит от количества перегноя. Перегной образуется благодаря бактериям и дождевым червям они перерабатывают опавшие листья, корни и т.д.

Задание: по учебнику [4] на стр. 171 рассмотрите изображение образцов почвы. Сравните их и ответьте на вопрос: «Какие из них наиболее плодородные?»

Самые плодородные почвы — чернозёмные. Само название говорит, что в них много перегноя. К сожалению в Астраханской области таких почв нет. На территории области преобладают бурые почвы. Они сформировались в условиях сухого и жаркого климата. Растительный покров на них очень беден, но если использовать искусственное орошение, то можно вырастить высокие урожаи арбузов, дынь, винограда. На севере области имеются свело-каштановые почвы. Они получили своё название за цвет. Перегноя в них немного больше, чем в бурых почвах, но летом эти почвы сильно иссушаются, и, лишь используя искусственное орошение, можно получать хорошие урожаи зерна и овощей. Большие площади на территории Астраханской области заняты солончаками и солонцами. В этих почвах содержится много вредных для растений солей. Так как в солонцах соль изменяет почву. Почва становится очень плотной, склеивается в глыбы. Корни растений не могут расти в ней. На таких почвах можно увидеть только солянки, растущие небольшими группами и черная полынь. Самыми плодородными в Астраханской области являются пойменные почвы. Они располагаются в Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги. Они сформировались на мощных речных отложениях. Во время разливов реки оставляют много плодородного ила. На них хорошо растут травянистые и древесные растения. По плодородию они близки к чернозёмным. На них выращивают высокие урожаи овощей и фруктов. Большие площади в Харабалинском, Красноярском и других районах заняты песками. Почвенный покров на них плохо сформирован. [8. С. 30-31]

А теперь давайте решим задачи, в которых отражено взаимодействие человека и почвенных ресурсов.

Участок земли квадратной формы сторона, которого равна 10 метров засеяли морковью. Сколько граммов семян моркови потребуется если на каждые 10 квадратных метров участка надо 12 граммов семян. Ответ: 120 г. [1. С. 213]

Австралия самый засушливый материк имеет площадь 7 682300 квадратных километров. 2/3 её территории занимают пустыни. Какова площадь территории Австралии незанятой пустынью. Ответ: 2 560767 квадратных километра. [1. С. 222]

Участок прямоугольной формы длиной 15 метров, шириной 20 метров на 2/3 засеян картофелем, 10% всей площади засеяно морковью, а остальное — луком. Сколько квадратных метров засеяно луком. Ответ: 70 квадратных метров. [9. С. 31]

Интересный вопрос в каком слое земли находится перегной давайте подумаем и зарисуем его.

Схема строения почвенного профиля [ru.wikipedia.org/wiki/Почвенный_ профиль]

Условные обозначения:

О — верхний почвенный слой, состоящий из листьев и веток.

А — гниющая подстилка.

В — слой, насыщенный разлагающимися, пахотный слой и подпочва.

С — обломки.

Творческий блок.

На состояние почвы влияет ветер, дождь, снег и другие природные явления. После дождя потоки воды размывают верхний, плодородный слой почвы, поэтому необходимо на открытых участках земли высаживать деревья и кустарники, травянистые растения, которые создают препятствия для смывания почвы. Чтобы защитить поля от от сильного ветра, люди окружают их лесными полосами. Вода размывает землю, образуя овраги. Овраги мешают дорогам, сокращают площадь полей и лугов, затрудняют их обработку машинами. Для приостановления роста оврагов человек их засыпает, укрепляет склоны, засаживает кустами.[3. С. 205]

Творческое задание: «Взрослые иногда забывают об исчерпаемости того, что их окружает поэтому мы создадим для них памятки о том, как надо заботиться и охранять почву». Памятки «Охрана почв для работников сельского хозяйства», «Охрана почв для строителей»; «Для работников добывающей сферы». Можно использовать материал учебника и дополнительных пособий.

III. Заключительная часть

Вопросы на повторение:

Устные вопросы:

      1. Что называют почвой?

      2. Какие типы почв существуют в нашем регионе?

      3. Чем почва отличается от горной породы?

      4. Из чего образовалась почва?

      5. Что такое плодородие?

      6. Как вода движется в почве?

      7. Почему почву человек удобряет?

      8. Как человек защищает почву от ветра и воды?

      9. Надо ли бороться с оврагами? Почему?

Письменные и творческие задания:

Используя учебник [4] выполни следующие задания на стр. 174

      1. Запиши в словарик известные тебе названия почв вашего края, а также все новые термины, с которыми ты познакомился.

      2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами». Составь памятку как каждый из нас может беречь почву?

Выводы по уроку делают учащиеся.

Домашнее задание:

Учебник [4] С. 171-175, проанализировать материал в рабочих тетрадях, подготовить вопросы по теме, ответы на которые Вам кажутся наиболее сложными.



Используемая литература:

  1. 3000 задач и примеров по математике: 3-4 класс / О.В. Узорова. - М.: ООО «Издательство Астрель» 2001. 271 с.

  2. Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР Москва 1953. Ленинград. 320 с.

  3. Мельчаков Л.Ф., Скаткин М.Н. Природоведение: Учеб.для 3-5 кл.сред.шк. - 8 -е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.

  4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб.для 4 кл.нач.шк. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 223 с.

  5. Полная хрестоматия по чтению для начальной школы. 1 класс. Спб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. - 640 с.]

  6. Полная хрестоматия по чтению для начальной школы. 2 класс. Спб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. - 640 с.

  7. Полная хрестоматия по чтению для начальной школы. 4 класс. Спб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. - 720 с.]

  8. Природа нашего края. Учебно-методическое пособие для школ Астраханской области. - Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2010. - 92 с.

  9. Самостоятельные и контрольные работы по математике в начальной школе. Выпуск 4. Вариант 1. - М.: «Баласс», 2001. - 96 с.

Другие информационные источники:

www/tyiya.ru/ponyatie-o-pochve-dokuchaev/

ru.wikipedia.org/wiki/Почвенный_ профиль






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Почва. Методическая разработка урока окружающий мир для 4 кл.

Автор: Засухина Ольга Владимировна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126811

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка урока  «Природные зоны России . Путешествие по тайге». "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-prirodnyie-zony-rossii-putieshiestviie-po-taighie"
    ["file_id"] => string(6) "108078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403544355"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Экологические проблемы природы Донского края "
    ["seo_title"] => string(51) "ekologhichieskiie-probliemy-prirody-donskogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "134965"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416838798"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "100478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402381590"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка  урока "Приспособленность организмов к действиям факторов среды" "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-prisposobliennost-orghanizmov-k-dieistviiam-faktorov-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "186967"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426437884"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства