Цель: развитие умений писать слова с разделительным ь, объяснять написание и обозначать орфограмму, а также различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных в середине слова.
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1. Словарная работа.
– На какие две группы можно разделить следующие слова?
Коровьи, только, воробьи, мальчик, заячьи, сколько.
– Запишите слова группами. По какому признаку разделили слова? (Разделительный ь и ь для обозначения мягкости согласного на письме.)
– Допишите по одному слову в каждый столбик. Подчеркните орфограммы. Сколько орфограмм в каждом слове?
Работа над словом мальчик в Орфографической тетради на с. 17.
2. Проверка домашнего задания.
1. Блицопрос (напротив верного утверждения поставьте «+», неверного «–».
1) Мягкость согласного на конце слова картофель обозначается
буквой ь.
2) Мягкость согласного [ч'] в середине слова точка обозначается буквой ь.
3) Звук [й'] есть в слове ёжик.
4) В слове слёзы буква ё обозначает звук [й'].
5) В слове пять буква гласного я обозначает мягкость согласного [п'].
6) В слове шью буква ю обозначает мягкость согласного [ш].
7) В слове перья пишется разделительный ь.
2. Произнесите слова колосья и соловьи.
– Какие звуки слышатся после мягких согласных? ([й'])
– Запишите эти слова. Обозначьте орфограмму. Объясните написание ь.
– Приведите аналогичные примеры (из домашнего упр. 191). Запишите любой из них.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифициро-вать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
– На основе последнего задания сформулируйте цель урока.
Научиться писать слова с разделительным ь.
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
1. Работа по учебнику.
Упр. 202 – развивается умение писать разделительный ь в словах и отграничивать написание слов с разделительным ь от слов, в которых ь не пишется.
Работа проводится по выработанному ранее алгоритму: произнести слово, определить, есть ли звук [й'] после согласного перед гласным, написать букву ь.
Сделайте вывод: почему в словах воюют, зеленеет, болеет разделительный ь не пишется? (Звук [й'] слышится после гласного, а не
после согласного звука, поэтому ь не пишется.)
Упр. 203 – развивается умение различать разделительный ь и ь для обозначения мягкости согласных и группировать слова в зависимости от роли ь в слове.
Коллективная работа над первыми тремя словами:
– чтение слов;
– определение на слух звука [й'];
– выбор: слышу [й'] после согласного перед гласным, пишется разделительный ь;
– нет [й'] – ь обозначает мягкость согласного перед другим согласным.
Далее дети работают самостоятельно, а затем отвечают на вопросы после упражнения.
2. Работа в Рабочей тетради.
Задание № 2, тема 14.
– Какие есть «подсказки» для определения мягкости согласного в середине слова? (ь находится между буквами двух согласных.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
– Какая была цель урока? (Научиться писать слова с разделительным ь.) Достигли её?
– Какие ещё задачи решали? (Определяли роль ь, группировали слова в зависимости от роли ь: разделительный, для обозначения мягкости.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее задание.
Упр. 192 («Дидактический материал»).