Просмотр содержимого документа
«Использование проектной деятельности при реализации задач патриотического воспитания учащихся начальной школы в рамках ФГОС НОО.»
Содержание
Раздел №1: Информационно-справочные сведения………………………………3
Раздел №2: Технологические сведения об опыте…………………………………4
Раздел №3: Сведения о перспективах использования
в массовой практике…………………………………………………………………15
Список использованной литературы………………………………………………..18
Приложение №1……………………………………………………………………...20
Приложение №2……………………………………………………………………...26
Приложение №3……………………………………………………………………...66
Приложение №4……………………………………………………………………...80
Приложение №5……………………………………………………………………...126
Раздел №1: Информационно-справочные сведения.
1. Использование проектной деятельности при реализации задач патриотического воспитания учащихся начальной школы в рамках ФГОС НОО.
2. Муниципальное общеобразовательное учреждение Красноармейского района г. Волгограда.
3. В данной работе освещается мой педагогический опыт использования проектной деятельности при реализации патриотического воспитания учащихся начальной школы в рамках ФГОС НОО.Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Недооценка патриотического воспитания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившей приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, любви к Родине, семье, определены государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы», которая «является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 и 2006-2010 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации». В образовательной области «Социализация», наряду с другими задачами, обращается внимание на формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств.
4. В течение четырех лет обучения в начальной школе.
Раздел №2: Технологические сведения об опыте
«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм... Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России…» (Из выступления В.В. Путина на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи).
В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителями начальных классов, является формирование у ребят готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Формирование этих умений лучше всего происходит, когда все участники образовательного процесса вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность, в результате которой формируются универсальные умения и навыки функционально-грамотной личности:
• работать с проблемами;
• анализировать данную ситуацию;
• самоопределяться, осуществлять выбор;
• формулировать замысел своего действия;
• фантазировать, мечтать;
• планировать работу;
• работать в группе;
• оценивать свою работу.
Актуальность исследования:
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач школы. Ведь именного этот возраст является благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, именно в этом возрасте должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. И роль школы в этом процессе невозможно переоценить (Приложение №1). Поэтому данная тема является актуальной и для нашей школы.
Цель работы – показать, как в ходе проектной и исследовательской деятельности формируется гражданско-патриотическое сознание младших школьников.
Из данной темы цели вытекают следующие задачи:
1. Обосновать задачи гражданско-патриотического воспитания младших школьников;
2. Показать эффективность проектной и исследовательской деятельности в патриотическом воспитании младших школьников.
Предмет исследования:
- условия формирования основ патриотизма
Объект исследования:
-проектная деятельность как средство реализации задач патриотического воспитания учащихся начальных классов
Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Для обучения в начальной школе характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в данном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.[5, с.25]
Данный отрезок жизни – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. В начальной школе начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со всей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей среди которых живёт ребёнок. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств (Приложение №2).
Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: учащимся начальной школы доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознавания себя в окружающем мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину. Не случайно многие выдающиеся педагоги считали, подтверждая это своей повседневной деятельностью, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благоприятный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных промыслах, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям младшешкольного возраста. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития ребёнка национальных особенностей.[18, с.78-95]
Любовь ребёнка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью, в словах В.А.Сухомлинского «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человечеству постепенно и имеет своими истоками красоту» точно отражается специфика и суть работы педагогического коллектива школы в работе патриотического воспитания детей младшешкольного возраста. Источником формирования у ребёнка любви к родным местам является и его участие в общественно полезном труде, и гражданская ответственность родителей и близких.
Школа играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в школе. Но если учитель даёт домашнее задание, чтобы родители с ребёнком встали пораньше, вместе с солнышком, послушали гимн, посетили памятные места, взяли ребёнка на выборы, то впечатления у учащихся будут совершенно другими (Приложение №3).
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, школе, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям (Приложение №4). Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач патриотического воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребёнка, в игре – навыки коллективизма, процессе трудовой деятельности – уважение к людям, трудолюбие и бережливость, так же организованность и чувство ответственности и долга. Образовательное учреждение даёт детям возможность для накопления опыта, который ребёнок приобретёт самостоятельно и наиболее успешно с помощью метода проекта. Из возможных путей решения задач по патриотическому воспитанию самая эффективная форма проекта, в основе, которого лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения, устанавливать причинно- следственные связи. [11, с.12-19]
Использование технологии проектирования помогает в работе по данномунаправлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проекта – это не просто набор приёмов и действий, подобранных педагогом. Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью её разрешения. [2, с.33]
Цели проектного обучения:
Развивать у школьников:
- исследовательские умения;
- умение творчески подходить к способу подачи материала;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать выводы.
Способствовать повышению личной уверенности каждого участника
проектного обучения.
Задачи проектной деятельности.
Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательная: создание продукта, востребованного другим.
Типы проектов:
по характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой, прикладной) (Приложение №5);
по комплексности или предметно-содержательной области (монопроект/межпредметный);
по характеру контактов (внутриклассные, внутришкольные, региональные, республиканские);
по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, коллективный);
по продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).
комментарий к тексту художественного произведения,
публикация,
буклет,
презентация,
веб-сайт,
доклад,
альбом.
Этапы реализации проекта. Формирование УУД через проектную деятельность
Работа над проектом состоит из нескольких этапов:
Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.
Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
Распределение задач по группам, поиск информации.
Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
Промежуточные обсуждения полученных данных.
Презентация (защита) проекта, оппонирование.
Коллективное обсуждение, выводы.
Очень важным этапом для младших школьников является рефлексия:
- Что мы делали?
- Как мы делали?
- Каковы результаты?
- Каков мой личный вклад в решение проблемы.
Метод проектов в начальной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:
- он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся;
- деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;
- на всех этапах учитель выступает как консультант и помощник.
Работа с применением метода проекта должна строиться по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы следует заложить следующие положения:
- постепенное увеличение объёма знаний и навыков;
- постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем;
- от недолговременных однопредметных проектов к долговременным, от личных проектов к групповым.
Каждый проект реализуется поэтапно.
1 этап – погружение в проект. Обучающиеся на данном этапе обсуждают тему проекта, присваивают проблему, формулируют цели, задачи проекта, что получают возможность для формирования личностных действий. Развитию учебных и познавательных мотивов способствует создание проблемных ситуаций на данном этапе. Организацию проектной деятельности обеспечивают такие регулятивные действия, как умение определять границы знания и незнания, замечать проблему, определять цель.
2 этап – организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.[3, с.47-54]
Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.
Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3 этап – осуществление деятельности по решению проблемы. В ходе индивидуальной или групповой самостоятельной работы обучающиеся получают возможность для формирования личностных действий (следовать в поведении моральным нормам и этическими требованиям, учитывать позиции партнёров); регулятивных (адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации проекта, следовать составленному плану действий); познавательных (осуществлять расширенный поиск информации, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательство и др.) и коммуникативные (находить компромиссное решение практической задачи в спорных обстоятельствах, сохранять доброжелательные отношения в ходе работы, принимать и понимать позицию другого и др.).
4 этап – оформление результатов. Обучающиеся оформляют проект, анализируют его, оценивают свою роль, выясняют причину успехов, неудач, анализируют достижение цели, что способствует формированию личностных действий, регулятивных умений (находить и исправлять ошибки, вносить необходимые дополнения и коррективы); познавательных (создавать знаковую модель в совместной деятельности) и коммуникативные (стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и др.).
5 этап - презентация результатов. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите. Обучающиеся получают возможность для формирования таких коммуникативных действий, как умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
6 этап – оценка результатов и процесса проектной деятельности обучающихся в ходе коллективного обсуждения и самоанализа. На данном этапе успешно формируются регулятивные действия (выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения), познавательные (рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов проектной деятельности).
Безусловно, для учащихся начальной школы проект, как и любой вид творческой деятельности, очень сложен. Можно отметить, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное, индивидуальное развитие) возникает множество трудностей. Среди них наиболее ярко выделяются следующие:
- недостаточное развитие аналитического мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного;
- коммуникативные затруднения;
- эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у школьников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности школьники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами младшие школьники становятся интересны друг другу.[2, с.39-57, 3 с.56-59]
Раздел №3: Сведения о перспективах использования в массовой практике.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Материалы ФГОС второго поколения начальной школы направлены на формирование универсальных учебных действий (учебные, поисковые, коммуникативные, личностные). Проведенная нами в рамках исследования работа показала, что именно проектная деятельность позволяет сформировать не только учебные действия, но и все метапредметные учебные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Воспитание патриотизма - одно из важных направлений духовного развития личности школьника. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. В процессе создания проекта регулятивные действия определяют ход всей работы, а значит, и ее качественный результат.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Весь ход работы над проектом сопровождается познавательными действиями его участников.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Поскольку при создании проектов дети работали в микроколлективах, то их умелые коммуникативные действия способствовали результативности проекта.
Как мы видим, овладение учащимися универсальными учебными действиями создаютвозможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению, в том числе и в области математики.
Таким образом, мы доказали, что проектная деятельность, а именно проектная деятельность, направленная на воспитание патриотизма, одновременно способствует решению не только учебных, но и универсальных учебных (метапредметных) действий, требуемых ФГОС нового поколения.
На мой взгляд, в воспитании юного россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит современному учителю. Если учитель не выполняет своей задачи формирования ценностей и основ патриотического воспитания, то у обучающегося, в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи, может формироваться «путаная» гражданская позиция.
Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм.
Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия патриотизм включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения парода.
Опыт данной работы может быть использован педагогами в рамках реализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности для развития патриотизма у обучающихся начальной школы.
Список литературы
Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. – М., 2002.
Андреев В.И. Педагогика: учебный курс творческого саморазвития. – Казань, 2000.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Книга для учителя. М., 1989.
Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. –М.,2006.
Божович Л.И. Личность и ее формировании е в детском возрасте. – М.,1968.
Валеева Г.Х. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01. Челябинск, 2006.
Воронова Е.Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия игры. – М., 2008.
Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // 2001. - № 9
Волина В.В. Учимся играя. – М.: АстПресс. 1996 г.
Дополнительное образование и воспитание. – 2006 № 11.
Данилов Д.Д. , Белицкая Г.Э. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса.- М.: Баласс, 2003.
Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) – новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс – минус. -1999.- №1
Калаев А.В. Новые технологии воспитания: Курс лекций по теории и методике воспитания. Казань, 1998.