kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая прграмма "Проектная деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: 

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.

2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).

3. Примерная основная образовательная программа, созданная на основе федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 4.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации на 2014 – 2015 учебный год.

5.Образовательная программа НОО МБОУ гимназии №3  г.Грязи

6.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ  по внеурочной деятельности  МБОУ гимназии №3  г. Грязи.

7.Программа «Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности».

 

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника.  За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться –  стать «профессиональным учеником».   

Стратегия, предлагаемая настоящим проектом ФГОС НОО, нацелена на: 

–  формирование  средств  и  способов  самостоятельного  развития  и продвижения ученика в образовательном процессе; 

–  поддержку  внеурочных,  внешкольных  и  внеучебных  образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики; 

–  непосредственное  участие  в  определении  приоритетов  социализации детей  и  в  оценке  качества  получаемого  ими  образования  гражданского родительского)  сообщества,  представленного  в  общественных  советах образовательных учреждений.

ФГОС  НОО  впервые  фиксирует  в  правовых  нормах  те  элементы  новой школы,  которые  за  много  лет  убедительно  доказали  свою  практическую целесообразность.  Инициативность  и  самостоятельность  участников образовательного  процесса  становятся  основным  ценностно-целевым ориентиром Стандарта. 

В проекте ФГОСов  задается следующий результат образования на выходе из начальной школы:

«– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации;

– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

– определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;

– учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности».

Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Просмотр содержимого документа
«рабочая прграмма "Проектная деятельность" »



Рассмотрено

Руководитель МО классных руководителей и учителей эстетического цикла _____________Попова М.В.

Протокол № ___

от «____» ________ 20___ г

Рекомендовано

Методическим советом МБОУ гимназии №3

Протокол № ___

от «____» ________ 20___ г

Утверждаю

Директор МБОУ гимназии №3

______Ананских А.М.

Приказ № ___

от «____» ________ 20___ г













Рабочая программа кружка

«Проектная деятельность»





ФИО.,

педагог дополнительного образования,

/учитель ______________/













г.Грязи

2014 г.




Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: 

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.

2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).

3. Примерная основная образовательная программа, созданная на основе федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 4.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации на 2014 – 2015 учебный год.

5.Образовательная программа НОО МБОУ гимназии №3 г.Грязи

6.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по внеурочной деятельности МБОУ гимназии №3 г. Грязи.

7.Программа «Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности».



Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника.  За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться –  стать «профессиональным учеником».   

Стратегия, предлагаемая настоящим проектом ФГОС НОО, нацелена на:

– формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;

– поддержку внеурочных, внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;

– непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования гражданского родительского) сообщества, представленного в общественных советах образовательных учреждений.

ФГОС НОО впервые фиксирует в правовых нормах те элементы новой школы, которые за много лет убедительно доказали свою практическую целесообразность. Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становятся основным ценностно-целевым ориентиром Стандарта.

В проекте ФГОСов задается следующий результат образования на выходе из начальной школы:

«– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации;

– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

– определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;

– учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности».

Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.

Задачи проекта:

1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образовательного ресурса в решении управленческо-педагогической задачи организации развивающих возможностей образовательной среды.

2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.

3. Определить организационно-педагогические условия реализации разработанной модели организации образовательной среды школы.


Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Основные требования к проекту.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

ООП начального общего образования предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека младшего школьного возраста и нацелена на:

 подготовку учащихся к обучению в основной школе;

 сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;

 овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественно-научном, гражданском, технологическом);

 формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;

 развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.

Достижение этих целей предполагает:

 побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;

 обучение навыкам общения и сотрудничества;

 поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;

 расширение опыта самостоятельного выбора;

 формирование учебной самостоятельности (желание и умение учиться, связанные с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство), его духовное развитие;

 формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, использование инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство).

На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с ФГОС, достигаются:

 смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности);

 формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

 выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности, любовь к труду;

 эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

 приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

 усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются прежде всего взрослые (особенно учитель).

Основной психологической характеристикой, достигаемой в младшем школьном возрасте, является способность к организации своей деятельности на основе внутреннего или внешнего побуждения.

Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы должны проявляться, прежде всего, в работе класса и внеклассном учебном общении.

Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. То есть во главу угла ставятся сформированность основных типов ключевых компетенций:

- информационной (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации);

-проектировочной (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков);

- оценочной (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации);

- коммуникативной (способы передачи информации и привлечение ресурсов других людей для достижения своих целей).

Участие в различных видах деятельности и освоение их средств дают возможность младшим школьникам приобрести общественно полезный социальный опыт (СО), в ходе которого обучающийся:

СО-1 – сотрудничает с другими людьми различного возраста в учебной, игровой и других видах деятельности;

СО-2 – оценивает собственные действия и действия других людей с точки рения общепринятых норм поведения;

СО-3 – определяет по вербальному и невербальному поведению состояние других людей и живых существ и адекватно реагировать;

СО-4 – использует высшие виды игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам): следует своему замыслу, согласовывает его с партнерами по игре, воплощает в игровом действии; следует правилам; создает и воплощает собственные творческие замыслы;

СО-5 – проявляет творчество и инициативу в реализации поставленной педагогом задачи, несет ответственность за полученный результат перед собой, своими сверстниками, педагогами и родителями;

СО-6 – выполняет работы по самообслуживанию и выполняет общественно значимые поручения;

СО-7 – применяет навыки самоорганизации, самообладания; управляет проявлениями своих эмоций;

СО-8 – проявляет толерантность к окружающей действительности (уважительное, основанное на искреннем стремлении понять и принять людей другой национальности, культуры, религиозного и бытового мироощущения, отношения; готовность и способность входить с ними в контакт, организовывать продуктивное общение и пр.);

СО-9 – бережно, с пониманием и любовью относится к флоре и фауне, поддерживает чистоту посещаемых мест;

СО-10 – предпринимает действия по сохранению и укреплению своегоздоровья и безопасности;

СО-11 – следует ценностям семьи, общества, школы, коллектива.

При выборе форм, способов и методов обучения и воспитания (образовательных технологий) в начальной школе педагог обязан руководствоваться возрастными особенностями и возможностями младших школьников и должен обеспечивать с учетом этих факторов:

 расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности в учебной и во всех остальных сферах школьной жизни;

 организацию образовательного процесса с использованием технологий учебного сотрудничества, обеспечивающих расширение видов групповой работы обучающихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах, широкое использование всех видов коммуникации, в том числе с использованием возможностей информационных и коммуникативных технологий;

 использование игровых технологий, способствующих решениюосновных учебных задач на уроке;

 использование во всех классах (годах обучения) начальной школы оценочной системы, ориентированной на обучение детей само- и взаимооцениванию (выбор конкретной технологии оценивания осуществляется ОУ).

Ведущие идеи организации проектной деятельности обучающихся:

-в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;

-образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;

-каждому предоставляется возможность свободно выбирать(тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;

~ проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;

- проектированию можно научиться. Для этого необходим! Желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести кому-то пользу

Виды проектов

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. (Сергеев И.С.)

Практико – ориентированный проект (Приложение) нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

В начальной школе проектная деятель­ность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные. совместно с родителями, индивидуальные проекты.

Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.


Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размыш­ления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя раз­личные ситуации, трансформируя образовательную среду
и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, ко­торый должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

  • мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед уча­щимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбо­ра и свободы самоопределения;

  • фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проек­том выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, ми­нимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различ­ных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несо­стоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует во­просы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

  • наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позво­лит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уров­ня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.

II. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участни­ками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники сво­бодны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависи­мости от этапов работы. Но на всех этапах он:

  • выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

  • выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимо­действие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках инфор­мации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиоте­карь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отно­шении взрослых происходит переход с позиций социальной ин­фантильности (он - ответственный опекун, я - безответствен­ный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессио­нал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - чело­век, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

  • оценивает. На каждом этапе возникают различные объек­ты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информа­цию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельно­сти. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагае­мые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информа­ции, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное пе­дагогическое значение.


Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

Презентация проектов.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом Совете.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Научная конференция.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.

- Экскурсия.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

- демонстрировать найденное решение;

- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

Оценка выполненных проектов.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.


Критерии внешней оценки проекта

  1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адек­ватность их изучаемой тематике.

  2. Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.

  3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

  4. Коллективный характер принимаемых решений.

  5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

  6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

  7. Доказательность принимаемых решений, умение аргумен­тировать свои заключения, выводы.

  8. Эстетика оформления результатов проекта.

  9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.


Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности обучающегося в проекте или иссле­довании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (ус­пешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированное™ умений и навыков проектной и исследова­тельской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающе­гося. Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных эта­пов работы над проектом;

  • степень включенности в групповую работу и чёткость вы­полнения отведённой роли;

  • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

  • количество новой информации, использованной для вы­полнения проекта;

  • степень осмысления использованной информации;

  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами на­глядности;

  • владение рефлексией;

  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

- социальное и прикладное значение полученных резуль­татов.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Содержание программы

3 класс.

Тема 1: «Введение» (1ч)

Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение и другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта.

Виды проектов.

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.

Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико - ориентированные (практические). Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.



Тема 2: Проект «Правильное питание»”. (7 ч)

Дети - это будущее России, их здоровье во многом зависит от правильного питания.

  1. Показать на примере рассказов, сказок, стихов значимость правильного питания. (1 ч)

  2. Провести анкету среди детей: «Как надо правильно питаться?». (Выдвинуть на обсуждение детей такие вопросы: - какие фрукты и овощи необходимы человеку каждый день?- как правильно составить рацион полноценного завтрака, обеда, ужина? – какие витамины присутствуют в той или иной пище? – нужно ли в рацион человеческого питания включать супы, борщ, рыбу, мясо, молоко, творог, сыр, всевозможные каши (перловая, гречневая, ячневая, манная, геркулесовая)? – чем богат хлеб, из каких сортов пшеницы его делают? – что еще добавляют в хлеб?) (1 ч)

  3. Провести конкурс поделок, газет, викторин, фотоконкурс о правильном питании. (1 ч)

  4. Составить рацион недельного питания твоей семьи. (1 ч)

  5. Создать стенд о правильном питании. (1 ч)

  6. Украсить зал для презентации поделками, газетами, фотографиями. (1 ч)

  7. Провести презентацию проекта. (1 ч)



Тема 3: Проект «Новогодняя елка» (8 ч)

  1. Провести беседу - путешествие: «Новогоднее дерево – елка».

Дать задание о сборе материала на тему: «Новогоднее дерево – елка». По следующим вопросам: - Откуда к нам пришла эта традиция – ставить хвойное дерево и украшать его на новогодний праздник? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями для расширения знаний и представлений детей в ходе подготовки проекта.) (1 ч)

  1. Просмотр сказки: «Новогодние приключения Маши и Вити». (1 ч)

3. Провести тест: «Что я знаю о елке?» (вопросы, предложенные учителем: - почему мы, наряжаем елку?)

- какие украшения, вешали люди в далекой старине на елку?,

- какие новогодние традиции остались у нас, от далекой старины?,

- кто приходит к нам в гости на новогодний праздник?,

- как называют Деда Мороза, в других странах? (Франции, Англии, Японии). (1 ч)

4. Найти наиболее популярные песни о новогоднем празднике и выучить их наизусть. (3 ч)

5. Устроить конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей). (1 ч)

6. Завершить проект защитой в виде новогоднего представления в классе. (1 ч)

Тема 4: Проект “Памятники нашего города”.(10 ч)

1. Провести экскурсию: “Памятники нашего города” (4 ч)

2. Провести заседание клуба «Почемучка» на тему: «Памятники нашего города» и организовать работу по сбору материала в библиотеках (школьной и городской), школьном музее, Интернете, газетных публикациях о героях нашего города, которым поставлены памятники. (2 ч)

3. Написать небольшое сообщение на тему: «Что я знаю об этом памятнике?» (1 ч)

4. Оформить фотоальбом (в альбом включить фотографии памятников нашего города, их описание, дать информацию, в каком году поставлен тот или иной памятник). (1 ч)

5. Оформить зал к защите проекта: “Памятники нашего города” (1 ч)

6. Провести презентацию проекта. (1 ч)

Тема 5: Проект “Герб нашего города”. (9 ч)

1. Познакомить с началом создания городских гербов. Откуда идет эта традиция и для чего необходимо иметь городу флаг, герб. (лекция по геральдике.) Дать задание о сборе материала: «Что изображалось на гербах городов». (1 ч)

2. Прослушать сообщения: «Что изображалось на гербах городов, и почему выбор падал именно на эти предметы?». (1 ч)

3. Провести анкету: «Что изображено на гербе нашего города?» Дать задание, узнать из газетных публикаций, Интернета, книг, как к нам на Родину попало это растение. (1 ч)

4. Написать сочинения (о родном городе) (1 ч)

5. Провести творческую работу по созданию символа (герба) своего города. ( 1 ч)

6. Собрать фотографии на тему геральдики. 1 ч)

7. Оформить стенд (1 ч)

8. Провести презентацию проекта. (2 ч)

Формирование УУД

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Заключение

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Материально –техническое обеспечение

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

5.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

6..Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

7.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

8.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

10.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.


электронная версия журнала «Начальная школа» и сайт для учителей «Я иду на урок»

- интегрированный урок в 4-м классе (история + труд) с использованием мультимедийных технологий и конструктора ЛЕГО на тему «Флот Петра I»;

- учительский портал, на котором представлены уроки, тесты, презентации, внеклассные мероприятия, интерактивная доска, контрольные работы, компьютерные программы; – дистанционная поддержка УМК А. Л. Семенова, Т. А. Рудченко;

– Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества;

– детские электронные презентации и клипы;

RusEdu, архив учебных программ и презентаций;

– видеоуроки, презентации;

– социальная сеть работников образования, в которой представлены материалы для работы и самообразования учителя начальной школы; - интерактивная доска.


















Тематическое планирование проектной деятельности в 3 классе.



Тема проектной деятельности

Результаты учащихся

Формируемые умения


Первое полугодие



1

Оригами. 5ч


. Знакомить детей с основами геометрических понятий и базовыми формами оригами. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Развивать пространственное воображение.


Формировать умения следовать устным инструкциям, совершенствовать мелкую

моторику рук, трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место



2

Работа с бумагой. 4ч

Работа в группах, Показать на примере рассказов, сказок, стихов значимость правильного питания.

Формировать умение работать в группах, видеть прекрасное, заботиться о своем здоровье.

3

  1. Погружение в творческий проект: Провести анкету среди детей: «Как надо правильно питаться?».

Выдвинуть на обсуждение детей такие вопросы: - какие фрукты и овощи необходимы человеку каждый день?- – нужно ли в рацион человеческого питания включать супы, борщ, рыбу, мясо, молоко, творог, сыр, всевозможные каши

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам, играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

4

Провести конкурс поделок, газет, викторин, фотоконкурс о правильном питании. Работа над проектом в проектных группах. Репетиции.

Разучивание стихов, песен, ролей.

Формировать аудиторские умения, играть роли, выразительно рассказывать стихи

5

Составить рацион недельного питания твоей семьи.

- Как правильно составить рацион полноценного завтрака, обеда, ужина? – какие витамины присутствуют в той или иной пище?

Формировать умение правильно питаться.

6

Погружение в творческий проект: подбор и обоснование темы проекта «Весёлые поварята», знакомство со сценарием, распределение ролей.

Знакомство с сценарием, распределение ролей

Формировать умение «слушать и слышать», играть по правилам, развивать и тренировать память.

7

Работа над проектом в проектных группах. Репетиции.


Разучивание стихов, песен, ролей.

Формировать аудиторские умения , играть роли, выразительно рассказывать стихи

8

Публичная защита проекта. Праздник.


Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать умение испытывать радость от общения и чувства праздника.

9

Погружение в творческий проект: подбор и обоснование темы проекта. Провести беседу - путешествие: «Новогоднее дерево – елка».

Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

Выбор способа презентации проекта,

обсуждение оформления проекта.

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам, работать в группах и играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

10

Работа над проектом: обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.

Просмотр сказки: «Новогодние приключения Маши и Вити».

Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать умение испытывать радость от общения и чувства праздника.

11

Провести тест: «Что я знаю о елке?»


Вопросы, предложенные учителем: - почему мы, наряжаем елку?

- Как называют Деда Мороза, в других странах?

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам, работать в группах и играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

12

Работа над проектом: обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта. Найти наиболее популярные песни о новогоднем празднике и выучить их наизусть.

Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать умение испытывать радость от общения и чувства праздника.

13

Погружение в творческий проект: подбор и обоснование темы проекта «Новый год!», знакомство со сценарием, распределение ролей.

Устроить конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах»

Знакомство с сценарием, распределение ролей

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам, работать в группах и играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

14

Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Изготовление праздничного оформления.

Разучивание стихов, песен, ролей.

Формировать аудиторские умения , играть роли, выразительно рассказывать стихи

15

Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Изготовление праздничного оформления.

Разучивание стихов, песен, ролей.

Формировать аудиторские умения , играть роли, выразительно рассказывать стихи

16

Публичная защита проекта. Праздник.


Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать умение испытывать радость от общения и чувства праздника.


Второе полугодие



17

Работа над проектом “Памятники нашего города”, обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.

Выбор личной темы проекта, работа в группах

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам, играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

18

Выполнение проекта: обсуждение оформления проекта.

Провести экскурсию: “Памятники нашего города”

Обсуждение оформления проекта.


Формировать правила этичного поведения в обществе, на улицах города.

19

Провести экскурсию: “Памятники нашего города”


Обсуждение оформления проекта.


Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам, играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

20

Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Изготовление праздничного оформления.

Разучивание стихов, песен, ролей.

Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать аудиторские умения, играть роли, выразительно рассказывать стихи

21

Погружение в творческий проект: Провести заседание клуба «Почемучка» на тему: «Памятники нашего города» и организовать работу по сбору материала в библиотеках (школьной и городской), школьном музее. Интернете, газетных публикациях о героях нашего города, которым поставлены памятники.

Умение работать с публицистическим материалом.

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам, играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

22

Организовать работу по сбору материала в Интернете, газетных публикациях о героях нашего города, которым поставлены памятники.

Разучивание стихов, песен, ролей.


Формировать аудиторские умения, играть роли, выразительно рассказывать стихи

23

Работа над проектом в проектных группах. Написать небольшое сообщение на тему: «Что я знаю об этом памятнике?»

Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать умение испытывать радость от общения и чувства праздника.

24

Погружение в творческий проект. Оформить фотоальбом. (в альбом включить фотографии памятников нашего города, их описание, дать информацию, в каком году поставлен тот или иной памятник)

Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам, работать в группах и играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

25

Оформить зал к защите проекта: “Памятники нашего города” Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Изготовление праздничного оформления.

Разучивание стихов, песен, ролей.


Формировать аудиторские умения , играть роли, выразительно рассказывать стихи

26

Публичная защита проекта. Праздник.


Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать умение испытывать радость от общения и чувства праздника.

27

Погружение в творческий проект: «Герб нашего города», подбор и обоснование темы проекта. Познакомить с началом создания городских гербов. Откуда идет эта традиция и для чего необходимо иметь городу флаг, герб. (лекция по геральдике.)

Дать задание о сборе материала: «Что изображалось на гербах городов».

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам, работать в группах и играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

28

Работа над проектом в проектных группах. Прослушать сообщения: «Что изображалось на гербах городов, и почему выбор падал именно на эти предметы?».

Разучивание стихов, песен, ролей.


Формировать аудиторские умения, играть роли, выразительно рассказывать стихи

29

Работа над проектом в проектных группах. Провести анкету: «Что изображено на гербе нашего города, области?» Дать задание, узнать из газетных публикаций, Интернета, книг, как к нам на Родину попало это растение.

Дать задание, узнать из газетных публикаций, Интернета, книг, как к нам на Родину попало это растение.

Формировать умение испытывать радость от общения и развивать интерес к познанию нового.

30

Работа над проектом в проектных группах. Написать сочинения (о родном городе)

Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать умение испытывать радость от общения и чувства праздника.

31

Погружение в творческий проект: Провести творческую работу по созданию символа (герба) своего города

Знакомство с сценарием, распределение ролей

Формировать умение доброжелательно относиться к сверстникам, работать в группах и играть по правилам, умение «слышать и слушать», испытывать радость от общения.

32

Работа над проектом в проектных группах. Собрать фотографии на тему геральдики.

Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать аудиторские умения .

33

Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Оформление стенда. Изготовление праздничного оформления.

Разучивание стихов, песен, ролей.


Формировать аудиторские умения, играть роли, выразительно рассказывать стихи

34-35

Публичная защита проекта. Праздник.


Демонстрация своей работы над проектом.

Формировать умение испытывать радость от общения и чувства праздника.





























Календарно-тематическое планирование материала
кружка «Проектная деятельность»



№ занятия

Название темы (раздела)

Кол-во часов

Дата

Примечание

Планируемая

Фактическая

I триместр

1

«Введение». Погружение в творческий проект: подбор и обоснование темы проекта, личностное присвоение проблемы.

1




2

Работа над проектом «Правильное питание»”, обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.

1




3

  1. Погружение в творческий проект: Провести анкету среди детей: «Как надо правильно питаться?».

1




4

Провести конкурс поделок, газет, викторин, фотоконкурс о правильном питании. Работа над проектом в проектных группах. Репетиции.

1




5

Составить рацион недельного питания твоей семьи.

1




6

Погружение в творческий проект: подбор и обоснование темы проекта «Весёлые поварята», знакомство со сценарием, распределение ролей.

1




7

Работа над проектом в проектных группах. Репетиции.


1




8

Публичная защита проекта. Праздник.


1




9

Погружение в творческий проект: подбор и обоснование темы проекта. Провести беседу - путешествие: «Новогоднее дерево – елка».

Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

1




10

Работа над проектом: обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.

Просмотр сказки: «Новогодние приключения Маши и Вити».

1




11

Провести тест: «Что я знаю о елке?»


1




II триместр

12

Работа над проектом: обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта. Найти наиболее популярные песни о новогоднем празднике и выучить их наизусть.

1




13

Погружение в творческий проект: подбор и обоснование темы проекта «Новый год!», знакомство со сценарием, распределение ролей.

Устроить конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах»

1




14

Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Изготовление праздничного оформления.

1




15

Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Изготовление праздничного оформления.

1




16

Публичная защита проекта. Праздник.


1




17

Работа над проектом “Памятники нашего города”, обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.

1




18

Выполнение проекта: обсуждение оформления проекта.

Провести экскурсию: “Памятники нашего города”

1




19

Провести экскурсию: “Памятники нашего города”


1




20

Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Изготовление праздничного оформления.

1




21

Погружение в творческий проект: Провести заседание клуба «Почемучка» на тему: «Памятники нашего города» и организовать работу по сбору материала в библиотеках (школьной и городской), школьном музее. Интернете, газетных публикациях о героях нашего города, которым поставлены памятники.

1




22

Организовать работу по сбору материала в Интернете, газетных публикациях о героях нашего города, которым поставлены памятники.

1




23

Работа над проектом в проектных группах. Написать небольшое сообщение на тему: «Что я знаю об этом памятнике?»

1




III триместр

24

Погружение в творческий проект. Оформить фотоальбом. (в альбом включить фотографии памятников нашего города, их описание, дать информацию, в каком году поставлен тот или иной памятник)

1




25

Оформить зал к защите проекта: “Памятники нашего города” Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Изготовление праздничного оформления.

1




26

Публичная защита проекта. Праздник.


1




27

Погружение в творческий проект: «Герб нашего города», подбор и обоснование темы проекта. Познакомить с началом создания городских гербов. Откуда идет эта традиция и для чего необходимо иметь городу флаг, герб. (лекция по геральдике.)

1




28

Работа над проектом в проектных группах. Прослушать сообщения: «Что изображалось на гербах городов, и почему выбор падал именно на эти предметы?».

1




29

Работа над проектом в проектных группах. Провести анкету: «Что изображено на гербе нашего города, области?» Дать задание, узнать из газетных публикаций, Интернета, книг, как к нам на Родину попало это растение.

1




30

Работа над проектом в проектных группах. Написать сочинения (о родном городе)

1




31

Погружение в творческий проект: Провести творческую работу по созданию символа (герба) своего города

1




32

Работа над проектом в проектных группах. Собрать фотографии на тему геральдики.

1




33

Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Оформление стенда. Изготовление праздничного оформления.

1




34-35

Публичная защита проекта. Праздник.


2
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
рабочая прграмма "Проектная деятельность"

Автор: Перепелкина Юлия Витальевна

Дата: 31.08.2015

Номер свидетельства: 228027

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "рабочая прграмма по математике 5 класс "
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-prghramma-po-matiematikie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "222719"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436726623"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "рабочая программа к курсу "Увлечение чтением" для учащихся 2 классов "
    ["seo_title"] => string(83) "rabochaia-proghramma-k-kursu-uvliechieniie-chtieniiem-dlia-uchashchikhsia-2-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "131383"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416146040"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства