kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект на тему : Русский народный костюм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна учителям начальных классов  для предоставления русского народного костюма

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему : Русский народный костюм»

2022 год

2022 год

Название проекта : «Особенности русского костюма» Тип проекта : учебный Цель проекта : изучить историю русского народного костюма; рассказать и показать, как одевались в прошлом. Актуальность проекта :   сегодня, наконец-то, приходит понимание того,  сколь много потеряно там, где нет воспитания  на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи. Результат проекта : элемент русского костюма в дар Музею Дома Дружбы МО «Ульяновский район»

Название проекта : «Особенности русского костюма»

Тип проекта : учебный

Цель проекта : изучить историю русского народного костюма; рассказать и показать, как одевались в прошлом.

Актуальность проекта :  

сегодня, наконец-то, приходит понимание того,  сколь много потеряно там, где нет воспитания  на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.

Результат проекта : элемент русского костюма в дар Музею Дома Дружбы МО «Ульяновский район»

  Введение

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда , прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей . Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

    Народный костюм – не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

    На формирование состава, покроя , особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

    До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм  в художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народный песне и танцах.

К группе  нарядной одежды относятся платья-костюмы, ансамбли. Их внешний вид служит, как правило, цели украшения человека. В этом заключается основная функция нарядной одежды – функция эстетичности. Утилитарная функция в нарядной одежде играет второстепенную роль.

    Вышивка и различные отделки открывают большие возможности придавать нарядность платьям нейтральных форм, простых по конструктивному строю.

    Особенность нарядной одежды заключается в том, что она должна выражать и подчеркивать индивидуальность человека. Само познание этой одежды исключает тиражирование.

ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА У русской национальной одежды – многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА

У русской национальной одежды – многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

Русская народная одежда различалась по значению Свадебная или венчальная Траурная Будничная Праздничная

Русская народная одежда различалась

по значению

Свадебная или венчальная

Траурная

Будничная

Праздничная

Различалась по возрасту Молодежная одежда Одежда старых  крестьян Детская  одежда

Различалась по возрасту

Молодежная

одежда

Одежда старых

крестьян

Детская одежда

Женский русский костюм не был одинаковым на всей территории России. На Севере носили

рубаху, сарафан и кокошник, на Юге - рубаху, юбку-поневу и кичку.

Комплекс женской одежды: женская рубаха с прямыми поликами, распашной сарафан и более

поздний прямой "московский", тип плетеной обуви (лапти, ступни), кокошник с закругленным верхом.

Рубаха называлась "рукава", (из-под сарафана видны были только рукава). Нижняя часть рубахи

доходила до подола сарафана – называлась "стан" и шилась из более дешевого и часто не отбеленного

холста.  Сарафаны до середины ХIХ века были большей частью распашные. К концу ХIХ века стали

преобладать сарафаны прямые, круглые "московские". Название говорит о его городском

происхождении. Появился он, видимо, в Москве как праздничный у богатого купечества, затем как

московская "мода"распространился в другие города, а потом проник и в крестьянскую одежду, что

подтверждается его повседневным бытованием. Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс,

означало опозориться. Отсюда выражение: "Без креста, без пояса" (быть бессовестным). Пояс носили

иногда на талии или чуть выше. Изготавливались пояса часто дома, но некоторые из них покупались

на ярмарке или в лавочке. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию

"оберега" - защитника. Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: "Дарю в день

ангела", "Спаси Бог" и т. п. Это поверье осталось с языческих времен, когда круг считался

защитником от нечистой силы. Завершением костюма был кокошник, самая его нарядная часть.

Самой декоративной, богато украшенной частью и северного, и южного русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

Самой декоративной, богато украшенной

частью и северного, и южного русского костюма

был передник, или занавеска, закрывающий

женскую фигуру спереди. Обычно его делали из

холста и орнаментировали вышивкой, шелковыми

узорными лентами. Край передника оформляли

зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой

из шелковых или шерстяных ниток, оборкой

разной ширины.

Холщевые белые рубахи и передники северные крестьяне носили с сарафанами. В XVIII – первой половины XIX в. сарафаны делали из однотонной, без узора ткани – синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом по середине переда, отделанным узорами лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом силуэт усеченного конуса с большим расширением к низу (до 6м. придающий фигуре стройность.

Холщевые белые рубахи и передники

северные крестьяне носили с сарафанами.

В XVIII – первой половины XIX в. сарафаны

делали из однотонной, без узора ткани –

синего холста, бязи, красной крашенины,

черной домотканой шерсти. Многоузорная и

многокрасочная вышивка рубах и передников

очень выигрывала на темном гладком фоне

сарафана. Косоклинный покрой сарафана

имел несколько вариантов. Наиболее

распространенным был сарафан со швом по

середине переда, отделанным узорами

лентами, мишурным кружевом и

вертикальным рядом силуэт усеченного

конуса с большим расширением к низу (до 6м.

придающий фигуре стройность.

    Короткой верхней распашной одеждой была душегрея , которая держалась так же, как и сарафан, на плечевых лямках. Полочки душегреи были прямые, спинка заложена трубчатыми защипами, вверху фигурный вырез мысом, к которому пришивались лямки. Душегреи надевали поверх сарафана, шили их из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Будучи самобытной частью национальной одежды, душегрея неоднократно возвращалась в моду.

    Короткой верхней распашной одеждой была

    душегрея , которая держалась так же, как и

    сарафан, на плечевых лямках. Полочки душегреи

    были прямые, спинка заложена трубчатыми

    защипами, вверху фигурный вырез мысом, к

    которому пришивались лямки. Душегреи

    надевали поверх сарафана, шили их из дорогих

    узорчатых тканей и обшивали по краю

    декоративной каймой. Будучи самобытной

    частью национальной одежды, душегрея

    неоднократно возвращалась в моду.

    Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове  волосники  или  повойники  и повязывались ещё  платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком. Повязка Кичка

    Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на

    голове  волосники  или  повойники  и повязывались ещё  платком, а при выезде из дома надевали богато

    украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с

    широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или

    покрывали свой головной убор платком.

    Повязка

    Кичка

    Женской обувью служили кованые полусапожки , которые, были отороченные вверху красные сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.

    Женской обувью служили кованые

    полусапожки , которые, были отороченные вверху

    красные сукном или сафьяном, а также лапти с

    онучами и оборами.

    В качестве украшения использовали жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

    В качестве украшения использовали

    жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые

    ожерелья, подвески, бусы, серьги.

    Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста.
    • Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста.

    Мужской костюм был менее разнообразен, чем женский. Мужская одежда середины

    ХIХ столетия, надевавшаяся непосредственно на тело, состояла из домотканой холстовой

    рубахи – косоворотки и также портков, в основном полосатых. Древняя

    восточнославянская рубаха была тунико-образной, имела длинные (иногда очень длинные)

    прямые рукава и прямой разрез от горловины, т.е. посередине груди, без воротника –

    "голошейка" (у русских). Косоворотка, составляющая характерную черту великорусской

    мужской национальной одежды, распространилась не ранее XV в. Косоворотка с разрезом

    на левой стороне специфична для великорусов. Порты (так в крестьянской среде называли

    штаны) как один из основных элементов мужского костюма характерны для одежды всех

    восточных славян, в том числе и русских, с глубокой древности. Слово "порты"

    упоминается еще в летописях и других ранних письменных памятниках для обозначения

    как полотна, так и мужской одежды. Порты выкраивались и изготовлялись обычно

    неширокими (русский покрой). Такой покрой портов был стабилен и широко бытовал на

    всей территории Древней Руси. Крестьянские порты в XVIII—XIX вв. были узкие и

    укороченные, изготовлялись они из домотканой белой, а иногда пестрядинной (чаще

    синей - в полоску или елочку) или набивной ткани. Порты на талии (чаще - на бедрах)

    удерживал гашник из шнурка или веревки. Низ портов, как правило, закреплялся у голени

    онучами, которыми обертывали ноги почти до коленей.

    Верхней одеждой служили зипун или кафтан  из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы; зимой – овчинная нагольная шубы. Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий, до запястья. Пройма была прямой, рукав не имел оката.

    Верхней одеждой служили зипун или кафтан

    из домотканого сукна, запахивающийся на

    левую сторону, с застежкой на крючки или

    пуговицы; зимой – овчинная нагольная шубы.

    Зипун – распашная одежда полуприлегающего,

    расширенного книзу силуэта с застежкой встык.

    Длина его была от середины коленей и выше.

    Рукав узкий, до запястья. Пройма была прямой,

    рукав не имел оката.

    Кафтан , надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и не отрезные по линии талии. Другие имели прилегающий силуэт с обрезной линией талии и широкой сборчатой нижней частью. Длина кафтана варьировала от коленей до щиколоток. Для их отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетенные и шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.

    Кафтан , надевавшийся поверх зипуна, различался

    не только отделкой, но и конструктивным решением.

    Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной)

    были прямого, расширенного книзу силуэта и не

    отрезные по линии талии. Другие имели прилегающий

    силуэт с обрезной линией талии и широкой сборчатой

    нижней частью. Длина кафтана варьировала от коленей

    до щиколоток. Для их отделки использовались петлицы

    на груди и по боковым разрезам, металлические,

    деревянные, плетенные и шнура и сделанные из

    искусственного жемчуга пуговицы.

    Самой древней обувью на Руси были простые мягкие туфли - поршни. Их делали из целого куска мягкой кожи, подбирая его по краю кожаным ремнём, которым обматывали ногу, чтобы поршни не спадали. Делали и простые башмаки - чёботы, но в основном тачали (шили) сапоги. О небрежно сделанной работе сейчас говорят:

    Самой древней обувью на Руси были простые

    мягкие туфли - поршни. Их делали из целого

    куска мягкой кожи, подбирая его по краю

    кожаным ремнём, которым обматывали ногу,

    чтобы поршни не спадали. Делали и простые

    башмаки - чёботы, но в основном тачали (шили)

    сапоги. О небрежно сделанной работе сейчас

    говорят: "Два сапога - пара, и оба на левую ногу".

    А в те времена сапоги шились одинаковыми на

    обе ноги и приобретали нужную форму только в

    процессе носки. Сапоги носили все: и мужчины и

    женщины, и дети. Появился особый вид ремесла

    кожевенно-сапожный, так как сапожник кожу

    для работы подготавливал сам.

    Изучая литературу на тему: «Особенности русского костюма», я сделала выводы:  По костюму человека всегда можно было определить, семейные, возрастные и социальные отличия, догадаться о его достатке и роде занятий:

    Изучая литературу на тему: «Особенности русского

    костюма», я сделала выводы:

    По костюму человека всегда можно было определить,

    семейные, возрастные и социальные отличия, догадаться

    о его достатке и роде занятий:

    • На это указывали форма и материал украшений, качество тканей, мехов, покрой и цвет костюма, богатство его отделки.
    • Цвет- это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является белый , красный и синий . Красный цвет в народе был самым любимым.
    • История русского народного костюма, отразилась в произведениях русских художников, в русских сказках.
    1. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево.- М., 1985. 2.Хэрольд Р. Костюмы народов мира.- М.: ЭКСМО- Пресс, 2002. 3.Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», 1964. 4. http://festival.1september.ru/articles/511618/ 5. https://yandex.ru/images/search?text=картинки для презентации русская женщина первая одежда 6. https://yandex.ru/search/?text=картинки для презентации старинные славянские костюм 7. Экспонаты для презентации предоставлены школьным музеем

    1. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево.- М., 1985.

    2.Хэрольд Р. Костюмы народов мира.- М.: ЭКСМО- Пресс, 2002.

    3.Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», 1964.

    4. http://festival.1september.ru/articles/511618/

    5. https://yandex.ru/images/search?text=картинки для презентации русская женщина первая одежда

    6. https://yandex.ru/search/?text=картинки для презентации старинные славянские костюм

    7. Экспонаты для презентации предоставлены школьным музеем


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Начальные классы

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 4 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    Проект на тему : Русский народный костюм

    Автор: Флёра Новфиковна Илюшова

    Дата: 16.01.2023

    Номер свидетельства: 623215

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#851 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(71) "Проект народный костюм на Вологодчине "
        ["seo_title"] => string(42) "proiekt-narodnyi-kostium-na-vologhodchinie"
        ["file_id"] => string(6) "140243"
        ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
        ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
        ["date"] => string(10) "1417897804"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#873 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(61) "Проект "Русская народная игрушка""
        ["seo_title"] => string(36) "proiekt_russkaia_narodnaia_ighrushka"
        ["file_id"] => string(6) "363964"
        ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
        ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
        ["date"] => string(10) "1480437941"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#851 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(104) "проект по изобразительному искусству "Зову тебя Россиею""
        ["seo_title"] => string(60) "proiekt-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-zovu-tiebia-rossiieiu"
        ["file_id"] => string(6) "287073"
        ["category_seo"] => string(3) "izo"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1454428696"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#873 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(165) "Конспект  урока изобразительного искусства "Русская тряпичная кукла в народной культуре.""
        ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokaizobrazitielnoghoiskusstvarusskaiatriapichnaiakuklavnarodnoikulturie"
        ["file_id"] => string(6) "286602"
        ["category_seo"] => string(3) "izo"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1454354410"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#851 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(121) "Презентация и конспект урока музыки "Фольклор - народная мудрость""
        ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiiaikonspiekturokamuzykifolklornarodnaiamudrost"
        ["file_id"] => string(6) "337575"
        ["category_seo"] => string(6) "muzika"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1468584127"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства