kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по изобразительному искусству "Зову тебя Россиею"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Зову тебя Россиею" создан учащимися 4 класса в рамках занятий по изобразительному искуству по программе Б.М.Неменского тема "Истоки родного искусства". проект направлен на привлечение внимания детей к русскому народному искусству. Рассмотрены темы русского народного костюма. жилища, праздников. Продуктом данного проекта стало коллектиное панно с одноименным названием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«проект по изобразительному искусству "Зову тебя Россиею"»

Введение

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: творческий

Продолжительность: краткосрочный.

Сроки проведения: 1.10.15-30.11.15

Участники: учащиеся 4 «В» класс

Проблема проекта:

Любишь ли ты свою Родину?, свой край?, свою землю? Как можно ответит на этот вопрос, если ты мало что знаешь об этом. Как можешь ты заметить красоту родного края, если даже не подозреваешь об его истории. Как можешь стать бережным, если не знаешь, какое значение всё это богатство имеет для твоих собственных предков.



Актуальность: Очень важно, чтобы дети поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, школы, села или города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина. Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Именно поэтому мы сочли необходимым создать наше проектное изделие.

Гипотеза:

Любовь к родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Стать ближе к истокам своего народа можно, изучая его историю и культуру.

Объект исследования:

Культура русского народа.

Продукт проектной деятельности:

Коллективное панно «Зову тебя Россиею…»

 Цель проекта: создание коллективной работы в любом из видов декоративно-прикладного творчества на тему «Зову тебя Россиею…»

Задачи:

-создание творческих групп, распределение заданий;

-проведение опроса среди учащихся «Знаешь ли ты свою родину?»

-сбор информации из различных источников об истории русского народного костюма, народном жилище, быте и фольклоре россиян;

-составить банк идей, исследовать и выбрать лучший вариант по выполнению работы;

-подготовить инструменты и материалы, организовать рабочее место для выполнения работы;

-изготовить изделие, оформить его;

-подготовить презентацию для защиты проекта.

Практическая значимость:

Знания, полученные при создании проекта могут быть использованы далее на уроках этики, изобразительного искусства, музыки, истории, при проведении различных праздников.

Этапы проекта:

Поисковый этап:

-Определение темы проекта;

-сбор информации;

- определение требований к изделию;

- Выдвижение вариантов исполнения работы и выбор лучшего.



Технологический этап:

-определение конструкции изделия;

-разработка последовательности работы;

-подготовка необходимых материалов и инструментов;

-организация рабочего места;

- Изготовление изделия, соблюдая правила безопасности.

Заключительный этап:

-анализ изделия;

- подготовка к защите проекта.

Описание проекта

В начале работы над проектом учащиеся нашего класса разбились на четыре группы6

  1. «Корреспонденты» - проводили опрос среди учащихся

  2. «Костюмеры»-собирали информацию о русском народном костюме

  3. «Архитекторы»- собирали информацию о народном жилище

  4. «Культуроведы» - собирали информацию о быте и фольклоре россиян.

Опрос проводился по следующим вопросам:

  1. Как называется древнее русское жилище?

  2. Какие элементы русского народного костюма ты знаешь?

  3. Какие русские народные праздники ты знаешь?

  4. Какие русские народные песни ты знаешь?

  5. Какие русские народные сказки ты знаешь?

Итоги опроса показали, что лишь немногие учащиеся нашей школы обладают высокими знаниями об истоках россиян. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Копилку собранной информации мы назвали «Горой самоцветов» и сложили в нее следующие сведения.







Русский народный костюм.

Женский костюм

     Как известно, женский русский костюм не был одинаковым на всей территории России.На Севере носили рубаху, сарафан и кокошник, на Юге - рубаху, юбку-поневу и кичку.      В прошлом на всей территории Симбирской губернии отчетливо прослеживался средневеликорусский комплекс одежды. Для него характерны: женская рубаха с прямыми поликами, косоклинный (распашной) сарафан и более поздний прямой "московский", тип плетеной обуви (лапти, ступни), кокошник с закругленным верхом и пр.      Рубаха называлась "рукава", (из-под сарафана видны были только рукава). Нижняя часть рубахи доходила до подола сарафана - называлась "стан" и шилась из более дешевого и часто не отбеленного холста. В Симбирской губернии распространенным кроем был крой рубахи с поликами (плечевыми вставками созборенными у горловины) и ластовицами (ромбовидными вставками под рукавами, создающими удобства при поднятии руки.

     Сарафаны до середины ХIХ века были большей частью косоклинные, распашные. К концу ХIХ века стали преобладать сарафаны прямые, круглые "московские". Название говорит о его городском происхождении. Появился он, видимо, в Москве как праздничный у богатого купечества, затем как московская "мода" распространился в другие города, а потом проник и в крестьянскую одежду, что подтверждается его повседневным бытованием.      Для традиционного русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Его отличает конструктивность и рациональность: модулем здесь является ширина полотнища домотканой или покупной фабричной ткани. Основные детали одежды кроили, перегибая полотнище по утку или основе. Для клиньев полотнище складывали по диагонали.      Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками (полики, ластовицы). В этом специфическом крое присутствует определенная архаика..      Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: "Без креста, без пояса" (быть бессовестным). Пояс носили иногда на талии или чуть выше. Изготавливались пояса часто дома, но некоторые из них покупались на ярмарке или в лавочке. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию "оберега" - защитника. Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: "Дарю в день ангела", "Спаси Бог" и т. п. Это поверье осталось с языческих времен, когда круг считался защитником от нечистой силы. Ткали пояса иногда очень длинные, так как использовали их в гаданиях (о замужестве), в заговорах от болезней. Плетение поясов как промысел известен был в Симбирской губернии в Алатыре, Тагае, Урено-Карлинской слободе и также в Промзино.      Поверх сарафана в праздники надевали душегрейку - епанечку. Она повторяла форму сарафана с лямочками над грудью и на спине. Душегрейки были стеганые (на вате) и летние. Душегрейка надевается в праздничные дни, в других же случаях ее заменяет фартук. Подвязывали его под мышками или на талии, по длине он был ниже колен.

Завершением костюма был кокошник, самая его нарядная часть.      По древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях простоволосая, так как это считалось большим грехом. Девушки могли не покрывать волосы. Отсюда различие головных уборов у замужней - это глухая шапочка, у девушки перевязка, оставляющая верх головы не закрытым.

В Симбирской губернии носили женщины кокошники полумесяцем, вышитые на бархатной или шелковой основе. Первый раз кокошник одевали в день свадьбы, затем носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого женщины носили волосники и платки. Крепостные вышивальщицы или монашки в монастыре золотыми или серебряными нитями, бисером и жемчугом расшивали красный бархат. Бархатная заготовка кокошника натягивалась на твердую основу (на бересту, позже - на картон). Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей. Позумент - металлическая ленточка - обрисовывает его по краям, а внутри каждой части "канителью" (витая проволочка) вышивается орнамент - оберег. В центре располагается стилизованная "лягушка" - знак плодородия, по бокам - S-образные фигуры лебедей - символов супружеской верности. Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц - семена и плоды. Кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом. Более поздние кокошники в виде шапочки орнаментированы просто красивым орнаментом свадебной символики "виноград и роза", появившейся в вышивке под влиянием городской моды, и олицетворявшей в народном сознании "сладку ягодку и аленький цветочек". Женский головной убор в своих формах и декоре более других частей костюма сохраняет архаичные черты, содержит многочисленные временные напластования. Головные уборы хранились в семьях из поколения в поколение и были непременной частью приданного невесты из зажиточной семьи.      В русских городах Поволжья в середине ХIХ века праздничным был костюм с сарафаном. На масленицу катались в шубках и сарафанах, в фатках, а то и в кокошниках. Но на вечерки девушки ходят в платьях "одна другой наряднее". "Самая последняя мещанка норовит завести салоп и шляпку". То есть нужно отметить постепенную смену традиционного костюма костюмом модным. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Мужской костюм

     Мужской костюм был менее разнообразен, чем женский. Мужская одежда середины ХIХ столетия, надевавшаяся непосредственно на тело, состояла из домотканой холстовой рубахи - косоворотки и также портков, в основном полосатых.

     Рубахи шили длинными, почти до середины бедер, а иногда и до колен. Разрез ворота на левой стороне, а на правой стороне - для русских редкое явление.      Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным кушаком.      В месте соединения рукава с боковыми клиньями вшивалась прямоугольная вставка (ластовица), дающая возможность свободно поднимать руки. Наиболее распространённым будничным цветом рубах был синий. У праздничных рубах подол и грудь покрывались вышивкой черными и красными нитками по вороту, подолу, рукавам. Узоры вышивки состояли из растительных или геометрических мотивов. Рубашки из покупных материалов (ситца, сатина, шелка) крестьяне в конце XIX - начале ХХ вв. шили реже и носили как праздничные, они чаще шились купцам, сельским старостам, мещанам, а также крестьянскими парнями, возвращающимися с отхожих промыслов в городе.

     Порты шились из полосатого холста с преобладанием синих, серых и белых цветов. Их шили узкими, плотно облегающими ноги, без карманов, завязывали их на поясе шнурком или верёвкой ("гашником"). Бытовали и широкие штаны (шаровары). Шили их из домотканины, окрашенной в синий цвет. Материалом могла служить и пестрядь в полоску синюю с белым.

     Пояса, или как их чаще называли "поясья", у парней обычно были длиннее и шире, чем у женатых мужчин. До того, как в моду вошли карманы, к поясу привешивали гребешок и кисет.      Поверх рубахи парни и богатые молодые мужчины носили суконные, плисовые, нанковые или полубархатные жилеты с атласной, сатиновой или коленкоровой спинкой.      Следует отметить, что силуэт мужского крестьянского костюма, в отличие от женского, не скрывал, а подчеркивал место членения фигуры. Молодые мужчины обычно опоясывались по талии, а пожилые, чтобы подчеркнуть дородность и солидность - под животом. Пояс играл существенную роль при совершении различных обрядов, например на свадьбах ими соединяли руки молодых. (ПРИЛОЖЕНИЕ3)

Верхняя одежда и головные уборы

     Типы верхней одежды были обычно единообразны для мужчин и женщин. Шили ее, в зависимости от сезона, из холста, сукна домашнего изготовления или меха. Летом, весной и осенью, отправляясь в дальнюю дорогу, надевали кафтаны. Шили кафтан из домотканого сукна, обычно темно-коричневого цвета. Воротник у кафтана и зипуна делался невысоким, стоячим. Отмечено бытование кафтанов с отложным шалевым воротником. Рукав прямой, без обшлага, несколько суженый книзу. Обычно до пояса кафтан шился на холщовой подкладке, с прорезными карманами. Кафтан застегивался на крючки с левой стороны и подпоясывался кушаком, из какой-нибудь ткани, большей частью цветной - красной или синей.

     Праздничные кафтаны отделывались по краю правой полы, углу подола, клапанам карманов цветной тесьмой, полосками кумача, бархата, пуговицами, вышивкой цветными нитями.      Зимой верхней одеждой служили овчинные шубы, тулупы и полушубки, сшитые, как правило, мехом внутрь. Шубы шили из дубленных овчин, окрашенных в желтый и черный цвет. Кроились шубы и полушубки точно так же, как и кафтаны. Более зажиточные крестьяне покрывали их тканями, и они назывались "суконные шубы". Шуба шилась в талию, со сборами, с небольшим стоячим воротником, с застежками на левой стороне. Богатые крестьяне имели шубы с большим количеством сборов сзади. Их называли "борчатки". Полы и грудь таких шуб обычно украшались вышивкой, оторачивались сафьяном или дорогим мехом. Шуба без покрытия ткани называлась "нагольная". Нагольные шубы в Симбирской губернии изготовлялись из белых сыромятных овчин.

Так же они носили полушубки с длинными рукавами, обычно целиком закрывали ладони рук. Застёгивались на застёжки и подпоясывались широким поясом или кушаком, за который при работе и переездах затыкались рукавицы, топор, кнутовище. Шубы шили портные мужчины, которые ходили по деревне      от дома к дому.      Весной и осенью, когда отправлялись в дорогу на лошади, обычно надевали чапан или азям - халатообразную одежду без застежек, с огромным отложным воротником. Некоторые чапаны застегивались у ворота на одну пуговицу. Зимой чапаны надевали на шубу, полушубок, а иногда на тулуп. Термин "чапан" имел широкое распространение. Шили чапаны из очень плотного и толстого домотканого сукна, выкрашенного в темно-коричневый цвет, на холщовой подкладке. Кроили чапаны обычно из 4 прямых полос ткани: между ними по бокам вставляли по одному - два клина, доходящим до пройм. Чапан в состав русской одежды вошел под воздействием соседних тюркских народов. Такого же покроя как чапан, были тулупы из овчины. Мужчины надевали тулупы в дальнюю дорогу, при перевозке зимой сена с лугов, дров из леса.

;

Из мужских головных уборах наиболее распространены были высокие барашковые шапки, катанные из шерсти "гречневики", "малахаи", картузы, шапки мерлушки (Майнский, Радищевский районы).

Наиболее широко распространенным головным убором во всех районах Среднего Поволжья в середине XIX в. была коричневая катаная из шерсти шляпа с небольшими полями. В фототеке Российского этнографического музея из Симбирского цикла Петербургского фотографа В. Каррика имеется фотография, изображающая группу крестьян на ярмарке в с. Каменка (Симбирская губерния), где на переднем плане стоит мужчина в кафтане с воротником шалью, в высокой шляпе "гречневике" и лаптях с белыми онучами.

     С середины XIX в. стали носить малахаи, а летом картузы.      К концу XIX в. черные картузы и фуражки с блестящими кожаными козырьками повсеместно стали праздничными, а иногда и зимними головными уборами парней. Чаще всего их украшением так же была шелковая лента по околышу, за которую в нескольких местах затыкали живые или искусственные цветы. Надевали их, слегка сдвинув на одно ухо. Девушки парням по этому поводу пели в частушках:"Вы, ребята, не форсите,Картуз на бок не носите!"(ПРИЛОЖЕНИЕ3)

Украшения

     Украшения среди русского населения рассматриваемой территории можно подразделить на головные, шейные, нагрудные, носимые на руках и украшающие одежду.      Кольца, в ряду других украшений, были непременным атрибутом молодежного возраста и несли на себе отпечаток свадебной символики. Повсеместно молодые крестьяне щеголяли кольцами из меди, олова или серебра. Носили свадебные кольца (серебряные, медные, оловянные), кольца с "печатями". Девушки носили кольца с цветными стеклами, мужчины и женщины - гладкие обручальные.

     К числу других украшений относились медные и серебряные кресты. Некоторые мужчины носили серьгу в ухе от сглаза.      Особым украшением на рубеже веков становится выпущенные по жилетке металлические, в том числе серебряные цепочки от карманных часов, уложенных в карман жилетки. Такие часы брали на гулянье наиболее богатые парни.

     Самым любимым женским украшением были серьги - посеребренные, позолоченные, закругленной формы со вставкой из цветного стекла.      Широко употреблялись разнообразные серьги: "голубцы" с жемчугом, эмалью; ажурные металлические со вставкой и шумящими подвесками, "двойчатки" и "тройчатки"- с бусинами, сердоликами, мелким жемчугом.

     Вместе с серьгами нередко носили гусиные и утиные пушки - в виде круглых шариков (Радищевский, Майнский, Инзенский, Теренгульский районы), что было характерно именно для русского населения южных губерний России, они встречались и у местных народов Среднего Поволжья.

     Из шейных украшений среди русских женщин были распространены стеклянные красные круглые бусы, "янтарь". В описании женских костюмов с. Порецкое Симбирской губернии М. Арнольдов включает и украшения: "На шею надевают серебряные цепи, янтари и бусы. Более богатые носят по 3 и по 4 цепи. Цепи бывают широкие в 3, 4 и даже 5 колец. Обыкновенная же будничная в одно кольцо. При цепочке всегда должен быть серебряный же крест. И чем дороже цепочка, тем и сам крест больше". В селах, где русские жили смешанно с мордвой, русские женщины носили ожерелья с раковинками, жгуты из разноцветных ракушек и бисера. В деревнях Буинского уезда русские девушки носили ожерелье из серебряных монет - характерное для тюрок, что является явным заимствованием у местного населения края.

     Бисером украшали девичьи налобные повязки, видимо, заменяя им более старинные сетки из рубленного перламутра. Из бисера изготавливали девичьи украшения для кос "косники".      Традиционным элементом русской одежды были пуговицы, использовавшиеся не только для застежки, но и в декоративных целях. Девушки издавна носили на поясе орнаментированные вышивкой, аппликацией карманы - "лакомки". В качестве украшений одежды кроме пуговиц применялись в основном кружева, вышивка, обшивка бисером, стеклярусом, тесьмой.

Обувь

     Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Плели русские лапти из трех лык в три ряда. Плести начинали с пятки, потом заплетали подошву и "головяшку" (носок), после чего вставляли колодки, разные для правой и левой ноги, загибали головку и делали "ушки" для продевания обор.      Русские крестьяне носили лапти русского типа - косого плетения с тупой головкой и высокими бортами, а также мордовские, татарские и чувашские Они имели низкие борта и плелись на прямую колодку, то есть в отличие от русских, каждый лапоть можно было надеть на любую ногу. Это последнее обстоятельство, видимо, и обусловило широкое распространение у русских лаптей народов Поволжья. Дело в том, что при износе одного лаптя не нужно было выбрасывать другой, еще годный к носке, это было удобно, имело практический смысл. Лапти носились недели две, поэтому отец и дед вынуждены были всю зиму плести их для семьи, состоящей часто из большого количества детей. В районах, где русские живут с татарами, они носили татарские лапти, с чувашскими - чувашские и т. д. Однако в русских лаптях хоронили, одевали их, если не позволял доход купить кожаную обувь, на свадьбу, праздники. Праздничные лапти украшали "бортиками" - верхняя часть их окантовывалась цветным лыком

     Лапти надевались на ноги летом с холщовыми портянками, а зимой еще и с суконными онучами, которыми ноги обертывались до колен.

В распутицу, "в расторопье", когда снег начинал таять, к лаптям "пришьют дощечки", т. е. прикрепляли к подошве деревянные колодки.      Носили и ступни - обувь, сплетенную из лык наподобие глубоких калош. Их носили для работы на усадьбе по хозяйству. Ступни всегда стояли у порога избы.      В отдельных селах Сурского, Карсунского районов носили еще высокую плетеную обувь "наподобие валенок, если было грязно на улице".      Кожаная обувь считалась городской, дорогой.      Из старинной кожаной обуви в отдельных районах края (Карсунском, Сурском, Тереньгульском, Новоспасском) носили поршни, бахилы. "Поршни" - шили их из одного куска кожи, с одним передним швом и держали на ноге с помощью ремешка, вставленного в их верхние края, эта обувь бытовала на юге Симбирской губернии. В сырое время года надевали "бахилы", по форме напоминающие чулки без пяток. Они лишь из мягкой кожи с двумя швами по бокам. Бахилы надевались на лапти и завязывались под коленкой ремнем.      Теплые сапоги "валенки с голенищами" были лишь у зажиточных крестьян.      Во второй половине XIX в. появились в деревне кожаные сапоги с низким каблуком.      Праздничной обувью со второй половины XIX в. повсеместно были полусапожки или ботинки с резинками сбоку на небольшом каблуке.      Носили ботинки с чулками. Были распространены одноцветные чулки белые, серые (во многих селах), коричневые и лиловые. Кроме одноцветных, носили также шерстяные узорчатые из разноцветных ниток.      Эволюция традиционного костюма проходила не только под влиянием внешних факторов, но и вследствие внутреннего развития. На протяжении XIX - первой четверти XX века шла постепенная замена одних элементов костюма другими. Сарафаны уступали место юбкам, кафтаны - поддевкам и т. д. Особенно заметно изменялся покрой одежды: косоклинные сарафаны заменялись круглыми, верхняя одежда с цельной прямой спинкой - одеждой с клиньями, затем с фалдами, настала очередь и другого типа кроя: костюм стал подрезным по талии с пышными сборками на спине. Заметно менялась ткань: домотканый холст, шерсть уступали место фабричной хлопчатобумажной ткани, шелку, сукну и другим новым для традиционного костюма тканям.      Таким образом, характерной особенностью русского традиционного костюма Симбирской губернии является удивительное многообразие вариантов одежды в зависимости от возрастного, социального фактора. Заимствования из костюма соседних народов и западноевропейского костюма, происходившие на протяжении веков придали ему региональные черты.(ПРИЛОЖЕНИЕ4)

Места проживания наших предков. Строительство жилья.

С чего начиналось строительство древнерусского дома?

Перво-наперво надо было выбрать место для строительства дома.

По каким приметам выбирали место для избы? (Дом не строят там, где была дорога, стояла баня, на пожарище, заброшенном месте из-за мора, на спорном участке, мест, где была пролита кровь, где находили кости, где опрокидывался воз. Дом строят там, где останавливается на отдых домашний скот, на обжитом месте.)

- Выбрали место. Как его нужно пометить? (Надо очертить круг.)

- А почему именное с этого знака начинается строительство дома, и как его проводили на земле? (Круг – символ солнца, которое считалось оберегом с древних времен. Будущий хозяин с помощью сохи пропахивал борозду на земле и обязательно замыкал круг.)

- Какие деревья использовались для строительства? (Для строительство использовались: сосна рис.1, пихта рис 2., кедр рис.3, лиственница рис 4.) (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

- Когда заготавливали деревья? (Зимой, когда дерево «спит».)

- Какие деревья выбирались? (Длинные, ровные.)

- Какие деревья не брали для строительства? (Кривые, с дуплами, упавшие при рубке вершинами на север или запад.)

- А почему крышу треугольником делали? (Крыша напоминает о небесном своде и о том, как в течение дня солнышко путешествует по небу, поднимаясь над линией горизонта.)

- Как назывались основные части крыши? (Конек, причелина, полотенце, шелом, кровля, сороки, курицы.) (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

- Почему оконным проемам придавалось большое значение? (Окна – «глаза» дома, пропускали солнечный свет.)

- Как назывались специальные доски вокруг окна? (Наличники, ставни.)

- Что изображалось на этих досках? (Круги – знаки солнца; квадраты, ромбы – знаки плодородия земли; волнистые линии – знаки воды; птицы – символы солнца.)

- Вспомним обычаи русского народа, связанные с порогом. (На пороге нельзя стоять, сидеть; через порог нельзя здороваться, прощаться и говорить, нельзя никогда подавать и брать; через порог переносят невесту во время свадьбы.)



Основные русские народные праздники

Троица — двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи, на десятый день Вознесения. Другие названия Троицы — день Святой Троицы, Пятидесятница, день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу. Событие, изложенное в новозаветной книге «Деяния святых апостолов», имеет непосредственную связь с учением о Троице – одним из основных положений христианской веры. Согласно этому учению, Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах: Отца – безначального первоначала, Сына – логоса и Духа Святого – животворящего начала. Читать подробнее... (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

Страстная неделя — седьмая последняя неделя перед Пасхой, длиться 6 дней, начинающаяся с понедельника и заканчивающаяся в субботу перед пасхальным воскресеньем. Значение праздника — подготовка к Пасхе. Традиции на празднике: убираться в доме, обязательное купание, поминание предков, ставить качели, красить яйца, печь куличи. По верованиям народа, крашеные яйца обладают магической силой например, если положить скорлупу на огонь, то дымом от этого яйца можно исцелить человека от куриной слепоты, еще считают, что такое яйцо способно исцелить больной зуб. Приметы на этот праздник: если истопить в Великий четверг осиновыми дровами печь, то колдуны придут просить золы, петрушка, посеянная в Страстную Пятницу, дает двойной урожай. (ПРИЛОЖЕНИЕ9)

Яблочный спас — народное название праздника Преображения Господня у восточных славян, празднуемый 19 августа, а еще до этого праздника запрещено есть яблоки и разные блюда из яблок, в праздник же надо наоборот — срывать как можно больше яблок и освящать их. Цель праздника — освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями. У Яблочного спаса есть еще другое название — первые осенины, то есть встреча осени. Согласно традиции нужно сначала угостить яблоками всех родных и близких, потом сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков и только потом самим есть яблоки. Вечером, после праздника, все выходили на поле, чтобы вместе с песнями проводить закат солнца, а вместе с ним и лето. (ПРИЛОЖЕНИЕ10)

Святки — славянский народный праздничный комплекс, отмечается с 6 января
по 19 января. Святки перенасыщены различными магическими обрядами, гаданиями, приметами, обычаями и запретами. Цель праздника: народные гуляния, колядование, посевание, ряженье, эротические игры, ритуальные бесчинства молодежи, гадания на суженого, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие. Поговорки праздника: на Святках волки женятся, от Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех — с охотником несчастье случится. Согласно народным верованиям, незаметное обычным глазом присутствие духов среди живых людей, давало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий. (ПРИЛОЖЕНИЕ 11)

День Петра и Февронии — народно-православный праздник, отмечается 8 июля. Традиции праздника: купаться без оглядки, т.к. считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоемов и засыпают. После купальских игр определялись пары суженых, и этот день покровительствовал семье и любви, кроме того, в старину с этого дня и до Петра игрались свадьбы. Первый покос — день всякой нечисти такой как: ведьмы, русалки, оборотни и многие другие. По «Повести о Петре и Февронии Муромских», с неохотой князь Петр женился на Февронии, скорее всего их союз был бездетным и завершился постригом обоих супругов в монахи. Поговорки: впереди сорок жарких дней, после Ивана не надо жупана, коли в этот день идет дождь, то будет хороший урожай меда, свиньи и мыши сено едят — к худому покосу. (ПРИЛОЖЕНИЕ12)

Ильин день — традиционный праздник у восточных и южных славян, празднуется 2 августа. В традиции праздника входит: коллективные трапезы, заклание быка или барана. У праздника языческие корни, так как сначала это был праздник бога грома Перуна, но с принятием христианства у славян вместо образа Перуна возник образ Ильи — пророка, откуда собственно говоря и название праздника. Поговорки на празднике: Илья грозы держит, Илья словом дождь держит и низводит, Илья хлебом наделяет, не мечи на Илью копны — небесным огнем пожжет. С Ильина дня, по народным преданиям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться. (ПРИЛОЖЕНИЕ13)

Вербная неделя — шестая неделя Великого поста. Главные народные обряды недели связаны с вербой и выпадают на субботу и воскресенье. Есть легенда связанная с этой неделей, которая гласит, что некогда верба была женщиной, и у нее было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землей о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу. На этом празднике существует верование — освященная верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя — помочь при пожаре. Традиции праздника: освящение вербы, битие вербными веточками, заклички весны. (ПРИЛОЖЕНИЕ14)

Коляда — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Дата празднования — в ночь с 6 января по 7 января. Значение праздника — поворот солнца с зимы на лето. Празднование — колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейная трапеза. По народному верованию, Мать-сыра-земля могла разверзнуться только из-за лжи, за ложной клятвы или из-за лжесвидетельства. (ПРИЛОЖЕНИЕ 15)

Масленица — традиционный славянский праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом. Цель праздника — прощание с зимой. Традиции: печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы. Празднуется с мясопустной субботы по прощеное воскресенье. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота, со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная. (ПРИЛОЖЕНИЕ16)

Пасха — древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Празднуется в первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта. Традиции: освящение крашеных яиц и куличей, приветственное целование. Большинство пасхальных традиций возникли в богослужении. Размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста— времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. В конце 19 века в России стало традицией отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками.(ПРИЛОЖЕНИЕ17)

Семен Летопроводец — праздник восточных славян, который начинается 14 сентября. Суть праздника — торжества по поводу приближения осени: накануне заканчивалось лето и начинался новый год. В этот день совершаются обряды: новоселье, засидки, возжигание огня, обряд пострига, похороны мух, предание о воробьях. Семенов день считается счастливым, поэтому советуют справлять новоселье. Приметы: Семен лето провожает, бабье лето наводит; на Семена — последняя гроза; на Семена колосовые не убрали — считай пропали; если гуси улетают на Семен-день, жди ранней зимы.( ПРИЛОЖЕНИЕ18)

Чистый понедельник — первый день Великого поста и Федоровой недели. В этот день все друг друга прощают и начинают день с чистой совестью и чистой душой. Это день очень строгого поста так же как и в последующие дни. Название праздника произошло от стремления провести первый день поста в чистоте. В этот праздник, во время первого великопостного Великого повечерия, начинают читать Великого покаянного канона св. Андрея Критского и другие покаянные молитвы. В конце 19 века, большая часть масляничных кутил, несмотря на строгий пост, в этот день «полоскали рот» или опохмелялись. Так как это день поста, то все, что можно съесть или выпить в этот день это: немного черного хлеба с солью и водой или несладким чаем. Молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», в дальнейшем будет возноситься во все дни Великого Поста.( ПРИЛОЖЕНИЕ19)

Покров день — один из праздников восточных славян, празднуется 14 октября. Значение праздника — окончательное наступление осени, в этот день раньше отмечали встречу Осени и Зимы. В народе говорят, что с Покрова перестают бродить по лесам лешие(по-другому их называют лесными хозяевами). Накануне этого праздника, молодые деревенские девушки сжигают свои старые соломенные постели, а старухи сжигают свои старые, изношенные за лето лапти все. Русские люди, празднуя дни посвященные Богоматери, ждали от Нее помощи. (ПРИЛОЖЕНИЕ20)

Медовый спас — православный праздник, отмечаемый 14 августа. Суть праздника — малое водосвятие. Традиции праздника — начало сбора меда, его освящение и трапеза — «вдовьи помочи». Праздник празднуется в честь Происхождения древ Креста Господня в конце XIV в в. Значение праздника — первый день Успенского поста. Медовый спас еще называют «Спасом на воде», это из-за малого водосвятия. По традиции, именно в этот день на Руси освящали новые колодцы и чистили старые. Этот праздник Называют «Медовым спасом» из-за того, что в этот день пчелиные улья обычно наполнены до отказа и пасечники идут собирать медовый урожай. (ПРИЛОЖЕНИЕ21)



Иван Купала — летний праздник языческого происхождения, празднуется с 6 по 7 июля. Праздник связан с летним солнцестоянием. Традиции: жечь костры и прыгать через них, водить хороводы, плести венки, собирать травы. Начинается праздник накануне вечером. Название праздника произошло от имени Иоанна Крестителя(эпитет Иоанна переводится как «купатель, погружатель»). Главной особенностью Ивана Купалы являются очищающие костры, для того чтобы очиститься от нечисти находящийся внутри человека, он должен бы прыгать через эти костры.(ПРИЛОЖЕНИЕ22)



Красная Горка — весенний праздник у восточных славян, который отмечается в первое воскресенье после Пасхи. В этот день празднуются: весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодежные игры. Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречают именно эту пору года. Кроме того что Красная горка символизирует приход весны, еще праздник символизирует встречу парней и девушек, потому что весна — это начало новой жизни для всей природы. На празднике Красной горке есть одна пословица, которая гласит: «Кто на Красной горке жениться, тот вовек не разведется.» (ПРИЛОЖЕНИЕ23)

Разработка идеи

Работу можно выполнить в различных техниках



Коллективное панно в технике

«Живопись шерстью»

Нарисованная

коллективная

работа









Коллективное

панно








Коллективное панно в технике

«аппликация»

Коллективное панно в технике «барельеф из пластилина»





















ПОИСК ЛУЧШЕЙ ИДЕИ

Нарисованная коллективная работа

Выполненная гуашевыми или акварельными красками работа. Возможности красок велики, они способны передать всю красоту России ( природы, народного костюма и жилища). Но для нас эта техника оказалась не очень интересной. (ПРИЛОЖЕНИЕ24)

Коллективное панно в технике «Аппликация»

Работа выполненная в техники «аппликация» способна передать фактуру многих материалов, красоту ткани (если аппликацию выполнить различными материалами: бумагой, тканью и т.д.). Но данную технику поддержали совсем малое количество учащихся нашего класса.(ПРИЛОЖЕНИЕ 25)

Коллективное панно в технике «Живопись шерстью»

Данная техника очень интересна, молода по своему происхождению. Работы, выполненные в этой технике фактурные и необычные. Но данная техника требует больших финансовых затрат, и наши навыки в этой технике не так велики.(ПРИЛОЖЕНИЕ 26)

Коллективное панно в технике «барельеф из пластилина»

Данная техника многим очень близка. Из пластилина можно сотворить абсолютно все: свой красочный мир, полный радости и приключений. Современный пластилин богат своей цветовой палитрой и способен передать изделие не только на плоскости, но и в объеме. С барельефом, как с одним из видов скульптурного рельефа мы знакомились на уроках изо. (ПРИЛОЖЕНИЕ 27)

И все- таки мы сомневались в выборе техники и решили провести еще один опрос среди учащихся нашей школы. Им предстояло ответить на вопрос, к которому были даны следующие варианты ответов:

Какая техника исполнения творческое работы вам нравится больше?

- рисунок красками

- аппликация

-«шерстяная акварель»

-лепка из пластилина.

Результаты опроса дали, следующие показатели. За рисунок проголосовали 10 учащихся нашей школы, за аппликацию – 7 человек, за «шерстяную акварель» - 4 человека, за лепку из пластилина – 21 человек. (Смотрите ПРИЛОЖЕНИЕ 28 )

Выбор был сделан. Работу выполнили в технике «барельеф из пластилина». Мнение многих из нас совпало с мнением большинства ребят нашей школы. А их мнение для нас очень важно, ведь работа, которую мы изготовили должна привлекать и радовать глаз всех ребят. Мы надеемся, что глядя на нашу работу, они чаще будут задумывать о своей великой Родине.

Инструменты и оборудование для выполнения работы.

Для изготовления работы нам понадобились: пластилин, доска для лепки, стеки, фото рамка 500Х700.

Приемы работы

В процессе создания панно были использованы следующие приемы работы с пластилином: раскатывание колбаски, раскатывание конуса, ритмичное сдавливание, сплющивание, оттягивание.





Технологическая карта

1.Создание элементов панно в виде русской избы, с соблюдением форм и пропорций ее деталей.

2.Создание элементов панно в виде образов русского человека, с соблюдением пропорций человеческого тела и традиций оформления народного костюма.

3.Создание элементов панно в виде представителей русской природы: березки, ромашки и т.д.

4.Оформление фона панно.

5.Сборка элементов на панно.

Оценка выполненной работы.

        По окончании работы мы оценили качество её выполнения. Получилось хорошо, чисто, аккуратно. Выполнение проекта способствовало развитию возможностей в области лепки и конструирования, овладению технологического мастерства. В целом получилось прекрасное изделие, которое будет украшать стены нашей школы, радовать глаз всех учащихся , учителей и гостей нашей школы и напоминать нам всем о красоте нашей великой Родины. (ПРИЛОЖЕНИЕ29)





Общие выводы в работе над проектом

Проект очень значим, т. К. все учащиеся нашего класса в процессе его осуществления приобрели новые знания по истории и культуре нашей Родины. Но ценны не только новые знания, но и сам процесс, который позволяет развивать нам навыки работы с различными источниками, с компьютером, навыки работы в сети Интернет. В ходе работы мы научились: работать в группе и индивидуально, задавать вопросы, вести беседу, извлекать полезную информацию. Таким образом, развиваются наши интеллектуальные и творческие способности. А также, мы получили огромное удовлетворение, видя продукт собственного труда. Но и конечно, важно то, что мы научились сопереживают событиям истории, ценить то, что было добыто нелегким трудом предков и обязательно будем беречь и сохранять традиции своей Родины.

























Литература

 

  1. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. – М.: ЭКМО, 1995. – 462

  2. Дзенконьска-Козловска А. Женская мода ХХ века. – М.: Легкая индустрия, 1977. – 296 с

  3. И.Е. Забелин. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900

  4. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор

  5. Мерцалова М.Н. История костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1972. – 196 с.

6.   Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. – М.: Академия моды, 1993. – 542 c.

7.Мировая история костюма «Школьная энциклопедия».

8. М.Г. Рабинович. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988

9. М.Г. Рабинович. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978.

10. П.А. Раппопорт. Зодчество Древней Руси. Л., 1986

11. П.А. Раппопорт Древнерусское жилище. Л., 1975

12. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г.  М., 1990.

13.Русский народный костюм / Под ред. Батанскова В.Н. – Л.: Художник РСФСР, 1984. – 221 с.

14.А. Терещенко Быт русского народа. М., 1997.

15.С.К. Шамбинаго, «Древнерусское жилище по былинам», Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера. М., 1900

16.Сайт «Я-русский»

17.Сайт «sarafany.narod.ru».









































ПРИЛОЖЕНИЕ1

Итоги опроса «Что я знаю о России?»

























ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ3



ПРИЛОЖЕНИЕ 4















ПРИЛОЖЕНИЕ 5































ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Рис1. Рис.2 рис.3 рис.4

ПРИЛОЖЕНИЕ 7







ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ПРИЛОЖЕНИЕ9



ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ11

ПРИЛОЖЕНИЕ12

ПРИЛОЖЕНИЕ13



ПРИЛОЖЕНИЕ14

ПРИЛОЖЕНИЕ15

ПРИЛОЖЕНИЕ16



ПРИЛОЖЕНИЕ17

ПРИЛОЖЕНИЕ18

ПРИЛОЖЕНИЕ19

ПРИЛОЖЕНИЕ20

ПРИЛОЖЕНИЕ21

ПРИЛОЖЕНИЕ22

ПРИЛОЖЕНИЕ23

















ПРИЛОЖЕНИЕ 24





ПРИЛОЖЕНИЕ 25

ПРИЛОЖЕНИЕ26













ПРИЛОЖЕНИЕ27



















ПРИЛОЖЕНИЕ28

Итоги опроса «Какой вид творческой работы ты предпочитаешь?»



























ПРИЛОЖЕНИЕ29

мы за работой











НАША РАБОТА





















МОУ «ЛИПИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

С.ЛИПИЦЫ









ПРОЕКТ

«ЗОВУ ТЕБЯ РОССИЕЮ…»



Выполнили: учащиеся 4 «В» класса

Руководители : Марочкина Елена

Владимировна

Герасимова Юлия Михайловна







2015год



Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………….1

2.Практическая значимость…………………………………………………………..3

3.Этапы проекта………………………………………………………………………3

4.Описание проекта:………………………………………………………………….4

Русский народный костюм…………………………………………………………5

Места проживания наших предков. Строительство жилья……………………14

Основные русские народные праздники………………………………………...16

Разработка идеи……………………………………………………………………22

Поиск лучшей идеи………………………………………………………………23

Инструменты и оборудование…………………………………………………..24

Приемы работы ………………………………………………………………….24

Технологическая карта………………………………………………………….25

5.Оценка выполненной работы………………………………………………….25

6.Общие выводы в работе над проектом……………………………………….25

7.Список литературы…………………………………………………………….27

8.Приложения……………………………………………………………………..29





















21



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
проект по изобразительному искусству "Зову тебя Россиею"

Автор: Герасимова Юлия Михайловна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 287073

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Презентация к проекту по изобразительному искусству "Зову тебя Россиею""
    ["seo_title"] => string(79) "priezientatsiia-k-proiektu-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-zovu-tiebia-rossiieiu"
    ["file_id"] => string(6) "287080"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454429429"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Реализация социально-коммуникативного развития детей в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(61) "realizatsiia_sotsialno_kommunikativnogo_razvitiia_detei_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "555714"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1597314270"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства