Казахстан имеет очень богатое культурное и природное наследие! То что было создано природой за тысячелетия и руками человека за многоие века, сейчас остро нуждается в сохранении. Но к сожалению, очень много уже утеряно безвозвратно, уничтожены животные и растения, памятники. Подратсающие поколения очень мало интересуются историей, поэтому наша цель привить им это чувство любви к историческим ценностям и стремление к их сохранению!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Природное и культурное наследие Казахстана »
Природное наследие Казахстана
Озеро Балхаш
Чарынский каньон
Реликтовые рощи
Тянь-шаньские ели
Балха́ш — полупресноводное озеро в восточной части Казахстана , второе по величине непересыхающее солёное озеро (после Каспийского моря ) и 13-е в списке крупнейших озёр в мире . Уникальность озера состоит в том, что оно разделено узким проливом на две части с различными химическими характеристиками воды — в западной части она практически пресная , а в восточной — солоноватая .
Озеро относится к Балхаш-Алакольскому водохозяйственному бассейну и расположено сразу в трёх областях Казахстана : Алматинской , Жамбылской и Карагандинской .
Название и легенда
Топоним «Балхаш» происходит от слова «balkas» татарского , казахского и алтайского языков, которое означает «болотистая местность, покрытая кочками» или «кочки на болоте».
Согласно легенде о происхождении озера, у богатого чародея Балхаша была красавица-дочь Или. Когда пришло время выдавать Или замуж, Балхаш объявил, что выдаст её только за самого богатого, красивого и сильного. Среди прибывших женихов были два сына китайского императора с караванами, груженными дорогими товарами, сыновья монгольского хана с табунами лошадей и серебром, а также молодые бухарские купцы с коврами и изделиями из слоновой кости. Однако был среди пожелавших попытать счастье и бедный пастух Каратал, который сразу же понравился невесте.
После состязаний, из которых Каратал вышел победителем, Балхаш с негодованием выгнал его. Однако Или ночью сбежала из родного дома и ускакала с избранником от злого отца. Узнав о побеге дочери, Балхаш наложил заклятие на возлюбленных, и они превратились в две реки, стремительно несущие свои воды с гор. А чтобы реки никогда не соединились, Балхаш упал между ними и стал седым от пенных волн озером.
Спутниковый снимок устья Каратала
Чарынский каньон
Каньо́н Чары́н ( каз . Шары́н ) — протянувшийся на 154 км каньон вдоль реки Чарын в Казахстане . Каньон располагается в 195 км восточнее Алма-Аты недалеко от границы с Китаем .
Чарынский каньон — памятник природы, сложенный из осадочных пород, возраст которых составляет около 12 миллионов лет. Высота отвесных гор каньона достигает 150—300 м .
Дорога вдоль каньона Чарын
Наиболее интересным местом для туристов является так называемая Долина за́мков, длина которой составляет около 2 км , ширина — 20-80 м .
В лоне каньона сохранилась роща реликтового вида ясеня , пережившего эпоху оледенения — ясеня согдийского . Другая подобная роща есть только в Северной Америке . С 1964 года Ясеневая роща объявлена Памятником природы. Также огромный интерес представляет и туранговая роща — роща азиатского тополя.
Ландшафтное разнообразие Чарынского каньона обуславливает многообразие флоры и фауны. Здесь произрастает более 1500 видов растений, 17 из которых занесены в Красную книгу Казахстана и 62 вида млекопитающих, 103 вида гнездящихся птиц, 25 видов рептилий.
Долина Замков
Склоны каньона Чарын
Реликтовая ясеневая роща.
Ясень в незапамятные времена облюбовал берега Чарына. Роща в урочище Сарытогай - особо охраняемый памятник природы, ее площадь составляет 5,5 тыс. га. По подсчетам ученых, примерно 5 миллионов лет назад эта роща уже была. Ровесник мамонта реликтовый согдианский ясень достигает в высоту 50- 70 м , дерево живет 300 - 400 лет. Это настоящий сказочный лес, в котором могла бы очутиться Алиса, перебравшись из одной страны чудес в другую. Гигантские чешуйчатые корни самого большого ясеня горбятся над землей, как хвост древнего ящера. У основания диаметр этого дерева, похожего на баобаб, достигает 2,5- 3 метров и около 30 метров в высоту. Основной участок Чарынского каньона от широкой речной долины Актогай до урочища Сарытогай глубок и извилист, он представляет огромный интерес для любителей пеших увлекательных путешествий.
Ствол дерева - ясеня согдианского
Легенды о роще
В Сибири существуют легенды о «чёрной берёзе», растущей в укромных, отдалённых местах.
Раньше в этих местах росла чёрная берёза и жил народ чудь. Чудь жила здесь вплоть до того времени, пока берёза была чёрной, а когда берёза посветлела и чёрная берёза вся исчезла, то чудь ушла из этих мест, а кто не ушёл, тот либо весь погиб, либо сам себя похоронил. Но и ныне ещё, если повезёт, можешь встретить чёрную берёзу.
Писатель Александр Грин также рассказывал, что слышал от старателей о золотом кладе, зарытом у чёрной берёзы.
Реликтовая Ясеневая роща
Долина реки Чарын в реликтовой Ясеневой роще
Туранговая роща в Орта-Дересын
Неподалеку от города Балхаш имеется несколько рощ реликтовой туранги (азиатского тополя). Такое место, в частности, находится в нижнем течении реки Токырау, в районе поселка Орта-Дересын. Азиатский тополь особенно устойчив для разведения на песчаных и солончаковых почвах, и его рощи служат спасительным прибежищем во время летнего зноя и сильной засухи. Само дерево издревле почиталось у казахов священным, и рубить его всегда было большим грехом. Туранга, благодаря своей мощной корневой системе, погруженной в почву на глубину до 50 метров, способна качать воду из-под песков и может выживать в суровейших условиях Северного Прибалхашья, где летом практически все живое высыхает.
Точно ни кто не может сказать сколько лет на Тянь-шане растет это величественное дерево. После основания города Верный (сейчас Алматы) в 1854 году основным материалом для строительства была древесина. А древесина тянь-шаньской ели долговечна. И дома из ели этой древесина могут простоять не одно столетие. Строители начали активно вырубать ели. Губернатор города издал приказ о том что использовать древесину этой ели строгого запрещено. После землетрясения в 1987 году только деревянные постройки выдержали толчки. Тогда в Верном снова стали использовать древесину ели. 1931 году в целях сохранения этого вида елей а также животных был создан Алматинский заповедник. В течение 20 столетия ельников стало больше. Сейчас это одно из уникальных мест в мире. Большиство растений (исключая эту ель) и животных занесены в красную книгу
Культурное наследие Казахстана
Кафедральный собор в Алматы
Мавзолей Ходжи Ахмета Йасауи
Мавзолей Айша-биби
Мечеть Арыстан – баба
Мавзолей Карахана
Свято - Вознесенский кафедральный соборг. Алматы
Церковь построена в 1904г. архитектором А. Зенковым, из древесины Тянь-Шанских елей без единого гвоздя. Будучи 56 метров в высоту, она выстояла во время ужасного землетрясения в 1910.В советское время было дано указание снять кресты и когда один рабочий уже отцепил одну цепь, крест накренился, а рабочий сорвался и разбился. С тех пор так и стояла церковь. Больше ни кто не пытался снять кресты. В советское время там был музей.Сейчас отреставрирована и идут службы.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави
Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд . Родился в 1093 году в Сайраме на территории современного Казахстана . Его отец шейх Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переместилась в город Яссы (современный Туркестан ). Там он стал учеником Арыстан-Баба . Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани .
К тому времени, когда он вернулся в Яссы, этот город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака . Он решил уйти из мира в 63 года, в возрасте пророка Мухаммеда , заточив себя в келью в подвале до конца своих дней, ибо считал, что никто не может быть выше пророка Мухаммеда и, соответственно, он, как человек преданный учению ислама , не может больше видеть солнце.
Мавзолей Айша - биби
МАВЗОЛЕЙ АЙША БИБИ – памятник архитектуры 11-12 вв., расположенный в селе Айша биби Жамбылского района Жамбылской области в 18 км от города Тараз. Является памятником архитектуры республиканского значения. Айша биби была возлюбленной Карахана, который построил мавзолей в память о ней.
Мавзолей Айша-биби
Айша биби была дочерью известного ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани. После его смерти она воспитывалась у шейха Айкожы. Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед (в честь которого возведен мавзолей Карахана в Таразе) попросил ее руки, однако ее воспитатель не дал согласие. Тогда она обманным путем поехала в Тараз. К несчастью, ее жених никогда не смог ее увидеть больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбя по смерти девушки, Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты на мести ее гибели. Попутчица Айша биби Бабаджи хатун стала хранительницей мавзолея и после смерти была похоронена в 20 шагах от Айша биби в мавзолее Бабаджи хатун.
Мавзолей Карахана
Гениальное творение древнего Тараза - мавзолей Карахана, восхищал своей красотой ценителей архитектуры России еще в 1902 году. Как показали археологические раскопки, для отделки этого сооружения применялись до 30 наименований фигурных кирпичей, изготовленных с исключительно высоким мастерством. Постройка была возведена в эпоху караханидов в XI в. Народные предания связывают строительство мавзолея с человеком, возведшим мавзолеи Айша биби и Бабджа хатун. Его имя доподлинно не известно, но ясно одно - он был ханом династии Караханидов, правившей в этом регионе в Х- XII вв.
Мавзоле́й Арыста́н-Ба́ба
В 150 километрах г. Шымкента, недалеко от городища Отрар находится мавзолей проповедника Ислама, религиозного мистика, жившего в XII веке, учителя и духовного наставника Х.А.Яссави, Арыстан-баба (памятник архитектуры XIV в.). Как говорится в легенде, по распоряжению Амира Тимура над могилой Ходжа Ахмеда Яссави началось строительство мечети (1338-1405). Все попытки возвести стены терпели неудачу по вине внезапно появлявшегося зеленого быка, который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-баба, а затем над могилой Х.А.Яссави. Что Тимур и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей учителя Арыстан-баба, а потом мавзолей Х.А.Яссави.
Предания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави . Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы . По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником пророка Мухаммада . Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму . Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданием и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Ясави и действительно передал ему косточку хурмы.
Придорожная надпись в Сайраме (на узбекском) «Здесь на этом ханском мосту Арыстан-Баб передал святому тюркского народа Хазрет Султану аманат пророка хурму»