Креативный диалог детского сада и семьи в контексте нравственно-духовного воспитания дошкольников
Креативный диалог детского сада и семьи в контексте нравственно-духовного воспитания дошкольников
Креативный диалог детского сада и семьи
в контексте нравственно-духовного воспитания
дошкольников
Дейнега Л.М., методист ГККП «ясли-сад «Гулливер»,
г. Петропавловск
Актуальность данной темы состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о нравственных ценностях (семья, добро, совесть, честь, верность). Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-духовного воспитания.
Семья и детский сад образуют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду. При этом создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир родители и педагоги смогут, если объединят свои усилия. Сотрудничество педагогов ГККП ясли-сад «Гулливер» с семьями воспитанников направленно на объединение усилий для развития и воспитания детей, на утверждение ценностей гуманистической педагогики и осуществляется через разнообразные методы и приемы: тестирование, анкетирование, составление памяток, через систему тренинговых упражнений и заданий, решение проблемных задач семейного воспитания, обращения к опыту родителей и др.
Психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляется на родительских собраниях, в рамках деятельности семейных клубов, семинаров, Дней открытых дверей (присутствие родителей на занятиях помогает увидеть ребенка среди сверстников, лучше понять особенности его взаимоотношений, интересов, проблем и способностей), интеллектуальные беседы, праздники. Все эти формы работы с родителями традиционны, достаточно хорошо известны, но мы пытаемся определить более действенные, творческие и инновационные формы работы, построенные на креативном диалоге детского сада и семьи.
Вот уже на протяжении многих лет, совместно с родителями, мы работаем над проблемой нравственно – духовного совершенствования личности ребенка в контексте художественно-эстетического воспитания, так как считаем, что ключевая роль детского сада - определить в числе наиболее важных задач полихудожественного образования формирование высоких нравственных качеств, основ гражданственности, любви к Большой и Малой Родине, родному краю, городу, бережного отношения к их историческому и культурному наследию. Коллектив педагогов детского сада работает над долгосрочным проектом по нравственно-духовному воспитанию детей дошкольного возраста через приобщение их к истории родного края. К работе над проектом, мы привлекаем родителей в роли внештатных корреспондентов и строим работу в форме репортажа, когда совершаем путешествие по окрестностям нашего города Петропавловска. И как результат этих удивительных путешествий не только обогащение знаниями о родном городе, но самое главное, что дети используют свой жизненный опыт и совместно с родителями демонстрирует собственное видение проблем.
Мы привыкли рассматривать экологию в дошкольном образовательном учреждении только в аспекте природно-охранной функции. А ученные с мировым именем, такие как Дмитрий Сергеевич Лихачев, академик, выдающийся ученный, говорит о том, что в экологии есть духовно-нравственный компонент. Он называет это экологией культуры, куда входит экология Человека, Природы и Души. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Если природа необходима для его биологической жизни, то культурная среда необходима для его духовно нравственной жизни. И если природа обладает способностью к самовосстановлению, нарушенного человеком равновесия (пожары, вырубки леса, ядовитая пыль, сточные воды, радиация), то утрата рукотворных природных памятников культуры (садов, парков, озер, лесов, заказников) невосстановимо. Они уходят из эпохи навечно. Чтобы их сохранить, мало только платонической любви к своему дому, к своей стране, любовь должна быть действенной. А для этого нужны знания не только краеведческие, но и более глубокие, объединяемые в особую научную дисциплину -экологию культуры.Поэтому наш девиз: «Растить сады души» (Гёте). Чтобы наш дом, наша Республика была садом, надо растить сад души подрастающего поколения. Вот такая очень важная,благородная миссия возложена на педагогов детского сада и семью. Сады цветут в мирное время. Они дают энергию сплочения. И чтобы они не разорялись, не погибали надо их сохранять. А иначе не будет этого общего Сада, этого Мира, Гармонии, Спокойствия,Творчества и Красоты. Можно многое говорить о теории экологии – культуры, а как ее реализовать это сложная задача на разных возрастных ступенях. Необходимо формировать добрые эмоции от встречи с прекрасным, а добрые эмоции продолжают мысли и дела и родители активно включаются в педагогический процесс- процесс воспитания. Воспитание – своего рода духовный стержень, связывающий поколения. Воспитание-вхождение ребенка в контекст культуры и восхождения ее к ценностям и смыслам.
Педагогами детского сада разработаны проекты, в которых присутствует компонент экологии – культуры. Начнем с раннего возраста -1 младшая группа. Удивительный проект! «Живительное чудо воды». Воистину и с малым можно говорить об экологии культуры. Мы брали старые сказки и закладывали в них новое содержание и формы. Безусловно - одно: когда это падает на подготовленную почву, то у малышей вырабатывается иммунитет против разных страхов и нервозов, все это происходит с непосредственным участием родителей (пошив костюмов, подготовка атрибутов, участие в занятиях)
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем окружающего мира. Делая первые шаги, он постигает экологические азы поведения в мире природы. Об этом следующий проект на тему: «Волшебная книга природы». Проект включает ценностно-целевые ориентиры не только педагога, но и родителей, которые в совместной деятельности с детьми работали над оформлением волшебной книги.
Ребенок-краевед уверенно исследует окружающий мир, бережно относится к природному и рукотворному миру, любит наблюдать, самостоятельно вырабатывает правила поведения в природном мире, действуя в согласии с ней и с самим собой, получая при этом эмоциональное и эстетическое наслаждение.
Чтобы стимулировать исследовательскую активность ребенка, его непосредственный интерес к экологии культуры, необходимо исследовать разные типы исследования, разумеется, в игре. К ним относится путешествие по родному краю, по родным местам. Мы взяли местом исследования старый парк. И назвали экскурсию, которую организовали родители, очень романтично: «Мелодии старого парка». Садово-парковое искусство - наиболее захватывающее и наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Парк и только парк-та сфера, которая оставляет в нас особенные воспоминания и поэтические ассоциаций рукотворного уголка природы. На этом фоне у 4-х летних дошкольников формируется не только культура общения с природой и обогащения мира городского парка. Дети вместе с родителями, своими руками воссоздали уголок старого парка, оживили его, чувствуя себя при этом немножко волшебниками. Так мы помогаем и детям и родителям ощутить «Живительную силу экологии культуры»
Расширяя кругозор старшего дошкольника, и его представление о мире : природном и социальном, мы используем культурно-смысловые контексты, служащие непосредственно своеобразными посредниками между педагогическими интересами и интересами детей. Это доступные для 5-х дошкольников исследования: «Путешествие по карте». Исследуя цветочные ароматы «Согровского заповедника», дети узнают богатый мир надпойменных лесов, с их редкими и исчезающими видами в долине реки Ишим. Это единственное место во всем Северном Казахстане, где произрастают три вида орхидей, внесенных в Красную книгу охраны природы, так называемые «Венерины башмачки». Согровский заповедник-это не край запретов - это край,где мы все получаем заповеди любви, дружбы и согласия,край который мы должны охранять,как источник тысячелетнего опыта и нравственных сил. Дети вместе с родителями собирали информацию о заповедных зонах Северо-Казахстанской области по крупицам и как результат - Информационные буклеты о Согровском заповеднике и Сосновом боре.
Продолжая знакомить детей с историей и достопримечательностями нашей Малой Родины, с историей города Петропавловска, мы ставили следующие задачи: расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и рукотворной деятельности человека. В связи с этим знакомили старших дошкольников с одним из направлений садово-паркового искусства- ТОПИАР. Искусство топиара рассматривается в формате краеведения. Мы обращали внимание родителей и особенно внимание детей в почти забытым именам. Это Василий Герасимович Осипов- наш замечательный земляк, художник-озеленитель, декоратор,основатель нашей городской оранжереи, создатель той неповторимой красоты,мимо которой невозможно было пройти и проехать. Это и сквер Осипова, привокзальная площадь, оставшаяся только в воспоминаниях старожилов нашего города и запечатленные на картинках и фотографиях. Главная идея этого проекта - «Я - садовник» Сада Символа, символа сплочения добра и красоты. Это необыкновенный сад- макет, выполненный совместными усилиями детей, родителей и педагогов в технике бисероплетения. Все вместе произвели реконструкцию утраченного сквера Осипова. Мы стараемся привлечь родителей к мероприятиям, способствующим к совместной деятельности родителей и детей. Рассматривая Сад и Парк как текст культуры, мы должны сами очень внимательно вчитываться внего и учить этому родителей и наших дошкольников. Сады и парки как ценности культуры представляют собой великое разнообразное множество: это сады мира – висячие сады Семирамиды, Летний сад в Санкт-Петербурге Царско-сельского лицея, ботанические сады и т.д. Работая по этой теме, педагоги и родители вместе с детьми, открыли для себя в новом свете «Зимний сад» - «Экзотическую энциклопедию Северного-Казахстана». Для петропавловцев это не иначе как местный рай на земле, дорог как частица души родного города, его истории. С каждым деревом здесь связано отдельная история, легенда. Все, наверное, побывали в нем, и знают о его директоре Равиле Хасановиче Рязапове. Это Человек – Садовник, Созидатель, Творец, Хранитель экологии – природы и экологии культуры, который возглавляет экоцентр «Таби?ат балалары», ставший центром паломничества всех желающих его посетить, стремящихся обогатить свои знания. Наши дети не однажды посещяли этот удивительный «Сад-островок» и им самим захотелось сделать свой «Зимний сад». И это удалось под руководством педагогов и участием родителей. Взрослые вместе с детьми создали в группе настоящий Зимний сад,причем собрали не только растения, но и всю информацию про них. Теперь в эту группу все ходят на экскурсию.
А следующий проект рассказывает нам о саде, в котором живут маленькие гулливерята. Ведь мы патриоты своего дома – сада, иными словами – сада-усадьбы. Поэтому был создан проект по созданию экологической тропы в детском саду «Живительная энергия культуры», в котором родители приняли самое активное участие. Проект проходил в четыре этапа и на каждом этапе был свой руководитель из числа специалистов детского сада (педагог-психолог, физинструктор, мед.сестра, воспитатель группы). Это новые интегрированные формы работы с родителями.
Еще один проект экологии культуры – «Яблоневый Байтерек», в котором заложен интегрированный обобщающий смысл. Его руководитель – учитель изодеятельности, специалист высшей категории Галина Федоровна Ткаченко. Все участники проекта (педагоги, родители, дети) представили макеты садово-паркового ансамбля – так называемый архитектурно-экологический комплекс ландшафтов садово-паркового искусства Северного Казахстана. В центре композиции представлен Яблоневый апортовый сад Республики – жемчужина народов Казахстана. Он является символом Республики Казахстан. Это сплоченное единство народов с одной стороны, а с другой – символ Творчества, Мира, Гармонии, Добра и Красоты.И всю эту композицию мы назвали «Яблоневый Байтерек».
Наша конечная цель: взрастить сады души наших воспитанников. Человек, который имеет сад-душу – он и будет взращивать вокруг себя сады и парки. Поэтому мы все взрослые вместе думаем о подрастающем поколении. И уже сегодня сеем семена экологии культуры, бросаем их в подготовленную почву, чтобы получить «Сад» как в прямом так и в переносном смысле этого слова. Экология культуры – тема актуальная, тема вечная, вбирающая в экологию Природы, экологию Человека (его тоже нужно защищать), экологию Души. И только тогда можно сформировать нравственные чувства природы у подрастающего поколения, когда отношения человека к природе рассматриваются как критерий его человечности, его духовности.
Таким образом, взаимодействию детского сада и семьи по вопросам нравственно-духовного воспитания уделяется достаточно большое внимание с учетом комплексного подхода к решению данной задачи. Это направление является одним из мостиков, по которому идут вместе детский сад и семья, а затем и школа, чтобы вместе с ребенком быть счастливыми и активными членами общества, способными справиться с любой жизненной задачей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Креативный диалог детского сада и семьи в контексте нравственно-духовного воспитания дошкольников »
Креативный диалог детского сада и семьи
в контексте нравственно-духовного воспитания
дошкольников
Дейнега Л.М., методист ГККП «ясли-сад «Гулливер»,
г. Петропавловск
Актуальность данной темы состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о нравственных ценностях (семья, добро, совесть, честь, верность). Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-духовного воспитания.
Семья и детский сад образуют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду. При этом создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир родители и педагоги смогут, если объединят свои усилия. Сотрудничество педагогов ГККП ясли-сад «Гулливер» с семьями воспитанников направленно на объединение усилий для развития и воспитания детей, на утверждение ценностей гуманистической педагогики и осуществляется через разнообразные методы и приемы: тестирование, анкетирование, составление памяток, через систему тренинговых упражнений и заданий, решение проблемных задач семейного воспитания, обращения к опыту родителей и др.
Психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляется на родительских собраниях, в рамках деятельности семейных клубов, семинаров, Дней открытых дверей (присутствие родителей на занятиях помогает увидеть ребенка среди сверстников, лучше понять особенности его взаимоотношений, интересов, проблем и способностей), интеллектуальные беседы, праздники. Все эти формы работы с родителями традиционны, достаточно хорошо известны, но мы пытаемся определить более действенные, творческие и инновационные формы работы, построенные на креативном диалоге детского сада и семьи.
Вот уже на протяжении многих лет, совместно с родителями, мы работаем над проблемой нравственно – духовного совершенствования личности ребенка в контексте художественно-эстетического воспитания, так как считаем, что ключевая роль детского сада - определить в числе наиболее важных задач полихудожественного образования формирование высоких нравственных качеств, основ гражданственности, любви к Большой и Малой Родине, родному краю, городу, бережного отношения к их историческому и культурному наследию. Коллектив педагогов детского сада работает над долгосрочным проектом по нравственно-духовному воспитанию детей дошкольного возраста через приобщение их к истории родного края. К работе над проектом, мы привлекаем родителей в роли внештатных корреспондентов и строим работу в форме репортажа, когда совершаем путешествие по окрестностям нашего города Петропавловска. И как результат этих удивительных путешествий не только обогащение знаниями о родном городе, но самое главное, что дети используют свой жизненный опыт и совместно с родителями демонстрирует собственное видение проблем.
Мы привыкли рассматривать экологию в дошкольном образовательном учреждении только в аспекте природно-охранной функции. А ученные с мировым именем, такие как Дмитрий Сергеевич Лихачев, академик, выдающийся ученный, говорит о том, что в экологии есть духовно-нравственный компонент. Он называет это экологией культуры, куда входит экология Человека, Природы и Души. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Если природа необходима для его биологической жизни, то культурная среда необходима для его духовно нравственной жизни. И если природа обладает способностью к самовосстановлению, нарушенного человеком равновесия (пожары, вырубки леса, ядовитая пыль, сточные воды, радиация), то утрата рукотворных природных памятников культуры (садов, парков, озер, лесов, заказников) невосстановимо. Они уходят из эпохи навечно. Чтобы их сохранить, мало только платонической любви к своему дому, к своей стране, любовь должна быть действенной. А для этого нужны знания не только краеведческие, но и более глубокие, объединяемые в особую научную дисциплину -экологию культуры .Поэтому наш девиз: «Растить сады души» (Гёте). Чтобы наш дом, наша Республика была садом, надо растить сад души подрастающего поколения. Вот такая очень важная ,благородная миссия возложена на педагогов детского сада и семью. Сады цветут в мирное время. Они дают энергию сплочения. И чтобы они не разорялись, не погибали надо их сохранять. А иначе не будет этого общего Сада, этого Мира, Гармонии, Спокойствия ,Творчества и Красоты. Можно многое говорить о теории экологии – культуры, а как ее реализовать это сложная задача на разных возрастных ступенях. Необходимо формировать добрые эмоции от встречи с прекрасным, а добрые эмоции продолжают мысли и дела и родители активно включаются в педагогический процесс- процесс воспитания. Воспитание – своего рода духовный стержень, связывающий поколения. Воспитание-вхождение ребенка в контекст культуры и восхождения ее к ценностям и смыслам.
Педагогами детского сада разработаны проекты, в которых присутствует компонент экологии – культуры. Начнем с раннего возраста -1 младшая группа. Удивительный проект! «Живительное чудо воды». Воистину и с малым можно говорить об экологии культуры. Мы брали старые сказки и закладывали в них новое содержание и формы. Безусловно - одно: когда это падает на подготовленную почву, то у малышей вырабатывается иммунитет против разных страхов и нервозов, все это происходит с непосредственным участием родителей (пошив костюмов, подготовка атрибутов, участие в занятиях)
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем окружающего мира. Делая первые шаги, он постигает экологические азы поведения в мире природы. Об этом следующий проект на тему: «Волшебная книга природы». Проект включает ценностно-целевые ориентиры не только педагога, но и родителей, которые в совместной деятельности с детьми работали над оформлением волшебной книги.
Ребенок-краевед уверенно исследует окружающий мир, бережно относится к природному и рукотворному миру, любит наблюдать, самостоятельно вырабатывает правила поведения в природном мире, действуя в согласии с ней и с самим собой, получая при этом эмоциональное и эстетическое наслаждение.
Чтобы стимулировать исследовательскую активность ребенка, его непосредственный интерес к экологии культуры, необходимо исследовать разные типы исследования, разумеется, в игре. К ним относится путешествие по родному краю, по родным местам. Мы взяли местом исследования старый парк. И назвали экскурсию, которую организовали родители, очень романтично: «Мелодии старого парка». Садово-парковое искусство - наиболее захватывающее и наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Парк и только парк-та сфера, которая оставляет в нас особенные воспоминания и поэтические ассоциаций рукотворного уголка природы. На этом фоне у 4-х летних дошкольников формируется не только культура общения с природой и обогащения мира городского парка. Дети вместе с родителями, своими руками воссоздали уголок старого парка, оживили его, чувствуя себя при этом немножко волшебниками. Так мы помогаем и детям и родителям ощутить «Живительную силу экологии культуры»
Расширяя кругозор старшего дошкольника, и его представление о мире : природном и социальном, мы используем культурно-смысловые контексты, служащие непосредственно своеобразными посредниками между педагогическими интересами и интересами детей. Это доступные для 5-х дошкольников исследования: «Путешествие по карте». Исследуя цветочные ароматы «Согровского заповедника», дети узнают богатый мир надпойменных лесов, с их редкими и исчезающими видами в долине реки Ишим. Это единственное место во всем Северном Казахстане, где произрастают три вида орхидей, внесенных в Красную книгу охраны природы, так называемые «Венерины башмачки». Согровский заповедник-это не край запретов - это край ,где мы все получаем заповеди любви, дружбы и согласия ,край который мы должны охранять ,как источник тысячелетнего опыта и нравственных сил. Дети вместе с родителями собирали информацию о заповедных зонах Северо-Казахстанской области по крупицам и как результат - Информационные буклеты о Согровском заповеднике и Сосновом боре.
Продолжая знакомить детей с историей и достопримечательностями нашей Малой Родины, с историей города Петропавловска, мы ставили следующие задачи: расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и рукотворной деятельности человека. В связи с этим знакомили старших дошкольников с одним из направлений садово-паркового искусства- ТОПИАР. Искусство топиара рассматривается в формате краеведения. Мы обращали внимание родителей и особенно внимание детей в почти забытым именам. Это Василий Герасимович Осипов- наш замечательный земляк, художник-озеленитель, декоратор ,основатель нашей городской оранжереи, создатель той неповторимой красоты ,мимо которой невозможно было пройти и проехать. Это и сквер Осипова, привокзальная площадь, оставшаяся только в воспоминаниях старожилов нашего города и запечатленные на картинках и фотографиях. Главная идея этого проекта - «Я - садовник» Сада Символа, символа сплочения добра и красоты. Это необыкновенный сад- макет, выполненный совместными усилиями детей, родителей и педагогов в технике бисероплетения. Все вместе произвели реконструкцию утраченного сквера Осипова. Мы стараемся привлечь родителей к мероприятиям, способствующим к совместной деятельности родителей и детей. Рассматривая Сад и Парк как текст культуры, мы должны сами очень внимательно вчитываться внего и учить этому родителей и наших дошкольников. Сады и парки как ценности культуры представляют собой великое разнообразное множество: это сады мира – висячие сады Семирамиды, Летний сад в Санкт-Петербурге Царско-сельского лицея, ботанические сады и т.д. Работая по этой теме, педагоги и родители вместе с детьми, открыли для себя в новом свете «Зимний сад» - «Экзотическую энциклопедию Северного-Казахстана». Для петропавловцев это не иначе как местный рай на земле, дорог как частица души родного города, его истории. С каждым деревом здесь связано отдельная история, легенда. Все, наверное, побывали в нем, и знают о его директоре Равиле Хасановиче Рязапове. Это Человек – Садовник, Созидатель, Творец, Хранитель экологии – природы и экологии культуры, который возглавляет экоцентр «Табиғат балалары», ставший центром паломничества всех желающих его посетить, стремящихся обогатить свои знания. Наши дети не однажды посещяли этот удивительный «Сад-островок» и им самим захотелось сделать свой «Зимний сад». И это удалось под руководством педагогов и участием родителей. Взрослые вместе с детьми создали в группе настоящий Зимний сад,причем собрали не только растения, но и всю информацию про них. Теперь в эту группу все ходят на экскурсию.
А следующий проект рассказывает нам о саде, в котором живут маленькие гулливерята. Ведь мы патриоты своего дома – сада, иными словами – сада-усадьбы. Поэтому был создан проект по созданию экологической тропы в детском саду «Живительная энергия культуры», в котором родители приняли самое активное участие. Проект проходил в четыре этапа и на каждом этапе был свой руководитель из числа специалистов детского сада (педагог-психолог, физинструктор, мед.сестра, воспитатель группы). Это новые интегрированные формы работы с родителями.
Еще один проект экологии культуры – «Яблоневый Байтерек», в котором заложен интегрированный обобщающий смысл. Его руководитель – учитель изодеятельности, специалист высшей категории Галина Федоровна Ткаченко. Все участники проекта (педагоги, родители, дети) представили макеты садово-паркового ансамбля – так называемый архитектурно-экологический комплекс ландшафтов садово-паркового искусства Северного Казахстана. В центре композиции представлен Яблоневый апортовый сад Республики – жемчужина народов Казахстана. Он является символом Республики Казахстан. Это сплоченное единство народов с одной стороны, а с другой – символ Творчества, Мира, Гармонии, Добра и Красоты.И всю эту композицию мы назвали «Яблоневый Байтерек».
Наша конечная цель: взрастить сады души наших воспитанников. Человек, который имеет сад-душу – он и будет взращивать вокруг себя сады и парки. Поэтому мы все взрослые вместе думаем о подрастающем поколении. И уже сегодня сеем семена экологии культуры, бросаем их в подготовленную почву, чтобы получить «Сад» как в прямом так и в переносном смысле этого слова. Экология культуры – тема актуальная, тема вечная, вбирающая в экологию Природы, экологию Человека (его тоже нужно защищать), экологию Души. И только тогда можно сформировать нравственные чувства природы у подрастающего поколения, когда отношения человека к природе рассматриваются как критерий его человечности, его духовности.
Таким образом, взаимодействию детского сада и семьи по вопросам нравственно-духовного воспитания уделяется достаточно большое внимание с учетом комплексного подхода к решению данной задачи. Это направление является одним из мостиков, по которому идут вместе детский сад и семья, а затем и школа, чтобы вместе с ребенком быть счастливыми и активными членами общества, способными справиться с любой жизненной задачей.