kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коаткосрочный план по истории Казахстана на тему: Восточный Казахстана в эпоху раннего железа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип: изучение нового материала;

Цель: способствовать общему представлению школьников об эпохе раннего железа на территории Казахстана через модули новой программы;

Задачи:

Обучающая: изучить археологические памятники Восточного Казахстана, определить научную ценность данных исследований;

Развивающая: развивать навыки систематизации материала, совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать и дополнять ответы, умение воспринимать критику;

Воспитательная: воспитывать критически размышляющего ученика, любовь к истории своей страны;

Вид: археологическая экспедиция;

Методы: частично-поисковый, творческие;

Форма: групповая;

Оборудование: учебники, видео-ролики, интерактивная доска, карта Древнего Казахстана;

          Ход урока:

1.Этап вызова.

А) Орг.момент. Проверка готовности к уроку учебных принадлежностей.

Б) Позитивный настрой. Добрый день уважаемые гости, уважаемые коллеги, мы рады вас приветствовать в нашей школе. И сегодня с вами учащиеся 6 Б класса. Прежде чем начать урок, давайте встанем с вами в круг и проведем разминку. Внимательно слушайте мои слова и если вы с ними согласны, то выполняйте определенные действия.

1. Если вы с радостью идете в школу, помашите рукой.

2. Если вы уверенны в своих силах, топните ногой.

3. Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.

4. Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.

5. Если вы верите, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.

6. Если вы верите, что будущее нашей страны зависит от вас, возьмитесь за руки.

7. Если вы рады нашим гостям, похлопайте в ладоши. Спасибо. Теперь можете пройти на свои места.

 В) Мозговой штурм. Земля Казахстана богата историческими и археологическими памятниками имеющие не только республиканское, но и мировое значение. Одним из таких  мировых археологических памятников является некрополь Бесшатыр (5 шатров), тысячи лет назад он был местом поклонения древних саков, живших на территории нынешнего Казахстана. И Иссыкский курган, где была найдена 1969 году грандиозная находка, известный во всем мире воин именуемый  «Золотым человеком».  Давайте с вами вспомним,

1.  Что мы относим к археологическим памятникам? (остатки развалин древнейших городов, оросительные каналы, предметы быта, курганы, могильники, места разработок руды и древние шахты).

2.  Назовите племена населявшие территорию Казахстана?

3. Назовите их в правильном порядке, начиная с момента их появления на территории Казахстана?(саки, уйсуны, канлы, гунны, сарматы)

4. В каком веке жили эти племена?(в эпоху железа)

5. Что общего между племенами эпохи раннего железа?

Действительно, древние жители Казахстана,  несмотря на разнородные климатические и природные условия, имели схожие не только хозяйственную деятельность, но и общий уклад жизни и быта.

Теперь я  предлагаю, каждой группе, составить схему кургана и дать объяснение. Пример.

1 слой камня 1 м.

2 слой галька и почва 8.5-13 метров

3 слой камня 1.5-2м?

высота 8 м.

диаметр 100м

находки: скелеты мужчин и женщин, различные золотые украшения….                                                                                      

2. Этап осмысления. Слайд №1,2

Видео-ролик «Природа Восточного Казахстана».

Структурированный обзор. Сакские племена населявшие территорию Казахстана оставили замечательное культурное наследие. Самые древние памятники сакской культуры обнаружены на территории Восточного Казахстана. Восточный Казахстан с древности является местом наиболее благоприятным для проживания человека и развития скотоводства. Климат характеризуется коротким и жарким летом и длительной суровой зимой. Восточный Казахстан является одним из центров древней металлургии.

Письменных сведений о древних жителях Восточного Казахстана сохранилось мало. По сообщению Геродота жителями данного региона являлись аримаспы, что означает стрегущие золото. В степных районах Восточного Казахстана, в частности, на территории современного Зайсанского района,  расположены грандиозные царские курганы. Места наибольшего их скопления- Шиликтинская долина. К Шиликтинским погребениям относится 51 курган. По размерам они большие и средние. Курганы-великаны в диаметре составляют 100 метров, а высоту достигают 8-10м. Целью нашего сегодняшнего урока изучить археологические памятники Восточного Казахстана; каждый из вас должен определить ценность научных исследований данного региона.

Сегодня мы с вами продолжим  археологическую экспедицию, и посетим Восточный регион Казахстана. Чтобы отправиться в путь, давайте вспомним, какие принадлежности необходимо археологу? Всякому путешественнику ясно, что нельзя обойтись без палаток, компасов, рюкзаков, ведер, кастрюль, чайников и т. п. Понятно, зачем нужны археологам в экспедиции лопаты, кирки, рулетки, чертежная бумага и многое другое. Но для чего могут понадобиться десятки малярных кистей, плотничьи ватерпасы, мешки медицинского гипса, хирургические скальпели? Примите участие в какой-нибудь археологической экспедиции или просто посетите какие-нибудь раскопки и вы убедитесь, насколько сложен процесс открытия и извлечения из земли материальных остатков прошедшей жизни, какие разные приемы, методы и материалы должны применяться при различных видах археологического исследования.

В Восточном Казахстане расположено более 200 крупных курганов. 50 наиболее крупные из них относятся к «царским курганам». Поэтому курганов много, мы с вами разделимся на две археологические экспедиции. И так, первая экспедиция под руководством Абдеша Толеубаева отправляется на изучение Шиликтинского памятника. Руководителю экспедиции необходимо ознакомить с поездкой своих практикантов-археологов, указать цель вашей поездки, задачи и результат поездки. Результат работы представить в виде схемы.

Вторая экспедиция под руководством Зейнулы Самашева отправляется на изучение Берельского могильника. Так же нужно указать цель, задачи и результат вашей работы. Результатом вашей работы будет опорная схема «ментальная карта».

Обратите внимание у вас на партах лежат листы взаимооценивания. Ваша задача по истечении времени, внимательно слушая своих товарищей нужно будет оценить работы экспедиций, согласно критериям оценивания. Так же спикеры групп, т.е руководители экспедиций, вы должны внести имена археологов –практикантов, оценить их работу в группе, согласно критериям оценивания.  Свои оценки прокомментируйте. (стикеры)

Работа в группах. Обсуждение, составление опорных схем.

Физминутка. Снять напряжение, расслабиться. (2-3 минут).

-  Спикеры групп защищают свои проекты.

Учитель: 1.Какую ценность представляют  исследования Шиликтинского кургана?

                  2.Какую ценность представляет  Берельский могильник?

Ответы: 1. Данная находка имеет не только  республиканское, но и мировое значение. Эту находку называют «Третьим золотым человеком».

2. Берельские курганы получили всемирную известность благодаря найденным в них  высокохудожественным изделиям из золота, свойственной искусству саков, сделанном в зверином стиле. К тому же это единственный на территории Кзахстана курган с сохранившимися находками из органики, т.е. древние жители степи уже владели секретами бальзамирования.

ОдО:  Спикеры оценивают работу групп.  Выставление оценок.

Закрепление: разноуровневые задания.

А -  ответить на вопросы.

        - Что такое саркофаг?

•         Кто руководил археологической экспедицией 1998-1999 года?

•         Почему период V-IV века до. н. э получил название «берельский период»?

•         Кто был найден в кургане?

•         Кто такие грифоны?

•         Назовите интересную находку в Шиликтинском кургане.

В - «Лови ошибку». Вставьте пропущенные слова в текст.

         В ________ году археологическая экспедиция под руководством __________________ произвела раскопки в слое вечной мерзлоты и изучила курган №_____. Курган имел__________ форму, а его верхняя часть сползла вниз. Перекрытие могилы было забито бронзовыми гвоздями, на каждом были позолоченные грифоны-__________________ изображенные в полете, размером около _________ -см. В выдолбленной из лиственницы  колоде покоились ____________  -и _______________. Ученые методом радиологического анализа установили, что захоронение было произведено________  до.н.э.

В - «Лови ошибку». Вставьте пропущенные слова в текст.

   Высота Шиликтинского кургана  ________ метров, диаметр ________ Общее количество золотых пластин и бляшек составило  _______ тыс штуки. Большинство из них выплавлено в виде фигурок степных зверей. Вместо глаз, ________, ______, копыт зверей вставлялись маленькие камешки голубого цвета – бирюза. Самая интересная находка - ____________________.

С – найдите, общее сходство двух курганов: Шиликтинский и Берельский.  

3.  Этап рефлексии: «Мишень»

- Учитель: Сакские племена создали высочайшую культуру, и вы являетесь наследниками этой высокой культуры, ваша задача сохранить ценность архитектурных памятников и до нести до своих потомков. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«коаткосрочный план по истории Казахстана на тему: Восточный Казахстана в эпоху раннего железа.»

А.К. Шанабаева

Учитель истории

Караозекской средней школы

Буландынский район,

Акмолинская область



Тема: Восточный Казахстан в эпоху раннего железа.

Тип: изучение нового материала;

Цель: способствовать общему представлению школьников об эпохе раннего железа на территории Казахстана через модули новой программы;

Задачи:

Обучающая: изучить археологические памятники Восточного Казахстана, определить научную ценность данных исследований;

Развивающая: развивать навыки систематизации материала, совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать и дополнять ответы, умение воспринимать критику;

Воспитательная: воспитывать критически размышляющего ученика, любовь к истории своей страны;

Вид: археологическая экспедиция;

Методы: частично-поисковый, творческие;

Форма: групповая;

Оборудование: учебники, видео-ролики, интерактивная доска, карта Древнего Казахстана;


Ход урока:

1.Этап вызова.

А) Орг.момент. Проверка готовности к уроку учебных принадлежностей.

Б) Позитивный настрой. Добрый день уважаемые гости, уважаемые коллеги, мы рады вас приветствовать в нашей школе. И сегодня с вами учащиеся 6 Б класса. Прежде чем начать урок, давайте встанем с вами в круг и проведем разминку. Внимательно слушайте мои слова и если вы с ними согласны, то выполняйте определенные действия.

1. Если вы с радостью идете в школу, помашите рукой.

2. Если вы уверенны в своих силах, топните ногой.

3. Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.

4. Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.

5. Если вы верите, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.

6. Если вы верите, что будущее нашей страны зависит от вас, возьмитесь за руки.

7. Если вы рады нашим гостям, похлопайте в ладоши. Спасибо. Теперь можете пройти на свои места.

В) Мозговой штурм. Земля Казахстана богата историческими и археологическими памятниками имеющие не только республиканское, но и мировое значение. Одним из таких мировых археологических памятников является некрополь Бесшатыр (5 шатров), тысячи лет назад он был местом поклонения древних саков, живших на территории нынешнего Казахстана. И Иссыкский курган, где была найдена 1969 году грандиозная находка, известный во всем мире воин именуемый «Золотым человеком». Давайте с вами вспомним,

1. Что мы относим к археологическим памятникам? (остатки развалин древнейших городов, оросительные каналы, предметы быта, курганы, могильники, места разработок руды и древние шахты).

2. Назовите племена населявшие территорию Казахстана?

3. Назовите их в правильном порядке, начиная с момента их появления на территории Казахстана?(саки, уйсуны, канлы, гунны, сарматы)

4. В каком веке жили эти племена?(в эпоху железа)

5. Что общего между племенами эпохи раннего железа?

Действительно, древние жители Казахстана, несмотря на разнородные климатические и природные условия, имели схожие не только хозяйственную деятельность, но и общий уклад жизни и быта.

Теперь я предлагаю, каждой группе, составить схему кургана и дать объяснение. Пример.

1 слой камня 1 м.

2 слой галька и почва 8.5-13 метров

3 слой камня 1.5-2м

Сарокфаг

дромос

высота 8 м.

диаметр 100м

находки: скелеты мужчин и женщин, различные золотые украшения…..

2. Этап осмысления. Слайд №1,2

Видео-ролик «Природа Восточного Казахстана».

Структурированный обзор. Сакские племена населявшие территорию Казахстана оставили замечательное культурное наследие . Самые древние памятники сакской культуры обнаружены на территории Восточного Казахстана. Восточный Казахстан с древности является местом наиболее благоприятным для проживания человека и развития скотоводства. Климат характеризуется коротким и жарким летом и длительной суровой зимой. Восточный Казахстан является одним из центров древней металлургии.

Письменных сведений о древних жителях Восточного Казахстана сохранилось мало. По сообщению Геродота жителями данного региона являлись аримаспы, что означает стрегущие золото. В степных районах Восточного Казахстана, в частности, на территории современного Зайсанского района, расположены грандиозные царские курганы. Места наибольшего их скопления- Шиликтинская долина. К Шиликтинским погребениям относится 51 курган. По размерам они большие и средние. Курганы-великаны в диаметре составляют 100 метров, а высоту достигают 8-10м. Целью нашего сегодняшнего урока изучить археологические памятники Восточного Казахстана; каждый из вас должен определить ценность научных исследований данного региона.

Сегодня мы с вами продолжим археологическую экспедицию, и посетим Восточный регион Казахстана. Чтобы отправиться в путь, давайте вспомним, какие принадлежности необходимо археологу? Всякому путешественнику ясно, что нельзя обойтись без палаток, компасов, рюкзаков, ведер, кастрюль, чайников и т. п. Понятно, зачем нужны археологам в экспедиции лопаты, кирки, рулетки, чертежная бумага и многое другое. Но для чего могут понадобиться десятки малярных кистей, плотничьи ватерпасы, мешки медицинского гипса, хирургические скальпели? Примите участие в какой-нибудь археологической экспедиции или просто посетите какие-нибудь раскопки и вы убедитесь, насколько сложен процесс открытия и извлечения из земли материальных остатков прошедшей жизни, какие разные приемы, методы и материалы должны применяться при различных видах археологического исследования.

В Восточном Казахстане расположено более 200 крупных курганов. 50 наиболее крупные из них относятся к «царским курганам». Поэтому курганов много, мы с вами разделимся на две археологические экспедиции. И так, первая экспедиция под руководством Абдеша Толеубаева отправляется на изучение Шиликтинского памятника. Руководителю экспедиции необходимо ознакомить с поездкой своих практикантов-археологов, указать цель вашей поездки, задачи и результат поездки. Результат работы представить в виде схемы.

Вторая экспедиция под руководством Зейнулы Самашева отправляется на изучение Берельского могильника. Так же нужно указать цель, задачи и результат вашей работы. Результатом вашей работы будет опорная схема «ментальная карта».

Обратите внимание у вас на партах лежат листы взаимооценивания. Ваша задача по истечении времени, внимательно слушая своих товарищей нужно будет оценить работы экспедиций, согласно критериям оценивания. Так же спикеры групп, т.е руководители экспедиций, вы должны внести имена археологов –практикантов, оценить их работу в группе, согласно критериям оценивания. Свои оценки прокомментируйте. (стикеры)

Работа в группах. Обсуждение, составление опорных схем.

Физминутка. Снять напряжение, расслабиться. (2-3 минут).

- Спикеры групп защищают свои проекты.

Учитель: 1.Какую ценность представляют исследования Шиликтинского кургана?

2.Какую ценность представляет Берельский могильник?

Ответы: 1. Данная находка имеет не только республиканское , но и мировое значение. Эту находку называют «Третьим золотым человеком».

2. Берельские курганы получили всемирную известность благодаря найденным в них высокохудожественным изделиям из золота, свойственной искусству саков, сделанном в зверином стиле. К тому же это единственный на территории Кзахстана курган с сохранившимися находками из органики, т.е. древние жители степи уже владели секретами бальзамирования.


ОдО: Спикеры оценивают работу групп. Выставление оценок.

Закрепление: разноуровневые задания.

А - ответить на вопросы.

- Что такое саркофаг?

  • Кто руководил археологической экспедицией 1998-1999 года?

  • Почему период V-IV века до. н. э получил название «берельский период»?

  • Кто был найден в кургане?

  • Кто такие грифоны?

  • Назовите интересную находку в Шиликтинском кургане.

В - «Лови ошибку». Вставьте пропущенные слова в текст.

В ________ году археологическая экспедиция под руководством __________________ произвела раскопки в слое вечной мерзлоты и изучила курган №_____. Курган имел__________ форму, а его верхняя часть сползла вниз. Перекрытие могилы было забито бронзовыми гвоздями, на каждом были позолоченные грифоны-__________________ изображенные в полете, размером около _________ -см. В выдолбленной из лиственницы колоде покоились ____________ -и _______________. Ученые методом радиологического анализа установили, что захоронение было произведено________ до.н.э.


В - «Лови ошибку». Вставьте пропущенные слова в текст.


Высота Шиликтинского кургана ________ метров, диаметр ________ Общее количество золотых пластин и бляшек составило _______ тыс штуки. Большинство из них выплавлено в виде фигурок степных зверей. Вместо глаз, ________, ______, копыт зверей вставлялись маленькие камешки голубого цвета – бирюза. Самая интересная находка - ____________________.

С – найдите, общее сходство двух курганов: Шиликтинский и Берельский.

3. Этап рефлексии: «Мишень»

- Учитель: Сакские племена создали высочайшую культуру, и вы являетесь наследниками этой высокой культуры, ваша задача сохранить ценность архитектурных памятников и до нести до своих потомков.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Шанабаева Айгуль Кенесовна

Дата: 10.01.2016

Номер свидетельства: 274756


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства