kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение парной и групповой форм работы на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение парной и групповой форм работы на уроках в начальной школе. Как подготовить детей к работе в паре, какие правила нужно знать, чтобы правильно использовать этот вид работы на уроке. Данная презентация поможет учителям правильно организовать групповую и парную работу на уроке.Цель групповой работы развитие мышления учащихся, а развивать мышление - значит, развивать умение думать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение парной и групповой форм работы на уроках в начальной школе»

«Применение парной и групповой форм работы на уроках в начальной школе»  Презентация подготовлена учителем начальных классов МОУ Скворцовской СОШ Гущиной М.Н.

«Применение парной и групповой форм

работы на уроках в начальной школе»

Презентация подготовлена

учителем начальных классов

МОУ Скворцовской СОШ

Гущиной М.Н.

« Мои ученики будут узнавать новое не от меня;  они будут открывать это новое сами.  Моя главная задача - помочь им раскрыться,  развить собственные идеи».   И.Г.Песталоцци

« Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци

Деятельность учителя на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Одной из таких форм является групповая работа, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе.

Деятельность учителя на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Одной из таких форм является групповая работа, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе.

Основная цель групповой работы –развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать.

Основная цель групповой работы –развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать.

При этом решается ряд учебных и воспитательных задач : – возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания; – на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; – ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

При этом решается ряд учебных и воспитательных задач :

– возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

– ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

- возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; – меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность); – возрастает сплочённость класса; – растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

- возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

– меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

– возрастает сплочённость класса;

– растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

Основные правила общения : 1. При разговоре смотри на собеседника 2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам 3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.

Основные правила общения :

1. При разговоре смотри на собеседника

2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам

3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.

Следующий этап – научить тренироваться в парах. Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них. При работе в парах младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя); постоянно готовиться к ответу (для ребёнка важно, чтобы его спросили); учиться говорить, отвечать, доказывать.

Следующий этап – научить тренироваться в парах. Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них. При работе в парах младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя); постоянно готовиться к ответу (для ребёнка важно, чтобы его спросили); учиться

говорить, отвечать, доказывать.

Алгоритм работы в парах

Алгоритм работы в парах

  • Педагог делит детей на пары.
  • Педагог объясняет детям, что всю работу они будут выполнят вместе, иногда , если так решит педагог, в одной книге или одной рабочей тетради.
  • Педагог объявляет номер задания и просит детей посовещаться в парах и объяснить, что здесь надо сделать.
Педагог просит детей договориться, кто будет отвечать. При этом он объясняет, что второй человек в паре может дополнить ответ сразу же, как только первый отвечающий закончит объяснение. Более того, на первых порах педагог всегда обращается ко второму человеку в паре с вопросом, согласен ли он с ответом товарища и не хочет ли его дополнить.
  • Педагог просит детей договориться, кто будет отвечать. При этом он объясняет, что второй человек в паре может дополнить ответ сразу же, как только первый отвечающий закончит объяснение. Более того, на первых порах педагог всегда обращается ко второму человеку в паре с вопросом, согласен ли он с ответом товарища и не хочет ли его дополнить.

  • Педагог выслушивает мнение 2-3 пар и обращается к классу с просьбой окончательно сформулировать задание.
  • Следующим обсуждается вопрос «как мы будем выполнять задание». Обсуждение проходит так же, как было описано выше. Результат обсуждения, то есть план действия, фиксируется на доске в виде пиктограммы, которая создаётся из мнемонических опор, созданных педагогом совместно с детьми.

  • Дети выполняют задание, помогая друг другу. Педагог следит за процессом выполнения задания, вмешиваясь лишь в самых необходимых случаях (отказ от работы, отказ от помощи и т.д.). Ошибки в выполнении задания на этом этапе не исправляются педагогом, и не корректируется ход выполнения задания.
  • Проверка результатов осуществляется в парах так же, как было описано выше: педагог предлагает одному человеку в паре отчитаться за выполненное задание, второй человек его может дополнять. Работа пары оценивается всем классом, и ошибки осмысляются и корректируются на данном этапе.
Общие правила организации групповой работы Знакомим младших школьников с основными правилами совместной работы. Знакомим младших школьников с основными правилами совместной работы. Знакомим младших школьников с основными правилами совместной работы. 1). Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания Капитана. 2). Говорить спокойно и ясно; говорить только по делу.   3). Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца. 4). Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок) 5). Уметь защищать общее дело и свою работу в частности.

Общие правила организации групповой работы

  • Знакомим младших школьников с основными правилами совместной работы.
  • Знакомим младших школьников с основными правилами совместной работы.
  • Знакомим младших школьников с основными правилами совместной работы.

1). Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания Капитана.

2). Говорить спокойно и ясно; говорить только по делу.

 

3). Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

4). Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок)

5). Уметь защищать общее дело и свою работу в частности.

Образование групп.     каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное- выполнение различных заданий разными группами) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;    задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;  состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
  • Образование групп. каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное- выполнение различных заданий разными группами) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
В 1-2 классе лучше делить детей на пары или тройки. В 3-4 классе лучше делить класс на группы по 4-5 человек.   Для  сработанности  групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто состав группы не меняют . Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендуют: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами.   При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.   Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест  Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости  всех участников.   
  • В 1-2 классе лучше делить детей на пары или тройки. В 3-4 классе лучше делить класс на группы по 4-5 человек. Для  сработанности  групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто состав группы не меняют . Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендуют: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок. Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников.  
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: 1. Подготовка к выполнению группового задания. - постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); - инструктаж о последовательности работы; - раздача дидактического материала по группам.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания.

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- инструктаж о последовательности работы;

- раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа.    1) Выбираем организатора работы группы (капитана команды).

2. Групповая работа.

1) Выбираем организатора работы группы

(капитана команды).

2) Знакомство с заданием, обсуждение. (Каждый член  группы формулирует общую цель работы : что надо получить в результате.

2) Знакомство с заданием, обсуждение.

(Каждый член группы формулирует общую цель работы : что надо получить в результате.

3) Распределяем работу  (задания, роли)

3) Распределяем работу (задания, роли)

  • Рассмотрите рабочий лист
  • По цепочке прочитайте вслух в группе каждый пункт рабочего листа. Напишите напротив каждого пункта имя члена группы, чтобы каждый принимал участие в работе и знал, когда и что он делает
Распределение  ролевых функций членов группы Капитан – распределяет работу (задания, роли) между членами группы, следит за временем Искатель – занимается поиском информации; Фиксатор – составляет краткую запись, записывает ключевые слова, выводы в ходе обсуждения; Оратор – рассказывает о результатах работы; Оформитель – оформление решения в виде читаемой схемы, рисунка.

Распределение ролевых функций членов группы

Капитан – распределяет работу (задания, роли) между членами группы, следит за временем

Искатель – занимается поиском информации;

Фиксатор – составляет краткую запись, записывает ключевые слова, выводы в ходе обсуждения;

Оратор – рассказывает о результатах работы;

Оформитель – оформление решения в виде читаемой схемы, рисунка.

Чтец - читает вслух; Секретарь - записывает что-то от лица группы; Докладчик - у доски рассказывает, что решила группа; Хронометрист - следит за временем.
  • Чтец - читает вслух;
  • Секретарь - записывает что-то от лица группы;
  • Докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
  • Хронометрист - следит за временем.
4) Каждый член группы выполняет свою часть работы.    5) Обсуждаем результаты работы каждого, оформление общих результатов работы в группе.

4) Каждый член группы выполняет свою часть работы.

5) Обсуждаем результаты работы каждого, оформление общих результатов работы в группе.

6) Решаем, как будет представлен результат работы всему классу (выступаем все вместе, по очереди, отдельные представители группы, роль каждого выступающего и т.д.)   7) Представляем результат работы группы

6) Решаем, как будет представлен результат работы всему классу (выступаем все вместе, по очереди, отдельные представители группы, роль каждого выступающего и т.д.)

7) Представляем результат работы группы

3. Заключительная часть.  - сообщение о результатах работы в группах;  - анализ познавательной задачи, рефлексия;  - общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи  - самооценка.

3. Заключительная часть. - сообщение о результатах работы в группах; - анализ познавательной задачи, рефлексия; - общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи - самооценка.

Основные противопоказания при организации групповой работы  Нельзя:

Основные противопоказания при организации групповой работы Нельзя:

  • формировать пару из двух слабых учеников;
  • требовать полной тишины;
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе;
  • заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1 классе и более половины урока во 2 классе;
   Роль учителя при групповой форме работы.       1. Наблюдать со стороны за ходом  работы групп; быть готовым  прийти на помощь, но только по просьбе группы. 2. Не спешить прерывать работу группы, кроме тех случаев, когда она идёт не по правилам или учащиеся неправильно поняли задание. 3. Не отдавать предпочтение ни одной группе – всем уделять равное внимание.  

   Роль учителя при групповой форме работы.

     

1. Наблюдать со стороны за ходом работы групп; быть готовым прийти на помощь, но только по просьбе группы.

2. Не спешить прерывать работу группы, кроме тех случаев, когда она идёт не по правилам или учащиеся неправильно поняли задание.

3. Не отдавать предпочтение ни одной группе – всем уделять равное внимание.

 

В групповой работе не следует ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут закреплены простейшие формы общения. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок.

В групповой работе не следует ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут закреплены простейшие формы общения. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок.

Регулярное и целенаправленное использование на уроках групповой работы позволяет сделать учебную деятельность в полной мере субъектно- ориентированной,что, в свою очередь, способствует успешной самореализации учащихся и их положительной самооценке, принципиально важной для учебной мотивации.

Регулярное и целенаправленное использование на уроках групповой работы позволяет сделать учебную деятельность в полной мере субъектно- ориентированной,что, в свою очередь, способствует успешной самореализации учащихся и их положительной самооценке, принципиально важной для учебной мотивации.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение парной и групповой форм работы на уроках в начальной школе

Автор: Гущина Марина Николаевна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254324

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Выступление по теме: «Технология Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(124) "vystuplieniie-po-tiemie-tiekhnologhiia-obuchieniie-v-sotrudnichiestvie-orghanizatsiia-ghruppovoi-raboty-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "305235"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457886912"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-usloviia-dlia-riealizatsii-fgos-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-3-klassie-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "227028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440584097"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок окружающего мира "Птичьи новости" "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-ptich-i-novosti"
    ["file_id"] => string(6) "104690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402750990"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "отчёт по самообразованию «Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной активности младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(143) "otchiot-po-samoobrazovaniiu-ispol-zovaniie-ikt-v-nachal-noi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "131279"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416133611"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Использование технологии критического мышления  в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(77) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "107559"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403296864"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства