1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения
2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата
3. Упражнения, развивающие боковое зрение и обрабатывающие прямой взгляд
4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям
5. Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания
6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух
7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания
8. Упражнения, развивающие логическое мышление
9. Упражнения на развитие навыка осознанного чтения
9.1 Логические упражнения
9.2 Игры по составлению слов
10. Упражнения на формирование навыка правильного чтения
11. Упражнения на развитие выразительности чтения
Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом, можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.
1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения
Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.
1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по порциям.
2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н.
3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р.
4) «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: с-с-с-с-
5) «Свеча»: Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем ровный и медленный выдох, затем глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи.
6) «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: фу! Фу! Фу!
7) Летела муха около уха: ж-ж-ж.
2.Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка»
1) Читаем быстро, смотрим внимательно:
ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИОЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ
2) Читаем гласные с ударением на одном из них:
ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ
Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:
ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА
3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):
Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х
3. Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд
1) Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение» и «прямой угол», им предлагается, не отводя взгляда от одной строчки, перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.
2) Раздаточный материал – таблица Шульте (размер 20х20см)
Алгоритм использования:
1. Как можно быстрее назови все числа по порядку от 1 до 25, указывая карандашом или пальчиком;
2. Старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.
4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения
1) Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп:
Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям.
Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д.
«Найди лишнее слово»
Прочитай. Обоснуй свой выбор.
СЛОН МЕДВЕДЬ ТИГРЛЕВ БАБОЧКА КОШКА
«Фотоглаз»
За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?» Например:
ОРЕХ РУЧЕЙ ПЕРЬЯ РАЗОГНАЛСЯ ТРОПИЧЕСКИЕ
ОШЕЛОМЛЁННЫЙ
6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух
«Игра в прятки»
Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.
Чтение со счетом слов
Памятка:
плотно сожми губы и зубы;
читай только глазами;
читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;
ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).
Чтение под звуковой ориентир
На магнитофон начитывается текст с определенной скоростью. Дети должны следить за голосом по книге, успевать озвучивать текст синхронно с магнитофоном. Проверка осуществляется индивидуально: касание плеча ребенка рукой означает – читай вслух. Желательно проводить такую работу систематически. Если в классе нет магнитофона, можно использовать игровое упражнение «Догони». Дети читают отрывок текста хором, вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и «тянутся» за ним, пытаясь «догнать ».
7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания
1) Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:
2) В начало слова или его конец добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?
Роза г пар к
Вол к утка ш
Осы к стол б
3) «Вкусные слова»
Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть на стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух и трех слогов:
халва бублики чай лимонад
вафли виноград вишня мандарин
8. Упражнения, развивающие логическое мышление
Эти упражнения способствуют развитию скорости мышления в процессе чтения, его осознанности.
1) Выполни математическое действие и прочитай слово:
ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л = ? (диван) ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + 0 – ИЛ + ЛЕТ = ? (вертолет)
2) Переставь буквы:
В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.
(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет)
3) Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:
озеро медведь карандаш
Например:
Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.
Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.
4) Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:
озеро медведь карандаш
Например:
Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.
Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.
9. Упражнения на развития навыка осознанного чтения
9.1. Логические упражнения
1 ) Что общего в этих словах и чем они различаются?
Красивый, синий, красный, желтый.Минута, время, час, секунда.Дорога, шоссе, тропинка, путь.Молоко, сметана, простокваша, мясо.
4 ) Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
5 ) Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.
Колос, рота, ваза.
Кора, ЛОТО , боксер.
Молоко, нерест, тарелка.
6 ) Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов в скобках существует такая же связь. Найди четвертое слово.
а) Песня – композитор, самолет – … (аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель).
В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения. К примеру, у детей появляются карточки со словами: «весёлое», «радостное». Анализируя произведение, мы приближаемся к вопросу: а какие чувства испытал сам автор? И записываем на доске другие слова, отражающие настроение автора: (веселое, радостное, счастливое, удивление, возбуждение).
После такой работы дети читают текст намного выразительней, стараясь через чтение передать и своё личное настроение, и настроение автора.