Презентация "Реализация требований ФГОС в образовательной системе «Школа 2100»"
Презентация "Реализация требований ФГОС в образовательной системе «Школа 2100»"
В рамках Образовательной системы «Школа 2100» для достижения нового образовательного результата не только выстроена система общеучебных умений, не только используются технологии, позволяющие эффективно их развивать, но и сформирован понятный алгоритм реализации заявленных целей.На основе системы продуктивных заданий в каждом из учебников достичь целей каждого предмета, а с их помощью обеспечить метапредметные результаты и, в конечном итоге, достичь цели образования – вырастить функционально грамотную личность.
Образовательная система «Школа 2100» дает прекрасные возможности для создания такой образовательной программы в каждой школе, так как успешно решает проблемы преемственности и создания в школе единства подходов в обучении, развитии и воспитании на разных ступенях образования. Это приводит к построению единой развивающей образовательной среды школы, обеспечивающей новый образовательный результат. Не случайно РАО рекомендует «активно использовать успешный опыт Образовательной системы "Школа 2100" в решении задач модернизации российского образования».
УМК «Школа 2100» полностью обеспечивает сочетание результатов предметных, метапредметных:
а) интеллектуально-речевые умения (умение работать с информацией);
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Реализация требований ФГОС в образовательной системе «Школа 2100»"»
Реализация требований ФГОС в образовательной системе«Школа 2100»
Обязательным показателем реализации новых образовательных стандартов становится
личностное развитие каждого ученика
развитие его познавательных интересов, формирование умений планировать и анализировать свою деятельность
применять свои знания и умения в конкретной деятельности
давать оценку личным достижениям
уметь сотрудничать
владеть современными информационно-коммуникационными технологиями и в дальнейшем – успешно реализоваться в современном обществе.
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Традиционный взгляд:
Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ
Какой требовался результат?
ФГОС
«Смена образовательной парадигмы ( цели ). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»
В чем принципиально изменились требования к результату?
Формирование умения учитьСЯ
(учить СЕБЯ)
Универсальные учебные действия (УУД)
УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
УУД - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование УУД
Личностные
самоопределение (личностные, профессиональные,жизненные смыслы и планы)смыслообразование, смыслопорождениеморально-этическая ориентация и нравственная оценка
самоопределение (личностные, профессиональные,жизненные смыслы и планы)
смыслообразование, смыслопорождение
морально-этическая ориентация и нравственная оценка
Регулятивные
Познавательные
целеполаганиепланирование и прогнозированиеконтроль и коррекция, оценкаволевая саморегуляция
целеполагание
планирование и прогнозирование
контроль и коррекция, оценка
волевая саморегуляция
общеучебныелогическиепостановка и решение проблем
общеучебные
логические
постановка и решение проблем
Коммуникативные
сотрудничество и кооперацияпостановка вопросовразрешение конфликтовуправление поведением партнераречевые умения (выражение мысли, монолог, диалог)
сотрудничество и кооперация
постановка вопросов
разрешение конфликтов
управление поведением партнера
речевые умения (выражение мысли, монолог, диалог)
Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса в 1-м классе
Личностные
умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор
Регулятивные
умения организовывать свою деятельность
Познавательные
умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире
Коммуникативные
умения общаться, взаимодействовать с людьми
В начальной школе существует вариативность образовательных программ:
Образовательная Система
«Школа 2100»
- «Начальная школа 21-й век»
- «Школа России»
- «Перспектива»
www.school2100.ru
Единый авторский коллектив
Совет координаторов направлений
Научные руководители
А.А.Вахрушев
Е.В.Бунеева
А.А. Леонтьев Д.И. Фельдштейн
Преемственность
Старшая
Основная
Начальная
Дошкольное
образование
Р.Н.Бунеев
А.В.Горячев
Первым научным руководителем Образовательной системы «Школа 2100» был академик А.А.Леонтьев. Сейчас научным руководителем Образовательной системы является академик Д.И.Фельдштейн.
* Координаторы направлений на своих регулярных заседаниях Совета координаторов вырабатывают общие подходы, которые реализуют в каждом авторском коллективе. Таким образом удается добиться, чтобы на всех этапах образования авторы использовали единые технологии и принципы работы, чтобы учебники и учебные пособия были преемственны.
Д.Д.Данилов
С.А.Козлова
авторский
коллектив
Образовательная система «Школа 2100»
ЗАЧЕМ учить? (цель)
КТО будет учить?
Союз авторов, методистов и более
40 000 педагогов всех регионов России
Функционально грамотная личность - решать любые жизненные задачи, оставаясь при этом достойным человеком! Развитие личности через культуру в деятельности
ЧТО изучать? (содержание)
КАК учить? (технологии)
1) Позиции Школы 2100 совпали ФГОС и СОц.Заказом!!! ПРОБЛЕМА – но как это реализовать?
Проблемный диалог (самим открывать знания)
Продуктивное чтение (понимать смысл текстов)
Оценивание успехов (адекватная самооценка)
УМК от детского сада до старшей школы
2005 г.:Из заключения Российской
академии образования (16.11.2005.)
«…авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированнуюобразовательную системудлямассовойшколы, которая … реализует идеиразвивающегообразования от дошкольной подготовки до окончания школы»
2008 г.:Авторский коллектив «Школы 2100»–лауреат премии Правительства РФ
в области образования
« Затеоретические разработки новой образовательной системы и их практическую реализацию»
В противовес идее приоритета знаний мы всегда рассматривали знания и умения как средство развития личности. И не случайно в решении бюро Президиума РАО от 16 ноября 2005 года в качестве важнейшего достижения Образовательной системы «Школа 2100» было отмечено, что «авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы».
В прошлом году произошло событие, значение которого трудно переоценить. Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год удостоена группа ученых, разработавших и сумевших практически реализовать и внедрить в практику массовой школы Образовательную систему нового поколения «Школа 2100»! Никогда в истории России столь высокая награда не присуждалась за создание новой образовательной системы.
Главная задача Образовательной системы «Школа 2100» , которая уже более 20 лет с успехом решается в школах, работающих по ее материалам, - помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.
Теоретически Образовательная система «Школа 2100» опирается на классические образцы российского образования, лучшие традиции советской школы и современные достижения в области развивающего личностно – ориентированного образования. На практике разработки Образовательной системы «Школа 2100» реализованы более чем в 300-х учебниках и учебных пособиях, над которыми работали более ста ведущих ученых и педагогов России.
Цель «Школы 2100»
Концепция«Педагогика здравого смысла» А.А.Леонтьев(1995 г.)
Функционально грамотная личность
Человек самостоятельный
Человек познающий
Человек, умеющий жить среди людей
«Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами»
« Человек, способный решать самые разные,возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком !»
Единство результата образования
ОС «Школа 2100»
функционально грамотная личность
ФГОС:
портрет выпускника
Патриот , носитель ценностей гражданского общества.
Способный принимать самостоятельныерешения и нести за них ответственность.
Уважающийценностииныхкультур , осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении.
Креативный , мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.
Уважающий других людей, готовыйсотрудничать с ними для достижения совместного результата.
1. Человек самостоятельный:
способный к самостоятельному выбору; отвечающий за свои решения; умеющий нести ответственность за себя и близких
умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации.
2. Человек познающий:
обладающий приемами учения, готовый к постоянному самообразованию;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
Овладение логическими действиями сравнения, анализа… установление причино -следственных связей
Умение договариваться о распределении функций и ролей при совместной деятельности
Использование различных способов поиска, сбора, …, интерпретации информации
Выполнять универсальные логические действия…
Стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, народов и стран, на основе интереса и уважения
Составлять план выполнения задач, решения проблемы , выполнения проекта с помощью учителя
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
Составлять план выполнения задач, работая по плану, сверять свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки
Организовывать учебное взаимодействие в группах
Принципами обучения данного комплекта являются:
принцип адаптивности
принцип развития
принцип психологической комфортности
принцип смыслового отношения к миру
принцип обучения деятельности
«щадящая» система домашних
заданий
принцип «минимакса»
Принцип«МИНИМАКСА»
Ученик может узнатьмаксимум , но должен (под руководством учителя) освоить минимум
принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить
учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить , и избыточные задания, которые они могут выполнить
Роль учебных предметов в формировании личностных и метапредметных результатов
Одно из ключевых понятий предметных программ «Школы 2100» – линии развитияученика средствами предмета.
Это совокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных результатов. Каждый учебный предмет решает как задачи достижения собственно предметных , так и задачи достижения
личностных и метапредметных
результатов.
Средствами достиженияметапредметных результатов в учебниках прежде всего являются:
–предметное содержание;
–образовательные технологии деятельностного типа;
–- продуктивные задания.
В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены ● личностные - красным,
● регулятивные - оранжевым,
● познавательные - синим,
● коммуникативные – зеленым.
Задания, нацеленные на предметный результат, обозначаются точками серого цвета - ● .
Личностные результаты
Оценивать
Объяснять
Самоопределяться
Однозначно оцениваемые поступки (хорошо/плохо)
Отделять поступки от человека. Есть неоднозначные поступки
В предложенных ситуациях делать выбор поступка
У выпускника будут сформированы ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей
из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», М.: «Просвещение», 2010, с. 15
Личностные результаты
Типовые задания
Русский язык: тексты упражнений
Литературное чтение:
Высказывание своего отношения
к прочитанному
Анализ характеров и поступков героев
Окружающий мир:
1 класс с.72
«На каких рисунках человек ведет себя как разумное существо?
Где оно ведет себя не разумно? Объясни.»
4 класс с. 25
«Сформулируй свои собственные правила здорового питания и
объясни их смысл»
Личностные результаты
Регулятивные УУД
Цель и план
Действия по плану
Оценка результата
Совместно с учителем- «режиссером» определять проблему
Самооценка успешности в диалоге с учителем
Работать по плану с использованием учебника
Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», М.: «Просвещение», 2010, с. 16
Регулятивные УУД
Типовые задания
Русский язык:3 класс
«Расскажи все, что ты уже знаешь о глаголах по плану…»
Прочитай определение в рамке. «Всё ли было в твоем рассказе?»
Литературное чтение: приём «Диалог с автором»
Нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов
Математика: «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ»…
Окружающий мир: групповая и парная формы работы
3 вида диалогов: а) диалог в большой группе (учитель - ученик)
б) диалог в небольшой группе (ученик - ученик)
в) диалог в паре (ученик - ученик)
Таблица результатов (с.118-121)
Регулятивные
Познавательные
Личностные
Коммуникативные
Проектная деятельность развивает все универсальные учебные действия
Пример из пособия для 2-4 кл. «Все узнаю, все смогу»
Тема «Школа»
Саша Горячев
Решение жизненных задач развивает все универсальные учебные действия
Пример из учебника «Информатики и ИКТ» 3 класс
Саша Горячев
Технологии, заложенные в учебники «Школы 2100»:
Проблемно-диалогическая технология
изучение нового материала = «решение задач», «самоорганизация»
Технология формирования правильного типа читательской деятельности
чтение и понимание текстов = «коммуникации»
Технология оценки учебных успехов
контроль результатов = «саморегуляция»
В Образовательной системе «Школа 2100» реализуется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания. Технология продуктивного чтения. Такие приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение позволяют прочитать скрытый авторский смысл . Ученики на каждом уроке встречаются с различными видами информации, которые помогают им проникнуть в ту или иную науку, сферу окружающего мира, прежде необходимо вычитать, найти важное, раскодировать и добиться точности понимания текста.
* Третья технология оценки учебных достижений учащихся создает комфортные условия на уроках, так как включает каждого ученика в процесс оценки собственной деятельности (самооценка).
Данная технология помогает ребятам анализировать результат свой работы, оценивать что получается хорошо, что требует особого внимания.
Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок?
1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2) Выдвижение версий.
3)Актуализация имеющихся знаний.
4) Составление плана решения проблемы .
5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6)Выражениерешения проблемы и п рименение нового знания на практике.
Какую группу новых результатов, прежде всего, развивает проблемный диалог : личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные?
Регулятивные– умение решать проблемы: цель – решение
Коммуникативные– вести диалог
Познавательные– извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Личностные– в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Проблемно-диалогическая технология обеспечивает
развитие регулятивных умений.Окружающий мир. 3 класс
Определяем проблему урока
Сравниваем свой вывод
с авторским
Вспоминаем то, что знаем
Решаем проблему
Открываем новые знания
Применяем новые знания
Технологияпродуктивного чтенияЦель – понимание текстов: в явном виде, не явном и главноеСредство – активные приемы на трех этапах работы с текстом
Три этапа работы с текстом
1) До чтения текста. Предположение о чем будет текст по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение) Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения
2) Во время чтения текста. Изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором: делая паузы в чтении для того чтобы:
задать вопрос автору по прочитанному ( В ),
предположить ответ ( О ),
при дальнейшем чтении найти в текст ответ на возникший вопрос и проверить себя ( П ).
Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста.
3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта) в т.ч. с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
Какую группу новых результатов,
прежде всего, развиваетпродуктивное чтение:
личностные, регулятивные,
коммуникативные, познавательные?
Коммуникативные– формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора)
Познавательные– извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию
Личностные– в случае если анализ текста порождает оценочные суждения
Регулятивные– умение работать по плану (алгоритму)
Технология оценивания учебных успехов Цель – развитие контрольно-оценочной самостоятельности Средство - коренное изменение школьных правил оценивания
ТО учебных успехов
Оценивание в жизни
ЧТО : умение по применению знаний в ходе выполнения заданий
КТО : ученик (самооценка) и Учитель в диалоге
ЧТО : Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика)
КТО : Мы сами – по итогу деятельности
Традиции оценивания
ЧТО : знания – отметкой (знак в некой системе)
КТО : учитель
7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ
ЧТО?Всё! Но отметка – за решение задачи
КТО?Ученик + Учитель в диалоге
СКОЛЬКО?Одна задача – одна отметка
ГДЕ?В таблице требований по умениям
КОГДА?Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи)
КАК?По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок)
ИТОГОВЫЕ?
Среднеарифметическое
за учебный модуль
мини
макс
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС В СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
Новый результат
Метапредметные результаты
Регулятивные . Коммуникативные . Познавательные
Личностные результаты
Предметное содержание
Рус ский язык . Литератур ное чтение . Матема тика . Окружающий мир . Техно лог ия и искус ство . Информатика . Рито ри ка .
Технология продуктивного чтения
Форма групповой работы
Технология проблемного диалога
Технология оценивания
Программа духовно-нравственного воспитания и развития
На данной схеме показано, каким образом ОС «Школа 2100» обеспечивает достижение метапредметных и личностных результатов при условии соблюдения целей, содержания и технологий. Результаты достигаются во-первых при изучении предметов, во-вторых, при соблюдении технологий, и в третьих в случае использования проектов и жизненных задач.
Проект ная техно логия и Жизн енные зада чи
О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы
оценочные умения
организационные умения
коммуникативные умения
интеллектуальные умения
средне
хор.
отл.
плохо
ОБЩИЕ результаты диагностики нового образовательного результата (ОУУ = УУД) в соответствии с новым ФГОС
Компетентностные задачи. 2008 год, 11 регионов РФ, около 60 школ, 80 классов,
1000 выпускников начальной школы, обучавшихся по «Школе 2100»
100
86
84
72
70
68
62
50
0
54
« Школа 2100 учит наших детей думать, анализировать, не бояться говорить, предлагать свои мысли, идеи. Школа 2100 учит детей быть самостоятельными! И это здорово!»
«хорошая программа, немного сложноватая, в некоторых местах, но очень развивающая, даже слабые дети с обучением по этой программе выше на несколько ступеней, просто в первом классе надо научить ребенка учиться, помочь ему вот и все».
«Это школа мышления, действия и развития способностей у детей»…
Все нравится, и даже если в первом классе пришлось чуть больше посидеть над уроками - то во втором эта проблема ушла - ребенок со всем справляется, и что очень важно - слишком велик интерес к учёбе!
Требования к результатам
освоения основной образовательной
программы
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
Владеющий основами умения учиться
Любящий родной край и свою страну
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
Умеющий высказать свое мнение
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих