kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему: " Системно - деятельностный подход у школьников начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методологической основой Стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход.

 Системно-деятельностный подход (СДП) ориентирован на достижение основного результата - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

 СДП предполагает смещение акцентов в  построении образовательного процесса от модели "Чему учить?" (обновление содержания)  к модели "Как учить?" (обновление средств обучения). Как обучать в новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: " Системно - деятельностный подход у школьников начальной школы"»

Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,  а тому, как они должны думать,  то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг .

Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС

Когда людей станут учить не тому,

что они должны думать,

а тому, как они должны думать,

то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг .

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»

Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний , а в том, чтобы научить учиться .   При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности .  Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний , а в том, чтобы научить учиться .

При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности . Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

Проблема : снижение учебной успешности у значительной части учащихся при переходе из начальной ступени в среднюю вследствие рассогласованности образовательного процесса на ступенях школы на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Проблема : снижение учебной успешности у значительной части учащихся при переходе из начальной ступени в среднюю вследствие рассогласованности образовательного процесса на ступенях школы на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Факторы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. Начальная школа и основная школа кардинально отличаются друг от друга тем, что устроены по-разному. В начальной школе один учитель, который отвечает за результат работы четырех лет. Кризис основной школы связан с несколькими причинами.   Одна из главных — трудный пубертатный возраст, взросление, гормональная перестройка.  Вторая : на смену одному главному учителю, отвечающему за «целое», приходит множество предметников.   Третья – усложнение учебного материала.   На это накладываются достаточно резкие перемены в жизни школьников - повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, новые отношения с учителями-предметниками, со сверстниками.

Факторы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. Начальная школа и основная школа кардинально отличаются друг от друга тем, что устроены по-разному. В начальной школе один учитель, который отвечает за результат работы четырех лет. Кризис основной школы связан с несколькими причинами.

Одна из главных — трудный пубертатный возраст, взросление, гормональная перестройка. Вторая : на смену одному главному учителю, отвечающему за «целое», приходит множество предметников.

Третья – усложнение учебного материала.

На это накладываются достаточно резкие перемены в жизни школьников - повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, новые отношения с учителями-предметниками, со сверстниками.

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: ФГОС  Смена образовательной парадигмы  (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»  Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

Традиционный взгляд:

ФГОС

Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»

Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний ,  а в том, чтобы научить учиться .   При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности .

Задача системы образования состоит

не в передаче объема знаний ,

а в том, чтобы научить учиться .

При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности .

СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД →ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  = системно – деятельностный подход (СДП) ИННОВАЦИЯ – нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление в системы. Среди отечественных известные еще с 20-х годов русские ученые:  Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др. Среди зарубежных ученых – Э.Колли, А.Комбс, А.Маслоу и др.

СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД →ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = системно – деятельностный подход (СДП)

ИННОВАЦИЯ –

нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление в системы.

Среди отечественных известные еще с 20-х годов русские ученые:

Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков

и др.

Среди зарубежных ученых –

Э.Колли,

А.Комбс,

А.Маслоу

и др.

Собственная УД школьников – важная составляющая СДП деятельность   Какова деятельность – такова и личность   Вне деятельности нет личности УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Text Text личность

Собственная УД школьников – важная составляющая СДП

деятельность

Какова деятельность – такова и личность

Вне деятельности нет личности

УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Text

Text

личность

Притча «Не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.»

Притча

«Не надо давать рыбу,

надо научить ловить ее.»

Системно-деятельностный подход Позиция учителя :  к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика:  за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Системно-деятельностный подход

Позиция учителя : к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Основные виды УУД вопросы общения общеучебные унив.д. целеполагание знаково-символические д. Коммуникативные УУД  планирование логические унив.д. прогнозирование постановка и решение проблемы Познавательные УУД  контроль коррекция Регулятивные УУД  оценка саморегуляция самоопределение Личностные УУД  смыслообразование нравственно-этическая ориентация

Основные виды УУД

вопросы общения

общеучебные унив.д.

целеполагание

знаково-символические д.

Коммуникативные УУД

планирование

логические унив.д.

прогнозирование

постановка и решение проблемы

Познавательные УУД

контроль

коррекция

Регулятивные УУД

оценка

саморегуляция

самоопределение

Личностные УУД

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

Как научить учиться? УУД Ценностные ориентиры формирование гражданской идентичности развитие личности  СДП ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.

Как научить учиться?

УУД

Ценностные

ориентиры

формирование

гражданской

идентичности

развитие

личности

СДП

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.

Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.  Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения . 14

Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.

Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения .

14

КАК ПРОВОДИТЬ УРОКИ? 1-й этап формирования УУД Нужно создать условия для того, чтобы ученик приобретал опыт самоизменения. Таким образом, он будет выполнять весь комплекс УУД, входящих в ФГОС.

КАК ПРОВОДИТЬ УРОКИ?

1-й этап формирования УУД

Нужно создать условия для того, чтобы ученик приобретал опыт самоизменения. Таким образом, он будет выполнять весь комплекс УУД, входящих в ФГОС.

КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНЯЕТ СЕБЯ, ПОЗНАЕТ НОВОЕ? Схема-аксиома « Рефлексивная самоорганизация » где  1 − действие, в котором возникло  затруднение;  2 − фиксирование затруднения;  3 − анализ этапов действия и определение  места затруднения (исследование − И);  4 − определение причины затруднения  (критика − К);  5 − постановка цели и проектирование (П);  6 − реализация проекта. 6 2 1 И К П 3 4 5

КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНЯЕТ СЕБЯ, ПОЗНАЕТ НОВОЕ?

Схема-аксиома « Рефлексивная самоорганизация »

где 1 − действие, в котором возникло

затруднение;

2 − фиксирование затруднения;

3 − анализ этапов действия и определение

места затруднения (исследование − И);

4 − определение причины затруднения

(критика − К);

5 − постановка цели и проектирование (П);

6 − реализация проекта.

6

2

1

И

К

П

3

4

5

Последовательная реализация СДП повышает эффективность образования  по показателям : придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера; более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний; 17

Последовательная реализация СДП

повышает эффективность образования

по показателям :

  • придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

17

существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

17

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;  от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. 17

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

17

Продуктивные задания – главное средство  За что Петра I называли «великим»? Перескажи текст о Петре I = Личностные результаты  Почему корабли сделанные из железа не тонут? Перечисли основные свойства воды. = Познавательные УУД Решению продуктивных задач надо учить: Осмысли задание (что надо сделать?) Найди нужную информацию (текст, рис…) Преобразуй  информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулируй  (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя 17

Продуктивные задания – главное средство

За что Петра I называли «великим»?

Перескажи текст о Петре I

=

Личностные результаты

Почему корабли сделанные из железа не тонут?

Перечисли основные свойства воды.

=

Познавательные УУД

Решению продуктивных задач надо учить:

  • Осмысли задание (что надо сделать?)
  • Найди нужную информацию (текст, рис…)
  • Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
  • Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
  • Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

17

Технология критического мышления  Цель : развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни Характерные особенности : оценочность; открытость новым идеям; собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Технология развития критического мышления и её основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута.

Технология критического мышления Цель : развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни

Характерные особенности :

  • оценочность;
  • открытость новым идеям;
  • собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Технология развития критического мышления и её основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута.

Формирование способа действий       Чтобы плыть с попутным ветром,   современному педагогу необходимо   владеть современными технологиями.

Формирование способа действий

Чтобы плыть с попутным ветром, современному педагогу необходимо владеть современными технологиями.

Решение за вами! ФГОС: стихийное бедствие или осуществление мечты? 17

Решение за вами!

ФГОС: стихийное бедствие или осуществление мечты?

17


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация на тему: " Системно - деятельностный подход у школьников начальной школы"

Автор: Борисова Татьяна Игоревна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275435

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Обучение младших школьников решению задач  на основе системно-деятельностного подхода к обучению "
    ["seo_title"] => string(116) "obuchieniie-mladshikh-shkol-nikov-rieshieniiu-zadach-na-osnovie-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-k-obuchieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "134259"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416723815"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Использование ИКТ в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(41) "ispol-zovaniie-ikt-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "203533"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429513510"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Инновации в начальном образовании с внедрением ФГОС второго поколения Бочкарева Ольга Александровна"
    ["seo_title"] => string(80) "innovatsii_v_nachalnom_obrazovanii_s_vnedreniem_fgos_vtorogo_pokoleniia_bochkare"
    ["file_id"] => string(6) "584425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1625474806"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Мастер класс по теме «Использование элементов технологии деятельностного метода на уроках татарского языка» "
    ["seo_title"] => string(122) "mastier-klass-po-tiemie-ispol-zovaniie-eliemientov-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-na-urokakh-tatarskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190186"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427117484"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства