Презентация на тему: " Системно - деятельностный подход у школьников начальной школы"
Презентация на тему: " Системно - деятельностный подход у школьников начальной школы"
Методологической основой Стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход (СДП) ориентирован на достижение основного результата - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
СДП предполагает смещение акцентов в построении образовательного процесса от модели "Чему учить?" (обновление содержания) к модели "Как учить?" (обновление средств обучения). Как обучать в новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: " Системно - деятельностный подход у школьников начальной школы"»
Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС
Когда людей станут учить не тому,
чтоони должны думать,
а тому,какони должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычныеспособы действияс очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которойнадо действовать– вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»
Г. А. Цукерман, доктор псих. наук
Задача системы образования состоитне в передаче объема знаний, а в том, чтобынаучить учиться.
При этомстановление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.
Проблема: снижение учебной успешности у значительной части учащихся при переходе из начальной ступени в среднюю вследствие рассогласованности образовательного процесса на ступенях школы на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Факторы.Это обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. Начальная школа и основная школа кардинально отличаются друг от друга тем, что устроены по-разному. В начальной школе один учитель, который отвечает за результат работы четырех лет. Кризис основной школы связан с несколькими причинами.
Одна из главных— трудный пубертатный возраст, взросление, гормональная перестройка.Вторая: на смену одному главному учителю, отвечающему за «целое», приходит множество предметников.
Третья– усложнение учебного материала.
На это накладываются достаточно резкие перемены в жизни школьников - повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, новые отношения с учителями-предметниками, со сверстниками.
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Традиционный взгляд:
ФГОС
Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»
Основная задача школы - дать хорошие прочныеЗНАНИЯ
Задача системы образования состоит
не в передаче объема знаний,
а в том, чтобынаучить учиться.
При этомстановление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД →ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ= системно – деятельностный подход (СДП)
ИННОВАЦИЯ –
нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление в системы.
Среди отечественных известные еще с 20-х годов русские ученые:
УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Text
Text
личность
Притча
«Не надо давать рыбу,
надо научить ловить ее.»
Системно-деятельностный подход
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Основные виды УУД
вопросы общения
общеучебные унив.д.
целеполагание
знаково-символические д.
Коммуникативные УУД
планирование
логические унив.д.
прогнозирование
постановка и решение проблемы
Познавательные УУД
контроль
коррекция
Регулятивные УУД
оценка
саморегуляция
самоопределение
Личностные УУД
смыслообразование
нравственно-этическая ориентация
Как научить учиться?
УУД
Ценностные
ориентиры
формирование
гражданской
идентичности
развитие
личности
СДП
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.
Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.
Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то естьсамоизменения.
14
КАК ПРОВОДИТЬ УРОКИ?
1-й этап формирования УУД
Нужно создать условия для того, чтобы ученик приобреталопыт самоизменения.Таким образом, он будет выполнять весь комплекс УУД, входящих в ФГОС.
КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНЯЕТ СЕБЯ, ПОЗНАЕТ НОВОЕ?
Схема-аксиома«Рефлексивная самоорганизация»
где 1 − действие, в котором возникло
затруднение;
2 − фиксирование затруднения;
3 − анализ этапов действия и определение
места затруднения (исследование − И);
4 − определение причины затруднения
(критика − К);
5 − постановка цели и проектирование (П);
6 − реализация проекта.
6
2
1
И
К
П
3
4
5
Последовательная реализация СДП
повышает эффективность образования
по показателям:
придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
17
существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
17
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
17
Продуктивные задания – главное средство
За что Петра I называли «великим»?
Перескажи текст о Петре I
=
Личностные результаты
Почему корабли сделанные из железа не тонут?
Перечисли основные свойства воды.
=
Познавательные УУД
Решению продуктивных задач надо учить:
Осмысли задание (что надо сделать?)
Найди нужную информацию (текст, рис…)
Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
17
Технология критического мышления Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни
Характерные особенности:
оценочность;
открытость новым идеям;
собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Технология развития критического мышления и её основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута.
Формирование способа действий
Чтобы плыть с попутным ветром,современному педагогу необходимовладеть современными технологиями.