kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение младших школьников решению задач на основе системно-деятельностного подхода к обучению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования и науки Самарской области

 

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

 

 

 

 

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации

по ИОЧ ВБ: 17.02.2014 – 21.02.2014

 «Затруднения младших школьников при решении задач

и пути их устранения»

 

 

 

 

 

План-конспект урока математики  на тему

 «Обучение младших школьников решению задач

на основе системно-деятельностного подхода к обучению»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Наумова Елена Ивановна,

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ с. Новопавловка

Большеглушицкого  района

Самарской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2014

 

 

План-конспект урока.

Тема: Составление и решение задач на сложение и вычитание.

1.ФИО: Наумова Елена Ивановна

2.Место работы: ГБОУ ООШ с.Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области.

3. Должность: учитель начальных классов.

4. Предмет: математика.

5. Класс:1

6.Тема и номер урока в теме.

7. Базовый учебник: Математика, 1 класс, УМК «Школа России», издательство «Просвещение».

8. Цель урока: создание условий для формирования у учащихся навыка решения задач,сформулировать понятия ,  «больше (меньше) на …», «больше (меньше) на …», «увеличить (уменьшить) на …» при составлении схем, записи и обосновании числовых выражений; моделировать условие задачи с помощью предметов, схематических рисунков и схем, выявлять известные и неизвестные величины. Анализировать задачи, определять корректность формулировок, дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом.

9.Задачи:

Обучающие

- обучить учащихся построению монологического высказывания;

- организовать работу по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путем наблюдения;

- формировать у учащихся навык решения задач .

 

Развивающие

- способствовать развитию логического мышления учащихся;

- обогащать словарный запас учащихся;

- развивать познавательную активность;

- развивать математические исследовательские способности.

Воспитательные

- воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг к другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей), интерес к предмету.

 

10.Тип урока – урок сообщения нового материала.

11.Формы работы учащихся – индивидуальная, самостоятельная, разноуровневая.

 

1.Личностные УУД

  • включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
  • осознание ответственности ученика за общее благополучие класса

 

2.Регулятивные УУД

Ученик развивает навыки:

  • принимать и сохранять  заданную учебную цель,
  • учитывать,  выделенные учителем,  ориентиры действия в учебном материале,
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • адекватно понимать оценку взрослого,
  • взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3.Познавательные УУД

Школьник учится:

  • осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
  • обобщать полученные знания,
  • использовать знаково-символическоое моделирование.
  • осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4.Коммуникативные УУД

Школьник учиться:

  • слушать собеседника,
  • задавать вопросы,
  • контролировать действия партнёра,
  • эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

 

Планируемые результаты
 (личностные, метапредметные и предметные)

  • Выполнять  устные и письменные арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
  • Решать текстовые задачи, уметь анализировать задачи, оценивать правильность хода решения
  • Развивать  пространственное воображение.
  • Вести логически-поисковую деятельность, работать с таблицами, анализировать данные и обобщать их.

 

Оборудование урока:

  • компьютер
  • интерактивная доска
  • Мультимедийный проектор
  • презентация урока
  • демонстрационный раздаточный материал
  • смайлики
  • опорные слова

Формы работы: самостоятельная работа. индивидуальная работа, разноуровневая работа.

Методы обучения:

 

  • словесный (беседа, диалог);
  • практический (опыт, моделирование);
  • наглядный (наблюдение, презентация);
  • репродуктивный;
  • исследовательский.

Просмотр содержимого документа
«Обучение младших школьников решению задач на основе системно-деятельностного подхода к обучению »

Министерство образования и науки Самарской области


Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования





Итоговая работа

по курсу повышения квалификации

по ИОЧ ВБ: 17.02.2014 – 21.02.2014

  1. «Затруднения младших школьников при решении задач
  2. и пути их устранения»






План-конспект урока математики на тему

«Обучение младших школьников решению задач

на основе системно-деятельностного подхода к обучению»







Выполнила:

Наумова Елена Ивановна,

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ с. Новопавловка

Большеглушицкого района

Самарской области









Самара 2014


План-конспект урока.

Тема: Составление и решение задач на сложение и вычитание.

1.ФИО: Наумова Елена Ивановна

2.Место работы: ГБОУ ООШ с.Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области.

3. Должность: учитель начальных классов.

4. Предмет: математика.

5. Класс:1

6.Тема и номер урока в теме.

7. Базовый учебник: Математика, 1 класс, УМК «Школа России», издательство «Просвещение».

8. Цель урока: создание условий для формирования у учащихся навыка решения задач,сформулировать понятия ,  «больше (меньше) на …», «больше (меньше) на …», «увеличить (уменьшить) на …» при составлении схем, записи и обосновании числовых выражений; моделировать условие задачи с помощью предметов, схематических рисунков и схем, выявлять известные и неизвестные величины. Анализировать задачи, определять корректность формулировок, дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом.

9.Задачи:

Обучающие

- обучить учащихся построению монологического высказывания;

- организовать работу по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путем наблюдения;

- формировать у учащихся навык решения задач .


Развивающие

- способствовать развитию логического мышления учащихся;

- обогащать словарный запас учащихся;

- развивать познавательную активность;

- развивать математические исследовательские способности.

Воспитательные

- воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг к другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей), интерес к предмету.


10.Тип урока – урок сообщения нового материала.

11.Формы работы учащихся – индивидуальная, самостоятельная, разноуровневая.



1.Личностные УУД

  • включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

  • осознание ответственности ученика за общее благополучие класса


2.Регулятивные УУД

Ученик развивает навыки:

  • принимать и сохранять заданную учебную цель,

  • учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

  • адекватно понимать оценку взрослого,

  • взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3.Познавательные УУД

Школьник учится:

  • осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,

  • обобщать полученные знания,

  • использовать знаково-символическоое моделирование.

  • осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4.Коммуникативные УУД

Школьник учиться:

  • слушать собеседника,

  • задавать вопросы,

  • контролировать действия партнёра,

  • эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.


Планируемые результаты
(личностные, метапредметные и предметные)

  • Выполнять устные и письменные арифметические действия с числами и числовыми выражениями.

  • Решать текстовые задачи, уметь анализировать задачи, оценивать правильность хода решения

  • Развивать пространственное воображение.

  • Вести логически-поисковую деятельность, работать с таблицами, анализировать данные и обобщать их.


Оборудование урока:

  • компьютер

  • интерактивная доска

  • Мультимедийный проектор

  • презентация урока

  • демонстрационный раздаточный материал

  • смайлики

  • опорные слова

Формы работы: самостоятельная работа. индивидуальная работа, разноуровневая работа.

Методы обучения:


  • словесный (беседа, диалог);

  • практический (опыт, моделирование);

  • наглядный (наблюдение, презентация);

  • репродуктивный;

  • исследовательский.


Технологическая карта урока.

Этапы работы

Содержание этапа

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

Самоопределение к деятельности

(2 мин)


Доброе утро, дети! Сегодня на уроке вам понадобятся учебник, рабочая тетрадь, математический пенал.

- Всё готово к работе? Тогда начинаем урок математики.

- Чем мы обычно занимаемся на уроках математики? (Решаем примеры, сравниваем числа, чертим и измеряем отрезки, решаем задачи, узнали  из каких частей состоит задача)

- Что узнали о задаче? (задача состоит из условия, вопроса, решения, ответа)


УУД личностные:освоить личностный смысл учения, желание учиться.Метод: объяснительно-иллюстративный.

2.

Актуализация опорных знаний. (3 мин)


Цель нашего урока - будем учиться составлять и моделировать задачи и решать их.

Что такое задача?

- Из каких частей она состоит? Составьте модель задачи.

- Для чего нам нужно уметь решать задачи?

- Прежде, чем мы продолжим работу над задачей, проверим ваши вычислительные умения

- Для чего вам это нужно?


Принятие цели урока, планирование деятельности

УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач

Метод: объяснительно-иллюстративный.


3.

Изучение нового учебного материала. Постановка учебной задачи. (4 мин)


-  Электронное приложение

Дети слушают задачу: Миша положил в коробку 5 красных кубика и 2 синих кубика. Сколько кубиков стало в коробке?

Составьте модель и решите задачу. Свою работу проверьте по эталону

(идёт демонстрация   с электронного приложения  модели и  решения задачи)

- Оцените свою работу. ( Дети выбирают жёлтый кружок.)

- Вы молодцы, вы все справились с заданием. Я рада за вас!


Ответы учеников





Индивидуальная работа

УУД регулятивные:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с электронным приложением;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. учебной деятельности

УУД познавательные:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

отвечать на вопросы учителя



УУД личностные: желание учиться



Физкультминутка (2 мин)


Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

(движения маятника)

Вот и стали мы сильней,

(показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)


Выполняют все движения за учителем.

Организовать смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости у детей



4.

Закрепление учебного материала. Постановка проблемного вопроса 2 (5 мин).


Послушайте, что я вам прочитаю.

«У Васи было 4 красных шарика. А у Коли зелёные шарики. Сколько всего шариков у мальчиков?»

- Что я прочитала? (задача)

- Докажите, что это задача (есть условие, вопрос, можно её решить )

- Составьте модель к этой задаче и решите её.

Ситуация разрыва

- Что-то не получается? В чём проблема? Давайте проверим.

- Условие есть? (есть) Вопрос есть? (есть) Что не так?

(дети замечают, что  в условии не сказано, сколько у Коли зелёных шариков)

- Какой делаем вывод? (нужно внимательно, грамотно читать задачу)

- А эта задача?  «У Васи было 4 красных шарика. А у Коли 3 зелёных шарика. Сколько всего шариков у мальчиков?»

- Теперь можем составить модель задачи и решить её? 



- Проверьте по эталону свою работу.

4+3=7 (ш.)

- Я рада, что вы справились с этим заданием. Оцените себя.

Работа в тетради №1

- Ваша задача такова: Дополните  условие и реши задачу:

«У Юры было  5           машинок. Ему подарили ещё 2 машинки…..

(Сколько машинок стало у Юры?)


Дети самостоятельно

пытаются построить

схему к условию задачи










































( Да.)





( дети моделируют и составляют из разрезных цифр решение задачи)



(дети оценивают себя кругами: жёлтым, зелёным)


УУД коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга

УУД регулятивные: принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи





УУД коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы

УУД познавательные: умение моделировать и анализировать;

умение наблюдать и делать простые выводы





УУД познавательные: умение находить необходимую информацию





УУД коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи





УУД регулятивные: умение корректировать выполнение задания


5.

Систематизация знаний. Первичное закрепление (10 мин)


- Составьте модель задачи,  решите её и запишите решение задачи в тетрадь.

- У кого что получилось?  Зачитайте свои решения.

- Вы молодцы, вы все справились с заданием. Я рада за вас!

- Молодцы! Что помогло вам справиться с решением задачи? Докажите.

- Сейчас Квадрик предлагает вам выполнить следующие задания в парах. Вы будете работать на компьютере.

- Я хочу вам дать совет: Вам нужно договориться, кто будет руководителем при решении первой задачи, а затем кто будет руководителем при решении второй  задачи, вам нужно будет поменяться местами. Главное договориться!

- Проверьте по эталону свою  первую работу, затем вторую.

























Ребята выбирают

правильный вариант ответа.


(дети рассаживаются парами за компьютеры, договариваются и выполняют задания)


УУД регулятивные:

умение соотносить правильность выполнения задания с образцом

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.


6.

Рефлексия. Итог урока (7 мин)


Урок подходит к завершению.

Самооценка деятельности учащихся в оценочном листе:

1.Умею внимательно читать условие задачи

- Что значит внимательно    читать условие  задачи?

2. Умею моделировать

3 Умею решать простую задачу

- А теперь проверьте себя с  понедельником. Возьмите голубой лист самооценки и сегодняшний лист

- Что мы видим? Мы выросли с вами? (дети сравнивают  свои достижения)

-Это наше достижение!

- Мы справились с поставленной целью?

- Спасибо за урок! Вы молодцы!












Дети оценивают себя в листах самооценки

Личностные УУД: личностный рост, личные достижения; освоить личностный смысл учения, желание учиться



УУД регулятивные:

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения


7.

Домашнее задание по выбору (1 мин)


Предлагает домашнее задание (устное), (на карточках схемы, т.е. рисунки) смоделировать простую задачу.


Принимают поставленную задачу.

УУД регулятивные: Формировать умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, создавать модель для выполнения учебного задания.



Приложение к плану-конспекту урока

Перечень используемых на данном уроке ЭОР


Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

информационный

презентация

http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/starinnye-mery-dliny0.html

2

практический

Модель

http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/starinnye-mery-massy

3

информационный

презентация

http://traditio-ru.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D

4

практический

презентация

http://festival.1september.ru/articles/619342/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Наумова Елена Ивановна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134259

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства