Использование ИКТ в начальной школе
МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского»
Автор: Позднякова Галина Геннадьевна,
учитель начальных классов
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено –точнее «Модель 1:1»
Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.
Для учителя компьютер – это необходимость. Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.
Таким образом, ИКТ существенно помогают педагогу в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.
Учащиеся на примере учителя уже знают что компьютер – незаменимая часть образовательного процесса, а не только принадлежащая для игр, хотя игры тоже играют свою роль в этом процессе. При помощи компьютера можно получать массу интересной информации, создавать книги, газеты, новые учебные пособия, программы, писать письма, сочинения, оформлять классные стенды и т.д.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
Использование ИКТ повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
При использовании ИКТ расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
Обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. И, конечно же, способствует повышению качества образования.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Чтобы применение компьютера на уроках давало положительные результаты, я стараюсь правильно организовать работу учебного процесса:
компьютерные задания составляю в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;
учитываю гигиенические нормы для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут на уроке. Поэтому стараюсь использовать эти минуты с наибольшей эффективностью.
При разработке компьютерной поддержки предмета определяю:
- какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения, каких дидактических задач;
- какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
- какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;
- какие уроки целесообразно делать компьютерными;
- как организовать компьютерные занятия.
Мультимедийный урок строю по той же структуре системно-деятельностного метода.
При объяснении нового материала предварительно подбираю мультимедийный материала по теме. Могу представить учащимся готовую медиалекцию или озвученную анимацию, предложить рассмотреть схему или таблицу, транслирующуюся на компьютеры учеников или дать проблемное задание, в ходе выполнения которого под моим руководством будет разъяснен новый материал. Использование проектора при объяснении нового материала позволяет усилить наглядность.
При закреплении и систематизации знаний мультимедийные материалы по изучаемой теме подбираю таким образом, чтобы обеспечить учеников достаточным количеством интерактивных заданий и упражнений. Таким образом, организую индивидуальную и групповую работу.
С применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.
Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока.
Литература:
1. Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.
2. Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников английскому языку. «Начальная школа». № 4 2006г
3. Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2009г
4. Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г