НАРУШЕНИЕ
ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Учитель начальных классов
Османова Ирма Борисовна
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;
2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным,
а должен производиться с учетом психологических
особенностей детей и литературных особенностей текстов;
3) учителем должна вестись систематическая работа по
предупреждению ошибочного чтения;
4) учителем должна быть использована в работе
целесообразная система исправления допущенных при чтении
ошибок;
5) специально должно быть организовано обучение чтению
про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом,
беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение”
(в плане внутренней речи),
собственно чтение про себя.
Преодоление трудностей при обучении письму
и чтению в начальной школе может идти
по следующим направлениям:
1. Формирование правильного звукопроизношения;
2. Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов,
фонематических представлений;
3. Активизация и обогащение словарного запаса;
4. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления,
межанализаторных связей;
5. Формирование связной речи (подробный, выборочный и краткий
пересказ), составление рассказа по серии картинок, по предложенному
плану, по началу или концу текста;
6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок
(на своем теле, в трех- и двухмерном пространстве, дермалексия,
моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструкция букв,
развитие мнемонических способностей и др.);
7. Развитие движений пальцев и кистей рук (массаж и самомассаж пальцев,
игры с пальчиками, обводка контуров, штриховка, работа с ножницами,
пластилином, мозаикой).
Работа с буквами
- Называние букв, написанных на карточках правильно
и зеркально.
- Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том,
как расположены их элементы.
- Ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с
закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение
на столе, придумывание с ними слов.
- «На что похожа буква?» Рисование букв по ассоциации,
например, «П» - ворота, перекладина, «Г» - вешалка, «Ч» - стул.
- Дермалексия - узнавание буквы, «написанной» на спине,
на ладони, в воздухе, на столе.
- Обведение букв по трафарету.
- Придумывание слов, содержащих заданную букву в
определенной позиции.
Работа со слогами
- Придумывание слов, содержащих заданный слог
в определенной позиции (начало, середина, конец слова).
- Составление слоговых схем.
- Составление слога по картинкам (например, при изображении
мака и одуванчика слог образуется из первых звуков
этих слов «мо»).
- Составление слогов из букв разрезной азбуки.
- Изменение порядка звуков в слоге (назвать получившийся слог).
- Выбор из слогового ряда только тех слогов, которые
начинаются на гласный звук.
- Выбор из предложенного ряда только слогов, заканчивающих
гласным звуком.
Работа со словами
- Отгадывание ребусов.
- Подбор слов в смысловой ряд (назвать признак предмета,
обобщающее слово).
- Деление слов на слоги с выделением ударного слога.
- Подбор слов к звукослоговым схемам.
- Подбор родственных слов к заданному слову.
- Составление слова по начальным звукам других слов
(«мука, яблоко, чашка» - «мяч»); по последним звукам
(«рыба, сон, азбука, каштан, капуста, нос» - «ананас»).
- Составление цепочки слов, отличающихся одним звуком
(«зайка - майка - чайка - гайка - сайка - лайка - шайка»).
- Чтение слов в обратном порядке («сон - нос»).
- Составление из двух слов одного («пар и воз - паровоз»).
- Подбор синонимов и антонимов к заданному слову.
- «Чехарда» (чтение слов сложной слоговой структуры наоборот)
- Поиск в тексте заданных слов.
- Чтение только второй половины слов.
- Чтение строчек наоборот по буквам.
Работа со словосочетаниями
- Подбор прилагательных (признаков предмета) к заданному слову.
- Подбор существительных к прилагательным.
- Работа с прилагательными, у которых пропущены окончания.
- Сочетания существительных с глаголами: подбор глаголов к
заданному существительному («Что можно сделать с морковью?»-
«Съесть, посадить, выкопать, порезать, потереть, сварить, вымыть» и т.д.);
- Подбор существительного к заданному глаголу с предлогом
(«прийти к …», «уйти от …»); подбор нужного глагола в зависимости
от рода и числа существительного («Женя нарисовал», «Женя нарисовала»).
- Сочетание существительного с числительным.
Работа с предложением
- Составление предложений по схемам.
- Выделение границ предложений в тексте.
- Соединение разорванных частей предложений
«Падает липкий. Снег громко лает. Шарик». –
«Падает липкий снег. Громко лает Шарик»).
- Составление предложений с заданным количеством слов.
- Быстрое многократное произнесение предложений.
- Чтение текста через слово.
- Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой
некоторых их букв
- Чтение строчек с прикрытой верхней половиной.
Работа с текстом
- Чтение деформированных предложений, в которых
существительные заменены картинками.
- Составление двух текстов из набора предложений.
- Составление рассказа по сюжетной картинке, по серии рисунков,
по началу или концу текста, по опорным словам.
- Работа с деформированным текстом, в котором нарушена
последовательность изложения.
- Сочинение сказок, рассказов.