Занятие по логопедии с группой детей 8 лет (2 класс), имеющих диагноз: «аграмматическая дисграфия»
Тема:
Род имени существительного. Дифференциация существительных разного рода.
Цель: Научить различать имена существительные по родам
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- автоматизация звуков [Л], [ Л’];
- знакомство со словоизменением существительных по родам;
- практическое употребление существительных разного рода;
- согласование существительных различного рода;
- согласование местоимений он, она, оно с существительными; - дифференциация существительных, обозначающих предметы женского, мужского и среднего рода;
- преобразование существительных мужского рода в существительные женского рода и наоборот;
- развитие и обогащение словаря;
Коррекционно-развивающие:
- Развитие фонематического слуха и восприятия;
- Развитие логического мышления, зрительного и слухового внимания, связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
- Устранение аграмматизма в устной речи;
Коррекционно-воспитательные:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности;
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, презентация, тетради, карандаши, ручки, мягкая игрушка – мишка.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться?
(приветствие логопеда: Здравствуйте Татьяна Николаевна)
-Здравствуйте дети! Улыбнитесь друг другу!
2.Речевая разминка. (см. Приложение 1 )
- Начинаем наше занятие, как всегда с правила красивой речи.
*Мы будем слушать говорить
Во многом упражняться,
Про лень нам надо позабыть,
Мы будем заниматься.
3. А теперь-ка по трудись –
Прочитай, не ошибись! ()
(чётко произнести скороговорки со звука [Л] [Л’])
*Олени на полянеПод липами под ёлками
Под липами гуляли.Лежит мешок с иголками.
4. «Волшебный мир слов»
Логопед: назовите тех, кого вы видите на картинках. Про кого могу сказать «он», про кого «она»?
(внимание на монитор)
Картинки: лошадь, коза, корова, волк.
- Сформулировать тему занятия и записать её на доске.
5.Рассели слова в домики: «он», «она», «оно».
- Закрепление знания рода существительных.
Дифференциация существительных женского рода, среднего и мужского рода.
Логопед: Расселите слова в домики. Напишите в три столбика.
(проверяем)
(внимание на монитор)
6.Игра «Путаница»
Логопед: к нам на занятие пришёл медвежонок Торопыжка. Он тоже захотел расселять слова в домики. Но читать он не умеет, поэтому расселил в домики картинки. Исправьте ошибки Торопыжки, нажав на неправильное слово, чтобы было правильно.
Под домиками «он», «она», «оно» вперемешку выставлены картинки:
Овца, заяц ёж, ружьё, кошка окно, лев
7.Пальчиковая гимнастика.
*Сидит белка на тележке, раздаёт она орешки.
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Все орешки раздала, вот так белочка была!
*Мы рога козы покажем и рога
Козы покажем и рога оленя даже,
В зайца можем превратиться
И летать будем, как птицы!
8. «Весёлые клетки»
Рисуем по клеткам:
1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз,
1 клетка влево, 2 клетки вниз, 3 клетки вправо, 3 клетки вниз,
1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево. 2 клетки вниз,
1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз,
6 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх,
1 клетка вправо, 12клеток вверх.
- Подбери родственные слова к слову: заяц.
(заяц, заинька, зайчишка, зайчонок, заячий, зайчик)
9.Физминутка.
*Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Глазки моет, щёчки трёт
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
1,2,3,4,5 хомка хочет сильным стать.
10.Кроссворд.
- Развитие логического мышления.
Логопед: отгадайте слова кроссворда и впишите их в клетки. Определите
род каждого слова.
(внимание на монитор)
11.Проверка – кроссворда (ответы)
12.Игра «Времена года»
- назови все времена года по порядку, запиши их название. Укажи род.
13.Игра «Наоборот»
14.Игра «Разведчики»
(исправь ошибку)
15. Составь предложения.
16.Итог занятия.
-Раздели всех, кто нарисован.
-Как называются дети птиц и животных?
- Назови тему занятия, с которой мы работали?
-Какие испытали трудности?
Релаксация: в тарелочки лежат разноцветные камешки, надо взять камешки по цвету: красный – кому из детей было на занятии интересно и не трудно, зелёный – кто испытывал небольшие затруднения, синий – кому было неинтересно и все задания вызывали трудность.
Вы мне руку протяните волшебную витамину для здоровья получите.
-Спасибо за работу.
Список литературы
1.АксёноваЭ.В.,Якубовская А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М.,1991.
2.Ануфриев А.Ф.,Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.,1998.
3.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М., 1972.
4.Кобзарева Л.Г. и др. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. - М.: Учитель, 2001.
5.Корнев А.Н.Нарушения чтения и письма у детей. – СПб: МИМ, 1997.
6.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 1999.
7.Мазанова Е.В.Коррекция аграмматической дисграфии. М.,2006.
8.Мастюкова Е.М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи //
Дефектология.1972. №5.
9.Нефедова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. – М.: Аквариум, 1996.- (Уроки русского языка).
10.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.
11.Селивёрстов В.И.Речевые игры с детьми. – М., 1997.
12.Ястребова А.В.Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.:АРКТИ, 1997.