Презентация "УУД. ФОрмирование и оценка сформированности УУД"
Презентация "УУД. ФОрмирование и оценка сформированности УУД"
В презентации представлены материалы, которые возможно помогут педагогам спланировать работу по формированию личностных, метопредметных, коммуникативных, регулятивных УД.В презентации представлены материалы о работе по оцениванию оценивания УУД. Список методик для мониторинга предполагает работу педагога без помощи психолога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "УУД. ФОрмирование и оценка сформированности УУД" »
Как сформировать УУД?
Как оценить сформированность УУД?
Развитие и оценивание личностных универсальных учебных действий
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы: внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Выпускник получит возможность для формирования
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
Технологическая карта формирования личностных УУД
УУД
Класс
Самопоз
нание и самоопределе
ние
Уровни сформированности
высокий
средний низкий
1-2
Нравст
венно-этическая ориента
ция
чувство необходимости учения,
- формирование своей точки зрения,
- предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
- адекватное содержательное представление о школе;
- предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,
- предпочтение социального способа оценки своих знаний
Смысло
образование
положительное отношение к школе;
- ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»,
- школа привлекает внеучебной деятельностью
ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)
- учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости,
- имеет начальное представление о нравственных нормах
отрицательное отношение к школе и поступлению в школу
- Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)
- частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм,
- имеет правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое
интерес к новому;
- сформированность учебных мотивов
– стремление к получению высоких оценок,
неправильное представление о моральных нормах,
- низкий уровень развития эмпатии
частично сформирован интерес к новому;
- частично сформированы учебные мотивы,
– стремление получать хорошие оценки,
к школе безразличен;
- сформированность учебных мотивов недостаточна,
Мониторинг изучения готовности первоклассников к обучению в школе2011-2012 г 2012-2013г
Личностные УУД формируются когда:
-ученик учится осмысливать , объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей;
–ученик учится объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты);
ученик учится ориентироваться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность); уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний;
ученик учится характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях; признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них; ученик учится понимать важность исполнения роли «хорошего ученика», важность учёбы и познания нового.
Инсерт (условные значки)
V
(осознать новые знания)
+
(исправить неверные предположения)
Я это знал
Это для меня абсолютно новое
-
(исправить неверные предположения
?
(побудить дальнейший интерес к теме)
Это противоречит тому, что я знал
Я хочу знать об этом больше
Сформированность личностных УУД
Список методик для мониторинга
«Лесенка» (1- 2 класс).
Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
«Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
Анкета «Оцени поступок»
Наблюдение учителя
Самооценка учащегося
Развитие и оценивание познавательных универсальных учебных действий
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. Ученик получит возможность научиться:
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
знаково-символические моделирование;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Умение «читать» схемы, соотносить их с текстом задачи.
Составлять по схемам задачи .
Кластеры (гроздья)
Приемы по развитию навыков прогнозирования
Верные и неверные утверждения
В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения.
На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменяться ими для оценки их правильност и.
Сформированость познавательных УУД
Список методик для мониторинга
Тест “Найди несколько различий?”
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.
Методика «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение
существенных признаков
Наблюдение учителя
Самооценка учащегося
Развитие и оценивание регулятивных универсальных учебных действий
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в гимназии и вне её, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Ученик получит возможность научиться:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу,
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
ставить цели, позволяющие решать учебные и житейские задачи;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать правила планирования и находить контроль способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия по внешним и внутренним критериям;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме.
осуществлять контроль по результату и по способу действия; осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД.
УУД
Класс
целеполагание - постановка учебной задачи
Уровни сформированности
высокий средний низкий
1-2
контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном
оценка - выделение и осознание
обучающимся того, что уже усвоено
и что ещё нужно усвоить,.
-Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи регулирует весь процесс выполнения.
-Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности,
Предъявляемое требование осознается лишь частично.
-Охотно осуществляет решение познавательной задачи,
-Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов решения
Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
-Высокие показатели объема и концентрации внимания.
-Осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено.
- Ошибки исправляет самостоятельно.
-Работает точно по образцу.
- Может оценить действия других учеников.
Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.
-Нуждается в пошаговом контроле со стороны учителя.
-Не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал.
-Ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено средним уровнем развития произвольности.
- Средние показатели объема и концентрации внимания.
Диагностика
учитель психолог
Низкие показатели объема и концентрации внимания.
- Не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок.
- Контроль носит случайный непроизвольный характер,
Может ориентироваться на образец, но делает ошибки.
-Может оценить выполненное задание по параметрам: легко выполнить или возникли сложности при выполнении.
Методика «Рисование по точкам»
-Неумение опираться на образец.
-Низкий уровень развития произвольного внимания.
-Не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.
Направления работы по формированию регулятивных УУД
целеполагание:
«Я назову тему, а вы цель…», «Зачем знать новую букву или звук?»
планирование
картинный план, словесный план, план решения учебной задачи, создание проблемных ситуаций.
контроль и оценка (эталон), «Ищу ошибки! »,КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему), «волшебные линеечки», знаковая оценка А, С, Н, прогностическая оценка. знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь.
Сформированность регулятивных УУД
Список методик для мониторинга
Методика "Рисование по точкам»
Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия
Методика «Кодирование»
Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.
Развитие и оценивание коммуникативных универсальных учебных действий
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;,
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь
- не идет на контакт (агрессивен или пассивен).
Диагностика
учитель психолог
- частично соблюдает этикет.
- не всегда понимает речевое обращение другого человека
тактичен, вежлив, соблюдает этикет.
- понимает речевое обращение другого человека
Методика «Рукавички»
- молчалив или агрессивен.
- не понимает речевое обращение другого человека.
- частично соблюдает этикет.
- не всегда понимает речевое обращение другого человека
- молчалив или агрессивен.
- не понимает речевое обращение другого человека.
Методика «Узор под диктовку»
Сформированность коммуникативных УУД
Список методик для мониторинга
Наблюдение учителя
Самооценка учащегося
«Узор под диктовку» Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи
Задание «Рукавички»(Г.А. Цукерман) Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Проектная деятельность развиваетвсеуниверсальныеучебныедействия
Саша Горячев
Лист индивидуальных достижений по русскому языку
Умения
Старт
Умею различать: звуки и буквы
1 четверть
гласные и согласные
2 четверть
твёрдые и мягкие согласные звуки
3 четверть
глухие и звонкие согласные звуки
4 четверть
слово и предложение
Умею составлять модель слова
Умею списывать печатный текст и письменный
Знаю алфавит
Умею делить слова для переноса
Умею ставить ударение в слове ударение
Умею записывать транскрипцию слов
Умею задавать вопросы к словам, называющим:
предметы
действие
признак
Нахожу корень в группе однокоренных слов
Умею определять «опасные» места в словах
Знаю и умею правильно писать орфограммы:
буквосочетания жи – ши, ча - ща, чу - щу
оформлять предложение
непроверяемые буквы в словах (словарные слова 1 класса)
Заглавная буква в именах собственных
грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова, (где орфоэпия и орфография совпадают)
Количество баллов
Уровень
Листиндивидуальных достижений по технике чтения
Лист индивидуальных достижений по работе с информацией
Требования стандарта
1 класс
Рубеж
Умею читать в соответствии с литературными нормами;
2 класс
Пользуюсь разными видами чтения: сплошным;
Итог года
Рубеж
выборочным;
3 класс
Итог года
по ролям;
Пользуюсь справочным аппаратом учебника;
Рубеж
4 класс
Итог года
Умею самостоятельно составить:
Рубеж
простой план;
схему;
Итог года
таблицу;
Различаю основные элементы книги;
Даю оценку прослушанному или прочитанному;
Умею находить в тексте нужную информацию;
Умею воспроизводить содержание прочитанного или услышанного;
Умею работать со словарём и др. справочной литературой;
Умею ориентироваться в каталожной карточке;
Умею самостоятельно выбирать и читать детские книги, периодику.
Дата наблюдения ______________ 1 класс. Лист наблюдений за формированием регулятивных УУД