kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок- обобщение по русскому языку во 2 классе"На помощь к доктору Айболиту" ("Парные согласные на конце и в середине слова")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: « На помощь к доктору Айболиту»

Цель:

Обобщение  и систематизация знаний обучающихся по теме «Правописание парных согласных в середине и конце слов».

Задачи:

Образовательные задачи:

  • выявить уровень сформированности умения доказывать правильность написания данной орфограммы.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;
  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • формировать внутренней позиции учащихся;
  • воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы;
  • содействовать формированию личности ребенка, поддерживать потребности  и мотивы узнавать «новое»;
  • прививать уважительное отношение друг к другу;
  • формировать эмоционально- положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД.

  • совместно с учителем формулировать учебную проблему;
  • после предварительного обсуждения самостоятельно тему урока и цель урока;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
  • управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.

Познавательные УУД.

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
  • осуществлять поиск информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта, используя макеты и схемы при работе над темой;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные УУД.

  • строить речевое высказывание в устной форме и доносить свою позицию до других;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и учащимися;
  • осуществлять совместную деятельность в паре, в группе;
  • проявлять доброжелательное отношение к партнерам;

Предметные УУД:

  • закреплять понятие «парные согласные на конце и в середине слова»;
  • знать значение их в русском языке.

Тип урока:  

Урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и приемы обучения, используемые на уроке:

  • словесный,
  • наглядный,
  • практический, 
  • проблемно- поисковый,
  •  объяснительно-иллюстративный.

Наиболее эффективные приемы урока: «Кластер», синквейн.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная (непосредственное общение учителя со всем классом);
  • групповая (формирование взаимной ответственности, внимательности).
     

Понятийный аппарат: парные согласные в середине и конце слова.

Учебно- методическое обеспечение и ресурсы:

  • компьютер, проектор, мультимедийная презентация,
  • карточки для работы в группах,

Ход урока

I. Организационный момент. Целевая установка. (Слайд 1)

Прозвенел уже звонок, начинается урок!

-Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука.

-Теперь сядут те, чьё имя начинается с согласного звонкого звука.

-А сейчас сядут те, чьё имя начинается с согласного глухого звука.

2.Запишите число, классная работа.

2.Актуализация знаний.

1 этап – «Вызов».

-Сегодня на уроке нашим помощником будет вот эта волшебная книга. Откроем ее первую страничку. (Слайд 2)

1. Учитель включает отрывок из мультфильма по  сказке К.Чуковского "Доктор Айболит".

– Что это за сказка? Кто ее написал? (дети отвечают.)

– Давайте представим, что заболел доктор Айболит. Что будет?

Выслушиваются ответы ребят.

– Все зверята со всех концов света поспешили на помощь доктору. Вот он лежит в постели, больной, но счастливый, потому что не оставили его зверята в беде. Назовите тех, кто пришел на помощь доктору. (Слайд 3)

(На рисунке, который показывает учитель, изображены звери: медвежонок, слоненок, жираф, заяц, ежик, кит, лев, уж и крокодил. Они принесли Айболиту гостинцы: медведь – бочонок меда, слоненок – конфету и плитку шоколада, заяц – морковку, ежик – яблоко, кит – ящик лимонада, жираф – аптечку.)

Закрывается слайд.

- Вспомните и назовите зверей, которые проведали доктора Айболита.

Д. Медведь, лев, крокодил, заяц, слон, еж, жираф, кит, уж.

Проверяются ответы детей. (Слайд 4)

2 этап - «Осмысление».

 1. Минутка чистописания.

-Назовите лишнее слово. Почему?

-На какие 2 группы можно разделить оставшиеся слова?

(Слова с парными звонкими на конце слова и слова с парными глухими на конце слова).

-Запишите в тетрадях буквы, обозначающие звонкие согласные. Допишите под ними глухие согласные. (Дети записывают в тетрадях пары согласных по глухости/звонкости.)

2. «Кластер»

                                           ЗВОНКИЕ                  Б В       Г      Д      Ж      З

ПАРНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

                                   ГЛУХИЕ                     П Ф      К       Т       Ш      С

-Какова же будет тема нашего урока? (Слайд 5)

-Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, вы можете назвать тему урока.

Дети выполняют задание.

 – Что у вас получилось?

Дети. Парные звонкие и глухие согласные.

- Почему мы обращаем внимание на правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов?

Д. Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, то есть правописание не соответствует произношению.

Как проверить написание слов с глухими и звонкими согласными в середине или конце слова?

Д. Надо изменить слово так, чтобы после интересующей нас согласной стояла гласная.

Парные согласные

на конце слова

изменить слово

после согласного звука                                       после согласного звука

звучит гласный звук                                           звучат звонкие согласные

                                                                [Н], [М], [Р], [Л]

3. Закрепление пройденного материала.

- А теперь вернемся к нашим зверятам. Запишите названия животных, которые имеют на конце звонкую или глухую согласные, и докажите правильность написания, подобрав проверочные слова. (Слайд 6)

Проверка выполненной работы.

медведь – медведи

 лев – львы

 еж – ежи

 жираф – жирафы

 кит – киты

 уж – ужи

– Найдите слова, в которых есть знакомая вам орфограмма.

( Ужи, ежи, жирафы.)

-Найдите слова, где количество букв не совпадает с количеством звуков.

У. Посмотрите еще раз на рисунок. Чем лечат звери доктора? Что они ему принесли?

Д. Бочку меда.

– Ящик лимонада.

– Плитку шоколада.

У. Как вы думаете, подчеркнутые слова имеют отношение к теме нашего урока?

Д. Да. Если мы поставим их в единственное число, на конце слов будут парные согласные.

4. Физкультминутка.  (Слайд 7)

5. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. Предлагаю вам задание, которое называется "Помогите разобраться". Много зверят пришли лечить любимого доктора, а вот верблюжонок не смог прийти. И вы знаете почему? Он получил телеграмму от львенка, как нужно пройти на полянку к доктору, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться. Текст телеграммы у вас на парте. Прочитайте его.

У каждого ученика отпечатанный текст телеграммы.  (Слайд 8)

– Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение у верблюда?

Д. Лук, прут, плод, кос.

У. Почему?

Дети отвечают.

– Запишите текст телеграммы в тетрадь правильно.

Дети записывают текст.

– Давайте проверим, как вы справились с заданием.

ВЫ успешно справились с заданием, и теперь верблюжонок непременно проведает доктора Айболита.

-А мы переворачиваем страницу волшебной книги. (Слайд 8)

– На этой яблоне, кроме обычных яблок, выросли еще двенадцать

необычных. Они крупнее остальных, и на них написаны парные согласные. Сорвать яблочко может тот, кто приведет примеры слов с данными парными согласными на конце и подберет к ним проверочные слова.

-Что может болеть у доктора Айболита? ( зуб, глаз, живот, бровь, ноготь, нос)

-С помощью каких средств можно вылечить? (горло- шарф, мед, мазь,

Дети выполняют задание.

111. Рефлексия.

ПРИЁМ «синквейн» (Слайд 10).

-Итогом нашего разговора будет творческая работа по теме урока.

Это работа необычная. Это будет нерифмованный стих, который пишут строго по правилам. Итак,

СИНКВЕЙН-создание нерифмованного стиха.

1 группа- 2 имени прилагательных

2 группа-3 глагола

3 группа –предложение-призыв

4 группа- синоним

Синквейн.

Кто? Что?                                      Парные согласные

Какие?                                  Звонкие, глухие

Что делают?                         Изменяют, усложняют, заставляют

Предложение-призыв                   Парный звонкий проверяй

                                                  Рядом гласный подставляй

Синоним                               Орфограмма

1V. Итог урока. Оценивание. (Слайд 11).

- Какие задания показались вам наиболее интересными?
- Оцените свою работу на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок- обобщение по русскому языку во 2 классе"На помощь к доктору Айболиту" ("Парные согласные на конце и в середине слова")»

Тема: « На помощь к доктору Айболиту»

Цель:

Обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Правописание парных согласных в середине и конце слов».

Задачи:

Образовательные задачи:

  • выявить уровень сформированности умения доказывать правильность написания данной орфограммы.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;

  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • формировать внутренней позиции учащихся;

  • воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы;

  • содействовать формированию личности ребенка, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

  • прививать уважительное отношение друг к другу;

  • формировать эмоционально- положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД.

  • совместно с учителем формулировать учебную проблему;

  • после предварительного обсуждения самостоятельно тему урока и цель урока;

  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

  • управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.

Познавательные УУД.

  • ориентироваться в своей системе знаний;

  • извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

  • осуществлять поиск информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта, используя макеты и схемы при работе над темой;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные УУД.

  • строить речевое высказывание в устной форме и доносить свою позицию до других;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и учащимися;

  • осуществлять совместную деятельность в паре, в группе;

  • проявлять доброжелательное отношение к партнерам;

Предметные УУД:

  • закреплять понятие «парные согласные на конце и в середине слова»;

  • знать значение их в русском языке.


Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и приемы обучения, используемые на уроке:

  • словесный,

  • наглядный,

  • практический,

  • проблемно- поисковый,

  • объяснительно-иллюстративный.


Наиболее эффективные приемы урока: «Кластер», синквейн.


Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная (непосредственное общение учителя со всем классом);

  • групповая (формирование взаимной ответственности, внимательности).

Понятийный аппарат: парные согласные в середине и конце слова.


Учебно- методическое обеспечение и ресурсы:

  • компьютер, проектор, мультимедийная презентация,

  • карточки для работы в группах,


Ход урока

I. Организационный момент. Целевая установка. (Слайд 1)

Прозвенел уже звонок, начинается урок!

-Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука.

-Теперь сядут те, чьё имя начинается с согласного звонкого звука.

-А сейчас сядут те, чьё имя начинается с согласного глухого звука.

2.Запишите число, классная работа.

2.Актуализация знаний.

1 этап – «Вызов».

-Сегодня на уроке нашим помощником будет вот эта волшебная книга. Откроем ее первую страничку. (Слайд 2)

1. Учитель включает отрывок из мультфильма по сказке К.Чуковского "Доктор Айболит".

– Что это за сказка? Кто ее написал? (дети отвечают.)

– Давайте представим, что заболел доктор Айболит. Что будет?

Выслушиваются ответы ребят.

– Все зверята со всех концов света поспешили на помощь доктору. Вот он лежит в постели, больной, но счастливый, потому что не оставили его зверята в беде. Назовите тех, кто пришел на помощь доктору. (Слайд 3)

(На рисунке, который показывает учитель, изображены звери: медвежонок, слоненок, жираф, заяц, ежик, кит, лев, уж и крокодил. Они принесли Айболиту гостинцы: медведь – бочонок меда, слоненок – конфету и плитку шоколада, заяц – морковку, ежик – яблоко, кит – ящик лимонада, жираф – аптечку.)

Закрывается слайд.

- Вспомните и назовите зверей, которые проведали доктора Айболита.

Д. Медведь, лев, крокодил, заяц, слон, еж, жираф, кит, уж.

Проверяются ответы детей. (Слайд 4)

2 этап - «Осмысление».

1. Минутка чистописания.

-Назовите лишнее слово. Почему?

-На какие 2 группы можно разделить оставшиеся слова?

(Слова с парными звонкими на конце слова и слова с парными глухими на конце слова).

-Запишите в тетрадях буквы, обозначающие звонкие согласные. Допишите под ними глухие согласные. (Дети записывают в тетрадях пары согласных по глухости/звонкости.)

2. «Кластер»


ЗВОНКИЕ Б В Г Д Ж З


ПАРНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

ГЛУХИЕ П Ф К Т Ш С




-Какова же будет тема нашего урока? (Слайд 5)

-Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, вы можете назвать тему урока.

Дети выполняют задание.

– Что у вас получилось?

Дети. Парные звонкие и глухие согласные.

- Почему мы обращаем внимание на правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов?

Д. Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, то есть правописание не соответствует произношению.

Как проверить написание слов с глухими и звонкими согласными в середине или конце слова?

Д. Надо изменить слово так, чтобы после интересующей нас согласной стояла гласная.

Парные согласные


на конце слова


изменить слово


после согласного звука после согласного звука

звучит гласный звук звучат звонкие согласные

[Н], [М], [Р], [Л]





3. Закрепление пройденного материала.

- А теперь вернемся к нашим зверятам. Запишите названия животных, которые имеют на конце звонкую или глухую согласные, и докажите правильность написания, подобрав проверочные слова. (Слайд 6)

Проверка выполненной работы.

медведь – медведи

лев – львы

еж – ежи

жираф – жирафы

кит – киты

уж – ужи

– Найдите слова, в которых есть знакомая вам орфограмма.

( Ужи, ежи, жирафы.)

-Найдите слова, где количество букв не совпадает с количеством звуков.

У. Посмотрите еще раз на рисунок. Чем лечат звери доктора? Что они ему принесли?

Д. Бочку меда.

– Ящик лимонада.

– Плитку шоколада.

У. Как вы думаете, подчеркнутые слова имеют отношение к теме нашего урока?

Д. Да. Если мы поставим их в единственное число, на конце слов будут парные согласные.

4. Физкультминутка. (Слайд 7)

5. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. Предлагаю вам задание, которое называется "Помогите разобраться". Много зверят пришли лечить любимого доктора, а вот верблюжонок не смог прийти. И вы знаете почему? Он получил телеграмму от львенка, как нужно пройти на полянку к доктору, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться. Текст телеграммы у вас на парте. Прочитайте его.

У каждого ученика отпечатанный текст телеграммы. (Слайд 8)


– Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение у верблюда?

Д. Лук, прут, плод, кос.

У. Почему?

Дети отвечают.

– Запишите текст телеграммы в тетрадь правильно.

Дети записывают текст.

– Давайте проверим, как вы справились с заданием.

ВЫ успешно справились с заданием, и теперь верблюжонок непременно проведает доктора Айболита.

-А мы переворачиваем страницу волшебной книги. (Слайд 8)

– На этой яблоне, кроме обычных яблок, выросли еще двенадцать

необычных. Они крупнее остальных, и на них написаны парные согласные. Сорвать яблочко может тот, кто приведет примеры слов с данными парными согласными на конце и подберет к ним проверочные слова.

-Что может болеть у доктора Айболита? ( зуб, глаз, живот, бровь, ноготь, нос)

-С помощью каких средств можно вылечить? (горло- шарф, мед, мазь,

Дети выполняют задание.

Перед вами последняя страничка волшебной книги, которая называется "Узелок на память" (Слайд 9)

Учитель переворачивает последнюю страницу, читает стихотворение.

– Я знаком с одним моржом.

Ест он кашу, пьет боржом,

Очень любит эскимо,

Вместе ходим мы в кино.

Он среди моржей один

Не видал огромных льдин,

Не видал он даже моря.

Этот морж – Морковин Боря,

Он спортсмен, приятель мой,

Он купается зимой.

О ком идет речь в стихотворении?

Д. О мальчике.

У. Как его называет автор стихотворения?

Д. Моржом.

У. Кто такой морж?

Дети отвечают. Учитель записывает на доске объяснение смысла слова.

Морж – северное животное.

Морж – человек, который не боится холода, закален, купается зимой.

– Что вы можете сказать об этом слове?

Д. Оно многозначно.

У. Правильно. А почему я выбрала для сегодняшнего урока именно его?

Д. На конце слова морж парная согласная ж, которую надо проверять словом моржи.

У. Молодцы! Доктор Айболит и все зверята очень любят отгадывать загадки, но вот одну никак не могут отгадать.

Шел, шел без дорог.

Где шел, там и лег.

До весны пролежал,

А потом убежал.

О чем речь?


Д. О снеге.

У. На какую орфограмму это слово?

Д. Снег – парная согласная на конце.

У. Подберите признаки, характеризующие этот предмет.

Д. Он белый, пушистый, мокрый, мягкий, сверкающий...

У. Подберите слова, обозначающие действие предмета.

Д. Снег летит, сверкает, идет, падает, хрустит...

У. Составьте предложение о снеге, используя подобранные действия и признаки, запишите его в тетрадь.

Несколько предложений прочитывается вслух. Слабым ученикам раздаются карточки со словами, из которых нужно составить предложения.

VII. Итог урока

У. Чему вы учились сегодня на уроке?

Д. Правильно писать слова с парными согласными на конце слова.

У. Что для этого надо знать?

Д. Парную согласную надо проверять. Для этого изменяем слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

111. Рефлексия.

ПРИЁМ «синквейн» (Слайд 10).

-Итогом нашего разговора будет творческая работа по теме урока.

Это работа необычная. Это будет нерифмованный стих, который пишут строго по правилам. Итак,

СИНКВЕЙН-создание нерифмованного стиха.

1 группа- 2 имени прилагательных

2 группа-3 глагола

3 группа –предложение-призыв

4 группа- синоним


Синквейн.

Кто? Что? Парные согласные

Какие? Звонкие, глухие

Что делают? Изменяют, усложняют, заставляют

Предложение-призыв Парный звонкий проверяй

Рядом гласный подставляй

Синоним Орфограмма


1V. Итог урока. Оценивание. (Слайд 11).

- Какие задания показались вам наиболее интересными?
- Оцените свою работу на уроке.








































8.Первичный контроль.(если останется время). Слайд 12.

Тест со взаимопроверкой.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нижельская Наталья Владимировна

Дата: 11.12.2015

Номер свидетельства: 264972


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства