Калашникова Ирина Алексеевна, учитель химии МБОУ СОШ №41 г.Шахты Ростовской области.
№ п/п | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Мотивация учебной деятельности Цель : создать мотивацию к учебной деятельности. | 2 мин | Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Презентация «Загадки». Какой из классов соединений мы уже изучили? | Отгадывают предложенные загадки. Называют оксиды. | Личностные УУД. Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме) |
2 | Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации. Цель; актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме. | 5 мин | Ребята, на данном этапе урока вам необходимо вспомнить все. Что вы знаете об оксидах и основаниях. На ваших столах находятся карточки «Что я знаю об оксидах и основаниях» Вам необходимо в правой колонке таблицы указать свое отношение к утверждению: « Да, нет, не знаю». Время на обдумывание не более 5 минут. Верно ли утверждение | Да, нет, не знаю. | Оксиды, которым соответствуют основания, называются основные | | Оксиды, которым соответствуют кислоты, называются кислотными. | | Оксиды активных металлов взаимодействуют с водой с образованием щелочей. | | Основные и кислотные оксиды взаимодействуют между собой. | | Все основные оксиды взаимодействуют с водой. | | При взаимодействии лития с водой образуется щёлочь и водород. | | Гашенную известь Ca(OH)2 получают из негашеной извести СаО. | | Все кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями. | | Щёлочи разъедают многие органические вещества. | | Известковая вода- это раствор гидроксида кальция. | | Щёлочь можно нейтрализовать кислотой. | | Гидроксиды металлов – это основания. | | | | | Выполняют задания в течение 5 минут. | Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3. | Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний.. Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели. | 2 мин. | Ответы на все вопросы вы знали? В чем заключалась трудность при их выполнении? С каким классом соединений тесно связаны оксиды? Взгляните еще раз на таблицу, выпишите те вопросы, ответы на которые вызвали у вас затруднение и самостоятельно определите цели урока. Назовите тему сегодняшнего урока. | Отмечают задания, вызвавшие затруднения. Называют тему урока «Основания» | Познавательные УУД. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой. |
4. | Открытие нового знания. Создание проблемной ситуации. Цель: формирование умения проводить системно-информационный анализ, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели. | 5 мин | Рассмотреть эту тему интереснее всего экспериментально, т.е. получить в лабораторных условиях основания и изучить его свойства. В нашей лаборатории нашелся оксид двухвалентного металла. Ваша задача определить его состав, свойства и провести опыты по определению химических свойств оснований. Какое общее свойство у основных и кислотных оксидов? | Записывают в тетради задание и, пользуясь учебником, предлагают план исследовательского эксперимента на основании химических свойств основных оксидов. Пользуясь таблицей «Химические свойства оксидов» находят ответ: основные и кислотные оксиды взаимодействуют с водой. На доске составляет один ученик уравнение МеО+ Н2О=Ме(ОН)2 | Познавательные УУД. Умение работать с текстом. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. |
| Проверка правил техники безопасности Цель: формирование умений безопасного обращения с веществами. | 1 мин | В лаборатории при проведении химического эксперимента необходимо работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ. | Называют правила работы с щелочами, кислотами, стеклянной посудой. | Познавательные УУД. Умение обобщать предметные понятия, проводить эксперимент. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Открытие нового знания. Решение проблемной ситуации. | 3 мин | При взаимодействии оксида металла с водой мы получили основание. Определите, как изменится цвет лакмусовой бумажки. Обратите внимание, что оксид хорошо растворился в воде. Обратимся к таблице растворимости и определим какое основание двухвалентного металла хорошо растворимо в воде? Какое общее свойство у кислотных оксидов и растворимых оснований? | Определяют, что цвет универсальной лакмусовой бумажки изменился и стал синим. По таблице растворимости определяют, что это Ва(ОН)2. Пользуясь таблицей «Химические свойства оксидов» находят, что кислотные оксиды взаимодействуют с растворимыми основаниями и делают вывод: « Растворимые основания взаимодействуют с кислотными оксидами» | Познавательные УУД. Умение сравнивать, анализировать. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: преобразовывать информацию из одного вида в другой. |
Демонстрационный опыт. Цель: освоение естественно- научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно- следственных связей. | 7 мин | Возьмем прибор для получения газов, поместим в него СаСО3, закроем пробкой с газоотводной трубкой, опустим трубку в раствор полученного основания и нагреем прибор для получения газов. | Два ученика проделывают данный опыт за демонстрационным столом и показывают классу, что при нагревании карбоната кальция выделяются пузырьки газа. При взаимодействии данного газа с основанием образуется осадок белого цвета. У доски другие два учащихся записывают уравнения: СаСО3 = СаО+ СО2 СО2+ Ва(ОН)2= ВаСО3+ Н2О | Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь и действия других (обучение в сотрудничестве). |
| 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 7 мин | Продолжим исследование оснований. С чем они еще взаимодействуют? Ребята, мы с вами проделали качественную реакцию на соединения бария. | Пользуясь текстом учебника, определяют, что основания взаимодействуют с кислотами. Проводят опыт с серной кислотой. Выпадает белый осадок. Записывают уравнения реакции: Ва(ОН)2+Н2SO4=BaSO4+H2O | Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы |
| | 3 мин | Подведем итоги нашего исследовательского эксперимента: Какой оксид вам был выдан? Какое основание получили? Какими свойствами оно обладает? Как можно получить растворимое основание в лаборатории? Обратитесь к тестам учебника: О каком свойстве растворимых оснований мы сегодня на уроке не говорили? | Оксид бария. Гидроксид бария. С кислотами и кислотными оксидами. Взаимодействие оксида активного металла с водой. Растворимые основания взаимодействуют с растворами солей. | Регулятивные УУД. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
| 3 мин | А теперь вновь обратимся к таблице растворимости. Какими ещё бывают основания? Обратитесь к тестам учебника: Какими общими свойствами обладают растворимые и нерастворимые? | Основания бывают нерастворимыми, например: Cu(OH)2, И растворимы и нерастворимые основания взаимодействуют с кислотами. | Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5. | Самопроверка и взаимопроверка уровня усвоения знаний и сформированности видов УУД | 4 мин | А сейчас мы выполним работу по карточкам в группах. Обсудите предложенные задания и подготовьте устные ответы. Письменно выполните задания дома. | Приходят к выводу, что задание №1 – классификация оснований, задание №2 содержит схемы исследований, проведенных на уроке. Задание № 3 содержит информацию о химических свойствах оснований, не рассмотренных в исследованиях учащихся. | Познавательные УУД. Уметь обобщать предметные понятия, сравнивать, анализировать. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь и действия других (обучение в сотрудничестве). |
6 | Информация о домашнем задании. | 1 | Ребята, назовите в учебнике номер параграфа и задания, которые вы должны выполнить дома самостоятельно. | Называют параграф 31, таблицы 9,11. Необходимо самостоятельно составить схему классификации оснований (задание №1) и уравнения химических реакций, указанных в задании №3 в предложенных на уроке индивидуальных карточках- заданиях. | Регулятивные УУД. Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой. |
7. | Рефлексия. Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия. | 2 мин. | Что нового вы узнали сегодня об основаниях? Можно ли считать, что цели урока достигнуты? Оцените свою работу на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности: Я понял, что… Я научился … Мне необходимо… | Проводят рефлексию. Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю. | Познавательные УУД. Умение анализировать результаты своей деятельности. Регулятивные УУД. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |