kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок химии в 8 класее Основани, классификация, получение, свойства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Калашникова Ирина Алексеевна, учитель химии МБОУ СОШ №41 г.Шахты Ростовской области. Технологическая карта урока химии в 8 классе. Предмет химия, класс 8. Базовый УМК: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Тема урока: Основания, классификация, получение, свойства. Тип урока; урок открытия нового знания. Цели урока: выявление индивидуальных достижений учащихся при изучении темы «Оксиды», создание условий для сформирования понятия об основаниях как об одном из классов неорганических соединений, ознакомление с составом, строением и химическими свойствами оснований. Задачи: • Образовательные: усвоение новых знаний на основе имеющихся; самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием. • Развивающие: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно- деятельностной методики, частично- поискового подхода и элементов проблемного обучения. • Воспитательные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся. Форма проведения урока: работа в группах. Ключевые копметенции: • Информационно – познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы, • Коммуникативные: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения. • Предметные: исследовать строение и свойства оснований; изучить классификацию, строение, свойства, получение и применение оснований. Необходимое оборудование: учебники, таблица растворимости, дидактические карточки для дифференцированного задания на дом, пробирки, реактивы ( лакмус, BaO, HCl, H2O, H2SO4) и оборудование для проведения опытов. Демонстрационные образцы: NaOH, CuSO4, Ca(OH)2, СаСО3 прибор для получения углекислого газа, фильтр, воронка, мелкие пробирки, спиртовка, держатель. № п/п Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД 1 2 3 4 5 6 1. Мотивация учебной деятельности Цель : создать мотивацию к учебной деятельности. 2 мин Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Презентация «Загадки». Какой из классов соединений мы уже изучили? Отгадывают предложенные загадки. Называют оксиды. Личностные УУД. Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме) 2 Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации. Цель; актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме. 5 мин Ребята, на данном этапе урока вам необходимо вспомнить все. Что вы знаете об оксидах и основаниях. На ваших столах находятся карточки «Что я знаю об оксидах и основаниях» Вам необходимо в правой колонке таблицы указать свое отношение к утверждению: « Да, нет, не знаю». Время на обдумывание не более 5 минут. Верно ли утверждение Да, нет, не знаю. Оксиды, которым соответствуют основания, называются основные Оксиды, которым соответствуют кислоты, называются кислотными. Оксиды активных металлов взаимодействуют с водой с образованием щелочей. Основные и кислотные оксиды взаимодействуют между собой. Все основные оксиды взаимодействуют с водой. При взаимодействии лития с водой образуется щёлочь и водород. Гашенную известь Ca(OH)2 получают из негашеной извести СаО. Все кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями. Щёлочи разъедают многие органические вещества. Известковая вода- это раствор гидроксида кальция. Щёлочь можно нейтрализовать кислотой. Гидроксиды металлов – это основания. Выполняют задания в течение 5 минут. Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы 1 2 3 4 5 6 3. Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний. Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели. 2 мин. Ответы на все вопросы вы знали? В чем заключалась трудность при их выполнении? С каким классом соединений тесно связаны оксиды? Взгляните еще раз на таблицу, выпишите те вопросы, ответы на которые вызвали у вас затруднение и самостоятельно определите цели урока. Назовите тему сегодняшнего урока. Отмечают задания, вызвавшие затруднения. Называют тему урока «Основания» Познавательные УУД. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой. 4. Открытие нового знания. Создание проблемной ситуации. Цель: формирование умения проводить системно-информационный анализ, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели. 5 мин Рассмотреть эту тему интереснее всего экспериментально, т.е. получить в лабораторных условиях основания и изучить его свойства. В нашей лаборатории нашелся оксид двухвалентного металла. Ваша задача определить его состав, свойства и провести опыты по определению химических свойств оснований. Какое общее свойство у основных и кислотных оксидов? Записывают в тетради задание и, пользуясь учебником, предлагают план исследовательского эксперимента на основании химических свойств основных оксидов. Пользуясь таблицей «Химические свойства оксидов» находят ответ: основные и кислотные оксиды взаимодействуют с водой. На доске составляет один ученик уравнение МеО+ Н2О=Ме(ОН)2 Познавательные УУД. Умение работать с текстом. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Проверка правил техники безопасности Цель: формирование умений безопасного обращения с веществами. 1 мин В лаборатории при проведении химического эксперимента необходимо работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ. Называют правила работы с щелочами, кислотами, стеклянной посудой. Познавательные УУД. Умение обобщать предметные понятия, проводить эксперимент. 1 2 3 4 5 6 Открытие нового знания. Решение проблемной ситуации. 3 мин При взаимодействии оксида металла с водой мы получили основание. Определите, как изменится цвет лакмусовой бумажки. Обратите внимание, что оксид хорошо растворился в воде. Обратимся к таблице растворимости и определим какое основание двухвалентного металла хорошо растворимо в воде? Какое общее свойство у кислотных оксидов и растворимых оснований? Определяют, что цвет универсальной лакмусовой бумажки изменился и стал синим. По таблице растворимости определяют, что это Ва(ОН)2. Пользуясь таблицей «Химические свойства оксидов» находят, что кислотные оксиды взаимодействуют с растворимыми основаниями и делают вывод: « Растворимые основания взаимодействуют с кислотными оксидами» Познавательные УУД. Умение сравнивать, анализировать. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: преобразовывать информацию из одного вида в другой. Демонстрационный опыт. Цель: освоение естественно- научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно- следственных связей. 7 мин Возьмем прибор для получения газов, поместим в него СаСО3, закроем пробкой с газоотводной трубкой, опустим трубку в раствор полученного основания и нагреем прибор для получения газов. Два ученика проделывают данный опыт за демонстрационным столом и показывают классу, что при нагревании карбоната кальция выделяются пузырьки газа. При взаимодействии данного газа с основанием образуется осадок белого цвета. У доски другие два учащихся записывают уравнения: СаСО3 = СаО+ СО2 СО2+ Ва(ОН)2= ВаСО3+ Н2О Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь и действия других (обучение в сотрудничестве). 2 3 4 5 6 7 мин Продолжим исследование оснований. С чем они еще взаимодействуют? Ребята, мы с вами проделали качественную реакцию на соединения бария. Пользуясь текстом учебника, определяют, что основания взаимодействуют с кислотами. Проводят опыт с серной кислотой. Выпадает белый осадок. Записывают уравнения реакции: Ва(ОН)2+Н2SO4=BaSO4+H2O Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы 3 мин Подведем итоги нашего исследовательского эксперимента: Какой оксид вам был выдан? Какое основание получили? Какими свойствами оно обладает? Как можно получить растворимое основание в лаборатории? Обратитесь к тестам учебника: О каком свойстве растворимых оснований мы сегодня на уроке не говорили? Оксид бария. Гидроксид бария. С кислотами и кислотными оксидами. Взаимодействие оксида активного металла с водой. Растворимые основания взаимодействуют с растворами солей. Регулятивные УУД. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 3 мин А теперь вновь обратимся к таблице растворимости. Какими ещё бывают основания? Обратитесь к тестам учебника: Какими общими свойствами обладают растворимые и нерастворимые? Основания бывают нерастворимыми, например: Cu(OH)2, И растворимы и нерастворимые основания взаимодействуют с кислотами. Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник 1 2 3 4 5 6 5. Самопроверка и взаимопроверка уровня усвоения знаний и сформированности видов УУД 4 мин А сейчас мы выполним работу по карточкам в группах. Обсудите предложенные задания и подготовьте устные ответы. Письменно выполните задания дома. Приходят к выводу, что задание №1 – классификация оснований, задание №2 содержит схемы исследований, проведенных на уроке. Задание № 3 содержит информацию о химических свойствах оснований, не рассмотренных в исследованиях учащихся. Познавательные УУД. Уметь обобщать предметные понятия, сравнивать, анализировать. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь и действия других (обучение в сотрудничестве). 6 Информация о домашнем задании. 1 Ребята, назовите в учебнике номер параграфа и задания, которые вы должны выполнить дома самостоятельно. Называют параграф 31, таблицы 9,11. Необходимо самостоятельно составить схему классификации оснований (задание №1) и уравнения химических реакций, указанных в задании №3 в предложенных на уроке индивидуальных карточках- заданиях. Регулятивные УУД. Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой. 7. Рефлексия. Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия. 2 мин. Что нового вы узнали сегодня об основаниях? Можно ли считать, что цели урока достигнуты? Оцените свою работу на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности: Я понял, что… Я научился … Мне необходимо… Проводят рефлексию. Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю. Познавательные УУД. Умение анализировать результаты своей деятельности. Регулятивные УУД. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«урок химии в 8 класее Основани, классификация, получение, свойства. »

Калашникова Ирина Алексеевна, учитель химии МБОУ СОШ №41 г.Шахты Ростовской области.

Технологическая карта урока химии в 8 классе.

Предмет химия, класс 8.

Базовый УМК: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.

Тема урока: Основания, классификация, получение, свойства.

Тип урока; урок открытия нового знания.

Цели урока: выявление индивидуальных достижений учащихся при изучении темы «Оксиды», создание условий для сформирования понятия об основаниях как об одном из классов неорганических соединений, ознакомление с составом, строением и химическими свойствами оснований.

Задачи:

  • Образовательные: усвоение новых знаний на основе имеющихся; самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием.

  • Развивающие: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно- деятельностной методики, частично- поискового подхода и элементов проблемного обучения.

  • Воспитательные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества .

Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.

Форма проведения урока: работа в группах.

Ключевые копметенции:

  • Информационно – познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы,

  • Коммуникативные: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения.

  • Предметные: исследовать строение и свойства оснований; изучить классификацию, строение, свойства, получение и применение оснований.

Необходимое оборудование: учебники, таблица растворимости, дидактические карточки для дифференцированного задания на дом, пробирки, реактивы ( лакмус, BaO, HCl, H2O, H2SO4) и оборудование для проведения опытов. Демонстрационные образцы: NaOH, CuSO4, Ca(OH)2, СаСО3 прибор для получения углекислого газа, фильтр, воронка, мелкие пробирки, спиртовка, держатель.





п/п

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6


1.


Мотивация учебной деятельности

Цель : создать мотивацию к учебной деятельности.




2 мин

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Презентация «Загадки».


Какой из классов соединений мы уже изучили?




Отгадывают предложенные загадки.



Называют оксиды.

Личностные УУД.

Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме)





2



Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации.

Цель; актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме.




5 мин

Ребята, на данном этапе урока вам необходимо вспомнить все. Что вы знаете об оксидах и основаниях. На ваших столах находятся карточки «Что я знаю об оксидах и основаниях» Вам необходимо в правой колонке таблицы указать свое отношение к утверждению: « Да, нет, не знаю». Время на обдумывание не более 5 минут.



Верно ли утверждение

Да, нет, не знаю.

Оксиды, которым соответствуют основания, называются основные


Оксиды, которым соответствуют кислоты, называются кислотными.


Оксиды активных металлов взаимодействуют с водой с образованием щелочей.


Основные и кислотные оксиды взаимодействуют между собой.


Все основные оксиды взаимодействуют с водой.


При взаимодействии лития с водой образуется щёлочь и водород.


Гашенную известь Ca(OH)2 получают из негашеной извести СаО.


Все кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями.


Щёлочи разъедают многие органические вещества.


Известковая вода- это раствор гидроксида кальция.


Щёлочь можно нейтрализовать кислотой.


Гидроксиды металлов – это основания.











Выполняют задания в течение 5 минут.

Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы


1

2

3

4

5

6



3.



Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний..

Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели.



2 мин.


Ответы на все вопросы вы знали?


В чем заключалась трудность при их выполнении?

С каким классом соединений тесно связаны оксиды?

Взгляните еще раз на таблицу, выпишите те вопросы, ответы на которые вызвали у вас затруднение и самостоятельно определите цели урока.

Назовите тему сегодняшнего урока.


Отмечают задания, вызвавшие затруднения.









Называют тему урока «Основания»

Познавательные УУД.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.




4.


Открытие нового знания.

Создание проблемной ситуации.

Цель: формирование умения проводить системно-информационный анализ, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели.






5 мин


Рассмотреть эту тему интереснее всего экспериментально, т.е. получить в лабораторных условиях основания и изучить его свойства.

В нашей лаборатории нашелся оксид двухвалентного металла. Ваша задача определить его состав, свойства и провести опыты по определению химических свойств оснований.

Какое общее свойство у основных и кислотных оксидов?

Записывают в тетради задание и, пользуясь учебником, предлагают план исследовательского эксперимента на основании химических свойств основных оксидов.

Пользуясь таблицей «Химические свойства оксидов» находят ответ: основные и кислотные оксиды взаимодействуют с водой. На доске составляет один ученик уравнение МеО+ Н2О=Ме(ОН)2


Познавательные УУД. Умение работать с текстом.

Коммуникативные УУД. Умение работать в группе. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.



Проверка правил техники безопасности

Цель: формирование умений безопасного обращения с веществами.

1 мин

В лаборатории при проведении химического эксперимента необходимо работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ.


Называют правила работы с щелочами, кислотами, стеклянной посудой.

Познавательные УУД. Умение обобщать предметные понятия, проводить эксперимент.




1

2

3

4

5

6

Открытие нового знания. Решение проблемной ситуации.

3 мин

При взаимодействии оксида металла с водой мы получили основание. Определите, как изменится цвет лакмусовой бумажки.

Обратите внимание, что оксид хорошо растворился в воде. Обратимся к таблице растворимости и определим какое основание двухвалентного металла хорошо растворимо в воде?

Какое общее свойство у кислотных оксидов и растворимых оснований?

Определяют, что цвет универсальной лакмусовой бумажки изменился и стал синим.



По таблице растворимости определяют, что это Ва(ОН)2.

Пользуясь таблицей «Химические свойства оксидов» находят, что кислотные оксиды взаимодействуют с растворимыми основаниями и делают вывод: « Растворимые основания взаимодействуют с кислотными оксидами»

Познавательные УУД.

Умение сравнивать, анализировать.





Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.


Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: преобразовывать информацию  из одного вида в другой.


Демонстрационный опыт. Цель: освоение естественно- научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно- следственных связей.

7 мин


Возьмем прибор для получения газов, поместим в него СаСО3, закроем пробкой с газоотводной трубкой, опустим трубку в раствор полученного основания и нагреем прибор для получения газов.


Два ученика проделывают данный опыт за демонстрационным столом и показывают классу, что при нагревании карбоната кальция выделяются пузырьки газа. При взаимодействии данного газа с основанием образуется осадок белого цвета.

У доски другие два учащихся записывают уравнения:

СаСО3 = СаО+ СО2

СО2+ Ва(ОН)2= ВаСО3+ Н2О

Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь и действия других (обучение в сотрудничестве).


2

3

4

5

6


7 мин

Продолжим исследование оснований. С чем они еще взаимодействуют?




Ребята, мы с вами проделали качественную реакцию на соединения бария.

Пользуясь текстом учебника, определяют, что основания взаимодействуют с кислотами. Проводят опыт с серной кислотой. Выпадает белый осадок.

Записывают уравнения реакции:

Ва(ОН)22SO4=BaSO4+H2O

Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы






3 мин

Подведем итоги нашего исследовательского эксперимента:

Какой оксид вам был выдан?

Какое основание получили?

Какими свойствами оно обладает?




Как можно получить растворимое основание в лаборатории?


Обратитесь к тестам учебника:

О каком свойстве растворимых оснований мы сегодня на уроке не говорили?



Оксид бария.

Гидроксид бария.

С кислотами и кислотными оксидами.



Взаимодействие оксида активного металла с водой.




Растворимые основания взаимодействуют с растворами солей.

Регулятивные УУД.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


3 мин

А теперь вновь обратимся к таблице растворимости. Какими ещё бывают основания?

Обратитесь к тестам учебника:

Какими общими свойствами обладают растворимые и нерастворимые?

Основания бывают нерастворимыми, например: Cu(OH)2,


И растворимы и нерастворимые основания взаимодействуют с кислотами.





Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник

1

2

3

4

5

6

5.

Самопроверка и взаимопроверка уровня усвоения знаний и сформированности видов УУД

4 мин

А сейчас мы выполним работу по карточкам в группах. Обсудите предложенные задания и подготовьте устные ответы. Письменно выполните задания дома.









Приходят к выводу, что задание №1 – классификация оснований, задание №2 содержит схемы исследований, проведенных на уроке.

Задание № 3 содержит информацию о химических свойствах оснований, не рассмотренных в исследованиях учащихся.




Познавательные УУД.

Уметь обобщать предметные понятия, сравнивать, анализировать. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь и действия других (обучение в сотрудничестве).

6

Информация о домашнем задании.

1

Ребята, назовите в учебнике номер параграфа и задания, которые вы должны выполнить дома самостоятельно.

Называют параграф 31, таблицы 9,11. Необходимо самостоятельно составить схему классификации оснований (задание №1) и уравнения химических реакций, указанных в задании №3 в предложенных на уроке индивидуальных карточках- заданиях.

Регулятивные УУД.

Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

7.

Рефлексия. Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия.

2 мин.

Что нового вы узнали сегодня об основаниях?

Можно ли считать, что цели урока достигнуты?

Оцените свою работу на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности:

Я понял, что…

Я научился …

Мне необходимо…

Проводят рефлексию.

Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю.


Познавательные УУД. Умение анализировать результаты своей деятельности.

Регулятивные УУД.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
урок химии в 8 класее Основани, классификация, получение, свойства.

Автор: Калашникова Ирина Алексеевна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203276

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства