Тема проекта: «Баба-Яга»
Учебное заведение Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Судогодская средняя общеобразовательная школа №2»
Класс: 3-В
Руководитель проекта Каримова Анжелика Юрьевна
Время работы над проектом: 3 недели
Тип проекта
Творческий
Межпредметный
Непродолжительный
В рамках класса
Образовательная область в рамках которой сделан проект
Мифология
Этнология
Фольклор
Методы, использованные в работе над проектом
Аналитический
Статистический
Форма представления проекта
Этапы исследования:
1 этап: сбор и классификация литературы с участием Бабы Яги.
2 этап: чтение статей в энциклопедиях о Бабе Яге; чтение статей в толковых словарях; чтение русских народных и авторских сказок; просмотр фильмов и мультфильмов с участием Бабы Яги.
3 этап: анализ её поступков; составление таблиц.
4 этап: выводы по результатам исследования.
Аннотация.
Данная исследовательская работа предполагает изучить образ Бабы-Яги в русских народных сказках и мультфильмах.
Узнать, как появилась Баба-Яга, выяснить значение имени, описать её облик, изучить характер. Исследовать какие поступки совершает Баба-Яга: хорошие или плохие. Определить добро или зло несёт в себе этот образ.
Непредсказуемый характер у волшебной старухи: то она, как заправский людоед, собирается поджарить себе на ужин каждого гостя, то вдруг, растрогавшись, выдает ему все секреты о нечистой силе, да при этом еще “накормит, напоит и в баньке попарит”. Если Баба Яга была доброй, то кем же она была?
Гипотеза: Если Баба-Яга прародительница древних славян, то она является защитницей и берегиней, то есть добрым божеством.
Цель: выявить положительные качества образа Бабы-Яги как защитницы от бед.
Задачи исследования:
Собрать информацию о Бабе Яге из литературных и исторических материалов о славянской сказке, мифологии древних.
Изучить собранную информацию в соответствии с выдвинутой гипотезой.
Сделать доклад на тему исследования.
Содержание.
О происхождении Бабы Яги
Жилище Бабы-Яги.
Образ Бабы –Яги в художественной литературе.
Анкетирование.
Образ Бабы-Яги в фольклоре.
Секреты Бабы-Яги.
Заключение.
Литература.
1. О происхождении Бабы Яги Баба Яга - одно из самых известных и самых таинственных существ на Земле. По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова ЯГАТЬ, что значит кричать, шуметь, ругаться. Одни учёные считают Ягу обычной злой ведьмой. Вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир. Но есть и другие мнения. Существует версия, что имя Яги произошло от слова ЙОГ , и сама она - из Индии. Характерна такая деталь: в избушке Бабы Яги три пары волшебных рук делают всю домашнюю работу. Может быть, ей служит шестирукое индийское божество Шива ? Не случайно Баба Яга, как и индийские йоги-отшельники, живёт вдали от людей и ведёт уединённый образ жизни. Кроме того, её ступа очень напоминает священные индийские сооружения, которые так и называются - СТУПЫ. Другие исследователи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и "избушка на курьих ножках". И наконец, есть предположение, что Баба Яга - существо инопланетного происхождения и прибыла на Землю из космоса. Недаром она умеет летать. В сказках и мифах часто упоминается, что ступа у неё железная. Не исключено, что это не ступа, а одна из ступеней многоступенчатого космического корабля ! Но откуда бы ни взялась Баба Яга - из Индии, с Севера или из космоса, - именно на Руси поселилась она много веков назад.
При археологических раскопках на пепелищах доисторических очагов были найдены костяные и каменные женские фигурки.
В древние времена Ягу считали прародительницей племени, дух которой обитает среди живущих, оберегает их от бед, помогает в делах и хранит огонь очага — символ благополучия дома. Так говорят ученые — историки и языковеды. Возможно, костяные и каменные женские фигурки, найденные на пепелищах доисторических очагов,— это первое изображение Бабы Яги. Такая Баба Яга — хранительница очага, конечно же, была доброй. Как же она стала злой? Об этом можно только догадываться. В древности, когда соседние племена враждовали между собой, проигравшим войну нередко приходилось покидать родные места, оставляя врагу селения и могилы предков. Для победителей эти могилы таили опасность: предки побежденных могли причинять вред незваным гостям, пуская в ход свои чары.
Так добрая Яга в избушке на курьих ножках стала превращаться в безжалостную старуху-чародейку. Может быть, тогда и появилось у прародительницы племени зловещее имя “Яга”. Слово это обозначало печаль, муку тяжкую. С тех пор много воды утекло. Короткая у людей память. Так и забыли бы Ягу, если б не сказки
2. Жилище Бабы Яги
В древности люди представляли себе устройство мира триединым: верхний – ПРАВЬ, где живут Боги, царит добро и справедливость. Средний – ЯВЬ, где живут люди и звери и нижний – НАВЬ, где живут тёмные силы и злые духи, царит зло. Согласно славянской мифологии Баба Яга живёт на границе двух миров – ЯВЬ и НАВЬ. Она является получеловеком, полумертвецом. Её избушка стоит на поляне глухого тёмного леса. (Лес – мир тёмных сил, а поляна – мир людей).
Избушка Бабы Яги повёрнута всегда к лесу – миру «тёмных сил». Чтобы попасть в избушку – надо её повернуть «к лесу задом – к себе передом, т.е. повернуть к миру живых.
Избушка без окон, без дверей: как и всякому захоронению, они не нужны. Ножки именно «курьи». «Кур» - петух - издревле символ времени, а оно тесно связано с вечностью.
Вокруг избушки забор из человеческих костей. На шестах натыканы черепа, глазницы которых по ночам светятся и освещают всю поляну.
Согласно волшебным сказкам, Баба-Яга живёт в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке на курьих ножках, вокруг избы – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горшков – черепа, вместо засовов – нога, вместо запоров – руки.
Вышла Марьюшка на поляну, а на поляне избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа («Финист – ясный сокол»);
Ехал по долам, по горам, по зелёным лугам и приехал в дремучий лес, в том лесу стоит избушка, на курьих ножках, на бараньих рожках («Иван - Быкович»).
Побежала – стоит избушка на Курьих ножках, стоит - поворачивается («Гуси – Лебеди»).
Почему избушка Бабы Яги «на курьих ножках»?
Рассмотрим несколько версий появления избушки:
1. Баба Яга – древний образ смерти (покойника).
В древности существовал обычай хоронить умерших на курганах (на возвышенностях). Избушка Бабы Яги также стоит высоко над землёй – «на курьих ножках».
2. Таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере «лабаз» или «чамья» – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенных для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или тропы.
Ещё больше похожи на сказочную избушку, без окон и дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах – «урах». В них обычно находились куклы – иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик; может быть, поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги?
3. Баба Яга – покровительница всего живого, владелица леса, к которой по её зову «бежит всякий зверь», «ползёт всякий гад», «летит всякая птица».
Недаром у неё на посылках служат гуси-лебеди и чёрные вороны. Отсюда и связь избушки Бабы Яги с «курьими ножками».
3. Образ Бабы –Яги в художественной литературе, в искусстве .
Одна из ярчайших героинь русского народного фольклора то и дело мелькает перед нами в мультфильмах, на страницах любимых детских книг, в художественном кино.
По мнению учёного А.Н.Афанасьева, волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:
1)Яга–воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница, прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично (хотя, благодаря своей многоловкости, является символом множественности нападающих), нападает во главе целого воинства. Ее «рать-сила несметная»
…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. ( «Баба-Яга»)
…приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны. («Баба-яга и Заморышек»)
2) Яга – похитительница – в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи.
…В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. («Гуси - лебеди»)
3) Яга–дарительница, которая, в свою очередь, подразделяется на подтипы:
а) Яга–советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре):
…Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. ( «Василиса Премудрая»)
б) Яга – повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем).
… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:
- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько
( «Баба Яга»)
… Стала Баба – Яга спать ложиться и говорит:
- Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь. («Василиса Прекрасная»)
-Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. («Баба-яга и Заморышек»)
в) Яга–покровительница (взявшая героя под свою опеку, следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка) за похождениями героя.
…Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко.
(« Финист - ясный сокол»)
г) Яга–дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами–помощниками).
…-Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая. (« Финист - ясный сокол»)
4) Яга-прародительница (мать-бабка для нескольких своих дочерей- внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей, тетка.
…- Ткешь ли ты, племяннушка, ткешь ли, милая?
- Тку, тетушка, тку, милая!
(«Баба Яга»)
Как мы видим, привычный образ злой старухи разрушается. И можно уже сделать вывод, что Баба Яга – положительный персонаж.
Кроме русских народных сказок, Баба-Яга встречается и в авторских сказках, фильмах и мультфильмах. Какой предстает Баба-Яга в них?
Морозко.
Золотые рога.
Новогодние приключения Маши и Вити.
Книга мастеров.
мультфильмы:
Летучий корабль.
Ивашка из дворца пионеров.
Домовёнок Кузька в гостях у Бабы-Яги.
Ну, погоди! (выпуск 16).
Добрыня Никитич и Змей Горыныч.
Бабка Ёжка и другие.
авторские сказки:
1.Э. Успенский. Вниз по волшебной реке.
2.К. Матюшкина. Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане.
3.А.Ремизов. Светящиеся черепа.
4.Е. Шварц. Два клёна.
«Баба Яга в современных авторских сказках, фильмах и мультфильмах»
Название мультфильма/фильма | Поступок Бабы Яги | Плохой или хороший поступок |
Морозко | Хотела погубить героев | Плохой |
Золотые рога | Похитила дочерей Евдокии и превратила их в ланей | Плохой |
Новогодние приключения Маши и Вити | Хотела съесть Машу и Витю | Плохой |
Летучий корабль | Сказали заклинание | Хороший |
Ивашка из дворца пионеров | Хотела съесть Ивашку | Плохой |
Домовёнок Кузя | Заботилась о Кузе | Хороший |
Ну, погоди! | Веселила героев | Хороший |
Бабка Ёжка и другие | Заботилась о девочке, которую нашла | Хороший |
Книга мастеров | Дала живую воду | Хороший |
Добрыня Никитич и Змей Горыныч | Хотела погубить Забаву | Плохой |
Э.Успенский. Вниз по волшебной реке | Помогла главным героям | Хороший |
К.Матюшкина. Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане | Помогла главным героям | Хороший |
А.Ремизов. Светящиеся черепа | Хотела погубить девочку | Плохой |
Е. Шварц. Два клёна | Заколдовала сыновей Василисы работницы | Плохой |
В авторских сказках Баба-Яга совсем другая. Здесь характер её стал мягче: она уже почти не делает гадостей и совсем не ест людей. С особой симпатией Баба-Яга относится к детям. И больше она похожа на добрую деревенскую бабушку, чем на злую колдунью. Пример этому – авторская сказка Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке». Здесь Баба Яга не только приютила Митю, но и отправилась вместе с ним спасать царство.
В мультфильме «Летучий корабль» их много. Это весёлые поющие бабульки. Таким образом, Баба-Яга творит множество добрых дел.
Образ Бабы-Яги в фольклоре.
Образ Бабы-Яги встречается и в жанре фольклора.
Наряду с народными и авторскими сказками о Бабе Яге известны дразнилки. В них отмечаются действительные и мнимые недостатки людей, которых хотят высмеять, осудить в них пороки или просто обидеть в отместку за причинённое зло, подразнить. Например:
Бабка Ежка
Костяная ножка,
По улице шла,
Рубль нашла,
Побежала на лужок
И купила пирожок!
*
Бабка Ёжка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала,
А потом и говорит:
- У меня живот болит!
*
Баба Яга,
На лбу рога,
Высунь бородавки,
Дам тебе пиявки!
*
Баба Яга,
На лбу рога,
Выглянь из избушки,
Дам кусок лягушки!
Секреты Бабы-Яги.
Старые женщины всегда были хранительницами народной мудрости. И Баба Яга, живущая в уединении и согласии с природой, сумела до наших дней донести многовековые знания нapoда. Если прочесть сказки правильно, можно увидеть, что матери посылали к ней своих дочерей вовсе не для того, чтобы их съели. Девочки проходили у Яги настоящий курс разных женских премудростей: учились прясть, ткать, готовить.
Кроме того, Баба Яга была известной целительницей. Во многих сказках говорится, что она сажала детей на лопату, чтобы изжарить в печи. Но это не вся правда. У маленьких детей есть такая болезнь «сухота», или «собачья старость». В прежние времена, чтобы вылечить ребенка, его обмазывали тёплым тестом, сажали на лопату и быстро трижды засовывали в натопленную печь. Баба Яга отлично знала этот народный метод и вылечила немало деревенских детишек. Впрочем, дети и сейчас не очень любят ходить к докторам, поэтому понятен их страх перед Бабой Ягой.
О том, что Яга занималась врачеванием, свидетельствуют её инструменты. Пест и ступа всегда использовались в медицине для измельчения различных корешков в порошок и изготовления лекарств. А уж кто, как не Яга понимала толк в волшебных травах и корешках, ягодах и грибах?!
Одним словом, Баба Яга — настоящий кладезь знаний.
Заключение
Оказалось, что Баба Яга всегда разная. У нее много ролей, много всегда видов. Она бывает и доброй, и злой. С ее помощью учат маленьких детей слушаться родителей. Рассказывают нам о том, что доброта, ум, вежливость и смелость помогают не только дойти до цели, но и остаться в живых, остаться человеком. Сама Баба Яга совсем не милая старушка, а все же страж между добром и злом, и может быть и на стороне добра, и на стороне зла. В народных сказках она чаще пугающая, страшная. А в современности ее чаще представляют доброй старушкой, помощницей героев.
Благодаря своему исследованию мы узнали много нового и интересного.
Список литературы
Большая книга русских народных сказок / М.: Планета детства, 2003.
Большая книга Бабы-Яги. /М. :Оникс21 век,2004 г.
Аникин В. П. «К мудрости ступенька» / В. П. Аникин – М.: Детская
литература, 1982г. – 45с.
Аникин В. П. « Русская народная сказка. Пособие для учителей» /
В. П. Аникин – М.: Просвещение, 1977г. – 119с.
Лебёдушка: Русские волшебные сказки. М.: Детская литература, 1983.
Иванов В.В. Баба Яга//Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995.
Матюшкина К. Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане/К.Матюшкина. –М: Астрель, 2009.
Мифы народов мира / М.: Советская Энциклопедия, 1987.
Сказки народов мира / сост. Л.В.Ханбеков. – Минск: Юнацтва, 1985.
Успенский Э. Вниз по волшебной реке/Э.Успенский. – М: Астрель, 2007.
Чудесные русские сказки. М: Эксмо, 2004.