Почему создаваемые в русской литературе образы, начиная с гуляющего носа Гоголя и заканчивая говорящим котом Булгакова, остаются такими завораживающими и загадочными в классике мировой литературы? Возможно, ответ даст старуха, которая часто появляе
ся в русских народных сказках. «Если люди слишком любопытные, - говорит Баба-Яга, - я съедаю их».
Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог. В шорохе листвы… Сказки родились с человеком, и пока живет человек, живет и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес, волшебства.
На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Временами она - злобная ведьма - налетает на Русь, несет с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, - и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу.
Так кто же она, эта загадочная старушка, откуда пришла в русский фольклор, почему этот образ так неоднозначен. Кто же эта Баба-Яга и что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и необыкновенно манит и влечет читателя по тропинкам сказки.
Так вот, еще до колобка и репки, до Добрыни Никитича и Соловья Разбойника жила – была прекрасная, юная богиня, с карезелеными роскошными глазами и мягкими длинными русыми косами – Йогиня. Всем она была хороша – и красива, и добра необычайно. А уж какая модница! Самое главное – это ее прекрасные Золотые сапожки, которые носили ее по белу свету. И была у нее особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Земле то пешком, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне, собирая беспризорных детей-сирот. В каждом славянском поселении Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты.
Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Йогой Златой Ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней- Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.
Йогиня- Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, перевод детей из мирской жизни в другую. Именно из этого мифа перенесено в сказки то, что Баба Яга предлагает своим гостям сесть на лопату и отправляет их в печь.
Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лопаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.
Мы имеем дело с образом Бабы Яги, которая является, чуть ли не главным персонажем в общей канве большинства народных сказок и праздников.
Причём, Баба Яга предстаёт перед читателями, слушателями и зрителями как яркая личность, женщина любящая порядок, чистоту, наряды, соответствующие своему возрасту; умная, сметливая, любящая повеселиться со своими друзьями, т.е. деловая и коммуникабельная женщина.
-
Изучить историю возникновения образа Бабы Яги
-
Определить роль её в русских народных сказках.
-
Выяснить, какой она персонаж в литературе: положительный или отрицательный?
-
Выявить основные психологические характеристики образа Бабы Яги
-
Провести социологический опрос среди обучающихся техникума
-
Научиться отбирать нужную информацию, пользуясь разными дополнительными источниками.
-
Составить рекомендации, как девушкам не превратиться в молодых злобных Ягинь