Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя.
Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога».
(Профессиональный стандарт педагога)
Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой.
Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя.
Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция.
.
Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому.Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.
Критерии профессиональной компетентности
учителя начальных классов
Общекультурный критерий.
Общепрофессиональный критерий.
Коммуникативный критерий.
Личностный критерий.
Критерий саморазвития и самообразования.
Три показателя профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию:
общая образованность и широта кругозора;
информированность в области культурных новинок;
культура речи.
Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:
владение содержанием учебных дисциплин;
владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.
Три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию:
потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста;
эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;
доброжелательный и конструктивный стиль общения.
Три показателя профессиональной компетентности учителя по личностному критерию:
наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;
наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо - эмоциональным нагрузкам.
Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:
самокритичность, требовательность к себе;
потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;
исследовательский стиль деятельности
Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой.
Век живи - век учись. Это нужно взять за основу в педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха.
Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, насколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.