3. Целеполагание Уметь задавать вопросы по изучаемой теме; определять цель, учебные задачи, исходя из темы урока; планировать свою деятельность на уроке 4. Открытие новых знаний Развивать умения работать с разными источниками информации, извлекать и интерпретировать информацию, Учиться взаимодействовать в группах: распределять обязанности, договариваться между собой, приходить к единому мнению; Физкультминутка (Грамзапись «Увезу тебя я в тундру» Релаксация Сообщение групп Уметь получать информацию из различных источников; устанавливать причинно – следственные связи; делать простейшие выводы и умозаключения; Уметь осуществлять контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков; Физкультминутка 4. Первичное формирование умений на основе самоконтроля Учиться оценивать себя 5. Домашнее задание Осуществлять осознанный выбор задания 6. Рефлексия | - Как называется эта зона? - Назовите тему урока - Назовите тип урока - Цель урока: - Что бы реализовать цель какие поставим учебные задачи? - Какие умения для успешной работы вам пригодятся? - По каким критериям будете оценивать себя в конце урока? - Спрогнозируйте результат критериального оценивания на листе самооценки. Выполнять учебные задачи мы будем в группах: «Географы», «Ботаники», «Зоологи» Инструктаж: - Прочитать вопросы. - Найти ответы, используя учебник, дополнительную литературу, раздаточный материал. - Распределить обязанности каждого человека в группе. - Оценить работу в группе. На эту работу вам отводится 7-9 минут. О готовности своей группы вы поднимаете зелёный кружок, о возникших трудностях – красный. Оценка работы в группе по критериям: -Самооценка работы в группе. -Интересное выступление. - Правильно выполненная работа. -Сделаны выводы. - Возьмите кейсы с материалами и приступайте к работе - Назовите первую учебную задачу - Давайте выслушаем группу «Географы» (Учитель сопровождает показ слайдами презентации «Тундра») Оцените работу группы -Почему в тундре много болот? - Предлагаю провести эксперимент Берутся 2 одинаковые непрозрачные ёмкости, наполненные землёй. В одной ёмкости, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям это не известно) - Скажите, одинаковые ли эти горшочки? - Как вы думаете что должно произойти, если полить воду? Детям предлагается налить одинаковое количество воды в ёмкости. - Что произошло в первом горшке? - Почему вода осталась во второй ёмкости на поверхности? - Может ей что-то мешает просочиться внутрь? (Раскапывается земля, дети видят стекло) - Что помог понять нам этот эксперимент? В тундре за длинную и холодную зиму, земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять небольшой верхний слой, воде мешает просочиться сильно промёрзшая земля, поэтому образуются болота. - Как вы думаете в таких суровых условиях богат ли растительный мир тундры? - Вспомните вторую учебную задачу Давайте выслушаем группу «Ботаники» (Учитель сопровождает рассказ детей показом слайдов из презентации «Тундра») Оцените работу группы - Ребята, как вы считаете, кому необходимы растения? - Назовите третью учебную задачу (Учитель сопровождает рассказ детей показом слайдов из презентации «Тундра» -Составьте 2-3 цепи питания Тест «Проверь себя» Тундра расположена: А) на равнинах; Б) на возвышенностях В) в горах 2. В тундре А) ярко выражены все 4 времени года; Б) длинная суровая зима и жаркое лето; В) длинная суровая зима и короткое прохладное лето; 3. Растения тундры… А) высокие с мощными корнями и широкими листьями Б) низкорослые, стелющиеся с мелкими листьями 4. В тундре обитают.. А) тюлени, моржи, киты; Б) песцы, лемминги, волки; В) верблюды, лошади, коровы - Оцените себя Эталон 1. А) 2.В) 3.Б) 4.Б) - Поднимите руки кто справился с заданием без ошибок, с одной, двумя ошибками. -Дома предлагаю поработать с карточкой «Экологи» Занятие населения и экологические проблемы Источник информации: уч. стр. 80-83; Ответьте на вопросы: 1.Перечисли основные занятия населения (Запиши в таблицу т. стр. 23) Перечисли экологические проблемы тундры. Как защитить редких животных. Перечисли какие животные занесены в Красную книгу. Творческое задание (по выбору): написать синквейн Природная зона тундра. 1 строка: существительное, обозначающее тему; 2строка: два прилагательных, раскрывающие характерные признаки, явления; 3 строка: три глагола, раскрывающие действия, свойственные явлению; 4 строка: фраза, раскрывающая суть явления, 5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление. - Вот и закончилось наше путешествие по зоне «Тундра» Вернёмся к задачам урока - Все ли учебные задачи решены? - Возьмите листы самооценки и оцените свою деятельность на уроке - Дети сегодня у нас был необычный урок. Вы все хорошо поработали. Мне хочется поставить оценку «5» ….,оценку «4 » и пожелать быть более активными на уроке, также очень хочется узнать ваши впечатления об уроке, совпала ли самооценка вначале урока и в конце урока, с каким настроением вы уходите с урока. Ты человек, люби природу, Хоть иногда её жалей: В увеселительных походах не растопчи её полей; В вокзальной сутолоке века Ты оценить её спеши. Она - твой давний, добрый лекарь, Она союзница души. Не жги её напропалую И не исчерпывай до дна. И помни истину простую: Нас много, а она одна. (В, Шефнер) | - Тундра Тема урока: тундра - Открытие новых знаний Цель урока: познакомиться с природой тундры Задачи урока: - уточнить местоположение тундры, климат; - узнать особенности растительного мира тундры; - узнать особенности животного мира тундры; - умение работать с картой; - умение работать с учебником и дополнительной литературой; - умение работать в группе; - умение правильно высказывать своё мнение, аргументировать ответ. -знаю местоположение тундры, могу показать на карте; -могу назвать особенности растительного и животного мира тундры; - умею работать в группе. (Приложение №1) 1 группа «Географы» Географическое положение и климат Источники информации: уч. стр. 60, карта природных зон России, стр. 74 Вопросы карточки «Помогайка» - Где расположена Тундра (запишите в таблицу) -Какие времена года выделяют в тундре? -Какая зима в тундре? ( продолжительность, температура) -Какое лето? ( продолжительность, температура) Запиши в таблицу - С чем связаны суровые условия тундры? 2 группа «Ботаники» Растительный мир тундры Источники информации: Уч. стр. 75-78.; иллюстрации растений; гербарий. Вопросы карточки«Помогайка» -Перечислите, какие растения растут в тундре (запишите в таблицу) -Как растения приспособились к суровой жизни (корни, стебли, листья) запишите в таблицу 3 группа «Зоологи» Животный мир тундры Источники информации: - уч. стр. 78-79, стр. 76-77; иллюстративный материал Вопросы карточки«Помогайка» - Перечислите птиц, которые обитают в тундре (запишите в таблицу) - Как они приспособились к жизни в суровых условиях? - Перечислите зверей , которые обитают в тундре (запиши в таблицу) - Как звери приспособились к жизни в суровых условиях? (запиши в таблицу) - уточнить местоположение тундры, климат; Обучающиеся отвечают на вопрос, сопровождая показом на карте границ зоны тундры - Да - Земля впитывает воду. - Земля впитала воду. - Образование болот в зоне тундры - узнать особенности растительного мира тундры; - узнать особенности животного мира тундры; Мох-ягель - северный олень – волк Брусника – лемминг-песец Голубика – белая куропатка-песец Растения тундры – лемминг –белая сова | Регулятивные: формулирование цели, учебных задач Личностные: смыслообразование: мотивация к изучению нового учебного материала) Регулятивные: предвидеть уровень знаний Регулятивные: планирование последовательности действий Познавательные: общеуучебные: выделение информации Коммуникативные: работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы Регулятивные: удержание цели, учебных задач Коммуникативные: строить монологическое высказывание Познавательные: общеучебные: моделирование, логические общеучебные: умозаключения Познавательные: Устанавливать причинно – следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, обобщать Познавательные: общеучебные: моделирование Регулятивные: удержание цели, учебных задач Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности |