kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Зона тундры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Окружающий мир, 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Тундра»
Место урока в теме: 3-й урок по теме: «Путешествие по природным зонам России»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: организовать деятельность обучающихся на развитие естественно - научных представлений о зависимости между географическим положением природной зоны и её особенностями на примере темы «Тундра»
Планируемые достижения обучающихся
Предметные    Метапредметные    Личностные
-знать название, местоположение и специфичность изучаемой зоны; 
- уметь находить и показывать на карте тундру;
- установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий;.
    Регулятивные универсальные действия:
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; 
- предвидеть уровень усвоения знаний;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные универсальные действия
- ориентироваться в своей системе знаний; 
-осуществлять анализ объектов; 
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 
-преобразовывать информацию из одной формы в другую; 
-составлять ответы на вопросы;  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; 
-находить     дополнительную информацию; 
 -высказывать предположения, 
- обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные универсальные действия
- участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.    - положительное отношение к процессу познания;  
- применять правила делового сотрудничества;
 - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 

 

 

Задачи урока (деятельность учителя)
•    обеспечить условия для сформирования  у обучающихся представления о природной зоне тундра;
•    создать условия для ознакомления с особенностями природы, условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, 
•    создать условия для развития умения работать с разными источниками информации, анализировать, высказывать собственную точку зрения;
•    способствовать развитию речи, логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы.
•    развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;
•    воспитывать бережное отношение к природе, формировать умения пользоваться атласами и энциклопедиями.

Оборудование:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. «Окружающий мир» Учебник1 часть. Москва «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» 2013;
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. «Окружающий мир» Тетрадь для самостоятельной работы №1. Москва  «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» 2014;
презентация "Тундра, проектор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Зона тундры »

Проект урока по окружающему миру

Автор: А.А. Макунина, учитель начальных классов МБОУ «Ростиловская школа» Грязовецкого района

Предмет: Окружающий мир, 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «Тундра»

Место урока в теме: 3-й урок по теме: «Путешествие по природным зонам России»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: организовать деятельность обучающихся на развитие естественно - научных представлений о зависимости между географическим положением природной зоны и её особенностями на примере темы «Тундра»

Планируемые достижения обучающихся

Предметные

Метапредметные

Личностные

-знать название, местоположение и специфичность изучаемой зоны;

- уметь находить и показывать на карте тундру;

- установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий;.


Регулятивные универсальные действия:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- предвидеть уровень усвоения знаний;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок


Познавательные универсальные действия

- ориентироваться в своей системе знаний; 

-осуществлять анализ объектов; 

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-составлять ответы на вопросы; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

-находить     дополнительную информацию; 

-высказывать предположения,

- обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные универсальные действия

- участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

- положительное отношение к процессу познания; 

- применять правила делового сотрудничества;

 - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности









Задачи урока (деятельность учителя)

  • обеспечить условия для сформирования у обучающихся представления о природной зоне тундра;

  • создать условия для ознакомления с особенностями природы, условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе,

  • создать условия для развития умения работать с разными источниками информации, анализировать, высказывать собственную точку зрения;

  • способствовать развитию речи, логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы.

  • развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;

  • воспитывать бережное отношение к природе, формировать умения пользоваться атласами и энциклопедиями.



Оборудование:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. «Окружающий мир» Учебник1 часть. Москва «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» 2013;

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. «Окружающий мир» Тетрадь для самостоятельной работы №1. Москва «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» 2014;

презентация "Тундра, проектор.









Технологическая карта урока

Этапы

Задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД



- Сегодня на урок к нам пришли гости, посмотрите на гостей, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе и всему классу. Пусть с маленькой удачи начинается большой успех!


Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание учиться

1.Актуализация знаний обучающихся


Мотивировать детей на изучение новой темы

- Какую природную зону изучали на прошлом уроке?

- Давайте отгадаем кроссворд и назовём обитателей Арктики.

- Какой зверь хозяин Арктики?

- Какая взаимосвязь между белым медведем и водорослями? Составьте цепь питания.


- Как вы думаете, неизученная природная зона, в которую мы сегодня отправимся, находится севернее или южнее зоны арктических пустынь)


- Почему?



- Арктика (Слайд №3)




- Белый медведь (Слайд №4)


-Водоросли –рачки –рыбы -тюлени- белый медведь (Слайд№5)


- Южнее



- Из-за неравномерного распределения солнечных лучей природные зоны сменяются с севера на юг


Коммуникативные:

высказывания детей

3. Целеполагание



Уметь задавать вопросы по изучаемой теме;


определять цель, учебные задачи, исходя из темы урока;





планировать свою деятельность на уроке












































4. Открытие новых знаний



Развивать умения работать с разными источниками информации, извлекать и интерпретировать информацию,



Учиться взаимодействовать в группах: распределять обязанности, договариваться между собой, приходить к единому мнению;






























Физкультминутка

(Грамзапись «Увезу тебя я в тундру»


Релаксация


Сообщение групп






Уметь получать информацию из различных источников; устанавливать причинно – следственные связи; делать простейшие выводы и умозаключения;



















Уметь осуществлять контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков;






























Физкультминутка



4. Первичное формирование умений на основе самоконтроля


















Учиться оценивать себя








5. Домашнее задание

Осуществлять осознанный выбор задания















6. Рефлексия

- Как называется эта зона?


- Назовите тему урока

- Назовите тип урока

- Цель урока:



- Что бы реализовать цель какие поставим учебные задачи?






- Какие умения для успешной работы вам пригодятся?






- По каким критериям будете оценивать себя в конце урока?






- Спрогнозируйте результат критериального оценивания на листе самооценки.



Выполнять учебные задачи мы будем в группах: «Географы», «Ботаники», «Зоологи»



Инструктаж:

- Прочитать вопросы.

- Найти ответы, используя учебник, дополнительную литературу, раздаточный материал.

- Распределить обязанности каждого человека в группе.

- Оценить работу в группе.

На эту работу вам отводится 7-9 минут. О готовности своей группы вы поднимаете зелёный кружок, о возникших трудностях – красный.


Оценка работы в группе по критериям:

-Самооценка работы в группе.

-Интересное выступление.

- Правильно выполненная работа.

-Сделаны выводы.


- Возьмите кейсы с материалами и приступайте к работе

















































- Назовите первую учебную задачу



- Давайте выслушаем группу «Географы»

(Учитель сопровождает показ слайдами презентации «Тундра»)


Оцените работу группы


-Почему в тундре много болот?


- Предлагаю провести эксперимент


Берутся 2 одинаковые непрозрачные

ёмкости, наполненные землёй. В одной ёмкости, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям это не известно)


- Скажите, одинаковые ли эти горшочки?

- Как вы думаете что должно произойти, если полить воду?

Детям предлагается налить одинаковое количество воды в ёмкости.

- Что произошло в первом горшке?

- Почему вода осталась во второй ёмкости на поверхности?

- Может ей что-то мешает просочиться внутрь?

(Раскапывается земля, дети видят стекло)


- Что помог понять нам этот эксперимент?

В тундре за длинную и холодную зиму, земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять небольшой верхний слой, воде мешает просочиться сильно промёрзшая земля, поэтому образуются болота.


- Как вы думаете в таких суровых условиях богат ли растительный мир тундры?

- Вспомните вторую учебную задачу


Давайте выслушаем группу «Ботаники»


(Учитель сопровождает рассказ детей показом слайдов из презентации «Тундра»)


Оцените работу группы



- Ребята, как вы считаете, кому необходимы растения?

- Назовите третью учебную задачу


(Учитель сопровождает рассказ детей показом слайдов из презентации «Тундра»


-Составьте 2-3 цепи питания








Тест «Проверь себя»

  1. Тундра расположена:

А) на равнинах;

Б) на возвышенностях

В) в горах

2. В тундре

А) ярко выражены все 4 времени года;

Б) длинная суровая зима и жаркое лето;

В) длинная суровая зима и короткое прохладное лето;

3. Растения тундры…

А) высокие с мощными корнями и широкими листьями

Б) низкорослые, стелющиеся с мелкими листьями

4. В тундре обитают..

А) тюлени, моржи, киты;

Б) песцы, лемминги, волки;

В) верблюды, лошади, коровы

- Оцените себя

Эталон

1. А)

2.В)

3.Б)

4.Б)

- Поднимите руки кто справился с заданием без ошибок, с одной, двумя ошибками.



-Дома предлагаю поработать с карточкой «Экологи»


Занятие населения и экологические проблемы

Источник информации: уч. стр. 80-83;

Ответьте на вопросы:

1.Перечисли основные занятия населения (Запиши в таблицу т. стр. 23)

  1. Перечисли экологические проблемы тундры.

  2. Как защитить редких животных.

  3. Перечисли какие животные занесены в Красную книгу.


Творческое задание (по выбору):

написать синквейн Природная зона тундра.

1 строка: существительное, обозначающее тему;

2строка: два прилагательных, раскрывающие характерные признаки, явления;

3 строка: три глагола, раскрывающие действия, свойственные явлению;

4 строка: фраза, раскрывающая суть явления,

5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление.


- Вот и закончилось наше путешествие по зоне «Тундра»

Вернёмся к задачам урока

- Все ли учебные задачи решены?

- Возьмите листы самооценки и оцените свою деятельность на уроке

- Дети сегодня у нас был необычный урок. Вы все хорошо поработали. Мне хочется поставить оценку «5» ….,оценку «4 » и пожелать быть более активными на уроке, также очень хочется узнать ваши впечатления об уроке, совпала ли самооценка вначале урока и в конце урока, с каким настроением вы уходите с урока.



Ты человек, люби природу,

Хоть иногда её жалей:

В увеселительных походах не растопчи её полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши.

Она - твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

(В, Шефнер)


- Тундра


Тема урока: тундра

- Открытие новых знаний

Цель урока: познакомиться с природой тундры

Задачи урока:

- уточнить местоположение тундры, климат;

- узнать особенности растительного мира тундры;

- узнать особенности животного мира тундры;


- умение работать с картой;

- умение работать с учебником и дополнительной литературой;

- умение работать в группе;

- умение правильно высказывать

своё мнение, аргументировать ответ.


-знаю местоположение тундры, могу показать на карте;

-могу назвать особенности растительного и животного мира тундры;

- умею работать в группе.


(Приложение №1)





























1 группа «Географы»

Географическое положение и климат

Источники информации:

уч. стр. 60, карта природных зон России, стр. 74

Вопросы карточки «Помогайка»

- Где расположена Тундра

(запишите в таблицу)

-Какие времена года выделяют в тундре?

-Какая зима в тундре?

( продолжительность, температура)

-Какое лето?

( продолжительность, температура) Запиши в таблицу

- С чем связаны суровые условия тундры?

2 группа «Ботаники»

Растительный мир тундры

Источники информации:

Уч. стр. 75-78.; иллюстрации растений; гербарий.

Вопросы карточки«Помогайка»

-Перечислите, какие растения растут в тундре (запишите в таблицу)

-Как растения приспособились к суровой жизни (корни, стебли, листья) запишите в таблицу

3 группа «Зоологи»

Животный мир тундры

Источники информации:

- уч. стр. 78-79, стр. 76-77;

иллюстративный материал

Вопросы карточки«Помогайка»

- Перечислите птиц, которые обитают в тундре (запишите в таблицу)

- Как они приспособились к жизни в суровых условиях?

- Перечислите зверей , которые обитают в тундре (запиши в таблицу)

- Как звери приспособились к жизни в суровых условиях?

(запиши в таблицу)






- уточнить местоположение тундры, климат;


Обучающиеся отвечают на вопрос, сопровождая показом на карте границ зоны тундры














- Да

- Земля впитывает воду.




- Земля впитала воду.







- Образование болот в зоне тундры









- узнать особенности растительного мира тундры;











- узнать особенности животного мира тундры;






Мох-ягель - северный олень – волк

Брусника – лемминг-песец

Голубика – белая куропатка-песец

Растения тундры – лемминг –белая сова















Регулятивные:

формулирование цели, учебных задач










Личностные:

смыслообразование: мотивация к изучению нового учебного материала)


Регулятивные:

предвидеть уровень знаний












Регулятивные:

планирование последовательности действий

















Познавательные:

общеуучебные: выделение информации


Коммуникативные:

работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы
















































Регулятивные:

удержание цели, учебных задач



Коммуникативные:

строить монологическое высказывание


Познавательные:

общеучебные: моделирование,

логические общеучебные:

умозаключения




Познавательные:

Устанавливать причинно – следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, обобщать











































Познавательные:

общеучебные: моделирование
































































Регулятивные:

удержание цели, учебных задач


Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Приложение к уроку

1 группа «Географы»

Географическое положение и климат

Источники информации:

уч. стр. 60, карта природных зон России, стр. 74

Вопросы карточки «Помогайка»

- Где расположена Тундра?

(запишите в таблицу)

-Какие времена года выделяют в тундре?

-Какая зима в тундре? (продолжительность, температура)

-Какое лето? ( продолжительность, температура) Запиши в таблицу

- Сделай вывод какие условия тундры и почему?



Местоположение

Климат

зима

лето


















2 группа «Ботаники»

Растительный мир тундры

Источники информации:

Уч. стр. 75-78.; иллюстрации растений; гербарий.

Вопросы карточки«Помогайка»

-Перечислите, какие растения растут в тундре (запишите в таблицу)

-Как растения приспособились к суровой жизни (корни, стебли, листья) (запишите в таблицу)

Перечисли растения

Приспособления растений




















3 группа «Зоологи»

Животный мир тундры Источники информации:

- уч. стр. 78-79, стр. 76-77;иллюстративный материал

Вопросы карточки«Помогайка»

- Перечислите птиц, которые обитают в тундре (запишите в таблицу)

- Как они приспособились к жизни в суровых условиях?

Перечисли птицы

Приспособления птиц к условиям тундры













- Перечислите зверей, которые обитают в тундре (запиши в таблицу)

- Как звери приспособились к жизни в суровых условиях?

Перечисли зверей

Приспособления зверей к условиям тундры














Лист самооценки

Критерии оценки

Отлично

Хорошо

Затрудняюсь

1.Умею работать с картой








2.Знаю особенности растительного мира







3. Знаю особенности животного мира







4. Умею работать в группе










Лист самооценки

Критерии оценки

Отлично

Хорошо

Затрудняюсь

1.Умею работать с картой








2.Знаю особенности растительного мира







3. Знаю особенности животного мира







4. Умею работать в группе










Лист самооценки

Критерии оценки

Отлично

Хорошо

Затрудняюсь

1.Умею работать с картой








2.Знаю особенности растительного мира







3. Знаю особенности животного мира







4. Умею работать в группе










Группа «Экологи»

Занятие населения и экологические проблемы

Источник информации: уч. стр. 80-83;

Ответьте на вопросы:

  1. Перечисли основные занятия населения (Запиши в таблицу тетр. стр. 23)

  2. Перечисли экологические проблемы тундры.

  3. Как защитить редких животных?

  4. Перечисли какие животные занесены в Красную книгу.



Группа «Экологи»

Занятие населения и экологические проблемы

Источник информации: уч. стр. 80-83;

Ответьте на вопросы:

  1. Перечисли основные занятия населения (Запиши в таблицу тетр. стр. 23)

  2. Перечисли экологические проблемы тундры.

  3. Как защитить редких животных?

  4. Перечисли какие животные занесены в Красную книгу.

Группа «Экологи»

Занятие населения и экологические проблемы

Источник информации: уч. стр. 80-83;

Ответьте на вопросы:

  1. Перечисли основные занятия населения (Запиши в таблицу тетр. стр. 23)

  2. Перечисли экологические проблемы тундры.

  3. Как защитить редких животных?

  4. Перечисли какие животные занесены в Красную книгу.





Инструктаж работы в группе:

- Прочитать вопросы.

- Найти ответы, используя учебник, дополнительную литературу.

- Распределить обязанности каждого человека в группе.

- Оценить работу в группе.

- О готовности своей группы сообщить, подняв зелёный кружок, о возникших трудностях – красный.



Критерии оценки группы

  1. Самооценка группы

  2. Интересное выступление

  3. Правильно выполненное задание

  4. Сделаны выводы



Самоанализ урока

Место урока в теме: 3-й урок по теме: "Путешествие по природным зонам России".

3. Цель и ожидаемый результат: организовать деятельность обучающихся на развитие естественно - научных представлений о зависимости между географическим положением природной зоны и её особенностями на примере темы «Тундра»

Задачи урока (деятельность учителя)

  • обеспечить условия для сформирования у обучающихся представления о природной зоне тундра;

  • создать условия для ознакомления с особенностями природы, условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе,

  • создать условия для развития умения работать с разными источниками информации, анализировать, высказывать собственную точку зрения;

  • способствовать развитию речи, логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы.

  • развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые достижения обучающихся

Предметные

Метапредметные

Личностные

-знать название, местоположение и специфичность изучаемой зоны;

- уметь находить и показывать на карте тундру;

- установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий;.


Регулятивные универсальные действия:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- предвидеть уровень усвоения знаний;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок


Познавательные универсальные действия

- ориентироваться в своей системе знаний; 

-осуществлять анализ объектов; 

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-составлять ответы на вопросы; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

-находить     дополнительную информацию; 

-высказывать предположения,

- обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные универсальные действия

- участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

- положительное отношение к процессу познания; 

- применять правила делового сотрудничества;

 - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности









5. Тип урока. Открытие новых знаний. Он включал в себя 6 этапов.

1.Актуализация знаний обучающихся.

2.Целеполагание.

3. Открытие новых знаний.

4.Первичное формирование умений на основе самоконтроля

5. Домашнее задание

6. Рефлексия

На уроке использовала технологию кейсов

При проведения урока я ориентировалась на принципы обучения: научности, наглядности, доступности, учёта возрастных особенностей.

На уроке я использовала словесные, наглядные, практические методы обучения. В ходе урока была организована фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы.

Время отведённое на все этапы урока было распределено рационально, связки между этапами логичны. Темп урока был оптимальный. Во избежание переутомления детей была проведены физкультминутки, чередование и смена деятельности.

На уроке были использованы наглядные пособия, которые соответствовали задачам урока. Также использовались технические средства: компьютер, проектор.

Результат урока я оцениваю положительный, я думаю мне удалось реализовать поставленную цель, и хочется добавить, современные дети живут в сложное время кризисов, природных катаклизмов, переоценки моральных и культурных ценностей. В мире материальных ценностей, на которые нацелено общество, очень важно не допустить формирования у детей потребительского, повелительного отношения к природе. Ребенок, видящий красоту природы, познавший заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям. Поэтому так важно посредством ознакомления с природой сформировать в детях элементы экологического мировоззрения и воспитанности, развить позитивное эмоционально-ценностное отношение к природному окружению.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Зона тундры

Автор: Макунина Александра Андреевна

Дата: 18.12.2014

Номер свидетельства: 145460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Окружающий мир в 4 классе по программе ПНШ. Урок с использованием ИКТ по теме "Зона тундры"Соответствует ФГОС "
    ["seo_title"] => string(121) "okruzhaiushchii-mir-v-4-klassie-po-proghrammie-pnsh-urok-s-ispol-zovaniiem-ikt-po-tiemie-zona-tundry-sootvietstvuiet-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "173285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423948337"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Окружающий мир 4 класс . Тема: "Природные зоны. Тундра" "
    ["seo_title"] => string(56) "okruzhaiushchii-mir-4-klass-tiema-prirodnyie-zony-tundra"
    ["file_id"] => string(6) "241131"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445183941"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по ок.миру на тему "Природная зона - тундра". "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-ok-miru-na-tiemu-prirodnaia-zona-tundra"
    ["file_id"] => string(6) "109968"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405330693"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Растительный мир зоны тундры."
    ["seo_title"] => string(25) "rastitielnyimirzonytundry"
    ["file_id"] => string(6) "259717"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448812280"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "ТЕМА: Природные зоны России.  Зона Арктических пустынь, зона тундры. "
    ["seo_title"] => string(67) "tiema-prirodnyie-zony-rossii-zona-arktichieskikh-pustyn-zona-tundry"
    ["file_id"] => string(6) "155190"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421250432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства