Тема: «Антонимы»
Цели: Дать представление учащимся о словах-антонимах как отдельном слове. Сформировать навык предложного управления. Научить детей правильно использовать антонимы в устной речи, а затем и письменной. Обогащать словарный запас учеников и состав речевой деятельности, расширять тематику самостоятельного высказывания, учить делать выводы из наблюдений. Воспитывать любовь к родному языку, воспитывать самостоятельность, организованность.
Оборудование: презентация к занятию, раздаточный и наглядный материал, аудиозаписи.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Я очень рада видеть вас.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас
А сердце будет умным.
(С.Я. Маршак)
(Слайд 1)
- Пусть это солнышко принесет Вам радость и улыбки на весь сегодняшний день.
2. Работа над артикуляционным аппаратом. Работа над чистоговорками.
Ма – ма – ма – пришла зима,
Но – но – но - на улице холодно,
Ик – ик – ик – вот и вторник,
Ря – ря – ря – сегодня 7 декабря.
3. Изучение нового материала.
(Слайд 2)
Ученик 2 класса Петров Денис сидел за своей партой и читал рассказ, который начинался так:
«В одной городской школе учились два друга Сидоров Петя и Иванов Вася. Петя в школе сидел за первой партой, а Вася – за последней. Сидоров Петя был мальчиком полным или как еще говорят толстым, притом еще и низкого роста, а вот Вася – наоборот худым и высоким. Что касается учебы, то Петя учился плохо. Он не любил читать книги, делать уроки, а лишь только и знал, что много кушал мороженого и булочек. Вася же был лучшим учеником в классе. Учился он хорошо, мало кушал, но много отдавал сил изучению школьных предметов. После школы ребята отправлялись по своим домам. Петя жил в низком (одноэтажном) доме, а Вася - в высоком (многоэтажном)…»
(Слайд 3)
И тут Денис задумался, как можно назвать слова первая – последняя,
полный (толстый) – худой, низкий – высокий, плохо – хорошо, много – мало, низкий – высокий одним словом. Долго он думал, но так и не смог найти такого правила.
- Ребята, а давайте поможем Петрову Денису.
4. Работа над мелкой моторикой.
- А чтобы помочь нашему герою мы с вами должны собрать пазлы.
- Итак, прочитайте получившееся слово (АНТОНИМЫ).
(Слайд 4)
- Да эти слова называются антонимы, вот и мы сегодня вместе с вами будем на нашем занятии изучать эти слова, учиться образовывать слова-антонимы, находить их в устной и письменной речи.
(Слайд 5)
Антонимы – это слова, противоположные по значению.
(Слайды 6-11)
- Сейчас посмотрите на экран и полным предложением ответьте на мои вопросы.
5. Закрепление изученного материала.
- А сейчас выполним задание.
Задание: Игра называется «НАЙДИ ПАРУ» (Слайд 12)
- Вам нужно соединить разрезанные карточки и прочитать получившиеся слова - антонимы. Итак, у вас получились слова – антонимы такие: сладкий - соленый, хрупкий - прочный, первая - последняя, большой - маленький, мелко - глубоко.
6. Физминутка (под музыку)
(Слайд 13)
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись:
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно все присели, пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
- Продолжаем отдыхать, и играем с мячом в игру «Наоборот».
- Теперь выполним следующее задание.
(Слайд 14)
Задание: Допиши слова на карточках.
(Слайды 15, 16)
Молодой - ______________________, тяжёлый - ______________________, большой - _______________________, горячий - ______________________ .
- А теперь проверяем, как вы выполнили.
(Слайд 17)
Задание: Составьте предложения по картинкам и запишите их.
(Слайды 18, 19)
- Давайте прочитаем предложения, которые получились.
- На ваших столах лежат карточки с картинками. Составьте по этим картинкам предложения и запишите их.
(Слайды 20, 21, 22)
- Допиши пропущенное слово в пословице: Ученье - _________________, а неученье - тьма.
7. Итог занятия (Слайд 23)
Что нового Вы узнали на занятии? Что больше запомнилось и понравилось?
8. Рефлексия (Слайд 24)
Ребята, я предлагаю дописать письмо, где Вы сможете выразить свое мнение о нашем занятии.
Вот и время прошло незаметно.
На занятии мне было_____________________________________________.
Больше всего мне понравилось________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________.
Трудным для меня было задание______________________________________
__________________________________________________________________.
После занятия у меня настроение_____________________________________.
(Слайд 25)
- Ребята, наше занятие окончено. Всем спасибо за работу.