kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы"

Тип урока: урок  комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Форма урока: практикум.

Цели урока для ученика:1. Подбирать антонимы к словам.

                                              2.Находить антонимы в тексте.

                                              3.Узнать о роли антонимов в речи.

                                              4.Научиться работать со словарем антонимов.

Цели урока для учителя (результаты обучения):

1. Личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обогащение духовного мира личности, воспитание нравственности, формирование личностной позиции учащегося, развитие исследовательского поведения и исследовательских умений, развитие самостоятельности в применении знаний.

2.Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

3.Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем   и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.

4.Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Основные понятия, термины: лексика, антонимы, разнокоренные и однокоренные антонимы, многозначные слова, переносное и прямое значение слов, синонимы, пословицы, текст, тема, основная мысль.

Межпредметные связи: история (Конфуций), музыка (стили: кантри, джаз, инструментальная музыка, классическая музыка; Фредерик Франсуа Шопен «Таинственный лес»), ботаника (китайская роза).

Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).

Технология : системно –  деятельностного  подхода; здоровьесберегающей В.Ф.Базарного;  развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП); групповой работы.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, таблица целеполагания, тест, раздаточный материал для рефлексии, словари антонимов М.Р.Львова, учебник русского языка для 5 класса под редакцией Е.А.Быстровой.

Ход урока:

1. Организационный этап.

2.Постановка целей, задач, мотивация целей.

Слайд 2

-    За окном зима, холод… Всё чаще и чаще мы мысленно переносимся в лето…Всё чаще и чаще нам хочется смотреть на красивые цветы. Великий китайский философ Конфуций называл розу царицей цветов…Цветки китайской розы называют «цветками любви» или «цветками прекрасных  женщин»…В Индии их вплетают в свадебные венки.

   А в России китайская роза – комнатное растение. Давайте посмотрим, как она начинает и заканчивает свой день… 

Слайд 3

-Что происходит с китайской розой утром? А вечером?  ( Она раскрыла лепестки утром и закрыла их вечером ).

-Какие смысловые отношения имеют слова раскрыла – закрыла? (Противоположные).

-Как называются слова с противоположным лексическим значением? (Антонимы).С ними вы знакомились в начальных классах.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Антонимы).Слайд 4

- В качестве эпиграфа к уроку я подобрала пословицу. Слайд 5

- Есть ли в ней антонимы? (Свет-тьма, ученье – неученье ).

 -Обратимся к таблице целеполагания. Слайд 6

-Поставьте знак +  в графе «Да», если вы утвердительно ответите на вопрос, и знак  - в графу «Нет»,если отрицательно.

1.Знаете ли вы определение, что такое антонимы?

2.Умеете ли вы подбирать антонимы к словам?

3.Умеете ли вы находить антонимы в тексте?

4.Знаете ли вы, какова роль антонимов в речи?

5.Умеете ли вы работать со словарем антонимов?

- Используя таблицу целеполагания, попытайтесь сформулировать цели урока.

-Проверим, правильно ли вы сформулировали цели…(на экране): Слайд 7

1.Подбирать антонимы к словам.

2.Находить антонимы в тексте.

3.Узнаем о роли антонимов в речи.

4.Научимся работать со словарем антонимов.

-Мы обобщим и закрепим знания об антонимах.

-Как вы думаете, зачем нам нужны все эти знания по данной теме? Где они могут пригодиться?

3.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний (повторение).

-Какие ещё слова русского языка делают нашу речь яркой, выразительной? (Синонимы, омонимы, многозначные слова…).

-Проверим ваши знания по теме «Лексика».

-Выполните самостоятельно  тест, затем мы его проверим.

- Сверимся с ответами на доске…

 

 

- С тестом вы справились. Посмотрим, умеете ли вы подбирать антонимы к словам.

-Выполним работу в группах. Упражнение № 362 на стр.249.

-Чем может быть осложнено предложение?

Задание: к выделенным словам подберите антонимы, в которых есть сочетания стн и здн. Составьте с антонимами простое осложненное предложение.

1 группа: с однородными членами;

2 группа: с вводным словом;

3 группа: с обращением;

4 группа: со сравнительным оборотом.

- С какой орфограммой вы работали? (Непроизносимая согласная в корне слова ).

- Какова роль антонимов в ваших предложениях? (Антонимы помогли четко и образно выразить мысль).

-Обратимся к справочному материалу п.62.На полях учебника ставим маркировочные знаки:

\/ - информация известна вам;

+ - новая информация;

- вы об этом думаете иначе;

? – информация требует дополнительных сведений.

- Какая информация была для вас новой?

 - О чем хотелось бы узнать больше?

 -Послушайте сообщение ученицы о словаре антонимов М.Р.Львова…

4.Первичное закрепление ( в знакомой ситуации).

 - Выполните  упр.365, работая в парах. Можно советоваться друг с другом  в случае затруднения.

-  Почему многозначное слово может иметь разные антонимы? (Так как у него много значений).

5.Гимнастика для глаз «Звездочёт» .

Слайд 9

6.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

- Антонимы часто используются в пословицах, поговорках, произведениях писателей и поэтов. Проведем исследовательскую работу и выясним, словами каких частей речи могут быть антонимы в пословицах. С какой целью  используются антонимы в пословицах.

-Работаем в группах. Упражнение 364.

 - Чему учат пословицы?  ( Мудрости.  Они  метко позволяют сказать о важности определённых понятий в общении, общежитии, ведении хозяйства, в дружбе).

- Смысловая ёмкость образных народных речений часто создается антонимами, основная стилистическая функция которых – быть лексическим средством противопоставления, контраста.

- Какие произведения Кира Булычёва вы знаете?

- Обратимся к тексту произведения Кира Булычёва «Конец Атлантиды»…

Слайд 18

-Неправда ли , ребята, «где кончается слово, начинается музыка?» (Так говорил немецкий писатель Гофман) …

- Понравилась ли вам музыка Фредерика Шопена «Таинственный лес»?

-Думаю, она никого не  может оставить равнодушным. Ею можно наслаждаться бесконечно…

- Докажите, что перед нами текст!

- Как бы вы его озаглавили?

- Какова тема текста? Найдите предложение в тексте, являющееся темой. (…воздействие музыки на рост растений).

- Какова основная мысль текста? (Автор призывает нас полюбить живую музыку, идущую от всего сердца, пронизывающую нас гаммой чувств и способную совершать чудеса…)

- Составьте план текста!

-Подберите антонимы к  словам, используя текст ( успешный -…,кончить-…,никогда-…,закрывались-….)

7.Информация о домашнем задании.

Слайд 19

8.Рефлексия (подведение итогов урока).

- В завершении нашего разговора я прошу вас обратиться к таблице целеполагания и подумать, все ли пункты вам понятны… Слайд 20

-Если вам многое осталось непонятным, выберите жёлтую розу.

-Если вы немного затруднялись, выполняя задания, выберите зелёную  розу.

-Если вы справились со всеми заданиями и вам все понятно, выберите розовую розу.

-Поднимите выбранные розы! В нашем цветнике только розовые и зеленые розы! Все заслужили только положительные оценки!

-Святой Иоанн Кронштадтский говорил: «Цветы – остатки рая на земле». Я призываю вас не растерять эти частички красоты, мира, любви  в вашей душе. Учитесь видеть в других не плохое, а хорошее, не подвергайтесь унынию, будьте веселы, добры и мудры в этой жизни…

- Спасибо за урок!

 

Библиография

1. Львов М. Р.

Словарь антонимов русского языка: Более 2 000 антоним. пар/Под ред. Л. А. Новикова.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Рус. яз., 1984.—384 с.

2. Бабкина М.В. Методическое пособие к учебнику Русский язык. 5 класс под редакцией Е.А. Быстровой. М.: Русское слово, 2013. — 136 с. — (ФГОС. Инновационная школа).

3. БыстроваЕ.А. Русский язык. 5 класс. Учебник. В 2-х ч. Часть 1. (ФГОС). Издательство: М.: Русское слово, 2013

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная  школа № 57» города Курска Презентация к уроку учителя русского языка и литературы  Коротченко Е.Ю. 2013 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 57» города Курска

Презентация к уроку

учителя русского языка и литературы

Коротченко Е.Ю.

2013 год

Ученье – свет, а неученье – тьма. пословица

Ученье – свет,

а неученье – тьма.

пословица

Таблица целеполагания Вопрос Да 1. Знаете ли вы определение, что такое антонимы? Нет 2. Умеете ли вы подбирать антонимы к словам? 3. Умеете ли вы находить антонимы в тексте? 4. Знаете ли вы, какова роль антонимов в речи? 5. Умеете ли вы работать со словарем антонимов?

Таблица целеполагания

Вопрос

Да

1. Знаете ли вы определение, что такое антонимы?

Нет

2. Умеете ли вы подбирать антонимы к словам?

3. Умеете ли вы находить антонимы в тексте?

4. Знаете ли вы, какова роль антонимов в речи?

5. Умеете ли вы работать со словарем антонимов?

Цели урока Подбирать антонимы к словам.  Находить антонимы в тексте.  Узнаем о роли антонимов в речи.

Цели урока

  • Подбирать антонимы к словам.

  • Находить антонимы в тексте.

  • Узнаем о роли антонимов в речи.

  • Научимся работать со словарем антонимов .
Звездочёт Электронная физминутка

Звездочёт

Электронная физминутка

Вам пришло письмо

Вам пришло письмо

Выполни гимнастику для глаз по схеме:

Выполни гимнастику для глаз по схеме:

Берегите свое здоровье!

Берегите свое здоровье!

Домашнее задание  1.Словарный диктант на стр. 252   2. Написать мини-сочинение «Мое отношение к музыке». Используйте ключевые слова и словосочетания :   душа, радость познания,  развиваться ,чувство ,  красота.

Домашнее задание

1.Словарный диктант на стр. 252

2. Написать мини-сочинение

«Мое отношение к музыке».

Используйте ключевые слова и словосочетания : душа, радость познания,

развиваться ,чувство ,

красота.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы"

Автор: Коротченко Елена Юрьевна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124350

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект урока русского языка по теме " Антонимы". "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy-2"
    ["file_id"] => string(6) "246451"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446383644"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy-1"
    ["file_id"] => string(6) "156471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421426510"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему "Антонимы""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemuantonimy"
    ["file_id"] => string(6) "269732"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450893586"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства