Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы"
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Форма урока: практикум.
Цели урока для ученика:1. Подбирать антонимы к словам.
2.Находить антонимы в тексте.
3.Узнать о роли антонимов в речи.
4.Научиться работать со словарем антонимов.
Цели урока для учителя (результаты обучения):
1. Личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обогащение духовного мира личности, воспитание нравственности, формирование личностной позиции учащегося, развитие исследовательского поведения и исследовательских умений, развитие самостоятельности в применении знаний.
2.Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
3.Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4.Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Основные понятия, термины: лексика, антонимы, разнокоренные и однокоренные антонимы, многозначные слова, переносное и прямое значение слов, синонимы, пословицы, текст, тема, основная мысль.
Межпредметные связи: история (Конфуций), музыка (стили: кантри, джаз, инструментальная музыка, классическая музыка; Фредерик Франсуа Шопен «Таинственный лес»), ботаника (китайская роза).
Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).
Технология : системно – деятельностного подхода; здоровьесберегающей В.Ф.Базарного; развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП); групповой работы.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, таблица целеполагания, тест, раздаточный материал для рефлексии, словари антонимов М.Р.Львова, учебник русского языка для 5 класса под редакцией Е.А.Быстровой.
Ход урока:
1. Организационный этап.
2.Постановка целей, задач, мотивация целей.
Слайд 2
- За окном зима, холод… Всё чаще и чаще мы мысленно переносимся в лето…Всё чаще и чаще нам хочется смотреть на красивые цветы. Великий китайский философ Конфуций называл розу царицей цветов…Цветки китайской розы называют «цветками любви» или «цветками прекрасных женщин»…В Индии их вплетают в свадебные венки.
А в России китайская роза – комнатное растение. Давайте посмотрим, как она начинает и заканчивает свой день…
Слайд 3
-Что происходит с китайской розой утром? А вечером? ( Она раскрыла лепестки утром и закрыла их вечером ).
-Какие смысловые отношения имеют слова раскрыла – закрыла? (Противоположные).
-Как называются слова с противоположным лексическим значением? (Антонимы).С ними вы знакомились в начальных классах.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Антонимы).Слайд 4
- В качестве эпиграфа к уроку я подобрала пословицу. Слайд 5
- Есть ли в ней антонимы? (Свет-тьма, ученье – неученье ).
-Обратимся к таблице целеполагания. Слайд 6
-Поставьте знак + в графе «Да», если вы утвердительно ответите на вопрос, и знак - в графу «Нет»,если отрицательно.
1.Знаете ли вы определение, что такое антонимы?
2.Умеете ли вы подбирать антонимы к словам?
3.Умеете ли вы находить антонимы в тексте?
4.Знаете ли вы, какова роль антонимов в речи?
5.Умеете ли вы работать со словарем антонимов?
- Используя таблицу целеполагания, попытайтесь сформулировать цели урока.
-Проверим, правильно ли вы сформулировали цели…(на экране): Слайд 7
1.Подбирать антонимы к словам.
2.Находить антонимы в тексте.
3.Узнаем о роли антонимов в речи.
4.Научимся работать со словарем антонимов.
-Мы обобщим и закрепим знания об антонимах.
-Как вы думаете, зачем нам нужны все эти знания по данной теме? Где они могут пригодиться?
3.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний (повторение).
-Какие ещё слова русского языка делают нашу речь яркой, выразительной? (Синонимы, омонимы, многозначные слова…).
-Проверим ваши знания по теме «Лексика».
-Выполните самостоятельно тест, затем мы его проверим.
- Сверимся с ответами на доске…
- С тестом вы справились. Посмотрим, умеете ли вы подбирать антонимы к словам.
-Выполним работу в группах. Упражнение № 362 на стр.249.
-Чем может быть осложнено предложение?
Задание: к выделенным словам подберите антонимы, в которых есть сочетания стн и здн. Составьте с антонимами простое осложненное предложение.
1 группа: с однородными членами;
2 группа: с вводным словом;
3 группа: с обращением;
4 группа: со сравнительным оборотом.
- С какой орфограммой вы работали? (Непроизносимая согласная в корне слова ).
- Какова роль антонимов в ваших предложениях? (Антонимы помогли четко и образно выразить мысль).
-Обратимся к справочному материалу п.62.На полях учебника ставим маркировочные знаки:
\/ - информация известна вам;
+ - новая информация;
- вы об этом думаете иначе;
? – информация требует дополнительных сведений.
- Какая информация была для вас новой?
- О чем хотелось бы узнать больше?
-Послушайте сообщение ученицы о словаре антонимов М.Р.Львова…
4.Первичное закрепление ( в знакомой ситуации).
- Выполните упр.365, работая в парах. Можно советоваться друг с другом в случае затруднения.
- Почему многозначное слово может иметь разные антонимы? (Так как у него много значений).
5.Гимнастика для глаз «Звездочёт» .
Слайд 9
6.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
- Антонимы часто используются в пословицах, поговорках, произведениях писателей и поэтов. Проведем исследовательскую работу и выясним, словами каких частей речи могут быть антонимы в пословицах. С какой целью используются антонимы в пословицах.
-Работаем в группах. Упражнение 364.
- Чему учат пословицы? ( Мудрости. Они метко позволяют сказать о важности определённых понятий в общении, общежитии, ведении хозяйства, в дружбе).
- Смысловая ёмкость образных народных речений часто создается антонимами, основная стилистическая функция которых – быть лексическим средством противопоставления, контраста.
- Какие произведения Кира Булычёва вы знаете?
- Обратимся к тексту произведения Кира Булычёва «Конец Атлантиды»…
Слайд 18
-Неправда ли , ребята, «где кончается слово, начинается музыка?» (Так говорил немецкий писатель Гофман) …
- Понравилась ли вам музыка Фредерика Шопена «Таинственный лес»?
-Думаю, она никого не может оставить равнодушным. Ею можно наслаждаться бесконечно…
- Докажите, что перед нами текст!
- Как бы вы его озаглавили?
- Какова тема текста? Найдите предложение в тексте, являющееся темой. (…воздействие музыки на рост растений).
- Какова основная мысль текста? (Автор призывает нас полюбить живую музыку, идущую от всего сердца, пронизывающую нас гаммой чувств и способную совершать чудеса…)
- Составьте план текста!
-Подберите антонимы к словам, используя текст ( успешный -…,кончить-…,никогда-…,закрывались-….)
7.Информация о домашнем задании.
Слайд 19
8.Рефлексия (подведение итогов урока).
- В завершении нашего разговора я прошу вас обратиться к таблице целеполагания и подумать, все ли пункты вам понятны… Слайд 20
-Если вам многое осталось непонятным, выберите жёлтую розу.
-Если вы немного затруднялись, выполняя задания, выберите зелёную розу.
-Если вы справились со всеми заданиями и вам все понятно, выберите розовую розу.
-Поднимите выбранные розы! В нашем цветнике только розовые и зеленые розы! Все заслужили только положительные оценки!
-Святой Иоанн Кронштадтский говорил: «Цветы – остатки рая на земле». Я призываю вас не растерять эти частички красоты, мира, любви в вашей душе. Учитесь видеть в других не плохое, а хорошее, не подвергайтесь унынию, будьте веселы, добры и мудры в этой жизни…
- Спасибо за урок!
Библиография
1. Львов М. Р.
Словарь антонимов русского языка: Более 2 000 антоним. пар/Под ред. Л. А. Новикова.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Рус. яз., 1984.—384 с.
2. Бабкина М.В. Методическое пособие к учебнику Русский язык. 5 класс под редакцией Е.А. Быстровой. М.: Русское слово, 2013. — 136 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
3. БыстроваЕ.А. Русский язык. 5 класс. Учебник. В 2-х ч. Часть 1. (ФГОС). Издательство: М.: Русское слово, 2013