Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"
Томилова Надежда Валентиновна (учитель биологии-химии)
Раздел: Биология. Многообразие покрытосеменных растений.
Цели: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветков, их значением в жизни растений, продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами и выполнения биологического рисунка.
Задачи: Образовательные:
- показать, что цветок - это видоизменённый побег,
- познакомить со строением цветка, показать, что в цветке есть главные части, околоцветник,
- познакомить со строением главных частей цветка, околоцветника,
- раскрыть биологическое значение частей цветка;
- ознакомить с классификацией цветов
- сформировать умение записывать формулу цветка.
Воспитательные:
- умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,
- прививать бережное отношение к природе,
- воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,
- оценивать и сравнивать,
- соблюдать последовательность действий при выполнении лабораторной работы,
- развивать творческое воображение
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: информационно - рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: таблицы: "Корневище, клубень, луковица", "Строение цветка", "Строение цветков растений"; гербарий; модели цветков вишни, картофеля, пшеницы; цветущие комнатные растения, компьютер, проектор, презентация, заспиртованные цветы, лупы, пинцеты, препаровальные иглы, бумажные салфетки.
Предметные результаты обучения:
-называть части цветка, находить и показывать их на наглядных пособиях;
-знать главные части цветка и их строение;
-знать виды цветков по особенностям строения;
-различать однодомные и двудомные растения, приводить примеры;
-сравнивать строение цветков и отражать их в виде формул;
-обосновывать роль цветков
Метапредметные результаты обучения:
-познавательные- анализировать и обрабатывать информацию, обобщать ее в виде схем, таблиц и рисунков;
-регулятивные- контролировать и оценивать результаты своей деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
-коммуникативные- уметь полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог, эффективно работать в паре и группе.
Личностные результаты обучения:
-проявлять познавательный интерес к приобретению новых знаний,
-формировать бережное отношение к природе,
-развивать творческие способности.
Ход урока
1.Организационный этап (2мин) и проверка домашнего задания.(8 мин.)
- Проверка подготовленности учащихся к уроку.
- Приветствие, фиксация отсутствующих.
- Организация внимания.
Проверка домашнего задания по теме «Видоизменения побегов» в игровой форме "Дуэль".
Учитель вызывает одного ученика, ученик выбирает себе соперника из класса. Оба у доски. Задают по очереди друг другу вопросы по теме "Видоизмененные побеги" и отвечают на них. В руках указки, на доске таблицы. Одноклассники следят за ответами и ведут счет, кто сколько верных и неверных ответов дал. Если учащиеся затрудняются задать вопрос или ответить на него, помогает класс. Класс выявляет победителя "Дуэли", вместе с учителем оценивают отвечающих.
3. Актуализация знаний и изучение нового материала (20 мин)
Загадки. Учитель читает загадки, учащиеся разгадывают.
1) Горел в траве росистой фонарик золотистый.
Потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик)
2) Посреди двора - золотая голова (Подсолнечник)
3) То фиолетовый, то голубой. Он на опушке встречается с тобой.
Звонким названием он наделен, посмотришь - подходит название это,
Но никогда нам не слышался звон из голубого лесного букета. (Колокольчик)
4) Знакома с детства каждому их белая рубашка
с серединой ярко-желтой, что это за цветок? (Ромашка)
5) В хлебе родится, а есть не годится. (Василек)
Учитель. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь, с чем мы должны познакомиться?
Учащиеся. Определяют тему и ставят цели.
Учитель. Беседа с учащимися:
-Подумайте, у всех ли растений образуются цветки (только у цветковых или покрытосеменных)
-Вспомните, какие растения называются цветковыми (которые образуют цветки)
-Большинство цветковых растений нашей местности цветут каждую весну или лето, а все ли цветковые растения цветут регулярно? (Цветковыми являются те растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни.) Бамбук цветет 1 раз в жизни, после цветения погибает.
-Почему цветок называют органом полового размножения? ( Из цветков образуются плоды, в которых созревают семена)
- Цветок – видоизменённый укороченный побег. Генеративный орган, орган полового размножения (размножения семенами). Развивается из генеративной (цветковой) почки.
Учитель демонстрирует разнообразие цветков комнатных растений, гербариев, моделей цветков, таблиц.
Несмотря на разнообразие цветков, у них можно выделить рад общих черт.
Изучение темы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Строение цветка | Организует СР уч-ся, при необходимости оказывает помощь | Самостоятельная работа уч-ся с учебником- с.59, рис.45 и работа в тетради(РТ) с.22 №41 Подписывают части цветка Работают в парах, меняются тетрадями (с соседом по парте) и проверяют правильность выполнения работы. |
-Околоцветник двойной и простой - Цветки правильные и неправильные - Строение тычинки и пестика - Цветки обоеполые и раздельнополые | Организует работу в группах(4группы), 1готовиться по теме "Околоцветник двойной и простой", 2- "Цветки правильные и неправильные",3- Строение тычинки и пестика, 4- "Цветки обоеполые и раздельнополые" | Работают с учебником в группах, обсуждают, готовят сообщение, решают, как будут отвечать, кто будет отвечать, что будут использовать для ответа Выполняют в тетради №42 и 45 |
Формула цветка | Фронтальный опрос: -что обозначает стрелка, -звездочка, -буквы Ч, Л, О, Т, П, -цифры за буквами, -когда цифры пишут в скобки, -как обозначают число- много (больше12), Показывает пример формулы для цветка вишни | Находят условные обозначения в учебнике |
Растения однодомные и двудомные | Беседа по рис.48,49 Какие растения называются однодомными, а какие - двудомными? Приведите примеры | Отвечают на вопросы |
3.Закрепление (10мин) | Организует выполнение ЛР. | Выполняют лабораторную работу "Строение цветка" по инструкции в учебнике (с.62) |
Устно в парах отвечают на вопросы (на парте листочки ) и оценивают друг друга, оценки выставляют в РТ, под ЛР (№43)
Цветок – это …
- Простой околоцветник – это …
- Двойной околоцветник – это …
- Тычинка образована …
- Пестик состоит …
- Чашелистики образуют …
- Лепестки образуют …
- К главным частям цветка относят …
- Околоцветник состоит …
- Название части цветка, удерживающего его на растении …
- Орган в котором расположен семязачаток называют …
- Раздельнополыми называют цветы, которые …
- Расширенная часть цветоножки называется.
- Чашечка и венчик образуют …
- Двудомные растения – это …
- Обоеполые цветки – это …
4.Рефлексия (1мин)
Учащимся предлагается поднять круги (на партах) из цветного картона желтого, зеленого и красного:
Красный - мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома,
Желтый - я чувствовал(а) себя не совсем уверенно, работал(а) медленно, я не все запомнил, но услышанное заставило меня задуматься,
Зеленый - я молодец, я активен, я доволен своим результатом
5. Задание на дом: (4мин)
Параграф 11 учебника, доделать задания в рабочей тетради тем, кто не успел на уроке, ( по желанию из цветной бумаги или др.материалов сделать цветы, приготовить презентации или сообщения на темы: "Цветы в легендах", "Цветочные часы", " Удивительные (необычные) цветы" ). (Можно показать образцы работ учащихся прошлых лет)
Учитель завершает урок, читая строки:
Давайте пройдемся медленно по лугу
И "здравствуй!" скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Литература:
- В.В.Пасечник Биология : Многообразие покрытосеменных растений.6 класс. М. ООО "Дрофа", 2016
- А.А.Калинина. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения М. "Вако", 2011
- Путешествие с волшебницей природой. Методические материалы. Мальханова Л.П., Миронова Е.А., Васильева Т.В., Архангельск, 1997
- В.В.Пасечник. Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника. Биология. Многообразие покрытосеменных растений