kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Цветок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"

Томилова Надежда Валентиновна (учитель биологии-химии)

Раздел: Биология. Многообразие покрытосеменных растений.

Цели: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветков, их значением в жизни растений, продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами и выполнения биологического рисунка.

Задачи:                  Образовательные:

  • показать, что цветок - это видоизменённый побег,
  • познакомить со строением цветка, показать, что в цветке есть главные части, околоцветник,
  • познакомить со строением главных частей цветка, околоцветника,
  • раскрыть биологическое значение частей цветка;
  • ознакомить с классификацией цветов
  • сформировать умение записывать формулу цветка.

                                Воспитательные:

  • умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,
  • прививать бережное отношение к природе,
  • воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.

                               Развивающие:

  • развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,
  • оценивать и сравнивать,
  • соблюдать последовательность действий при выполнении лабораторной работы,
  • развивать творческое воображение

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: информационно - рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: таблицы: "Корневище, клубень, луковица", "Строение цветка", "Строение цветков растений"; гербарий; модели цветков вишни, картофеля, пшеницы; цветущие комнатные растения, компьютер, проектор, презентация, заспиртованные цветы, лупы, пинцеты, препаровальные иглы, бумажные салфетки.

 Предметные результаты обучения:

-называть части цветка, находить и показывать их на наглядных пособиях;

-знать главные части цветка и их строение;

-знать виды цветков по особенностям строения;

-различать однодомные и двудомные растения, приводить примеры;

-сравнивать строение цветков и отражать их в виде формул;

-обосновывать роль цветков

Метапредметные результаты обучения:

-познавательные- анализировать и обрабатывать информацию, обобщать ее в виде схем, таблиц и рисунков;

-регулятивные- контролировать и оценивать результаты своей деятельности, вносить коррективы в их выполнение;

-коммуникативные- уметь полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог, эффективно работать в паре и группе.

Личностные результаты обучения:

-проявлять познавательный интерес к приобретению новых знаний,

-формировать бережное отношение к природе,

-развивать творческие способности.

Ход урока

1.Организационный этап (2мин) и проверка домашнего задания.(8 мин.)

- Проверка подготовленности учащихся к уроку.

- Приветствие, фиксация отсутствующих.

- Организация внимания.

 Проверка домашнего задания по теме «Видоизменения побегов» в игровой форме "Дуэль".

Учитель вызывает одного ученика, ученик выбирает себе соперника из класса. Оба у доски. Задают по очереди друг другу вопросы по теме "Видоизмененные побеги" и отвечают на них. В руках указки, на доске таблицы.  Одноклассники  следят за ответами и ведут счет, кто сколько верных и неверных  ответов дал. Если учащиеся затрудняются задать вопрос или ответить на него, помогает класс. Класс выявляет победителя "Дуэли", вместе с учителем оценивают отвечающих.

3. Актуализация знаний и изучение нового материала (20 мин)

Загадки.  Учитель читает загадки, учащиеся  разгадывают.

                   1) Горел в траве росистой фонарик золотистый.

                     Потом померк, потух и превратился в пух.  (Одуванчик)

                   2) Посреди двора - золотая голова  (Подсолнечник)

3) То фиолетовый, то голубой. Он на опушке встречается с тобой.

    Звонким названием он наделен, посмотришь - подходит название это,

    Но никогда нам не слышался звон из голубого лесного букета. (Колокольчик)

4) Знакома с детства каждому их белая рубашка

    с  серединой ярко-желтой, что это за цветок?  (Ромашка)

5) В хлебе родится, а есть не годится.   (Василек)

Учитель. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь, с чем мы должны познакомиться?

Учащиеся. Определяют тему и ставят цели.

Учитель.  Беседа с учащимися:

-Подумайте, у всех ли растений образуются цветки (только у цветковых или покрытосеменных)

-Вспомните, какие растения называются цветковыми (которые образуют цветки)

-Большинство цветковых растений нашей местности цветут каждую весну или лето, а все ли цветковые  растения цветут регулярно? (Цветковыми являются те растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни.) Бамбук цветет 1 раз в жизни, после цветения погибает.

-Почему цветок называют органом полового размножения? ( Из цветков образуются плоды, в которых созревают семена)

- Цветок – видоизменённый укороченный побег. Генеративный орган, орган полового размножения (размножения семенами). Развивается из генеративной (цветковой) почки.

Учитель демонстрирует разнообразие цветков комнатных растений, гербариев, моделей цветков, таблиц.

Несмотря на разнообразие цветков, у них можно выделить рад общих черт.

Изучение темы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Строение цветка 

Организует СР уч-ся, при необходимости оказывает помощь

Самостоятельная работа уч-ся с учебником- с.59, рис.45 и работа в тетради(РТ) с.22 №41

Подписывают части цветка

Работают в парах, меняются тетрадями (с соседом по парте) и проверяют правильность выполнения работы.

-Околоцветник двойной и простой

- Цветки правильные и неправильные

- Строение тычинки и пестика

- Цветки обоеполые и раздельнополые

Организует работу в группах(4группы), 1готовиться по теме "Околоцветник двойной и простой", 2- "Цветки правильные и неправильные",3- Строение тычинки и пестика, 4- "Цветки обоеполые и раздельнополые"

Работают с учебником в группах, обсуждают, готовят сообщение, решают, как будут отвечать, кто будет отвечать, что будут использовать для ответа

Выполняют в тетради №42 и 45

Формула цветка

Фронтальный опрос:

-что обозначает стрелка,

 -звездочка,

-буквы Ч, Л, О, Т, П,

-цифры за буквами,

-когда цифры пишут в скобки,

-как обозначают число- много (больше12),

Показывает пример формулы для цветка вишни

Находят условные обозначения в учебнике

Растения однодомные и двудомные

Беседа по рис.48,49

Какие растения называются однодомными, а какие - двудомными? Приведите примеры

Отвечают на вопросы

3.Закрепление

(10мин)

Организует выполнение ЛР.

Выполняют лабораторную работу "Строение цветка" по инструкции в учебнике (с.62)

 Устно в парах отвечают на вопросы (на парте  листочки ) и оценивают друг друга, оценки выставляют в РТ,  под ЛР (№43)

Цветок – это …

  1. Простой околоцветник – это …
  2. Двойной околоцветник – это …
  3. Тычинка образована …
  4. Пестик состоит …
  5. Чашелистики образуют …
  6. Лепестки образуют …
  7. К главным частям цветка относят …
  8. Околоцветник состоит …
  9. Название части цветка, удерживающего его на растении …
  10. Орган в котором расположен семязачаток называют …
  11. Раздельнополыми называют цветы, которые …
  12. Расширенная часть цветоножки называется.
  13. Чашечка и венчик образуют …
  14. Двудомные растения – это …
  15. Обоеполые цветки – это …

4.Рефлексия (1мин)

Учащимся предлагается поднять круги (на партах) из цветного картона желтого, зеленого и красного:

Красный - мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома,

Желтый - я чувствовал(а) себя не совсем уверенно, работал(а) медленно, я не все запомнил, но услышанное заставило меня задуматься,

Зеленый - я молодец, я активен, я доволен своим результатом

5. Задание на дом: (4мин)

Параграф 11 учебника, доделать задания в рабочей тетради тем, кто не успел на уроке, ( по желанию из цветной бумаги или др.материалов сделать цветы, приготовить презентации или сообщения на темы: "Цветы в легендах",  "Цветочные часы", " Удивительные (необычные) цветы" ). (Можно показать образцы работ учащихся прошлых лет)

Учитель завершает урок, читая строки:

Давайте пройдемся  медленно по лугу

И "здравствуй!" скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать, 

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Литература:

  1. В.В.Пасечник Биология : Многообразие покрытосеменных растений.6 класс. М. ООО "Дрофа", 2016
  2. А.А.Калинина. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения М. "Вако", 2011
  3. Путешествие с волшебницей природой. Методические материалы.          Мальханова Л.П., Миронова Е.А., Васильева Т.В., Архангельск, 1997
  4. В.В.Пасечник. Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника. Биология. Многообразие покрытосеменных растений
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Цветок"»

Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"

Томилова Надежда Валентиновна (учитель биологии-химии)

Раздел: Биология. Многообразие покрытосеменных растений.

Цели: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветков, их значением в жизни растений, продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами и выполнения биологического рисунка.

Задачи: Образовательные:

  • показать, что цветок - это видоизменённый побег,

  • познакомить со строением цветка, показать, что в цветке есть главные части, околоцветник,

  • познакомить со строением главных частей цветка, околоцветника,

  • раскрыть биологическое значение частей цветка;

  • ознакомить с классификацией цветов

  • сформировать умение записывать формулу цветка.

Воспитательные:

  • умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,

  • прививать бережное отношение к природе,

  • воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.

Развивающие:

  • развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,

  • оценивать и сравнивать,

  • соблюдать последовательность действий при выполнении лабораторной работы,

  • развивать творческое воображение

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: информационно - рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: таблицы: "Корневище, клубень, луковица", "Строение цветка", "Строение цветков растений"; гербарий; модели цветков вишни, картофеля, пшеницы; цветущие комнатные растения, компьютер, проектор, презентация, заспиртованные цветы, лупы, пинцеты, препаровальные иглы, бумажные салфетки.

Предметные результаты обучения:

-называть части цветка , находить и показывать их на наглядных пособиях;

-знать главные части цветка и их строение;

-знать виды цветков по особенностям строения;

-различать однодомные и двудомные растения, приводить примеры;

-сравнивать строение цветков и отражать их в виде формул;

-обосновывать роль цветков

Метапредметные результаты обучения:

-познавательные- анализировать и обрабатывать информацию, обобщать ее в виде схем, таблиц и рисунков;

-регулятивные- контролировать и оценивать результаты своей деятельности, вносить коррективы в их выполнение;

-коммуникативные- уметь полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог, эффективно работать в паре и группе.

Личностные результаты обучения:

-проявлять познавательный интерес к приобретению новых знаний,

-формировать бережное отношение к природе,

-развивать творческие способности.

Ход урока

1.Организационный этап (2мин) и проверка домашнего задания.(8 мин.)

- Проверка подготовленности учащихся к уроку.

- Приветствие, фиксация отсутствующих.

- Организация внимания.

Проверка домашнего задания по теме «Видоизменения побегов» в игровой форме "Дуэль".

Учитель вызывает одного ученика, ученик выбирает себе соперника из класса. Оба у доски. Задают по очереди друг другу вопросы по теме "Видоизмененные побеги" и отвечают на них. В руках указки, на доске таблицы. Одноклассники следят за ответами и ведут счет, кто сколько верных и неверных ответов дал. Если учащиеся затрудняются задать вопрос или ответить на него, помогает класс. Класс выявляет победителя "Дуэли", вместе с учителем оценивают отвечающих.

3. Актуализация знаний и изучение нового материала (20 мин)

Загадки. Учитель читает загадки, учащиеся разгадывают.

1) Горел в траве росистой фонарик золотистый.

Потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик)

2) Посреди двора - золотая голова (Подсолнечник)

3) То фиолетовый, то голубой. Он на опушке встречается с тобой.

Звонким названием он наделен, посмотришь - подходит название это,

Но никогда нам не слышался звон из голубого лесного букета. (Колокольчик)

4) Знакома с детства каждому их белая рубашка

с серединой ярко-желтой, что это за цветок? (Ромашка)

5) В хлебе родится, а есть не годится. (Василек)

Учитель. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь, с чем мы должны познакомиться?

Учащиеся. Определяют тему и ставят цели.

Учитель. Беседа с учащимися:

-Подумайте, у всех ли растений образуются цветки (только у цветковых или покрытосеменных)

-Вспомните, какие растения называются цветковыми (которые образуют цветки)

-Большинство цветковых растений нашей местности цветут каждую весну или лето, а все ли цветковые растения цветут регулярно? (Цветковыми являются те растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни.) Бамбук цветет 1 раз в жизни, после цветения погибает.

-Почему цветок называют органом полового размножения? ( Из цветков образуются плоды, в которых созревают семена)

- Цветок – видоизменённый укороченный побег. Генеративный орган, орган полового размножения (размножения семенами). Развивается из генеративной (цветковой) почки.

Учитель демонстрирует разнообразие цветков комнатных растений, гербариев, моделей цветков, таблиц.

Несмотря на разнообразие цветков, у них можно выделить рад общих черт.

Изучение темы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Строение цветка

Организует СР уч-ся, при необходимости оказывает помощь

Самостоятельная работа уч-ся с учебником- с.59, рис.45 и работа в тетради(РТ) с.22 №41

Подписывают части цветка

Работают в парах, меняются тетрадями (с соседом по парте) и проверяют правильность выполнения работы.


-Околоцветник двойной и простой

- Цветки правильные и неправильные

- Строение тычинки и пестика

- Цветки обоеполые и раздельнополые



Организует работу в группах(4группы), 1готовиться по теме "Околоцветник двойной и простой", 2- "Цветки правильные и неправильные",3- Строение тычинки и пестика, 4- "Цветки обоеполые и раздельнополые"

Работают с учебником в группах, обсуждают, готовят сообщение, решают, как будут отвечать, кто будет отвечать, что будут использовать для ответа





Выполняют в тетради №42 и 45

Формула цветка

Фронтальный опрос:

-что обозначает стрелка,

-звездочка,

-буквы Ч, Л, О, Т, П,

-цифры за буквами,

-когда цифры пишут в скобки,

-как обозначают число- много (больше12),

Показывает пример формулы для цветка вишни

Находят условные обозначения в учебнике

Растения однодомные и двудомные

Беседа по рис.48,49

Какие растения называются однодомными, а какие - двудомными? Приведите примеры

Отвечают на вопросы

3.Закрепление

(10мин)


Организует выполнение ЛР.

Выполняют лабораторную работу "Строение цветка" по инструкции в учебнике (с.62)

Устно в парах отвечают на вопросы (на парте листочки ) и оценивают друг друга , оценки выставляют в РТ, под ЛР (№43)

Цветок – это …

  1. Простой околоцветник – это …

  2. Двойной околоцветник – это …

  3. Тычинка образована …

  4. Пестик состоит …

  5. Чашелистики образуют …

  6. Лепестки образуют …

  7. К главным частям цветка относят …

  8. Околоцветник состоит …

  9. Название части цветка, удерживающего его на растении …

  10. Орган в котором расположен семязачаток называют …

  11. Раздельнополыми называют цветы, которые …

  12. Расширенная часть цветоножки называется ...

  13. Чашечка и венчик образуют …

  14. Двудомные растения – это …

  15. Обоеполые цветки – это …

4.Рефлексия (1мин)

Учащимся предлагается поднять круги (на партах) из цветного картона желтого, зеленого и красного:

Красный - мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили , мне есть над чем поработать дома,

Желтый - я чувствовал(а) себя не совсем уверенно, работал(а) медленно, я не все запомнил, но услышанное заставило меня задуматься,

Зеленый - я молодец, я активен, я доволен своим результатом

5. Задание на дом: (4мин)

Параграф 11 учебника, доделать задания в рабочей тетради тем, кто не успел на уроке, ( по желанию из цветной бумаги или др.материалов сделать цветы, приготовить презентации или сообщения на темы: "Цветы в легендах",  "Цветочные часы", " Удивительные (необычные) цветы" ). (Можно показать образцы работ учащихся прошлых лет)

Учитель завершает урок, читая строки:

Давайте пройдемся медленно по лугу

И "здравствуй!" скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Литература:

  1. В.В.Пасечник Биология : Многообразие покрытосеменных растений.6 класс. М. ООО "Дрофа" , 2016

  2. А.А.Калинина. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения М. "Вако", 2011

  3. Путешествие с волшебницей природой. Методические материалы. Мальханова Л.П., Миронова Е.А., Васильева Т.В., Архангельск, 1997

  4. В.В.Пасечник. Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника. Биология. Многообразие покрытосеменных растений


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Цветок"

Автор: Томилова Надежда Валентиновна

Дата: 12.02.2022

Номер свидетельства: 600089

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока  Тема: Святые заступники Руси. Василий Блаженный. "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-tiema-sviatyie-zastupniki-rusi-vasilii-blazhiennyi"
    ["file_id"] => string(6) "224807"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439192236"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока "Класс Двудольные растения. Семейство Розоцветные" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-klass-dvudol-nyie-rastieniia-siemieistvo-rozotsvietnyie"
    ["file_id"] => string(6) "108506"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403717767"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "конспект урока по изобразительному искусству по программе С.Г.Ашиковой "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-proghrammie-s-g-ashikovoi"
    ["file_id"] => string(6) "124631"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414755886"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока - Полевые цветы в техника параллельного плетения на проволоке "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-polievyie-tsviety-v-tiekhnika-paralliel-nogho-plietieniia-na-provolokie"
    ["file_id"] => string(6) "195358"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427899122"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока на тему: «Разнообразие растений»"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "289681"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454851348"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства