Тема: Охрана природы
Цель: познакомить детей с Красной книгой; расширить и углубить знания детей об охраняемых видах животных и растений; дать детям представление о необходимости усилий по охране животных и растений, убедить в важности этого дела; развивать экологическое мышление, речь; воспитывать бережное, чуткое отношение к природе.
Образовательные:
- закрепление понятий «природа», «живая природа», «неживая природа»;
- знакомство с понятием «экология»;
- углубление теоретических знаний в области экологии;
- закрепление представления о человеке как части природы;
- расширение знаний учащихся о редких видах растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Развивающие:
- формирование у детей элементарного умения предвидеть последствия своего поведения в окружающей среде и сравнивать свои действия с установленными нормами поведения;
- развитие внимания, памяти, активизация мыслительных операций (логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы)
Воспитательные:
- воспитание у детей любви к природе и бережного отношения к ней;
- привлечение внимания к экологическим проблемам;
- воспитание экологической ответственности;
- привлечение учащихся к участию в школьном конкурсе проектов по защите окружающей среды;
- воспитание умения видеть прекрасное в окружающей природе.
Оборудование: Мультимедийное оборудование: компьютер; презентация; рисунки охраняемых видов растений и животных.
Ход презентации
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
1. Рассказ учителя
II. Сообщение темы и целей урока
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Беседа
- Самые острые проблемы на всей планете Земля – экологические.
- На доске расположены опорные слова. С помощью этих слов, смоделируйте понятие экология.(коллективно)
Проверка.
- Что такое «экология»? (Экология - это наука о связях живых существ со средой их обитания.)
IV. Изучение материала урока.
- Рассказ учителя с сопровождением мультимедийной презентацией и элементами беседы.
Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, всё население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?!
-Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад?
-Что же могут делать и делают школьники?
-Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; оказание помощи больным деревьям; установление табличек в местах распространения охраняемых растений.
(СЛАЙД «Экологические знаки»)
-Что обозначает каждый знак?
Возникновение экологических проблем связано с научно–технической революцией. Множество промышленных предприятий выбрасывают миллионы вредных веществ. В воздухе они соединяются с водным паром и выпадают на Землю в виде разбавленной серной и азотной кислот. Эти «кислотные» дожди превращают озёра, пруды, реки планеты в мёртвые водоёмы, уничтожая в них всё живое: от микроорганизмов до рыб и растительности.
Экологические катастрофы на планете Земля продолжаются. Каждый год горят леса в Европе, Азии, Америке, Африке, тайфуны и наводнения уничтожают поля, сады, леса и их обитателей, разрушаются почвы. Чрезмерные продолжительные засухи уменьшают численность животных и растений, уничтожают отдельные их виды.
(СЛАЙД «КРАСНАЯ КНИГА»)
-Что такое Красная книга?
- Давайте посмотрим, каким животным и растениям грозит опасность исчезновения.
(СЛАЙД «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ»)
Это всего лишь малая часть животных и растений, которым грозит опасность исчезновения.
- Среди животных, занесённых в Красную книгу, встречаются в Украине и Крыму.
-Как же защитить природу от уничтожения?
-Главное это бережное отношение к природе и создание заповедных территорий (заповедников, заказников)
-Заповедники – самая эффективная форма охраны природных территорий. Эти территории полностью исключены из хозяйственного пользования: запрещено строительство промышленных и сельскохозяйственных предприятий, домов отдыха, туристических баз, добыча полезных ископаемых, лесоповалов, заготовка сена, сбор растений для гербария, сбор лекарственных трав, охота, рыболовство. В заповедниках так же запрещено использование ядовитых веществ, все формы отдыха населения. В заповедниках ведётся научная работа.-Заказники – это территория, на которой охраняется какой-либо природный объект. В заказнике разрешается хозяйственная деятельность, если она не наносит ущерб этому объекту. В заказниках могут охраняться разные объекты живой и неживой природы. Поэтому их и называют по-разному.
(СЛАЙД «ЗАПОВЕДНИКИ И ЗАКАЗНИКИ»)
V. Итоги презентации.