kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Страны Европы. Общая характеристика региона, его состав. Населения. Характеристика хозяйства стран Западной Европы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Страны Европы. Общая характеристика региона, его состав. Населения. Характеристика хозяйства стран  Западной Европы

Цель урока:

- учебная: сформировать у учащихся систему знаний о составе региона, размещения и формирования населения стран и регионов. Дать представление об особенностях развития  хозяйства стран;

- развивающая: совершенствовать умение работать с картографическими и статистическими материалами, составлять опорный конспект; развивать логическое мышление, интерес, наблюдательность;

- воспитательная: воспитывать толерантное отношение учащихся к культуре других стран, самоуважение и взаимоуважение.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: политическая карта Европы, атласы, учебник, компьютер, мультимедийные презентации «Страны Европы» и «Страны Западной Европы».

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Актуализация опорных знаний.

2.1. Интеллектуальная разминка (ученикам надо дать краткие ответы на вопросы).

- Назовите материки от большего к меньшему?

- Назовите части мира?

- Назовите где проходит условная линия, которая делит материк Евразия на Европу и Азию?

- Назовите страны «Большой восьмерки»?

- Вспомните к каким  странам по уровню развития относятся страны Европы?

- Тип воспроизводства населения имеют страны Европы?

- Какую основную религию исповедуют в странах Европы?

- Назовите виды выпускаемой продукции страны Европы?

3. Изучение нового материала

Рассказ учителя, во время которого ученики воспринимают  материал на слух и составляют опорную схему - «шпаргалку»

3.1. Общая характеристика региона. Его состав.

Общее количество стран составляет 43. Площадь Европы 10800000 квадратных километров. Численность населения - 708 млн человек.                                                                                                                                      Самая большая страна по S - это Украина (603,7 тыс км), по численности населения - Германия (83 млн. Человек).Самая маленькая страна  по площади и численности населения - Ватикан (0,44 км, 1000 человек).  Европа занимает западную часть Евразии. Это сравнительно небольшой регион нашей планеты, но один из самых густонаселенных, экономически развитых.  Большинство стран Европы имеют выход к Мировому океану. У ее берегов из-за многочисленных портов проходят важнейшие мировые морские пути, способствует развитию торговли и  экономических связей. На юг через Средиземное море Европа имеет тесные контакты со странами Северной Африки и Юго - Западной Азии. На западе Атлантический океан открывает пути в Америку.Страны Европы по форме правления это монархии и республики. Древнейшей республикой является Сан - Марино. Андорра находится под протекторатом Испании и Франции.  Политическая карта Европы формировалась в течение длительного времени. Европейские страны имеют благоприятные условия для активных интеграционных процессов:• выгодное географическое положение;• значительные природные ресурсы;• общие особенности становления и экономического развития;• исторически сложившиеся хозяйственные связи между ними;• относительно однородное по этническому составу населения.

Европа была и остается одним из ведущих центров мировой экономики, а основой Европейского экономического пространства являются страны ЕС.  Для большинства стран Европы характерно первый тип воспроизводства населения. Европа является густонаселенным и наиболее урбанизированным регионом мира.

3.2. Страны Западной Европы (по плану).

3.1. Общие сведения. В состав региона входят 25 стран и территория Гибралтара, который является владением Великобритании, Западной Европе разделяют на три субрегион.

3.2.Географическое положение. Большинство стран региона омывается морями Атлантического и Северного Ледовитого океанов и имеют непосредственный выход в открытый океан. Это создает удобные предпосылки для торговли со всем миром, что обусловлено их расположением на пересечении морских, сухопутных и авиационных путей из Европы в страны Азии, Африки и Америки.

3.3.Природни условия и ресурсы. Страны Западной Европы имеют достаточно благоприятные природные условия для хозяйственного развития:

  • Удачное сочетание равнинного и горного рельефа;
  • Климатические условия (в основном умеренного пояса, субарктического - на севере, субтропического - на юге)
  • Преимущественно плодородные почвы, ресурсы пресной воды.

Природные ресурсы.Виды полезных ископаемых. Страна 

  • нефть и газ Франция, Нидерланды, Норвегия, Великобритания;
  • угля Германии, Великобритании, Франции
  • железная руда Франции, Швеции, Испании, Великобритании, Люксембурге
  • бокситы Франции, Норвегии
  • руд цветных металлов Германии, Италии, Испании, Норвегии, Швеции, Ирландии
  • урановые руды Франции
  • калийная соль Германии, Франции

  Долговременная эксплуатация месторождений Европы привела к их обеднению. В целом запасов минерального сырья в Западной Европе недостаточно для обеспечения собственных нужд. Поэтому регион зависит от импорта полезных ископаемых.

3.4.Населения. В Западной Европе наблюдается тенденция «старения» нации, проявляется в снижении естественного прироста населения и удлинении продолжительности жизни. В половой структуре преобладают женщины. Большинство народов говорит на языках индоевропейской семьи. 

 В Западной Европе население исповедует в основном христианскую религию: в Южной Европе преобладает католицизм, в Северной - протестантство, а в Средней Европе соотношение католиков и протестантов почти одинаковым.

5.1.Хозяйство. В международном разделении труда страны Западной Европы занимают ведущие места по объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, экспорта, запасами золота и валюты, развитием международного туризма. 

Топливно - энергетический комплекс базируется на собственных запасах угля в Германии, Великобритании, Франции, нефти и газа - на шельфе Северного моря. Наибольшее количество электроэнергии производят ТЭС. На реках Скандинавии, Альп, Пиренеев работают крупные ГЭС. Западная Европа занимает ведущее место в мире по развитию атомной энергетики. Многие АЭС построено во Франции, Великобритании, Германии, Швеции, Бельгии. В Исландии электроэнергетика использует геотермальные источники.

Машиностроение является основой промышленности стран Западной Европы. На него приходятся треть производимой продукции в регионе, и две трети его экспорта. Развитие отрасли основывается на высококвалифицированных трудовых ресурсах, хорошо развитых научной базе и инфраструктуре. 

Черная металлургия развита в странах, имеющих собственное сырье: Германии, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии. По объемам выплавки стали Западная Европа занимает 1-е место в мире. Центрами этого производства являются промышленные районы Рур (Германия) и Лотарингия (Франция).

Цветная металлургия представлена ??выплавкой алюминия и меди. Алюминий выплавляют в странах, имеющих сырье (бокситы) - Франции, Италии, Греции и в странах с развитой электроэнергетикой в ??Норвегии, Австрии, Германии, Швейцарии. Производство меди сосредоточено в Германии, Франции, Италии, Великобритании, Бельгии.

Химическая промышленность Западной Европы на современном этапе ориентируется преимущественно,  как на собственные нефтепродукты и газ, так и на привозные, а также на каменный и бурый уголь, калийную и каменную соли. Крупнейшие центры нефтехимической промышленности расположены там, где происходит нефтепереработка: в устьях рек Темзы, Эльбы, Роны, Сены, Рейна.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность сосредоточена на севере Западной Европы, в частности в Швеции, Финляндии.

Легкая промышленность в настоящее время перемещается из известных мировых центров текстильного и кожевенно-обувного производства, сформировавшиеся в Великобритании, Франции, Бельгии, в регионы, где есть приток дешевой рабочей силы. Т

Сельское хозяйство имеет в основном благоприятные природные условия для развития. В соответствии с ними в странах Европы выделяют 3 типа ведения сельского хозяйства:

   1. Северо-Европейский тип характерен для Норвегии, Швеции, Великобритании, Исландии.

  2. Страны среднеевропейского типа (Германия, Франция, Швейцария и другие) 

   3.Южноевропейский тип охватывает соответственно страны Южной Европы. 

6.1.Транспорт в странах Западной Европы хорошо развит. По уровню развития сети транспортных путей регион занимает одно из первых мест в мире. 

Внешнеэкономические связи. Между группами стран установились тесные торгово-экономические отношения. Например, страны ЕС образовали единое экономическое пространство со свободным перемещением капитала, товаров, технологий, рабочей силы. Большое значение для экономики многих стран имеет развитие международного туризма. 

IV. Домашнее задание: страница 88 - 89, & 15 ответить на вопросы.

V. Закрепление нового материала: определение лучшей «шпаргалки», ее оценки.

V. Итог урока:

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что вам понравилось?

Чему вы научились?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Страны Европы. Общая характеристика региона, его состав. Населения. Характеристика хозяйства стран Западной Европы"»

Тема урока: Страны Европы. Общая характеристика региона, его состав. Населения. Характеристика хозяйства стран  Западной Европы

Цель урока:

- учебная: сформировать у учащихся систему знаний о составе региона, размещения и формирования населения стран и регионов. Дать представление об особенностях развития  хозяйства стран;

- развивающая: совершенствовать умение работать с картографическими и статистическими материалами, составлять опорный конспект; развивать логическое мышление, интерес, наблюдательность;

- воспитательная: воспитывать толерантное отношение учащихся к культуре других стран, самоуважение и взаимоуважение.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: политическая карта Европы, атласы, учебник, компьютер, мультимедийные презентации «Страны Европы» и «Страны Западной Европы».

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Актуализация опорных знаний.

2.1. Интеллектуальная разминка (ученикам надо дать краткие ответы на вопросы).

- Назовите материки от большего к меньшему?

- Назовите части мира?

- Назовите где проходит условная линия, которая делит материк Евразия на Европу и Азию?

- Назовите страны «Большой восьмерки»?

- Вспомните к каким  странам по уровню развития относятся страны Европы?

- Тип воспроизводства населения имеют страны Европы?

- Какую основную религию исповедуют в странах Европы?

- Назовите виды выпускаемой продукции страны Европы?

3. Изучение нового материала

Рассказ учителя, во время которого ученики воспринимают  материал на слух и составляют опорную схему - «шпаргалку»

«Шпаргалка»

1. Общее количество стран Европы ________.

2. Площадь Европы ___________.

3. Самая большая страна по площади ___________.

4. Самая большая страна по численности населения _________________.

5. Самая маленькая страна по площади и количеству населения ____________.

6. Что способствует развитию торгово - экономических связей:

а) ____________________;        б) _________________;           в) _________________.

7. Какие формы правления имеют страна Европы __________________________.

8. Какие благоприятные условия для активных интеграционных процессов имеют Европейские страны:

а) ______________; б) ______________;в) _____________;г) _____________;д) ____________.

9. Какой тип воспроизводства населения характерно для большинства стран Европы__________________

10. По географическому положению и исторической точки зрения Европу разделяют на регионы.

11.Количество  стран Западной Европы ________________.

12. Большинство стран омываются _____________, ____________ океанами.

13. Природные ресурсы

Виды полезных ископаемых                                                      Страна добычи

нефть и газ

угль

железная руда

бокситы

руд цветных металлов

урановые руды

калийная соль

14. Тип воспроизводства населения стран Западной Европы ________________.

15. К какой языковой семье относятся народы Западной Европы ____________________.

16. Какую религию исповедует население _______________________.

17 Назовите основные виды хозяйства стран Западной Европы

Страны                                                            Основные виды хозяйства

3.1. Общая характеристика региона. Его состав.

Общее количество стран составляет 43. Площадь Европы 10800000 квадратных километров. Численность населения - примерно 708 млн человек.                                                                                                                                       

Самая большая страна по S - это Украина (603,7 тыс км), по численности населения - Германия (83 млн. Человек).Самая маленькая страна  по площади и численности населения - Ватикан (0,44 км, 1000 человек).  Европа занимает западную часть Евразии. Это сравнительно небольшой регион нашей планеты, но один из самых густонаселенных, экономически развитых.

  Большинство стран Европы имеют выход к Мировому океану. У ее берегов из-за многочисленных портов проходят важнейшие мировые морские пути, способствует развитию торговли и  экономических связей. На юг через Средиземное море Европа имеет тесные контакты со странами Северной Африки и Юго - Западной Азии. На западе Атлантический океан открывает пути в Америку.

  Страны Европы по форме правления это монархии и республики. Древнейшей республикой является Сан - Марино. Андорра находится под протекторатом Испании и Франции.  Политическая карта Европы формировалась в течение длительного времени. Европейские страны имеют благоприятные условия для активных интеграционных процессов:

• выгодное географическое положение;

• значительные природные ресурсы;

• общие особенности становления и экономического развития;

• исторически сложившиеся хозяйственные связи между ними;

• относительно однородное по этническому составу населения.

Европа была и остается одним из ведущих центров мировой экономики, а основой Европейского экономического пространства являются страны ЕС.  Для большинства стран Европы характерно первый тип воспроизводства населения. Европа является густонаселенным и наиболее урбанизированным регионом мира.

3.2. Страны Западной Европы (по плану).

3.1. Общие сведения. В состав региона входят 25 стран и территория Гибралтара, который является владением Великобритании, Западной Европе разделяют на три субрегион.

3.2.Географическое положение. Большинство стран региона омывается морями Атлантического и Северного Ледовитого океанов и имеют непосредственный выход в открытый океан. Это создает удобные предпосылки для торговли со всем миром, что обусловлено их расположением на пересечении морских, сухопутных и авиационных путей из Европы в страны Азии, Африки и Америки.

3.3.Природни условия и ресурсы. Страны Западной Европы имеют достаточно благоприятные природные условия для хозяйственного развития:

  • Удачное сочетание равнинного и горного рельефа;

  • Климатические условия (в основном умеренного пояса, субарктического - на севере, субтропического - на юге)

  • Преимущественно плодородные почвы, ресурсы пресной воды.

Природные ресурсы

Виды полезных ископаемых. Страна 

  • нефть и газ Франция, Нидерланды, Норвегия, Великобритания;

  • угля Германии, Великобритании, Франции

  • железная руда Франции, Швеции, Испании, Великобритании, Люксембурге

  • бокситы Франции, Норвегии

  • руд цветных металлов Германии, Италии, Испании, Норвегии, Швеции, Ирландии

  • урановые руды Франции

  • калийная соль Германии, Франции

  Долговременная эксплуатация месторождений Европы привела к их обеднению. В целом запасов минерального сырья в Западной Европе недостаточно для обеспечения собственных нужд. Поэтому регион зависит от импорта полезных ископаемых.

3.4.Населения. В Западной Европе наблюдается тенденция «старения» нации, проявляется в снижении естественного прироста населения и удлинении продолжительности жизни. В половой структуре преобладают женщины. Большинство народов говорит на языках индоевропейской семьи, охватывает следующие основные языковые группы: германскую (западная подгруппа - немцы, англичане, голландцы, фламандцы, австрийцы, швейцарцы и северная подгруппа - норвежцы, шведы, исландцы, датчане), романскую (итальянцы, французы , испанцы, португальцы), греческий (греки). Больше городских жителей - в Великобритании и Германии (до 90%), меньше всего - в Португалии (50%).

 В Западной Европе население исповедует в основном христианскую религию: в Южной Европе преобладает католицизм, в Северной - протестантство, а в Средней Европе соотношение католиков и протестантов почти одинаковым.

5.1.Хозяйство. В международном разделении труда страны Западной Европы занимают ведущие места по объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, экспорта, запасами золота и валюты, развитием международного туризма. Германия, Великобритания, Франция, Италия является собственно сердцевиной экономической мощи региона. Среди них наиболее динамично развивается Германия. Немалый экономический потенциал также имеют Нидерланды, Швеция, Испания. 

Топливно - энергетический комплекс базируется на собственных запасах угля в Германии, Великобритании, Франции, нефти и газа - на шельфе Северного моря. Наибольшее количество электроэнергии производят ТЭС. На реках Скандинавии, Альп, Пиренеев работают крупные ГЭС. Западная Европа занимает ведущее место в мире по развитию атомной энергетики. Многие АЭС построено во Франции, Великобритании, Германии, Швеции, Бельгии. В Исландии электроэнергетика использует геотермальные источники.

Машиностроение является основой промышленности стран Западной Европы. На него приходятся треть производимой продукции в регионе, и две трети его экспорта. Развитие отрасли основывается на высококвалифицированных трудовых ресурсах, хорошо развитых научной базе и инфраструктуре. Поэтому крупные центры отрасли размещены в крупных городах Германии, Великобритании, Нидерландов. Западная Европа - один из крупнейших производителей и экспортеров станков, продукции электротехники, электроники, транспортного машиностроения. 

Черная металлургия развита в странах, имеющих собственное сырье: Германии, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии. По объемам выплавки стали Западная Европа занимает 1-е место в мире. Центрами этого производства являются промышленные районы Рур (Германия) и Лотарингия (Франция). В последние годы география черной металлургии сместилась к морским портам, куда поступает импортная железная руда (Бремена в Германии, Торонто в Италии, Дюнкерк во Франции).

Цветная металлургия представлена ​​выплавкой алюминия и меди. Алюминий выплавляют в странах, имеющих сырье (бокситы) - Франции, Италии, Греции и в странах с развитой электроэнергетикой в ​​Норвегии, Австрии, Германии, Швейцарии. Производство меди сосредоточено в Германии, Франции, Италии, Великобритании, Бельгии.

Химическая промышленность Западной Европы на современном этапе ориентируется преимущественно,  как на собственные нефтепродукты и газ, так и на привозные, а также на каменный и бурый уголь, калийную и каменную соли. Крупнейшие центры нефтехимической промышленности расположены там, где происходит нефтепереработка: в устьях рек Темзы, Эльбы, Роны, Сены, Рейна.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность сосредоточена на севере Западной Европы, в частности в Швеции, Финляндии.

Легкая промышленность в настоящее время перемещается из известных мировых центров текстильного и кожевенно-обувного производства, сформировавшиеся в Великобритании, Франции, Бельгии, в регионы, где есть приток дешевой рабочей силы. Так, Италия по качеству пошива обуви уступает в мире только Китаю, а Португалия стала крупнейшим производителем швейной продукции в Европе. Италия, кроме того, - ведущий производитель шерстяных волокон и тканей. Наибольшее количество меховых изделий изготавливают в Германии, Греции; лучшие изделия из хрусталя и стекла - в Чехии, Германии, Великобритании.

Сельское хозяйство имеет в основном благоприятные природные условия для развития. В соответствии с ними в странах Европы выделяют 3 типа ведения сельского хозяйства:

   1. Северо-Европейский тип характерен для Норвегии, Швеции, Великобритании, Исландии.

  2. Страны среднеевропейского типа (Германия, Франция, Швейцария и другие) 

   3.Южноевропейский тип охватывает соответственно страны Южной Европы. 

6.1.Транспорт в странах Западной Европы хорошо развит. По уровню развития сети транспортных путей регион занимает одно из первых мест в мире. Это способствует укреплению экономических и культурных связей. Небольшие расстояния между странами обуславливают развитие автомобильного транспорта, которым перевозят не только пассажиров, но и различные грузы. Речным транспортом перевозят грузы по рекам Рейн, Дунай, Майна, которые планируется соединить каналами в единую транспортную сеть. Важное значение для осуществления внутренних и международных перевозок имеют морские порты (Роттердам, Гамбург, Лондон и др.), 

Внешнеэкономические связи. Между группами стран установились тесные торгово-экономические отношения. Например, страны ЕС образовали единое экономическое пространство со свободным перемещением капитала, товаров, технологий, рабочей силы. Большое значение для экономики многих стран имеет развитие международного туризма. 

IV. Домашнее задание: страница 88 - 89, & 15 ответить на вопросы.

V. Закрепление нового материала: определение лучшей «шпаргалки», ее оценки.

V . Итог урока:

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что вам понравилось?

Чему вы научились?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Василенко Марина Алексеевна

Дата: 08.03.2016

Номер свидетельства: 303199


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства