Просмотр содержимого документа
«Презентация "Урок "открытия нового знания"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 28
Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Пестова Г.А
учитель начальных классов МАОУ СОШ №28
Типы уроков по ФГОС
уроки «открытия» нового знания;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля;
уроки рефлексии;
Структура урока открытия нового знания:
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
2) Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Этап выявления места и причины затруднения.
4) Этап построения проекта выхода из затруднения.
5) Этап реализации построенного проекта.
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Основной целью данного этапа является подготовка мышления учащихся и организация процесса осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки,достаточные для построения нового способа действий;
активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
актуализировали норму пробного учебного действия(«надо» - «хочу» - «могу»);
попытались самостоятельно выполнить индивидуальноезадание на применение нового знания, запланированного дляизучения на данном уроке;
зафиксировали возникшее затруднение в выполнениипробного действия или его обосновании.
Выявление места и причины затруднений
Основной целью этапа является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостаетдлярешения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
в коммуникативной форме сформулировали конкретнуюцель своих будущих учебных действий, устраняющих причинувозникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знанияим нужно построить и чему научиться);
предложили и согласовали тему урока, которую учительможет уточнить;
выбрали способ построения нового знания (как?) - методуточнения (если новый способ действий можно сконструироватьиз ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);
выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего? - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы,способы записи и т.д.
Реализация построенного проекта
Основной целью этапа является построение учащимися нового способа действийи формирование умений его применять как при решении задачи,вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого классаили типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
при построении нового знания использовать предметныедействия с моделями, схемами и т.д.;
применить новый способ действий для решения задачи,вызвавшей затруднение;
зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;
зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Основной целью этапа является усвоение учащимися нового способа действия.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Основной цепью этапа самостоятельной работы ссамопроверкой по эталону является формирование новогоспособа действий и рефлексия (коллективная ииндивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
Для этого необходимо:
организовать самостоятельное выполнение учащимисятиповых заданий на новый способ действия;
организовать самопроверку учащимися своих решений поэталону;
создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
Включение в систему знаний и повторение.
Основной целью этапа включения в систему знанийи повторения является включение нового способа действий всистему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого нужно:
выявить и зафиксировать границы применимости новогознания;
организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;
организовать тренировку ранее сформированных умений,требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;
при необходимости организовать подготовку к изучениюследующих разделов курса.
Рефлексия УД на уроке.
Основной целью этапа является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границприменения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
организуется рефлексия и самооценка учениками собственнойучебной деятельности на уроке;
учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)