Тема | Сложение и вычитание чисел. |
Цели | Формировать умение осознанно следовать алгоритмам устного сложения и вычитания чисел в пределах 100. Совершенствовать умение представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, знание состава числа 10. Формировать УУД: – умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД); – умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им (коммуникативные УУД); – умение вычитывать все виды текстовой информации; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД). |
Основные понятия | Разрядные слагаемые, десятки, единицы. |
Ресурсы: – основные – дополнительные | – Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 2. С. 2–3. - Компьютер, проектор. – Тетрадь. – Индивидуальная доска, маркер. – Алгоритм самооценки. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа. |
Этапы урока | Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
предметные | личностные, метапредметные |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.). Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; – уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности. | Проговорить правила поведения на уроке. На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говори всё чётко, внятно, Чтобы было всем понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. Проговорить девиз урока. (Слайд 2) Определить тип урока. Проговорить последовательность действий на уроке. | - Я рада видеть вас всех на уроке математики. А какое настроение вы принесли на урок, я узнаю по индикаторам настроения. – Что мы сейчас повторили? – Для чего нам нужно соблюдать эти правила? – Девизом нашего урока будут слова «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». – Значит, мы … – А когда мы открываем новое знание, какие мы делаем шаги? | Показывают картинку. Проговаривают стихотворение. – Правила поведения на уроке. – Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать. – … открываем что-то новое (новое знание). – Вспоминаем то, что важно для урока; определяем основной вопрос урока; открываем новое знание; применяем новое знание. | | Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). |
II. Актуализация знаний (7 мин.). Цель: организовать актуализацию умений, представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; знание состава числа 10. | (Слайд 3) 1. Представить числа: 35, 78, 56, 96, 47 в виде суммы разрядных слагаемых. 2. Дополнить до 10 числа: 4, 7, 8, 3, 9, 2, 5. 3. Представь числа 90, 60, 50, 70, 40 в виде суммы, где одно из слагаемых будет 10. (Слайд 4) 4. Найдите значение числовых выражений. 23 + 5 97 – 5 (Слайд 5) | - Какой шаг мы должны сделать первым? - Какой эталон помог вам выполнить это задание? | - Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке. Выполняют задания фронтально. Выполняют задание на индивидуальных досках (только ответы) - Алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел. | Представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Называть состав числа 10. Выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. | Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД). |
III. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) (5 мин.). Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога. | (Слайд 6) Найти значения выражений: 34 + 6 40 – 6 | - Какой этап урока должен следовать далее? - Какое задание я вам сейчас предложу? - Зачем? - Что вы должны будете сделать? – Найдите значения выражений. Представить разные ответы. - Какое задание выполняли? - Как рассуждали? - На какой эталон опирались? - Подошел ли эталон? – Задание было одно? – А ответы получились одинаковые? - Кто сможет обосновать свой ответ? – Чем выражения в пробном задании отличаются от выражений на этапе актуализации? – Почему возникло затруднение? – Какой будет основной вопрос урока? | - Открытие нового знания. - Пробное. - Чтобы понять, что нам неизвестно. - Попробовать выполнить. Самостоятельно записывают ответы на индивидуальных досках.. - Алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел. - Нет. – Да. – Нет, разные. Обосновывают. – При сложении единиц получается 10. А в числе 40 из 0 единиц не можем отнять 6. – Мы не знаем, как решать такие примеры. – Как решать примеры такого вида? | | Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД). |
IV. Формулирование темы урока, постановка цели (2 мин.). Цель: – организовать формулировку темы, цели урока. | Сформулировать тему урока, определить цель. (Слайд 7) | – Какая тема урока сегодня? – Какую цель ставим? Гимнастика для глаз Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Вправо влево, право влево Побежали глазки смело. Снизу вверх и сверху вниз Опустились на карниз. А потом восьмёрку пишем Кто подальше, кто пониже. Плавно глазками моргаем, С силой глазки закрываем, На нос посмотрим, А теперь в окошко вдаль Зарядка закончена, а жаль. Раз по лесу мы идём Своё тело разомнём. | – Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. – Найти способ (или алгоритм) решения примеров нового вида. | | Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД). |
V. Открытие нового знания (10 мин.). Цель: – организовать поиск решения учебной проблемы через подводящий от проблемы диалог. | Проговорить последовательность действий на уроке. Объяснить способ сложения. Объяснить способ вычитания. С. 2, №4, 6. | – Какой наш следующий шаг? – Как вы складывали 23 и 5? – Можно ли использовать данный способ при сложении 34 и 6? Попробуйте выполнить сложение этих чисел таким же способом. – Каким свойством воспользовались? – Какое число получилось? Как его называют? - Как найти значение выражения 40-6? Вспомните этап актуализации. Какое задание послужит нам подсказкой? - Попробуйте выполнить вычитание таким способом. – Посмотрим, какие способы сложения и вычитания нам предлагают авторы учебника. – Какое новое знание мы открыли? | – Открываем новое знание. – Представили число 23 в виде суммы разрядных слагаемых (20+3)+5=20+(3+5) = 20+8=28 – (30+4)+6=30+(4+6) = 30+10=40 – Сочетательным свойством сложения. – 40 - Круглое. - Заменить круглое число суммой со слагаемым 10. - (30 + 10) - 6= 30+ (10-6)= 30+4=34 Читают алгоритмы. – Как складывать двузначные и однозначные числа, в значении суммы которых круглое число. Как вычитать однозначное число из круглых двузначных чисел. | Осознанно следовать алгоритмам устного сложения и вычитания чисел в пределах 100. | Проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (регулятивные УУД). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД). |
VI. Применение нового знания (14 мин.). Цели: – организовать применение новых знаний; – организовать выполнение самостоятельной работы; – организовать самопроверку; – организовать самооценку по алгоритму. | Проговорить последовательность действий на уроке. (Слайд 8) Найти значения выражений. 45 + 5, 50 – 5 Самостоятельная работа. Найти значения выражений. 32 + 8 80 – 4 76 + 4 90 - 2 (Слайд 9) Самопроверка по образцу, разбор и исправление ошибок. (Слайд 10) Алгоритм самооценки 2 класс Самооценка. | – Какой наш следующий шаг? - Составьте алгоритм решения примеров нового вида. Выберите верную карточку: как вы будете действовать при сложении и как при вычитании? Физкультминутка Мы старались, мы учились И немного утомились. Сделать мы сейчас должны Упражненья для спины. (Вращение корпусом вправо и влево) Мы работаем руками, Мы летим над облаками. Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех? (Имитируют движения крыльев) Чтобы ноги не болели, Раз – присели, два – присели, Три, четыре, пять и шесть. (Приседания) Рядом с партою идем, (Ходьба на месте) И садимся мы потом. Организует фронтальную работу. Организует самостоятельную работу. – Проверьте по образцу свою работу. Поставьте знак «+», если вы нашли значение выражений верно. – Исправьте ошибки. Фиксирует на доске кол-во детей, справившихся без ошибок и с ошибками. Самооценка по алгоритму – Дайте оценку своей работе по алгоритму. | – Применяем новое знание. Работа в парах. По 1 человеку у доски проговариваю алгоритм, остальные записывают в тетради. Самостоятельно выполняют работу в тетради. Выполняют самопроверку по образцу, исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму. Несколько человек проговаривают вслух алгоритм самооценки. | Осознанно следовать алгоритмам устного сложения и вычитания чисел в пределах 100. Осознанно следовать алгоритмам устного сложения и вычитания чисел в пределах 100. | Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану (регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной, письменной форме (коммуникативные УУД). Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД). В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД). |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.). Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | Зафиксировать новое содержания урока. (Слайд 11) Рефлексия. (Слайд 12) | – Какая тема урока была? - Какую цель ставили на уроке? - Удалось достичь цели? – Какое новое знание открыли? – Дайте оценку нашему уроку, выбрав подходящее к себе слово. | – Сложение и вычитание двузначных чисел. - Найти способ (алгоритм) решения примеров нового вида. – Как складывать двузначные и однозначные числа, в значении суммы которых круглое число. Как вычитать однозначное число из круглых двузначных чисел. Несколько человек дают оценку по схеме. | | Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД). |
1.На уроке я работал активно/ пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен 3.Урок для меня показался коротким/ длинным 4.За урок я не устал/ устал 5.Мое настроение стало лучше/ хуже 6.Материал урока мне был понятен/ не понятен полезен/ бесполезен интересен/ скучен |
- Оцените свою работу на уроке в дневниках. | Оценивают себя в дневниках. |
VIII. Домашнее задание (2 мин.). Цель: – организовать выполнение д/з. | (Слайд 13) № 5 (2 столбик), № 7 (2 строчка), стр. 2 - 3 (Слайд 14) | - Запишите домашнее задание на 26 ноября – Прочитайте задание. – Что поможет выполнить вам это задание? - Домашнее задание кажется вам легким или трудным? Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились. | Читают задачу. – Новый алгоритм. | | Слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). Вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД). |