kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему "Развитие фонематического восприятия у детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Развитие фонематического слуха                                                

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Развитие фонематического восприятия у детей"»

Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом . А теперь у ребенка в руках бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни
  • Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир.
  • Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом .
  • А теперь у ребенка в руках бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух (!).
  • Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С] , в другую – со звуком [3] , – у ребенка сформированный фонематический слух.
Фонематические процессы включают в себя:

Фонематические процессы включают в себя:

  • фонематический слух
  • фонематическое восприятие
  • фонематические представления
  • Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».
  • Что такое фонематическое восприятие ? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.
  • Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.
Психофизиологические основы фонематических процессов

Психофизиологические основы фонематических процессов

  • Многие ученые, такие как А. Р. Лурия, П. К. Анохин, пытались ответить на вопрос, благодаря каким отделам центральной нервной системы, благодаря каким механизмам её функционирования, осуществляется процесс восприятие речи, в частности фонем.. Уже в 1874 году Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга в левом полушарии , на границе височной и теменной долей, имеется зона сенсорной речи . При её поражении человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в ней хранятся звуковые образы слов. Фонематические процессы осуществляются за счет сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.
ДАННЫЕ ЭМБРИОФИЗИОЛОГОВ

ДАННЫЕ ЭМБРИОФИЗИОЛОГОВ

  • Согласно взглядам большинства эмбриофизиологов, на ранних стадиях онтогенеза, еще в период эмбрионального развития, закладывается предварительная способность к восприятию звуков человеческой речи, к фонематическому слуху. Новорожденный ребенок еще не способен дифференцировать не только фонемы человеческой речи, но и другие звуки, различные по силе, высоте. Это связано с тем, что области головного мозга, отвечающие за восприятие звуков, еще не достаточно сформированы.
  • Ребенок рождается с очень незрелым мозгом, вес которого составляет 350-400г. Способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) формируется постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону , а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.
  • К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку слова (фонемы, входящие в его состав). Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н. Гвоздев )
Роль фонематических процессов в развитии речи.

Роль фонематических процессов в развитии речи.

Проявления нарушения фонематического восприятия

Проявления нарушения фонематического восприятия

  • Трудности дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);
  • неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.
  • У детей дошкольного возраста недоразвитие фонематического процессов оказывает влияние на формирования словаря, грамматического строя речи(дети не слышат окончания слов, трудности в накоплении словарного запаса, образовании новых слов.) неизбежно влечёт за собой трудности в овладении чтением и письмом.
При чтении наиболее типичны следующие ошибки:

При чтении наиболее типичны следующие ошибки:

  • трудности слияния звуков в слоги и слова;
  • взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких — глухих)
  • побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)
  • искажение слоговой структуры слов;
  • слишком медленный темп чтения;
  • нарушения понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма относятся

К числу типичных недостатков письма относятся

  • замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
  • пропуски гласных;
  • пропуски согласных в их стечении;
  • слияние слов на письме;
  • раздельное написание частей одного слова;
  • пропуски, перестановки слогов;
  • орфографические ошибки.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения поэтому фонематические процессы необходимо развивать!
  • Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения поэтому фонематические процессы необходимо развивать!

!

Этапы развития фонематического восприятия

Этапы развития фонематического восприятия

1. Различение неречевых звуков.

1. Различение неречевых звуков.

«Чудо-звуки»

«Чудо-звуки»

  • Прослушать с ребенком аудиозаписи природных звуков ( шум дождя, морской прибой , пение птиц и т.д.) Обсудить услышанные звуки- какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать.
  • Затем включать запись и спрашивать, какие звуки ты запомнил?
  • Также слушайте звуки на прогулке .
  • Зимой – скрип снега, звон сосулек.
  • Летом- стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, звенят комары.
  • Осенью – шелест сухих листьев под ногами, шум ветра и т.д.
« Слушаем тишину» Закрыть глаза и в течении 1 мин. Послушать тишину и запомнить, какие слышал звуки.( шум воды, машин, голоса,. и т.д.) « Где позвонили?» Напр. Берем колокольчик, ребенок закрывает глаза, взрослый звонит колокольчиком и спрашивает « Где звенит?»( справа, слева, снизу, сверху, за шкафом, за дверью и т.д.)
  • « Слушаем тишину»
  • Закрыть глаза и в течении 1 мин. Послушать тишину и запомнить, какие слышал звуки.( шум воды, машин, голоса,. и т.д.)
  • « Где позвонили?»
  • Напр. Берем колокольчик, ребенок закрывает глаза, взрослый звонит колокольчиком и спрашивает « Где звенит?»( справа, слева, снизу, сверху, за шкафом, за дверью и т.д.)

«

« Шумящие коробочки» Два комплекта коробочек – для себя и для ребенка, наполнить их различным материалом: песок, горох, кнопки, пуговицы, гречка. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично.
  • « Шумящие коробочки»
  • Два комплекта коробочек – для себя и для ребенка, наполнить их различным материалом: песок, горох, кнопки, пуговицы, гречка.
  • Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично.
2 .УЗНАВАНИЕ НА СЛУХ РЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.

2 .УЗНАВАНИЕ НА СЛУХ РЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.

  • « Цепочка слов»
  • Выделять последний звук в слове и придумывать слово, начинающееся на этот звук.
  • Напр. Апельси н - н оск и - и гл аа ртист.
  • « Вертолина»
  • Придумать слово начинающееся на определенный звук.
  • Напр. придумай слово, на звук «н», на «к»(кот)
« Где спрятался звук?» ( в начале слова, середине, конце) Напр. где спрятался звук « С» - сон , абрикос, коса. Можно брать любой звук.  «Чуткое ушко»  Выберете с ребенком любой звук, напр. О. Взрослый произносит ряд слов, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком « О». Напр. Оля, жук, мост, зима, кот, оса, мак, Олег, дыня, март, обруч.
  • « Где спрятался звук?»
  • ( в начале слова, середине, конце)
  • Напр. где спрятался звук « С» - сон , абрикос, коса.
  • Можно брать любой звук.
  • «Чуткое ушко»
  • Выберете с ребенком любой звук, напр. О.
  • Взрослый произносит ряд слов, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком « О».
  • Напр. Оля, жук, мост, зима, кот, оса, мак, Олег, дыня, март, обруч.
«Собери слово из звуков»

«Собери слово из звуков»

    « Угадай, сколько звуков?»  Уметь определять количество звуков в слове. Ребенку называете слово сначала из 3-х звуков ( напр. Лук, ком, сок и т.д.)- посчитай сколько звуков в слове? ( три), назови их по порядку; потом из четырех ( напр. Дома, коты, ваза и т.д.), потом из 5-ти звуков ( домик, котик и т.д.). Если ребенок затрудняется назвать количества звуков в слове, можно использовать наглядный опорный материал в виде счетных палочек или цветных карандашей по количеству звуков в слове: три звука- три карандаша и т.д.  « Сколько точек- столько букв» Используется кубик с точками. Ребенок и взрослый по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество звуков равно количеству точек.
    • « Угадай, сколько звуков?»
    • Уметь определять количество звуков в слове.
    • Ребенку называете слово сначала из 3-х звуков ( напр. Лук, ком, сок и т.д.)- посчитай сколько звуков в слове? ( три), назови их по порядку; потом из четырех ( напр. Дома, коты, ваза и т.д.), потом из 5-ти звуков ( домик, котик и т.д.). Если ребенок затрудняется назвать количества звуков в слове, можно использовать наглядный опорный материал в виде счетных палочек или цветных карандашей по количеству звуков в слове: три звука- три карандаша и т.д.
    • « Сколько точек- столько букв»
    • Используется кубик с точками. Ребенок и взрослый по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество звуков равно количеству точек.
    « Волшебные буквы»
    • « Волшебные буквы»


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Начальные классы

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 1 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    Презентация на тему "Развитие фонематического восприятия у детей"

    Автор: Шевченко Светлана Ивановна

    Дата: 21.01.2022

    Номер свидетельства: 598500

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#851 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(60) "Открытое занятие на тему «Осень»"
        ["seo_title"] => string(34) "otkrytoie_zaniatiie_na_tiemu_osien"
        ["file_id"] => string(6) "454158"
        ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1517505723"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#873 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(174) "Презентация к уроку «Дифференциация звуков В – В’, Ф – Ф’ в слогах, словах и словосочетаниях» "
        ["seo_title"] => string(99) "priezientatsiia-k-uroku-diffierientsiatsiia-zvukov-v-v-f-f-v-sloghakh-slovakh-i-slovosochietaniiakh"
        ["file_id"] => string(6) "116283"
        ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
        ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
        ["date"] => string(10) "1412390066"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#851 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
        ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
        ["file_id"] => string(6) "197660"
        ["category_seo"] => string(10) "literatura"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1428274633"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#873 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(87) "Урок обучения грамоте. Тема «Звук [ж]. Буквы Ж ж» "
        ["seo_title"] => string(52) "urok-obuchieniia-ghramotie-tiema-zvuk-zh-bukvy-zh-zh"
        ["file_id"] => string(6) "116764"
        ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1412607611"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#851 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(164) "Конспект фронтального логопедического занятия с презентацией на тему: "Животные Африки". "
        ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-frontal-nogho-loghopiedichieskogho-zaniatiia-s-priezientatsiiei-na-tiemu-zhivotnyie-afriki"
        ["file_id"] => string(6) "223551"
        ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1437831650"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Проверка свидетельства