Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи с презентацией на тему: «Животные Африки»
в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цели:
- коррекционно-образовательные цели:
1. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Животные Африки».
2. Совершенствование грамматического строя речи: образование притяжательных прилагательных, закрепление форм родительного падежа существительных, закрепление согласования существительных с числительными, обучение детей образованию сложных слов путём слияния двух слов.
3. Закрепление глагольного словаря.
4. Автоматизация правильного произношения поставленных звуков в стихотворении.
- коррекционно-развивающие цели:
1. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия.
2. Развитие голоса и интонации.
3. Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.
4. Развитие эмоций, воображения, мышления, памяти.
- коррекционно-воспитательные цели:
1. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.
2. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества в детском коллективе.
3. Воспитывать активность детей и инициативность.
Оборудование: музыкальный материал, компьютер, презентация «Животные Африки».
Ход занятия:
1.Орг. момент ( дети рассаживаются под музыкальную заставку к программе «В мире животных», автор - Ариель Рамирес).
Вспоминаем стихотворение Корней Ивановича Чуковского «Телефон»:
У меня зазвонил телефон. (слайд 2)
- Кто говорит?
А потом позвонил Крокодил …
А потом позвонили мартышки …
А вчера, поутру, Кенгуру.
Наш бегемот провалился в болото.
Сегодня мы попадём на удивительный континент, мы отправляемся с вами в Африку. (слайд 3)
Африка – это южный материк,
Он по площади велик.
В нём пустыня Калахари
И песка полно в Сахаре.
Представьте себе такую пустыню: то желтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то старые выветренные камни. Небо мглистое дышит жарой – ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. (Показываем на глобусе). А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья у них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветки. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рык хищников и визг обезьян. Здесь круглый год зелень. Это тоже Африка. А вокруг Африки океаны. И здесь тоже есть жизнь.
2. И животные в Африке очень необычные. Каких животных знаете вы? (ответы детей)
Молодцы! А теперь попробуйте, отгадайте загадки про животных Африки:
(слайд 4)
- Её скрывает, словно маска,
От всех защитная окраска.
Размечена, как пешеход,
Она по Африке идёт. (Зебра)
Если ребёнок не даёт ответ на загадку, читается загадка-рифма:
Кто ответит самый первый,
Как зовут лошадку …? зебра
2) Сел Егор между гор, говорит:
- А ну-ка, горы, Молодца везите в город! (Верблюд)
Два горба! Какое чудо!
В них продукты для …верблюда. (слайд 5)
- Этот зверь, какой-то странный:
Шея, как стрела у крана.
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится … (жираф)
Он пятнист, красив…
Тот прав,
Кто назвал его … жираф. (слайд 6)
4)У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя – маленький хвост,
Спереди у зверя – хвост большой.
Кто же это? Кто такой? (Слон)
Умница, красавец он,
Знают все, что это … слон.(слайд 7)
5)В доброй избушке
Старушка живёт.
Порой на прогулку
Тихонько идёт.
То в зарослях бродит,
То выйдет к воде,
Хотя не выходит
Из дома нигде? (Черепаха)
Панцирь в клетку, как рубаха…
Кто же это? …черепаха. (слайд 8)
6) Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много чёрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)
Кошка всем на свете брат
Хищный, гордый …леопард.(слайд 9)
7) В природе все его боятся,
Ведь он царём зверей слывёт,
Но вам не может повстречаться –
Он только в Африке живёт. (Лев)
Не привык скрывать свой гнев.
Царь зверей, свирепый …лев. (слайд 10)
8) На носу и рог и два.
Как их держит голова?
Плохо видит, бедолага,
А отсюда и отвага.
Не боится никого,
Даже Лёвы самого. (Носорог)
Если нос – огромный рог,
Кто тогда я? …носорог. (слайд 11)
9) Живёт он в реках и болотах,
Зубов так много, что не счесть
И у него одна забота –
Поймать кого-нибудь и съесть. (Крокодил)
В реке Африки живёт
Злой, зелёный пароход!
Кто б навстречу не приплыл,
Всех проглотит…крокодил.(слайд 12)
10) Захрапели носороги,
Дремлет страус длинноногий.
Толстокожий бегемот
Лег спокойно на живот.
Спит верблюд, согнув колени.
Но не спится мне …гиене!
Запах падали и тлена
Источает зверь …гиена. (слайд 13)
11) В Африке толстяк живёт,
У него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде.
Думает лишь о еде. (Бегемот)
Травку тоннами жуёт
Ненасытный … бегемот. (слайд 14)
3. Молодцы! Вот такие странные животные бродят по Африке, но они бродят не по одному. Давайте посчитаем животных: (слайд 15, 16, 17)
1 черепаха – 4 черепахи;
1 лев – 3 льва;
1 крокодил – 4 крокодила;
1 слон – 6 слонов;
1 жираф – 7 жирафов;
1 зебра – 2 зебры.
4. А вот и целая семья, назовите всех: (слайд 18, 19)
Папа – слон; мама – слониха, малыш – слонёнок; малыши – слонята.
Папа – лев; мама – львица; малыш – львёнок; малыши – львята.
У папы -жирафа и мамы - жирафа, есть жирафёнок, жирафята.
У крокодилицы и крокодила, есть крокодильчик.
У тигра и тигрицы, есть тигрёнок.
У носорога и носорожицы, есть носорожик.
У зебры и зебры, есть зебрёныш.
5. Скольких малышей вылечил добрый доктор Айболит. Кого же вылечил Айболит? (слайд 20)
- верблюжат, страусят, тигрят, бегемотиков, акулят.
6. Физ.минутка: (слайд 21)
1) Песенка Е.Железновой «У жирафа пятна-пятнышки везде…"
2) Песенка «СЛОНЁНОК» Музыка и слова Альгиса Циплаускаса.
7. А теперь отгадайте, что бывает: (слайд 22)
Слоновий … (хобот, нос, хвост, …).
Кенгуровый …(хвост, карман, малыш, …).
Носорожий …(рог, хвост, клык, малыш, …).
Черепаший …(панцирь, ребёнок, …)
Крокодиловые …(дети, яйца, слёзы, …)
Страусовые …(ноги, перья, малыши, …)
Львиная …(пасть, семья, грива, …)
8. По Африке наши звери передвигаются по-разному: (слайд 23)
Обезьянка …лазает, перепрыгивает, бегает.
Черепаха …ползёт, идёт.
Крокодил …ходит, плывёт.
Кенгуру …скачет, прыгает.
Носорог …бегает, ходит.
Гепард …бегает, перепрыгивает, несётся.
9. Интересно, а отгадаете ли вы чьи это головы? (слайд 24)
Это голова льва, значит она львиная.
А это голова обезьяны, значит она - … .
Голова крокодила, она - … .
Голова слова, она - … .
Голова тигра, она - … .
Голова черепахи, она - … .
9. Мы говорили, если у льва большая грива, он – большегривый. (слайд 25)
У страуса тонкие ноги, он – тонконогий.
Зебра ест траву, она – травоядная.
Крокодил в воде плавает, он – водоплавающий.
У обезьянки длинный хвост, она – длиннохвостая.
У жирафа длинная шея, он – длинношеей.
У слона длинный нос, он – длинноносый.
10. А давайте сравним животных, которые живут в Африке: (слайд 26)
У слона ноги сильные, а у жирафа …
У слона уши большие, а у жирафа …
Слон добрый, а крокодил …
У бегемота ноги короткие, а у жирафа …
Жираф срывает листья высоко, а носорог …
Жираф – травоядное животное, а лев - … .
11. Выучит стихотворение про бегемота, а помогут нам рисунки: (слайд 27)
БЕГЕМОТ
Огромный чудный бегемот!
Только в Африке живёт:
Круглый и большой живот,
Широко открытый рот.
Зубов у бегемота сорок,
Жует траву без остановок.
12. Иногда людей, сравнивают с животными, даже африканскими.
Говорят так: (слайд 28, 29, 30)
- «Слоновья грация» - если человек неуклюж.
- «Доходит всё, до жирафа» - если человек медленно, долго соображает.
- «Крокодиловы слёзы» - если слёзы фальшивые, притворные.
- «Львиная доля» - большая, лучшая часть чего-либо.
13. У меня есть игра, из картинок которой можно сложить странных, несуществующих животных. Голова будет от одного животного. А туловище - от другого. (слайд 31)
Крокодилозебра, слонолев, левослон, черепхообезьяна,…
14. У меня есть листочки, на которых нарисованы контуры животных Африки: бегемота, слона, обезьяны. Выберите одно животное и раскрасьте его цветными карандашами
15. Итог занятия: 1) оценка работы детей: «Молодцы! Хорошо сегодня потрудились, много сделали на занятии».
2) И по Африке погуляли: (слайд 32)
«Вот Африка – весёлая страна,
Вот Африка – чудес кругом полна,
Вот Африка – зелёный небосвод,
Здесь, в Африке, лето круглый год!»