Презентация " Методы и приемы формирования функциональной грамотности"
Презентация " Методы и приемы формирования функциональной грамотности"
В презентации раскрываются виды функциональной грамотности; цели, основные методы и приемы по ее формированию на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация " Методы и приемы формирования функциональной грамотности"»
Формирование функциональной грамотностив начальной школе
Учитель начальных классов
ГБОУ школы №346
Невского района Санкт-Петербурга
Чистякова Светлана Юрьевна
.
Умения и качества необходимые человеку 21 века
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А. Леонтьев
Основные виды Функциональной грамотности
Коммуникативная грамотность – свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной речи, а также в компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи.
Информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами.
Деятельностная грамотность- это проявление организованных умений и навыков а именно способности ставить цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, аргументируя эти изменения, осуществлять самооценку, самоконтроль, самокоррекцию.
Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется показателями:
готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию.
ЦЕЛЬ УЧИТЕЛЯ - РАЗВИТЬ РЕБЁНКА
Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое
Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение
Пространственное восприятие
Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:
проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
технология формирования типа правильной читательской деятельности;
технология проектной деятельности;
обучение на основе «учебных ситуаций»;
уровневая дифференциация обучения;
информационные и коммуникационные технологии;
технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Базовый навык функциональной грамотности
способность человека понимать и использовать письменные тексты;
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;
расширять свои знания и возможности;
участвовать в социальной жизни.
Важное внимание надо уделять развитию осознанности чтения.
« Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета ».
К.Д. Ушинский
К сплошным текстам относятся:
описание;
повествование;
рассуждение.
К несплошным текстам относятся:
графики;
диаграммы;
схемы;
таблицы;
карты;
планы и др.
Работа с разными типами текстов
Чтобы сделать работу над пониманием текста интересной для учащихся, необходимо использовать тексты необычные, вызывающие интерес, помогающие разобраться в каких-либо вопросах, связанных с обыденной жизнью. Как правило, учебные тексты часто детям непонятны, неинтересны, они большие по объему, в них мало информации, актуальной для современного школьника. Разнообразить работу на уроках можно с помощью «необычных» текстов.
Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство»
Пробно-поисковые ситуации;
Беседы-дискуссии;
Сам задай вопрос;
Личный пример учителя;
Приём устного словесного рисования;
Словарно-стилистическая работа;
Элементы драматизации.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
1. «Чтение с остановками» 2. «Синквейн» 3. «Работа с вопросником» 4. «Знаю, узнал, хочу узнать» 5. «Мозговой штурм» 6. «Уголки» 7. «Написание творческих работ» 8. «Создание викторины» 9. «Логическая цепочка» 10. «Тонкие и толстые вопросы» и др.
Примеры ключевых словтолстых и тонких вопросов
Тонкие вопросы
Кто…? Что…?
Когда…? Может…?
Будет…? Мог ли …?
Верно ли …? Было ли …?
Как звали …?
Согласны ли Вы…?
Толстые вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете (думаете) …?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Работа с вопросником
2. Выбери НЕВЕРНОЕ утверждение.
Впервые библиотеки появились на Древнем Востоке.
Первую известную на территории Древнего Востока библиотеку основал Ярослав Мудрый.
Первую известную на территории Древней Руси библиотеку основал Ярослав Мудрый.
Внимательно прочитай текст.
Впервые библиотеки появились на Древнем Востоке. Библиотекой называли глиняных табличек с записанными на многих языках текстами по грамматике, астрономии, истории, медицине.
Первую известную древнерусскую библиотеку основал в Киеве князь Ярослав Мудрый. Там хранились церковные книги, переписывались исторические хроники, летописи, лечебники, сочинения по географии.
1.Выбери заголовок к прочитанному тексту:
Первые книги
Первые библиотеки
Ярослав Мудрый
Умение самостоятельно создаватьи оформлять несплошной текст
Умение переводить информацию в другие текстовые формы.(Создать сплошной текст на основе несплошного текста)
Математика 2 класс
Задание: Кассовый чек
Задача:
У мамы было 500 рублей. Она купила в магазине кефир за 25 рублей, сметану за 55 рублей, творог за 20 рублей. Сколько денег осталось у мамы?
Умение использовать полученную информацию для решения учебной задачи:
* формулирование системы вопросов (заданий) на основе содержания прочитанного несплошного текста;
*использование полученной информации в новой ситуации;
*сопоставление новой и ранее полученной информации; *выполнение мини-проекта (проекта) на определённую тему с использованием в том числе информации , извлечённой из несплошных текстов.
Окружающий мир: Мини-проект «Из чего состоит наша пища?»
Изучите плакат и расскажите о чудесах и свойствах русского языка.
Математическая грамотность
Это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,заинтересованному и мыслящему гражданину
Логические задания на уроках математики:Ребусы
Заполнить пустые места
Продолжить числовые ряды
24, 21, 19, 18, 15, 13, …, …, 7.
1, 4, 9, 16, …, …, 49, 64, 81, 100.
16, 17, 15, 18, 14, 19, ….
1, 3, 6, 8, 16, 18, …, …, 76, 78.
24, 22, 19, 15, …, ….
Различные формы работы над задачей
Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного
Решение обратных задач
Решение задач различными способами
Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу
Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку")
Самостоятельное составление задач учащимися
Решение задач с недостающими данными
Изменение вопроса задачи
Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение
Составление аналогичной задачи с измененными данными
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19.
В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19 ?
Закономерности в числах
Впишите в свободный сектор последнего кружка число, которое соответствовало бы закономерности, объединяющей все остальные числа.
РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ С ЗАШИФРОВАННЫМИ ЧИСЛАМИ
Маша каждый день получает замечание, потому что опаздывает на первый урок в школе. Это е очень огорчает. Но прийти вовремя у Маши не получается. Помогите девочке рассчитать, когда надо выйти из дома, чтобы не опоздать на первый урок и не очень долго ждать начала уроков.
Известно, что начало занятий в школе-
8ч 30 мин, а на дорогу в школу Маша тратит 15 минут, если идёт спокойным шагом и нигде не задерживается.
Запишите данные в таблицу.
Учебная ситуация
- Что может измениться в условии, что изменит вопрос задачи?
Начало занятий
Время прихода в школу
8ч 30мин
Время, затраченное на дорогу
8ч 15 мин
15 мин
Время выхода из дома
8 ч
Естественнонаучная грамотность
Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучнойпроблематикой
КАК УЗНАТЬ?
Практическая работа.В каком продукте есть крахмал?
ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИТЬ!
Некоторые растения защищаются 1) острыми шипами;
2) жгучими волосками;
3) горьким вкусом.
Обозначь эти растения номерами.
А как защищаются животные?
Рассмотри рисунки и попробуй объяснить, кто как защищается.
СДЕЛАЙ ВЫВОД.
ИГРА «ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ ВОДА?»
Модельформирования и развития функциональной грамотности