Ковровая вышивка - часть декоративно – прикладного искусства, формирующая навыки функциональной грамотности".
Ковровая вышивка - часть декоративно – прикладного искусства, формирующая навыки функциональной грамотности".
Авторская программа курсов по выбору
"Ковровая вышивка - часть декоративно – прикладного искусства, формирующая навыки функциональной грамотности".
Пояснительная записка
Работа курсов по выбору строится из расчета 1 час в неделю.
В программе курсов раскрывается не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты – описание знаний, умений и навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий, развиваемые способности и качества личности.
Большое значение имеет продуманный выбор объектов труда.
Необходимым подспорьем для руководителя курсов служит календарно- тематический план, в котором предусматриваются даты проведения занятий, названия разделов и тем, основные понятия, содержание практической деятельности, методическое обеспечение и оборудование. При его обсуждении с членами курсов по выбору следует по возможности учесть их предложения и пожелания. Важно, чтобы учащиеся сами стали организаторами жизни курсов, почувствовали ответственность за его работу, а руководитель умело, тактично управлял их деятельностью.
На основе календарно- тематического плана разрабатываются и проводятся конкретные занятия. Готовясь к каждому из них, руководитель уточняет содержание работы, подбирает требуемое оборудование, материалы.
Основным отчетным документом курсов является учебный журнал. В начале года в него вносятся сведения о всех кружковцах. Здесь указывается тема каждого занятия, отмечаются присутствующие. Кроме этого, руководителю курсов рекомендуется вести дневник работы, в который обычно вписывается план занятия, опорные понятия, перечень выполняемых изделий, краткие выводы из наблюдений за работой отдельных учащихся и т.д.
Итоги работы курсов по выбору подводятся в конце учебного года и наряду с устной оценкой достижений каждого учащегося подкрепляются выставкой их творческих работ.
Для регулярного посещения школьницами курсовых занятий большое значение имеет регламент работы курсов. Режим его работы должен быть стабильным, согласованным с расписанием учебных занятий и проведением других мероприятий в школе.
История возникновения ковровой вышивки
История ковроткачества тянется издалека. Самая древняя находка – изделия из ткани, меха, войлока, принадлежавшие кочевым племенам, обитавшим в районе Алтая в V- III веках до нашей эры. Благодаря вечной мерзлоте они сохранились, а не рассыпались в прах, когда археологи доставали их из знаменитых Пазырыкских курганов. Шерстяные ковры с изображением черепах, рыб, водорослей были обнаружены и в других местах, например, близ Урги в монгольских степях.
Во все времена ковровая вышивка ценилась как особая роскошь, доступная избранным. И сегодня ковровая вышивка ручной работы остается драгоценным даром, раскрывающим своё богатство лишь при общении, при контакте….
Работы, выполненные в технике ручной вышивки - это целый мир богатства и неповторимости образов. Здесь всё: старина и современность, шутка и строгость, конкретика и абстракция. Здесь перед Вами:
-Полностью ручная работа!
-Совершенное мастерство юных мастериц;
-Никакого ограничения в стиле: абстракция, модерн, реализм….всё, что угодно;
-Великолепное владение цветом;
-Яркие, богатые, насыщенные композиции.
Создание ковровой вышивки – процесс долгий, трудоёмкий и зависит от сложности задуманного изображения. Ручная работа подобна чуду: из воздуха и ниток рождается уникальное полотно, где каждый узелок несёт энергию сердца, любви и доброты мастера.
Цель программы:
– освоение технологических знаний, овладение практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации
В процессе преподавания предмета “Технология” решаются следующие задачи:
Задачи:
сформировать представления об историческом развитии ковроделия и ковровой вышивки;
сформировать представления о различных способах работы в технике ковроделия; сформировать навыки художественной обработки ткани;
организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся;
Занятия различными видами декоративно-прикладного искусства - это специфический вид трудовой деятельности, требующий доводить начатое дело до конца. Процесс труда по художественной обработке материалов с его ритмом, темпом, игровым оформлением увлекает учащихся, содействует выявлению их способностей. Они приобретают умение самостоятельно трудиться, стремление создавать прекрасное. Результаты труда приносят учащимся творческое удовлетворение, оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие. Занятия формируют универсальные способности, творческую направленность в трудовом процессе, т.е. развивают такие качества личности, которые потребуются выпускникам школы в дальнейшей жизни, каким бы видом деятельности они ни занимались.
Изделия, выполненные в технике ковровой вышивки, всегда оригинальны и неповторимы, сюжеты вышивки создаются самими учащимися. Декоративная композиция выступает в роли красочного акцента в интерьере.
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.
Одним из важных условий реализации программы является развитие у детей активного стремления к личному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение, самоутверждение. Необходимо чтобы учащиеся проявили интерес к творческим технологиям, которые связаны с расширением знаний, с формированием умений и навыков по декоративно-прикладному творчеству, желанием самостоятельно заниматься творческим трудом. Таким образом, происходит формирование системы личных ценностей, которые определяют содержание деятельности учеников, сферу общения, избирательность отношения к людям, оценки людей и самооценку.
Следовательно, профессиональные интересы возникают в собственном учении и в труде, и это создает благоприятные возможности для развития деловых и личностных качеств учащихся. Значит, декоративно-прикладное искусство, как один из видов трудового воспитания, дает детям возможность не только приобрести различные ремесленные навыки, но и возможность самоутвердиться и самореализоваться через творческий процесс.
Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Таким образом, достижение цели и решение задач предполагается осуществлять посредством использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения. Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей. Применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.
Несмотря на то, что занятия носят главным образом практический характер, теоретические сведения также необходимы. В беседах содержатся сведения о технологии ковровой вышивки, их декоративных и технологических свойствах. Также рассказывается технология изготовления инструмента для ковровой вышивки, о правилах и приемах работы ручными инструментами, сообщаются сведения по охране труда.
Актуальность программы заключается в возможности целостного и систематичного подхода к решению задач художественного развития.
Материалы и инструменты, необходимые для ковровой вышивки:
специальная ткань (страмин) или мешковина,
подходящие нитки,
специальная игла,
линейка,
ножницы,
пяльцы или деревянная рамка.
Содержание учебного материла
8-й класс (34 часа)
Раздел 1. Введение, правила ТБ (2 часа)
Тема 1. Введение в предмет “Технология” (1 час)
Цели и задачи предмета. Разделы предмета и объекты труда. Необходимые инструменты, материалы, приспособления. Творческий проект, требования к его оформлению. Научная организация труда.
Основное понятие темы: технология, творческий проект, научная организация труда.
Тема 2. Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете.(1 час)
Внутренний распорядок и правила поведения в кабинете. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Правила оказания первой помощи.
Основные понятия темы: правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования.
Раздел 2. Декоративно-прикладное творчество (16 часов)
Тема 3 Ковровая вышивка как часть декоративно – прикладного искусства (2 час)
Анализ существующего состояния.
Посещение выставки изделий, выполненных в технике ковровой вышивки. Презентации работ в технике “Вышивка ковровая”.
Изучение казахского народного орнаментов.
Использование цветовой гаммы в авторских изделиях.
Тема 4 Ковровые композиции (2 час)
Обоснование проектной работы.
Создание банка идей и предложений.
Выбор проектного изделия.
Изучение литературы, сбор информации.
Тема 5. Оборудование, инструменты, материалы по ковроткачеству в технике ковровой вышивки (1 час)
Упражнения по заправке нити в ковровую иглу.
Упражнения работы на демонстрационном изделии.
Правила техники безопасности при работе ковровой иглой.
Тема 6. Изготовление проектного изделия: подготовка основы к работе (2 часа)
Составление эскиза на бумаге.
Перенос рисунка на ткань.
Технология работы ковровой иглой.
Тема 7. Изготовление проектного изделия: подготовка пряжи к работе (1 час)
Цветовой и фактурный подбор пряжи.
Практическая работа.
Тема 8. Изготовление проектного изделия:
технологическая карта (2 час)
Составление технологической карты: работа над изделием.
Просмотр содержимого документа
«Ковровая вышивка - часть декоративно – прикладного искусства, формирующая навыки функциональной грамотности". »
Авторская программа курсов по выбору "Ковровая вышивка - часть декоративно – прикладного искусства, формирующая навыки функциональной грамотности".
Пояснительная записка
Работа курсов по выбору строится из расчета 1 час в неделю.
В программе курсов раскрывается не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты – описание знаний, умений и навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий, развиваемые способности и качества личности.
Большое значение имеет продуманный выбор объектов труда.
Необходимым подспорьем для руководителя курсов служит календарно- тематический план, в котором предусматриваются даты проведения занятий, названия разделов и тем, основные понятия, содержание практической деятельности, методическое обеспечение и оборудование. При его обсуждении с членами курсов по выбору следует по возможности учесть их предложения и пожелания. Важно, чтобы учащиеся сами стали организаторами жизни курсов, почувствовали ответственность за его работу, а руководитель умело, тактично управлял их деятельностью.
На основе календарно- тематического плана разрабатываются и проводятся конкретные занятия. Готовясь к каждому из них, руководитель уточняет содержание работы, подбирает требуемое оборудование, материалы.
Основным отчетным документом курсов является учебный журнал. В начале года в него вносятся сведения о всех кружковцах. Здесь указывается тема каждого занятия, отмечаются присутствующие. Кроме этого, руководителю курсов рекомендуется вести дневник работы, в который обычно вписывается план занятия, опорные понятия, перечень выполняемых изделий, краткие выводы из наблюдений за работой отдельных учащихся и т.д.
Итоги работы курсов по выбору подводятся в конце учебного года и наряду с устной оценкой достижений каждого учащегося подкрепляются выставкой их творческих работ.
Для регулярного посещения школьницами курсовых занятий большое значение имеет регламент работы курсов. Режим его работы должен быть стабильным, согласованным с расписанием учебных занятий и проведением других мероприятий в школе.
История возникновения ковровой вышивки
История ковроткачества тянется издалека. Самая древняя находка – изделия из ткани, меха, войлока, принадлежавшие кочевым племенам, обитавшим в районе Алтая в V- III веках до нашей эры. Благодаря вечной мерзлоте они сохранились, а не рассыпались в прах, когда археологи доставали их из знаменитых Пазырыкских курганов. Шерстяные ковры с изображением черепах, рыб, водорослей были обнаружены и в других местах, например, близ Урги в монгольских степях.
Во все времена ковровая вышивка ценилась как особая роскошь, доступная избранным. И сегодня ковровая вышивка ручной работы остается драгоценным даром, раскрывающим своё богатство лишь при общении, при контакте….
Работы, выполненные в технике ручной вышивки - это целый мир богатства и неповторимости образов. Здесь всё: старина и современность, шутка и строгость, конкретика и абстракция. Здесь перед Вами:
-Полностью ручная работа!
-Совершенное мастерство юных мастериц;
-Никакого ограничения в стиле: абстракция, модерн, реализм….всё, что угодно;
-Великолепное владение цветом;
-Яркие, богатые, насыщенные композиции.
Создание ковровой вышивки – процесс долгий, трудоёмкий и зависит от сложности задуманного изображения. Ручная работа подобна чуду: из воздуха и ниток рождается уникальное полотно, где каждый узелок несёт энергию сердца, любви и доброты мастера.
Цель программы:
– освоение технологических знаний, овладение практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации
В процессе преподавания предмета “Технология” решаются следующие задачи:
Задачи:
сформировать представления об историческом развитии ковроделия и ковровой вышивки;
сформировать представления о различных способах работы в технике ковроделия; сформировать навыки художественной обработки ткани;
организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся;
Занятия различными видами декоративно-прикладного искусства - это специфический вид трудовой деятельности, требующий доводить начатое дело до конца. Процесс труда по художественной обработке материалов с его ритмом, темпом, игровым оформлением увлекает учащихся, содействует выявлению их способностей. Они приобретают умение самостоятельно трудиться, стремление создавать прекрасное. Результаты труда приносят учащимся творческое удовлетворение, оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие. Занятия формируют универсальные способности, творческую направленность в трудовом процессе, т.е. развивают такие качества личности, которые потребуются выпускникам школы в дальнейшей жизни, каким бы видом деятельности они ни занимались.
Изделия, выполненные в технике ковровой вышивки, всегда оригинальны и неповторимы, сюжеты вышивки создаются самими учащимися. Декоративная композиция выступает в роли красочного акцента в интерьере.
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.
Одним из важных условий реализации программы является развитие у детей активного стремления к личному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение, самоутверждение. Необходимо чтобы учащиеся проявили интерес к творческим технологиям, которые связаны с расширением знаний, с формированием умений и навыков по декоративно-прикладному творчеству, желанием самостоятельно заниматься творческим трудом. Таким образом, происходит формирование системы личных ценностей, которые определяют содержание деятельности учеников, сферу общения, избирательность отношения к людям, оценки людей и самооценку.
Следовательно, профессиональные интересы возникают в собственном учении и в труде, и это создает благоприятные возможности для развития деловых и личностных качеств учащихся. Значит, декоративно-прикладное искусство, как один из видов трудового воспитания, дает детям возможность не только приобрести различные ремесленные навыки, но и возможность самоутвердиться и самореализоваться через творческий процесс.
Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Таким образом, достижение цели и решение задач предполагается осуществлять посредством использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения. Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей. Применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.
Несмотря на то, что занятия носят главным образом практический характер, теоретические сведения также необходимы. В беседах содержатся сведения о технологии ковровой вышивки, их декоративных и технологических свойствах. Также рассказывается технология изготовления инструмента для ковровой вышивки, о правилах и приемах работы ручными инструментами, сообщаются сведения по охране труда.
Актуальность программы заключается в возможности целостного и систематичного подхода к решению задач художественного развития.
Материалы и инструменты, необходимые для ковровой вышивки:
специальная ткань (страмин) или мешковина,
подходящие нитки,
специальная игла,
линейка,
ножницы,
пяльцы или деревянная рамка.
Содержание учебного материла 8-й класс (34 часа) Раздел 1. Введение, правила ТБ (2 часа)
Тема 1. Введение в предмет “Технология”(1 час)
Цели и задачи предмета. Разделы предмета и объекты труда. Необходимые инструменты, материалы, приспособления. Творческий проект, требования к его оформлению. Научная организация труда.
Основное понятие темы:технология, творческий проект, научная организация труда.
Тема 2. Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете.(1 час)
Внутренний распорядок и правила поведения в кабинете. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Правила оказания первой помощи.
Основные понятия темы:правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования.
Раздел 2. Декоративно-прикладное творчество (16 часов)
Тема 3 Ковровая вышивка как часть декоративно – прикладного искусства (2 час)
Анализ существующего состояния.
Посещение выставки изделий, выполненных в технике ковровой вышивки. Презентации работ в технике “Вышивка ковровая”.
Изучение казахского народного орнаментов.
Использование цветовой гаммы в авторских изделиях.
Тема 4 Ковровые композиции (2 час)
Обоснование проектной работы.
Создание банка идей и предложений.
Выбор проектного изделия.
Изучение литературы, сбор информации.
Тема 5. Оборудование, инструменты, материалы по ковроткачеству в технике ковровой вышивки (1 час)
Упражнения по заправке нити в ковровую иглу.
Упражнения работы на демонстрационном изделии.
Правила техники безопасности при работе ковровой иглой.
Тема 6. Изготовление проектного изделия: подготовка основы к работе (2 часа)
Составление эскиза на бумаге.
Перенос рисунка на ткань.
Технология работы ковровой иглой.
Тема 7. Изготовление проектного изделия: подготовка пряжи к работе (1 час)
Цветовой и фактурный подбор пряжи.
Практическая работа.
Тема 8. Изготовление проектного изделия:
технологическая карта (2 час)
Составление технологической карты: работа над изделием.