1. Личностные: формировать соответственную положительную самооценку, расширять познавательные интересы
2. Метапредметные (УУД):
2.1. Познавательные: уметь выявлять особенности разных объектов в процессе их рассмотрения; осуществлять анализ, сравнение, классификацию по самостоятельно определенным критериям; использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи.
2.2. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; оперировать диалогической формой речи; соблюдать грамматические нормы произношения и интонационную выразительность речи.
2.3. Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.
3. Предметные: обобщать и систематизировать знания о частях речи. Знакомиться с именем числительным как частью речи. Опознавать количественные и порядковые числительные в речи. Находить в тексте слова по заданным грамматическим признакам.
Используемые технологии (в т.ч. ИКТ): ИКТ, игровая технология, технология проблемного обучения.
Этапы урока (время, минуты) | Содержание и деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые метапредметные результаты | Примечание |
Организационный момент. | - «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К. Паустовский) - Историю и традиции нашей страны мы изучаем через родной язык. В русском языке есть свои тайны и секреты, которые мы приоткрываем на наших уроках. На уроках Основы религиозных культур и светской этики мы часто говорим о каких-то достижениях: в культуре, в спорте, в труде. А каким словом можно заменить словосочетание «наивысшее достижение»? - Как вы думаете, а есть ли в русском языке рекорды? - Из значения слова мы понимаем, что это наивысший показатель чего-либо. Прочитайте два предложения, в которых есть слово - рекордсмен существительное и наречие: (текст предложений появляется на экране) На уроках химии одиннадцатиклассница Лена Иванова сделала интересное открытие. Ученик Антон Егоров неудовлетворительно выполнил контрольную работу. Словарная работа: Назовите синонимы слова «одиннадцатиклассница», назовите синонимы слова «неудовлетворительно», запишите эти слова в словарную работу. Какие виды орфограмм вы встретили? Назовите их. - Это самое большое одушевлённое существительное и самое большое наречие. Докажите, что это действительно рекорд. (На экране: Одиннадцатиклассница - 20 букв, неудовлетворительно - 19 букв). | Высказывают предположения о лексическом значении слова «рекорд». Один из учащихся работает с толковым словарём и в конце прочитывает значение слова. Высказывают предположения, какие это могут быть слова. | Регулятивные: формирование умения оценивать своё настроение. Коммуникативные: умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, умения оценивать работу других. Познавательные: осуществление анализа, синтеза, сравнения | |
Называют синонимы слов (выпускница, ученица, старшеклассница, и т.п. К наречию - плохо, неудачно, спустя рукава), выделяют виды орфограмм в словах. Считают и называют количество букв в каждом из слов. | Познавательные: осуществление анализа, синтеза, сравнения Коммуникативные: умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, формирование умения внутригруппового взаимодействия. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование путей решения. | |
2. Постановка целей. | - Давайте составим предложения о рекорде этих слов. - При записи предложений мы использовали математические знаки. Как мы их называем? (цифры). Но произносим мы слова. - Попробуйте записать эти предложения, заменив математические знаки словами. - Как вы думаете, к какой части речи мы отнесём слова записанные цифрами? - По всем признакам эти слова не относятся к этим частям речи. Какой вывод мы можем сделать? Это новая часть речи. Как она называется? (На экране: Имя числительное). - Что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? На какие вопросы мы будем отвечать на уроке? Чтобы вам хотелось узнать? | - Предлагают варианты предложений. - Высказывают предположения. Чаще всего называют прилагательные или наречия. Для доказательства своих слов дети должны вспомнить, что обозначает прилагательное, на какие вопросы отвечает, что обозначает наречие, на какие вопросы отвечает. Ставят цели работы на уроке, формулируют вопросы о новой части речи. | Познавательные: осуществление анализа, синтеза, сравнения. Коммуникативные: умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, формирование умения внутригруппового взаимодействия. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование путей решения. | |
3. Работа над новым понятием. | - Тему рекордов мы сейчас продолжим. В разных областях культуры, спорта, науки достигаются свои рекорды. В большинстве случаев, если этот рекорд не принадлежит к области природы, то к нему причастен человек. На экране: Первый самый высокий мальчик в возрасте двенадцати лет был зарегистрирован в городе Миассе. Рост Ильи составил сто девяносто пять сантиметров и два миллиметра. - Сейчас вам предстоит работа в парах. Нужно выбрать и записать в тетради слова, которые являются числительными. При этом вы будете устанавливать свой классный рекорд: нужно быстро справиться с заданием и аккуратно его записать в тетрадь. - Задание для работы в парах: поставить вопрос к каждому числительному. Сделать наблюдения и вывод. - Как вы думаете, это числительные, которые отвечают на один и тот же вопрос, разные или одинаковые? Чем они отличаются? Сделайте вывод. Сравните свой вывод с учебником стр. 84рубрика «Тайны языка» | Обсудить в парах, выбрать слова, записать. - Оцениваются первые три пары по критериям: быстрота выполнения, правильность выполнения, аккуратность записи. Им выдаются «золотая» медаль рекордсменов. - В процессе обсуждения нужно выяснить, что к слову «первый» подходит вопрос «какой?», а ко всем остальным числительным «сколько?» | Познавательные: работа с информацией, моделирование, логические УУД. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнёра, диалог в паре. Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция. | Проверка: Первый самый высокий мальчик в возрасте двенадцати лет был зарегистрирован в городе Миассе. Рост Ильи составил сто девяносто пять сантиметров и два миллиметра. |
4. Физминутка. | | | | |
5. Закрепление материала. | - Продолжаем ставить свои рекорды! Для начала поставьте цель работы над упражнением 1 на стр.84. Какие критерии мы будем предъявлять при подведении результатов? | - Ставят перед собой цель работы, выполняют, оценивают качество работы. При подведении итогов можно выдать «золотые», «серебряные», «бронзовые» медали по мнению учащихся. | Личностные: высказывание предположений, принятие точки зрения другого. Регулятивные: учащиеся участвуют в диалоге - побуждении, соблюдая нормы речевого этикета. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | |
6. Подведение итогов. | - Удалось ли вам сегодня на уроке поставить свой личный рекорд? Попробуйте рассказать о нём с помощью новой части речи - числительного. | - Рассказать о своём личном достижении. Назвать виды числительных. | Познавательные: работать с информацией, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка). Коммуникативные: слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения, распределять роли в парах, группах и выполнять задание соответственно ролям и функциям; работать в информационнообразовательной среде. Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять учебную задачу; планировать, контролировать и оценивать свою деятельность. | |
7. Домашняя работа. | - Домашнее задание на выбор: 1. Запишите 4-5 словосочетаний с именами числительными. 2. Придумайте и запишите 4-5 предложений о любом вашем семейном рекорде, используя в предложениях имена числительные | Записывают домашнее задание. | | |